Мастер класс по релаксации в доу

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические указания:

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование правильной речи. Уделяется внимание технике речи ( «Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спешим

Описание основных упражнений

Как принять позу покоя

Учитель-логопед. На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать!Сядем поближе к краю стула, обопрёмся о спинку, руки свободно положены на колени. Ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя.

Упражнение для расслабления рук, ног и контрасту с напряжением.

Воспит. (показывает и объесняет): представвим себе что мы олени. Покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряжёнными пальцами, затем проверяет степень напряжённости мышц каждого ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

А сегодня мы – олени,

Ветер рвётся нам на встречу.

Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени.

И теперь – немного лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики.

Учитель-логопед. Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

Учитель-логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижимайте левую ногу к полу, тело наклонится влево, правая нога расслабится.

Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать-

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени,

А теперь немного лени…

И расслабилось всё тело…

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Упражнение на расслабление мышц живота

Учитель-логопед. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно, будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Вот шарик надуваем

И рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Упражнение для расслабления мышц шеи.

Учитель-логопед. Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперёд,

Тут немного отдохнёт.

Шея не наряжена и рассла-а-блена.

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей и языка

(Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказывается рифмованным текстом).

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану,

Но нисколько не устану!

Губы не напряжены

Зубы крепче мы сожмём,

А потом мы разожмём.

Губы чуть приоткрывается,

Все приятно расслабляются.

Кончик языка внизу,

Язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю-

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И приятно расслабляется.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление

проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению текст используется целиком или частично.

Учитель-логопед. Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.

Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

Громче, быстрее, энергичнее.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире - раз, два. Три. Четыре!

Дети встают и хором с учителем-логопедом произносят:

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

Комплекс релаксации

Дети ложатся на пол и слушают шум моря.

Инструктор спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая.

А могла бы быть кривая.

Учитель-логопед. говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся):

Занят весь народ лесной

В норе прохладной,

Лежеболка видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Всё не слезть ему с кровати.

Дети изображают ленивого барсука.

Мои мышцы расслаблены,

Дышу ровно и спокойно.

Мои руки расслаблены,

Я чувствую приятное тепло в руках.

Мои ноги расслаблены и теплые.

Моё тело расслаблено,я отдыхаю.

Моему телу тепло, легко и приятно

Я отдыхаю, я спокоен.

Я чувствую себя свежим.

Дышу глубоко и спокойно (9вдох выдох),

Я открываю глаза (открывать глаза).

Моё тело наливается силой,

Я бодр, полон сил.

После этого надо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть.

Комплекс психогимнастики для детей дошкольного возраста

Предложить детям представить себя в лесу.

Небольшим рассказом оживить воображение детей : «Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а Поющий Лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые.

Дети пошли в лес по тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну.

Детям предлагается представить, что их пригласили в гости Умка – медвежонок, который живёт на Северном полюсе.Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закалёнными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки. Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к тёплому солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, руками, ногами и проникли добротой к самому сердцу.Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки –Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с Вами.

Детям предлагается представить себя весенним ручейком, который течёт по лесным проталинкам, извиваясь и всё больше наполняясь водой.

Инструктор: (и.п. – сидя по-турецки, руки на колени). Водичка чистая, прохладная , бежит, журчит. Греется под лучами солнца.

Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох – выдох).Радуются деревья и цветы, оживает природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеёк за чистую тёплую водичку. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям ( вдох – выдох, улыбнуться, открыть глаза)

Гимнастика на расслабление

1. Прятки.

Попросите ребенка закрыть глаза, приложить к ним ладошки и сосчитать до 10 (рассказать считалочку или стишок). В тепле и темноте глазные мышцы расслабляются и отдыхают. Душ-массаж - легонько похлопать по векам подушечками пальцев.

2. Жмурки с солнцем.

В солнечный день сесть в тени дерева. Глубоко дыша, раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени (глаза закрыты). Повышает устойчивость глаз к вредному воздействию искусственного освещения.

3. Козырек.

Пусть ребенок сложит пальцы рук в центре лба козырьком и прикроет ладонями глазные впадины, не нажимая на веки. Искусственное затемнение ускоряет расслабление мышц и улучшает кровообращение в глазных яблоках.

4. Змея.

Вместе с малышом сделайте глубокий вдох, немного наклоните туловище вперед и медленно выдыхайте воздух через сжатые губы с легким шипением. Прием затяжного дыхания расслабляет мышцы лица и глаз, увеличивает глубину и четкость зрительного восприятия.

5. Китайский болванчик.

Психогимнастика

Учитель-логопед: Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони , вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Игротерапия

Две сороконожки Движения пальцев

Бежали по дорожке, по рукам к шее (весело)

Так бежали, так бежали

И друг друга повстречали. Захват шеи руками.

Так друг друга обнимали, Напряжение мышц шеи и

Так друг друга обнимали, рук, лица.

Что едва ли их разняли. Расслабление, руки сбрасываются вниз, Выражение удовольствия на лице.

Психогимнастика

Учитель-логопед: В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети с ведущим присели, сжались в комочек, обхватив колени руками, опустив голову) Поливал, поливал его садовник (ребенок изображает действия). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочередно выбрасываются вверх). Росло, росло, радовалось теплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице) и, наконец, выросло в прекрасный цветок). Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице).. Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял( дети качаются, нахмурив брови, напряжены) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лег на землю. (Дети ложатся на ковер - кто как хочет) Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка), и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. Улыбка и удовольствие на лице).

Психогимнастика

Учитель-логопед. Ребята, давайте спокойно ляжем на ковер и послушаем шум моря. Вам снится один и тот же сон…..

Учитель-логопед. рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии.

Учитель-логопед..(после паузы). Когда заиграет дудочка, вы все проснетесь.

Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.

Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.

И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.

— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

«Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения… А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня…

И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…

«А теперь я предлагаю встать всем в круг, передавая из рук в руки свечу, говорим пожелания любому участнику. Тренинг заканчивается упражнением со свечой.

— Оля, желаю тебе чаще улыбаться, здоровья, быть энергичной, активной… (Ведущий передает свечу ему и встает на его место. А тот участник также подходит к другому, говорит ему пожелания и встает на его место.)

И хочу закончить наше общение таким напутствием: «Так давайте же поделимся энергией и любовью, которыми мы обладаем, с людьми, находящимися вокруг нас. Знайте: то, что исходит из нашего сердца, к нам же потом и возвращается. Давайте откроем свои сердца и примем каждого с любовью, одобрением и желанием окружить его заботой. Давайте пошлем свою любовь тем, у кого нет крыши над головой; тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган; с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто обречен. Всем тем, кто покидает в данный момент пашу планету или уже оставил ее. Давайте поделимся своей любовью с каждым, принимает он ее или нет. То, что наша любовь будет отвергнута, не может причинить нам боль. Давайте поместим в свои сердца всю планету, животных, рыб, птиц, растения и, конечно, всех людей. Всех тех, на кого мы сердимся или в ком мы разочарованы. Тех, кто идет другим путем и творит так называемое "зло". Давайте и им найдем место в своем сердце.Так, чтобы ощутив себя в безопасности, они смогли узнать себя такими, какие они есть на самом деле.


Педсовет

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий — гиподинамия (нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т. д;.

  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе, недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации.

Одна из задач ФГОС ДО:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Задачи:

  • укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, мышцы органов брюшной полости;
  • развивать настойчивость, смелость, решительность и мышление;
  • учить ощущать свои эмоции, расслабляться;
  • овладевать навыками мелкой моторики;
  • развивать тактильную чувствительность;
  • предупреждать нарушение зрения дошкольников, укреплять глазные мышцы;
  • повышать тонус и работоспособность всего организма;
  • создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение, восстанавливать умственную работоспособность детей;
  • повышать работоспособность головного мозга, развивать психические процессы, укреплять здоровье детей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации:

  • медико – профилактические, физкультурно – оздоровительные, технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно – образовательном процессе.

Расслабление у дошкольника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслаюляющие упражнения не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации.

В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным.

При проведении релаксации голос воспитателя спокойный, уравновешенный, тихий.

Давайте сядем на ковер, ручки и ножки расслаблены. А теперь представим — мы сидим в летнем парке. Лучики солнца гуляют по нашему личику, затем зайчик заглянул к нам в глазки, давайте их зажмурим и попробуем ощутить зайчика на наших ресничках, потрогайте его, не поймали. Наши губки расплываются в улыбке. Наш зайчик побежал дальше по нашему личику, погладьте его ладонями нежно-нежно: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик-озорник сел к нам на ушки, давайте погладим его. А теперь он снова щекочет наше личико, давайте погладим его и подружимся с ним. Повторять упражнение 2-3 раза.

Давайте опустим ручки вниз и представим, что в правой руке находится лимон, из которого нам нужно выжить сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак. Лимон у нас круглый, мы ощущаем его форму. Давайте почувствуем, как напряжена наша правая рука. Выжимаем сок и выкидываем лимон. Тоже самое упражнение повторим с левой ручкой. А также можно использовать одновременно с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза.

Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить шире,руки сцепить за спиной. Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться. Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабим,немного согнем в колене,выпрямимся. Вдох-выдох. Качнуло в другую сторону-прижмем левую ногу. Вдох-выдох. Повторять упражнение 2-3 раза.

Все эти упражнения можно использовать как отдельные методы, направленные на определенную группу мышц, а также в комплексе.

Релаксация всего тела — расслабление всех группы мышц, что позволяет детям полностью снять физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Наиболее эффективных результатов от релаксации мы получим, если наши упражнения будут сопровождаться музыкой. В качестве музыки необходимо использовать спокойные, приятные композиции. Музыка обладает фантастическим умением снимать напряжение.

Для начала детей нужно настроить на релаксацию.

Ребятки, снимаем обувь и ложимся поудобнее на ковер. (Включается музыка). Ручки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ножки также расслаблены. Закройте глазки. Давайте прислушаемся к тишине, к нашему дыханию, дышим глубоко, спокойно вдох-выдох, вдох-выдох, прислушаемся к звукам вокруг нас. А теперь давайте представим, что мы с вами сосульки. Давайте с вами сядем, поднимем обе ручки вверх, соединим пальчики в замочек и чуть чуть потянемся вверх. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь сосульки начинают таять, согреваясь теплыми солнечными лучами. Расслабляем ручки, замочек раскрепляется, опускаем плечики и все тело начинает таять, расслабляться и наша сосулька превращается в лужицу. А теперь подышим вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.

Чаще всего в качестве музыки для релаксации используют композиции, имитирующие звуки природы: шум дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручья.

Теперь мы с вами отправляемся в летний лес. Какой запах в этом прекрасном месте. Давайте его почувствуем. Вдохнем носиком аромат лекарственных деревьев: хвои, липы и выдохнем. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот вышло солнышко и проглядывает сквозь кроны деревьев, ослепляет нас, мы жмурим наши глазки и улыбаемся теплым солнечным лучикам. Давайте прислушаемся… вы слышите, вдали пролетает стая птиц, как красиво они щебечут. Повернем головку направо, слышите …повернем головку налево… А теперь представим, что мы с вами птички и парим над землей, взмахивая левым крылом, правым… Мы с вами оказались на лесной полянке, вокруг шелестят листочки, поют птицы, а где то журчит ручеек… а вот же он. Как нам хочется потрогать водичку. Дотронемся ножкой до воды, наша левая ножка ощущает прохладу, а теперь правую ножку опустим в ручеек. Как все таки хорошо в летнем лесу. Солнышко прячется за тучку, подул прохладный ветерок, нам стало холодно, мы пытаемся согреться и сворачиваемся в клубок. А вот солнечные лучики выходят из-за туч, согревая нас своим теплом, наши глазки жмурятся от яркого, ослепительного света, нам становится жарко. Давайте наберем водички из ручейка и умрем наше личико. Прохладная водичка освежила нас. Теперь откроем глазки, улыбнемся друг другу, улыбнемся свету, солнцу.

Мы чувствуем себя отдохнувшими и полны сил.

Литература:

1.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

2. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

4. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.

5. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.

Сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.

Стресс – нормальная реакция психики на ситуации сильного эмоционального напряжения, может играть мобилизующую роль, а может и тормозить психические процессы, сковывать их. Наиболее часто рекомендуют прибегать к психотерапевтическим упражнениям, которые не только повышают работоспособность педагога, но и позволяют сохранить свое психическое здоровье, управлять своим состоянием.

Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление.

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.

Сегодня актуальны методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям: просты в усвоении; понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело; могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте; не имеют противопоказаний; не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы); могут быть использованы для работы с личными проблемами; не требуют специального оборудования и помещения.

Тереза Лемонд рекомендует использовать следующие активные дистракторы (переключатели внимания):

- игрушки, снимающие напряжение во время стресса;

- расслабление тела путем чередования напряжение и релаксации.

Некоторые простые упражнения также могут оказаться полезными:

- сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь;

- дайте отдых мозгу, вспоминая что-то смешное или не имеющее отношения к работе;

- попробуйте взглянуть на проблему широко: вы не являетесь центром Вселенной, свет не сошелся клином на вашей проблеме.

В конце рабочего дня важно:

- подводить итоги сделанного за рабочий день, и даже если вы стремились сделать больше, похвалить себя не только за полученные результаты, но и за сделанные усилия по достижению целей;

Практическая часть

Цель: Определение своего эмоционального состояния

Педагог-психолог: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит.

Цель: повысить самооценку педагогов.

Педагог-психолог: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику.

Например: – Анна Ивановна, Вы умная.

Да, я умная. Вы, Марья Павловна, общительная.

В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

Цель: повысить настроение, снизить чувство усталости

Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.

Педагог-психолог: Какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы? Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?

С некоторыми приемами я Вас познакомлю.

Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени усталости, напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Можно использовать приятную, мягкую музыку.

Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

Продолжительность: 10 минут

Педагог-психолог: Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:

Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…

Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна.

Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…

Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…

Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…

Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен…

Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа…

Техника может применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на перерывах, в транспорте и т.д.). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.

Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.

Необходимое время: 3-5минут.

Педагог-психолог: Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.

Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.

Необходимое время: 3-5 минут.

Педагог-психолог: Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

При групповом выполнении можно отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным либо приподнятым, эмоционально положительным.

Цель: снятие мышечных зажимов, релаксация.

Необходимое время: 5 минут на участника.

Педагог-психолог: Участники делятся на пары по симпатиям. По очереди под музыку рисуют на спине друг друга. Затем делятся своими ощущениями.

Релаксационные техники – позволяют достичь расслабления и отдыха за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, длительного обучения, успешно используются индивидуально.

Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения, очищение сознания.
Необходимое время: 5 минут.

Дышите легко и естественно. Сохраняйте принятую позу. Откройте глаза, посидите несколько минут и медленно встаньте.

Не беспокойтесь о том, на сколько успешно и глубоко вы достигли релаксации, не напрягайтесь, позвольте релаксации возникать в своем темпе. Применяйте эту технику 1-2 раза в сутки в любом месте, но не ранее чем через 2 часа после еды.

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Необходимое время: 3 сек.

Педагог-психолог: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Цель: Определение своего эмоционального состояния.

Педагог-психолог: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в конце нашей встречи. Отрефлексируйте свое состояние согласно характеристике цветов. Какой вы цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли ваше предпочтение.

Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.

Оранжевый – активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Голубой – Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.

Фиолетовый – (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.

Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез.

Коричневый – консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.

Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.

Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное.

Серый – (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие.

Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.

Серебряный – женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.

Золотой – целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость. Для безвольных не подходит, могут, не справится с энергией.

Негативные чувства боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.

Подведение итога, рефлексия

Педагог-психолог: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.

Читайте также: