Мат в школе беседа

Обновлено: 08.07.2024

ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду.

2. Информировать об истоках русского мата, сквернословия; сравнить

принципиальную основу образования и появления таких слов в других языках и как результат - неупотребление в речи этих слов.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой

Форма работы:беседа, презентация

С языком,с человеческим словом,с речью безнаказанно шутить нельзя;словесная речь человека-это видимая,осязаемая связь,союзное звено между телом и духом.

Ход часа общения.

Мы рады,что вы смоги оценить важность темы,которую мы предлагаем вашему вниманию

и приглашаем вместе с нами к разговору.

А начать наш разговор хочется с одной легенды:

Скажите мне ребята, почему Эзоп считал, что язык и друг и враг? (ответы детей)

Воспитатель : Так о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? (О языке) Правильно, о нашем с вами языке, а именно о нецензурной речи, которую вы употребляете. (слайд 1)

Воспитатель :Да!К языку нужно относиться с большой осторожностью и уважением. При неумелом и небрежном отношении он может создать нам массу проблем,при правильном-станет другом.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг,подумай,не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

2 Основная часть.

Воспитатель : Русский язык отличается от других языков красотой,гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но можно ли считать,что язык,созданный великими предками,его потенциал,богатство неистощимы?Можно ли утверждать,что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? (слайд 2)

К сожалению,наблюдается снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, расшатываются традиционные литературные нормы.

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом около сотни. В активном же словарном запасе около 20-30. Но очень активно используются замены этих слов : е-мое, е-п-р-с-т, ексиль-моксиль и т. д.

Так что же такое матерная речь или как принято говорить в народе мат? Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельхохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А. Олянин провел целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. (слайд 4)

На примере этих размышлений,нецензурная брань –это самый безобразный враг родного языка. Многие народы имели особые запреты, табу, на подобные слова., т. к. вызывали демонов и злых духов.

До середины 19 века сквернословие было не распространено даже в деревнях и было уголовно наказуемым деянием. До революции за матерную брань секли на площади,это была политика государства. А во времена Алексея Михайловича Романова по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание, вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом вышла и на улицы городов. И постепенно сквернословие из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. И постепенно распространилось по всей Руси, и очень огорчает, что огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей вставляют в свою речь матерные слова. (слайды 6-7)

Воспитатель : Есть предположение, что нецензурная брань досталась нам от моноголо-татарского ига. Для кочевых племен было важно не нарушать деторождение, обеспечивающее господствующее преимущество. Поэтому они обзывали и ругали интимные отношения. Так же матерная речь берет свои истоки в обрядах языческого происхождения, ритуалах. Человек, произносящий такие слова, проклинает не только себя, но и весь свой род в первую очередь и только потом других людей,он как бы призывает беса, дьявола. А эти бесы влияют на здоровье, настроение, состояние финансов, а так же на взаимоотношения с другими людьми.

Вот как бранные слова влияют на воду, а ведь человек, в зависимости от возраста состоит на 70-90 % воды. А так же мат влияет на самого челоека! Посмотрите, что происходит с нами при употреблении нецензурных выражений. (слайд 16-18)

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека. Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. (слайд 20-21)

Воспитатель : А сейчас поговорим о происхождении некоторых бранных слов.

1 Язык мой – враг мой.

2 Язык мой – друг мой.

3 Можно научиться сдерживать свои эмоции и говорить без употребления нецензурных слов.

4 Речевая культура многим не по плечу.

5 Скверные слова лично мне неприятны, а вам?

6 Мату много лет – спасенья от него нет.

7 Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.

8 Можно матом покрывать и при этом уважать.

9 Лучше матириться, чем молча злиться.

9 Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

Дети делятся на группы, каждой группе дается лист бумаги и цветные карандаши.

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

Дети записывают или рисуют ассоциации, затем зачитывают или объясняют, обсуждают. А задача воспитателя подвести к мысли, что только нецензурная брань вызывает отрицательные эмоции и рисунок тусклый, с преобладанием темных тонов,что вызывает в нас отрицательные эмоции.

4 Рефлексия

Воспитатель : А как вы думаете, почему люди употребляют нецензурные слова? (ответы детей) Молодцы, посмотрите на доску, здесь написаны основные причины почему человек ругается. (на доске плакат)

1 Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по другому.

2 Отрицательное влияние окружающих (плохая компания) и неспособность противостоять ему.

3 Злоба, гнев, ненависть. Агрессия, неадекватность поведения.

5 Скверный характер. Вредные привычки.

6 Неуважение к окружающим.

7 Отсутствие внутреннего самоконтороля.

(обсуждение каждого пункта с детьми)

Воспитатель : Ребята, а можем ли мы сами бороться со сквернословием и как? (да, можем. Другие ответы детей)

1 Повышение общего уровня культуры и грамотности.

2 Глубокое изучение русского языка и литературы.

3 Воспитание любви к людям. Доброты.

4 Ужесточение законов, штрафы, цензура.

5 Воспитание примером в семье с малых лет.

6 Пропаганда здорового образа жизни.

7 наказание хамов презрением, игнорированием.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Возможно, если б человек видел. Какую силу несет плохое слово, он бы не произносил его никогда.

Л. Н. Толстой писал: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, и словом можно их разъединить. Словом можно служить любви, словом же можно служить вреде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Ни одна из религий не поощряет сквернословие. Это считается тяжким грехом. (слайды 23-24)

И хотелось бы закончить наше занятие такими словами :

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, словом можно купить,

Слово можно в разящий венец перелить.

Прикреплённые файлы:

План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.

Ученики начальной школы

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Чего делать не надо?

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

Что делать обязательно нужно?

Удерживать взрослую позицию

Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции

Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики.

Помогать формировать коммуникативные навыки

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тактичность и нецензурная брань.

Цель: профилактика нецензурной лексики среди подростков; дать понятие нецензурной брани; ознакомить с одним из видов правонарушений и наказанием за нецензурную брань.

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, разъяснить, что является сквернословием; формирование у учащихся понимания того, что совершая проступок, они должны отвечать за него.

Речь - это показатель ума.

Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется :

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Ответственность за нецензурную брань

В повседневной жизни мы можем столкнуться с ненормативной лексикой, употребляемой окружающими. Использование нецензурной брани недопустимо, поскольку унижает честь и достоинство конкретного лица или выражает неуважение к морально-этическим нормам, сложившимся в обществе.

Нецензурную лексику можно определить как предельно экспрессивные выражения, которые признаются абсолютно недопустимыми в публичном употреблении в любой форме устной или письменной речи. Нецензурная лексика может быть использована для того, чтобы оскорбить другого человека. Однако она также может употребляться безадресно, для спонтанного выброса эмоций, в качестве эмоционального междометия, хотя это не снимает запрета на ее употребление.

В случае если нецензурная брань высказывается в отношении определенного лица, гражданин, осуществляющий данные действия, может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. За совершение указанного правонарушения предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.

Помимо привлечения к административной ответственности Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает также возможность взыскания морального вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.

Согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Совершение правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере до 2,5 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Рефлексия: А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________ Спасибо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие "Мат - не наш формат!" направлено на предупреждение у школьников старшего и среднего звена употребления в речи бранных слов, ругательств, мата. Задача педагога познакомить учащихся с историей происхождения сквернословия, дать определение новых рассматриваемых понятий; рассказать о влиянии использования в речи ругательств на окружающих людей, животных, природу. Классный час напрвлен на воспитание нежелательного употребления в речи нецензурных выражений, уважительного отношения к русскому языку.

Классный час "Мат – не наш формат!"

Цели: предупредить употребление в речи детей бранных слов, ругательства, мата; познакомить с влиянием слов на человека, животных, растения, воду;

информировать об истоках русского мата;

воспитывать нежелание употреблять нецензурные слова, уважение к родному языку как неотъемлемой составляющей патриотизма.

Оборудование: анкетирование "Моё отношение к сквернословию", поговорка на доске "Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!"

Ход занятия:

Вступительное слово педагога.

- Сегодня мы поговорим о тех словах, которые вы часто употребляете в своей речи, особенно старшие ребята, которые вы стареетесь произнести в отсутствие взрослых, если услышит из взрослых кто-то такие слова вас обязательно ругают, и в большей степени такие слова мы используем для того, чтобы перед окружающими продемонстрировать свою взрослость и "крутость". О каких словах я говорю?

Знакомство с темой занятия.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа", мат, ненормативная лексика и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". В словаре В. Даля сказано: "Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное".

- Теперь поговорим о корнях сквернословия.

Сквернословие. Еще три десятка лет назад его нельзя было услышать с теле- и киноэкранов. Да и в общественных местах не часто раздавалась матерная брань, сегодня матом не ругаются – им разговаривают парой даже малые дети.

Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок потустороннего мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства, свою неприязнь к нему. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней.

В наше время мат используется для:

1)повышения эмоциональности речи,

3)оскорбления, унижения адресата речи,

5)демонстрации отсутствия страха,

6)демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

Анкетирование "Моё отношение к сквернословию".

После проведения анкетирования бланки с ответами на вопросы забираются педагогом для дальнейшего анализирования (анкета прилагается).

Отношение государства.

Ст. 20,ч.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Демонстрация презентации "Мат не наш формат" с объяснением вреда сквернословия.

Государство пытается помочь населению своими методами. Нецензурная брань является и административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство. В начале марта 2004 года нижняя палата Конгресса США подавляющим большинством голосов одобрила законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение наказания за загрязнение телевизионного и радиоэфира нецензурными выражениями и непристойностями. Штраф за подобные правонарушения теперь составит полмиллиона долларов.

Рост культурного уровня населения делает культуру речи одной из актуальных проблем. Основы ее закладываются в детстве, в годы учебы. Школа уделяет внимание правильному развитию речи, т.е соответствия её литературной языковой норме. Но какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Сквернословие стало "нормой" для современного человека, если не носителя "великого и могучего русского языка", так его безропотного "слушателя". С научной точки зрения "ненормативная лексика" заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего поколения. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось.

Молодые люди Свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение.

В современном обществе потеряны важные человеческие ценности: искренность, честность, доброжелательность, душевность, бескорыстие, слова и выражения не наполнены высокой духовности и культуры. Отсюда же – вспышка наркомании, алкоголизма, преступности.

Сквернословие приносит нежелательные последствия.

Во-первых, сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения. Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали - грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится.

Пример, вместе с коллегами ученые в лаборатории Санкт-Петербурга в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

Как же избавиться от сквернословия?

Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.

Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника.

Попробуйте как-нибудь на досуге мысленно поговорить с людьми в следующих ситуациях:

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).

Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж, помедитировать. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

Работа с высказываниями.

- Как вы можете объяснить поговорку:

"Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!"

Подведение итога занятия.

- Ответьте честно, после нашего занятия у кого-то изменилось отношение к бранным словам? Какие выводы вы для себя сделали?

- Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России. От всей души желаю вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Читайте также: