Мастер класс в начальной школе проблемные ситуации

Обновлено: 02.07.2024

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

Задачи:
• Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования.
• Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций.
• Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций.
• Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
• Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Технологии проблемного обучения помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения, т.е. позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД.

- Что такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение обучающихся, возникающее в случае, когда они не знают, как объяснить возникшее явление, факт или процесс действительности и не могут достичь цели известным им способом.

Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает их к поиску новых знаний и умений.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации.

Что вызывает у детей проблемная ситуация? Удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Каковы же приемы создания проблемной ситуации? (Раздать памятки). Е.Мельникова предлагает следующую классификацию.

Слайд 5
Приём создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1. Предъявить противоречивые факты. Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. Сколько мнений? Почему? Чего мы не знаем? Какая тема урока? Какая цель урока?
Зачем нам это надо?

4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? Чего мы не знаем? Какова цель урока?

5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет цель урока?

Данную классификацию мы распечатали для каждого из вас в форме памятки.

Сегодня нам хотелось остановиться на этапе мотивации (т. е. введения нового материала) и поделиться опытом создания проблемных ситуаций с использованием данных приемов на разных уроках в начальной школе. Прежде хотелось бы уточнить: на данном этапе тема занятия не называется. Здесь она указывается лишь для ориентации читателей.

Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.

Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Многозначные слова".

Сказочные герои споря ведут диалог:
Незнайка: Слово ключ имеет одно значение.
Знайка: Нет слово ключ имеет четыре значения.

Данный фрагмент занятия показывает, как логопед одновременно предъявляет детям взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникает проблемная ситуация).

Приём 2 предполагает столкновение разных мнений самих учащихся, а не чьих-то чужих точек зрения. Для этого детям предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.

На доске слово "кружки".

Логопед предлагает нарисовать предметы на это слово. (практическое задание)
Рисунки оказываются разными. Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём № 3.

Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики отвечают: Очень мало, почти нет. (Шаг 1. Обнажается ошибочное житейское представление учеников)

Затем зачитывается фрагмент из научно-популярной статьи о цветении растений пустыни в апреле. (шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)

- Что вы сказали сначала? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? помогают осознать противоречие. С помощью вопросов:

Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? учащиеся формулируют проблему урока.

Побуждаем к осознанию противоречия:
- А почему? В чем затруднение? (Получается слишком длинная запись – происходит осознание затруднения.)
Побуждаем к формулированию проблемы:
- Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Будем придумывать короткий способ записи- формулируют учебную проблему как вопрос.)

Приём 5 Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7 (практическое задание, не сходное с предыдущим) - Однозначные и двузначные числа.

Легко справляются с заданием, способ выполнения, которого уже известен.

Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации).

Побуждаем к осознанию противоречия:
- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?
- Умножать на двузначное число мы не еще умеем (происходит осознание противоречия)
Побуждаем к формулированию проблемы:
- Какова же будет тема нашего урока?

Приём 6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.

На карточках написан текст: Паша и Коля шли по лесу Паша ты видишь змею не трогай её. Логопед дает задание найти предложения, расставить знаки препинания (практическое задание сходное с выполняемым ранее). Дети ставят точки (выполняют задание, применив известный способ). Далее логопед просит прочитать первое предложение. Уточняют, что в предложении интонация повествования — значит надо ставить точку. Читают второе, третье предложения и выясняют, что в них вопросительные и восклицательные интонации, значит точки ставить нельзя (логопед доказывает, что задание не выполнено, ученики осознают это, реакция затруднения способствует возникновению проблемной ситуации).

2. Практическая часть
- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах: распознать приём создания проблемной ситуации и доказать соответствие выбранного приёма фрагменту урока.
А помогут вам в этом буклеты.
Раздаются фрагменты уроков с проблемной ситуацией.
Представление работ.
- Спасибо за работу.

Рефлексия.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!

Список литературы:
1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002
2. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками. М: 2006
3. И.Я.Лернер Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. Педагогика ,2000.-№ 7.
4. М.И.Махмутов . Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2009
5. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2012.
6. Т.В.Кудрявцев Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.3нание, 2010.

-Его я хочу начать со слов древнего мыслителя и филосова Китая Конфуция: «Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

-Эти слова я взяла не случайно, т.е сегодня я не буду просто зачитывать, все равно забудете, а буду рассказывая показывать, чтобы Вы запомнили и вместе будем действовать, чтобы научиться.

- Я держу в руках чашу и вытягиваю вперед.

-Как вы думаете, сколько весит эта чашка?

-Спасибо, сейчас я не знаю, сколько весит эта чаша. Это неважно, теперь скажите пожалуйста, что произойдет с чашой если я её буду держать в течении несколько минут? (Ничего)

- Действительно, ничего. А что будет если я её буду держать 2 часа? (устану )

- А если целый день? (очень устану)

- А как вы думаете, изменится ли вес чаши если я буду держать ёё целый день? (нет)

- А, что нужно сделать? (поставить на стол)

-Коллеги начали думать, некоторые коллеги призадумались. А почему?

Да, я думаю от того, что вы не знаете, о чем мы сегодня будем говорить. Значить я создала для Вас небольшую проблемную ситуацию и заставила Вас призадуматься.

Так кто же мне сегодня попробует вывести тему мастер-класса.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

  1. Раскрыть сущность использования учебных ситуаций при организации образовательного процесса;
  2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;
  3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, в результате которых у ребенка появляется потребность в открытии. Учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.

Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой: считаем, читаем, решаем задачи, сравниваем, …Но на современном уроке, в первую очередь, должен реализовываться системно-деятельностный подход.

На ваше внимание представлены виды учебных ситуаций:

1.Источник знаний учитель.

Он говорит, учащиеся пассивно слушают.

Контроль за объемом, выбором форм подачи за учителем,

Форма - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация.

2.Источник знаний - любые, кроме учителя.

Учащиеся сами контролируют содержание учебного материала, объем, темп.

Форма - самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, практические занятия.

3.Источник знаний - учитель и другие источники.

Учащиеся взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией.

Контроль – учитель и учащиеся.

Форма - беседы, дискуссии

Скажите, пожалуйста, какая учебная ситуация соответствует современному уроку?

Спасибо. Для того, чтобы создать такую ситуацию на уроке, необходимо учителю владеть некоторыми технологиями, методами, приемами.

Что значит создать учебную ситуацию?

  1. Определиться с педагогической задачей (развивать умения….)
  2. Отобрать учебный материал
  3. Определить способ организации учебной ситуации (кто, что делает)
  4. Спрогнозировать действия детей.
  5. Спровоцировать детей на активные действия, на создание мотивации учения.

Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.

Но сначала мы поработаем над понятием проблемная ситуация.
Давайте сначала представим неучебную ситуацию:

Снег идёт, снег идёт,

Снег по свету бродит.

И откуда он идёт

Снег идёт наугад,

Сны земли, сны небес

-Какое настроение вызвало это стихотворение?

-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий.

Водитель на загородной дороге

Лётчик, отправляющийся в полёт

-Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.

Проблемная ситуация- это некая жалоба на то, что определённые процессы в организации протекают не так, как было запланировано.

Для того, чтобы ребёнок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.

Мы остановимся на них:

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

(Работа каждой группы, обмен мнениями)

2. Подводящий к теме диалог.

Перед детьми математическая гиря = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей

В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия

В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (3)\hello_html_1b1b396a.jpg

-На какую тему может вывести эта фраза.

Любая удачно подобранная картинка, может вывести проблемную ситуацию.

Как мы уже сказали проблемную ситуацию, можно создать на любом уроке.

Задание учителям? Дорожная ситуация: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Как должны поступить при этом водители других машин?
• На каком уроке можно перевести эту жизненную ситуацию в учебную? (на уроке физкультуры)

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. В связи с этим важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Содержимое публикации

Норкина Галина Владимировна

Учитель начальных классов

Цель:показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Ход мероприятия.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с этим важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Одним из технологий является проблемное обучение.

Об использовании проблемного обучения на уроках в начальных классах я хотела бы остановиться более подробно.

- А какую основную форму обучения мы используем? (урок)

- Главной формой обучения является урок.

- На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. Я стараюсь не давать информацию в готовом виде. А работаю так, чтобы ребята сами открывали новые знания.

- Как же открывать новые знания вместе с учениками?

Мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми своими наработками и удачными формами работы, которые я применяю.

Самое первое звено проблемного урока –постановка учебной проблемы.

К учебной проблеме ведут три разных пути. Первый – самый сложный, второй- серединка на половинку по сложности, так и по развивающему результату, третий – самый простой и весёлый, но наименее полезный для развития интеллекта учеников.

С чего начинается постановка проблемы?

С проблемной ситуации.

Я делаю на доске запись: Учащиеся:

2 + 5 * 3 = 21 реакция удивления

(Возникла проблемная ситуация, у класса появился эмоциональный отклик: учащиеся широко распахивают глаза и открывают рты, недоуменно смотрят на меня).

- Вижу, вы удивлены. Почему? - Примеры одинаковые, а ответы разные!

(Эмоциональное переживание возникло при столкновении с противоречием).

- Значит, над каким вопросом подумаем? - Почему так получилось?

- Давайте рассуждать. Чем отличаются - Ответами.

- Чем отливаются левые части? Какие - Левые части отличаются порядком

есть идеи? действий.

- Какой порядок действий в первом - Сначала умножение, потом сложение.

- А во-втором? - Сначала сложение, потом умножение

В каком же примере мы действовали - В первом.

- А во втором мы с вами нарушили - Нужен какой-то знак, чтобы сложение

правило! Что де нам надо сделать, решалось первым.

чтобы здесь сложение выполнялось

- Молодцы! Такой знак есть! - Скобки обозначают действие, которое

(дописываю скобки во второй пример). Выполняется в первую очередь.

Получив такой ответ, учителю лучше сразу, чтоб не осложнять себе жизнь на дальнейших этапах урока, побудить ребят почетче сформултровать тему урока.

- Какова будет тема урока?

Приведу пример фрагмента урока русского языка.

-Что такое склонение? (Склонение – это изменение существительных по падежам и числам)

- Подберите синоним к слову дорога. (шоссе)

-Измените эти два слова по падежам

И.п. (кто?что?) дорога, шоссе

Р.п. (кого? чего?) дороги, шоссе

Д.п. (кому? чему?) дороге, шоссе

В.п (кого? что?) дорогу, шоссе

Т.п. (кем? чем?) дорогой, шоссе

П.п (о ком? очём?) о дороге, шоссе

- Что вы заметили? (У существительного дорогапри склонении по падежам менялось окончание, а существительное шоссе осталось без изменения)

- Можем мы утверждать, что существительное шоссе склоняется?

Урок окружающего мира.

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (Очень мало, почти нет).

- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.

Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несет на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).

( Обучающиеся испытывают удивление.)

- Что вы сначала сказали?

- Как мы привыкли представлять себе пустыню?

- А как на самом деле?

- Что узнали из текста?

- Какая же возникает проблема?

- В чем мы должны разобраться?

- Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

- Какова же тема урока? (Приспособленность растений пустыни)

Урок математики

На доске дан ряд чисел (2, 41, 5, 6, 36, 7, 8, 75, 9)

- Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

(Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

(Обучающиеся испытывают затруднение.)

- Вы смогли выполнить мое задание?

- Почему же это задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какова же будет тема нашего урока? ( Умножение двузначного числа на однозначное)

Проблемная ситуация созданы на данных уроках: школьники лоб в лоб сталкиваются с противоречием и испытывают чувство удивления или затруднения. Но этого мало. Из этой ситуации еще надо достойно выйти. Для этого мы с учащимися проделали определенную мыслительную работу.

Важно отметить!

Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2002 г.

Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007 г.

Здравствуйте! Меня зовут Королёва Надежда Тихоновна. Я учитель начальных классов Солнечной СОШ №1.

Слайд 2

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Cлайд 3

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Слайд 4

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Слайд 5

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Слайд 6

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением"

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 7

Проблемные ситуации “с удивлением”

Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.

Слайд 8

Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.

Лесточек, мухолофка, сарока.

2. Разберите слово мухоловка по составу.

- Существуют ли слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)

- Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)

- Как можно назвать такие слова?

- Почему их назвали сложные?

После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.

Слайд 9

Учитель: Ученики:

- Послушайте и скажите: бывает ли так?

- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

Слайд 10

Прием №4 (невыполнимое задание)

Тема: Умножение.

Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу

На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

- Вы смогли записать выражение к задаче?

- Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)

Слайд 11

Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)

3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51

- Что это за числа?

- Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7.

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Здесь используется побуждающий диалог.

Работа в группах.

Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)

- С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)

- Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?

Слайд 12

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 13

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 14

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Принятие ученических формулировок учебной проблемы

Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

Слайд 15

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое.

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Слайд 16

Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

У: Что вы сказали сначала?

У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия

У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 17

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается . А хотите са­ми догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

  1. Спишите из упражнения слова: «забег, поход, подкоп. (записывают слова)
  2. Поставьте ударение. (ставят ударение)
  3. Подчеркните безударные гласные. (подчеркивают безударные гласные )
  4. Найдите безударные гласные. Обозначьте их. (обозначают)
  5. Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне)
  6. В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
  7. Значит, какая сегодня тема урока? (Безударные гласные в приставках)

Слайд 18

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Слайд 19

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.

Слайд 20

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Слайд 21

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб "круглый хлебец")

Слайд 22

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 23

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами.

Практическая часть

- А сейчас мы попробуем в группах создать проблемную ситуацию. Возьмём одну известную тему и посмотрим сколько проблемных ситуаций можно создать к одной и той же теме. Выбираем тему общую для всех групп.

(В группах по 4 человека создают проблемную ситуацию)

Слайд 24

Рефлексия

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

  • Смелость города берёт.
  • Старая песня на новый лад.
  • Через тернии к звёздам.
  • О монах, ты идёшь трудной дорогой.
  • Учиться обучая.

Слайд 25


Главная цель - обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Затруднение Удивление Между двумя (или более) положениями Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Затруднение

Между двумя (или более) положениями

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Удивление Прием 1 Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Урок математики. 1 класс Сравнение чисел. Числовые лучи с разными единичными отрезками. 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 4=8

Урок математики. 1 класс

Сравнение чисел. Числовые лучи с разными единичными отрезками.

0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Удивление Прием 2 Столкновение разных мнений учащихся с помощью вопроса или практического задания

Столкновение разных мнений учащихся с помощью вопроса

или практического задания

Урок русского языка. 3 класс

Сложные слова

Лесток, вадапад, граза

Урок окружающего мира. Растительный мир пустыни

Урок окружающего мира. Растительный мир пустыни

Затруднение Прием 4 Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Затруднение

Дать практическое задание,

не выполнимое вообще.

Урок математики. 2 класс Метр Какие единицы длины вы знаете? (мм, см, дм) Найдите длину нашего класса, используя данные единицы измерения длины

Урок математики. 2 класс

  • Какие единицы длины вы знаете? (мм, см, дм)
  • Найдите длину нашего класса, используя данные единицы измерения длины

Затруднение Прием 5 Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Затруднение

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Урок русского языка. 2 класс Перенос слов с двойными согласными гру-ппа друзья клоун цирк груп-па группа атом ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА переносятся по слогам одна буква на строке не остается и не переносится ъ, ь, й не отделяются от предшествую- щих букв слова из одного слога не переносятся

Урок русского языка. 2 класс Перенос слов с двойными согласными

гру-ппа

друзья

клоун

груп-па

группа

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА

переносятся по слогам

одна буква на строке не остается и не переносится

ъ, ь, й не отделяются от предшествую-

слова из одного слога не переносятся

Затруднение Прием 6 Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Затруднение

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Урок русского языка. 2 класс Непроверяемые орфограммы в корне слова. Вставить пропущенные буквы р…чной дят…л сер…це рю…зак ду…ки во…зал -В слова какого столбика было легче вставлять слова? - Почему?

Урок русского языка. 2 класс

Непроверяемые орфограммы в корне слова.

Вставить пропущенные буквы

сер…це рю…зак

-В слова какого столбика было легче вставлять слова?

- Почему?

Работа в группах

Урок русского языка. 2 класс

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Яркое пятно Урок окружающего мира.4 класс Её площадь ~ 2 кв.м Вес ~ 4 кг Толщина от 0,5мм до 5 мм Кожа коже -кровеносные сосуды, находящиеся в___________, могут вмещать до 1 литра крови; - человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тысяч частичек ____________, а за год около 675 грамм; кожи кожа -__________ может дышать: она поглощает около 1% всего вдыхаемого нами кислорода.

Урок окружающего мира.4 класс

  • Её площадь ~ 2 кв.м
  • Вес ~ 4 кг
  • Толщина от 0,5мм до 5 мм

-кровеносные сосуды, находящиеся в___________, могут вмещать до 1 литра крови;

- человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тысяч частичек ____________, а за год около 675 грамм;

-__________ может дышать: она поглощает около 1% всего вдыхаемого нами кислорода.

РЕФЛЕКСИЯ Пригодится в дальнейшем Информацию переработаю Отложу пока

Пригодится в дальнейшем

Информацию переработаю

Отложу пока

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Уильям Артур Уорд

СПАСИБО ЗА ПРИЯТНОЕ ОБЩЕНИЕ Мастер-класс

СПАСИБО ЗА ПРИЯТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Мастер-класс


-75%

Читайте также: