Мастер класс по плоскостопию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Побуждать родителей к систематическим занятиям с детьми дома, дать понятие о плоскостопии у детей, мерах профилактики для детей.

Показать, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Воспитывать любовь к здоровому образу жизни.

Возраст воспитанников: все возрастные группы

Данный материал воспитателям в помощь при работе с родителями.

Ожидаемые результаты: повышение заинтересованности родителей в решении данной проблемы во всех возрастных группах

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ноутбук, магнитофон, презентация, музыкальное сопровождение, различные дорожки для профилактики плоскостопия, деревянные гимнастические палки, мячи, воздушные шары.

Слайд №1

Земля – наш общий дом!

Так будем мы, здоровы в нем!

Мы сегодня вам расскажем,

Как здоровье сохранить,

И как мышцы укрепить.

Слайд №2

Как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать. А основой наших ног является стопа. А при деформации стопы – появляется плоскостопие.

(Слайд №3)

Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Для предупреждения такого заболевания, как плоскостопие, нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы.

В дошкольном возрасте стопа у ребенка только формируется. Поэтому так важны регулярные физические упражнения, направленные на развитие двигательного аппарата. Ведь, как известно, предупредить плоскостопие легче, чем его вылечить.

ДОУ — главный помощник родителей при профилактике плоскостопия.

(Слайд№4,5)

В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, физическая нагрузка распределяется равномерно, что исключает деформацию ступней ног детей. Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

(Слайд№ 6,7)

С детьми на утренней зарядке, на прогулке, на физкультурных занятиях, при проведении бодрящей гимнастики проводятся упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата. Но, без поддержки и помощи родителей решить эту проблему довольно трудно.

Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, но может привести к серьёзным заболеваниям.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне.

(Слайд № 8)

Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской? (Слайд № 9)

Основными причинами развития плоскостопия являются:

Слайд № 10

* Недоразвитие мышц стопы;

* Большие физические нагрузки;

* Так же излишний вес;

* Длительное пребывание в постели

(возможно в результате болезни);

* Так же ношение неправильно подобранной обуви;

* Х- образная форма ножек;

* Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

*А так же может передаваться наследственно;

Происходит большая нагрузка на мышцы стопы. ( Например, детям нельзя прыгать с большой высоты и др.)

Признаки плоскостопия: (Слайд № 11)

* Это быстрая утомляемость ног;

* К вечеру возможно появление отека стоп, которого не будет утром;

* Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;

* Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;

* Ребенок ходит с широко расставленными ногами,

слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

* Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;

* Врастание ногтей пальцев ног в кожу;

* Искривление пальцев ног;

Последствия плоскостопия состоят в: (Слайд № 12)

* Некрасивой, раскачивающейся походки;

* В искривлении позвоночника;

* Частые головные боли;

* Развитие артроза (деформация коленей и голеней);

* Так же быстрая утомляемость;

* Раздражительность, нарушение работы нервной системы;

Для профилактики плоскостопия необходимо: (Слайд № 13)

  • Укреплять мышцы;
  • Носить рациональную обувь;
  • Ограничивать нагрузку на нижнюю конечность;

Тест на плоскостопие. Слайд №14

Для ориентировочной диагностики плоскостопия можно самостоятельно провести несложный тест. Смажьте подошвы, каким либо красящим веществом (краска и др.), можно жирным кремом. Затем на листе бумаге оставьте отпечаток, так чтоб нагрузка на стопы была равномерной, и вы находились в обычном для себя положении стоя. На листе бумаги проведите линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же проведите перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. В том случае когда, отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о возможном плоскостопии.

Для профилактики плоскостопия при выполнении упражнений на занятиях по физической культуре: используются:

- деревянные гимнастические палки;

- мешочки с наполнителями (фасоль, горох).

Сейчас, я хочу пригласить воспитателя старшей группы, Ольгу Александровну, которая расскажет и покажет, как в группе выполняются упражнения по профилактике плоскостопия.

Воспитатель:

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Крикните громко и хором, друзья,

Детей вы своих любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Давайте ответ мне тогда:

Активными все будем? (да)

Я бы хотела вам показать нестандартное оборудование, сделанное своими руками, которое использую в своей работе для профилактики плоскостопия.

Дорожку здоровья (показ) можно сделать своими руками не только воспитателю, но и родители могут проявить инициативу и создать дорожку здоровья для детского сада или для дома. (Слайд 15) В качестве наполняющих предметов можно применять самые разные вещицы, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить шишки и каштаны, желуди и веточки, а так же песок, деревянные палочки, камушки и галька. (все сопровождается показом) (Слайд № 16, 17). Так же можно использовать орешки, бусинки, крышечки от пластиковых бутылок и даже сами бутылки, заполненные песком или водой. Кроме того, на конструкции должны находиться и достаточно мягкие предметы, к примеру, мочалки или посудные губки из поролона.

Я вам предлагаю встать в колонну и размяться.(хождение по дорожкам).

Сейчас мы вам покажем, как мы с детьми выполняем различные упражнения, которые вы можете выполнять и дома:

(Дети садятся напротив друг друга на небольшом расстоянии, руки в упоре сзади, упираются в стопы друг друга. Выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде.)

(Дети садятся на пол друг против друга, руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленях, стопами ног удерживается мячик небольшого диаметра. Поднять ноги вверх и передать мяч.)

(Держа карандаш пальцами ног изобразить что-нибудь.)

Упражнения, которые мы с вами выполнили, рекомендуются всем детям в качестве профилактики плоскостопия. Выполняйте эти упражнения с детьми и будьте здоровы.

Далее я предоставляю слово снова Юлии Владимировне.

Я попрошу Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.

(Слайд №22)Итак, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. А начнём мы наше путешествие с разминки. Итак, в путь!

Вводная часть

Я покажу несколько комплексов упражнений по профилактике плоскостопия, которые можно выполнять в домашних условиях по 5-10 минут в день.

Основная часть

Упражнения стоя:

1. Приподнимаемся на цыпочки. Кстати, это упражнение так же очень полезно для профилактики варикозного расширения вен.

2. Поднимаемся на цыпочки, затем опускаемся на наружные своды стопы, затем, возвращаемся в исходное положение стоя.

3. Стоим на внешних сторонах стоп 30-40 секунд.

4. Приседания не отрывая пяток от пола.

Упражнения в положении сидя:

И.п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)

Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)

Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)

Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)

7. И.п.- сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2- выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках.

С мячом

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади

Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)

2. И.п. - то же катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3.И.п.- то же круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)

Упражнения, сидя на скамейке

4. И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу. Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

Массаж стоп с помощью гимнастической палки.

Выполняется из исходного положения стоя. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

2. И.П.- стоя на палке с левой стороны, переход стопами на правую сторону. Руки на поясе и обратно.4-6раз.

Дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.

Я продемонстрировала вам несколько видов упражнений для профилактики плоскостопия. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но с ними мы познакомимся в следующий раз.

Мы все такие разные: наши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: наши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри нас, около нашего сердца. Если в этом мире живет радость, счастье, любовь - человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралась злость, обида, зависть - человек становится слабым и начинает болеть.

У каждого из вас в руках воздушный шарик. Он для того, чтобы выпустить из себя все свои обиды. Вспомните, пожалуйста, сейчас свои обиды, вспомните какую-то неприятность, которая с вами произошла. Затем надуйте шарик, представляя, что выдуваете в него все свои обиды, неприятности, и потихонечку выпустите воздух из шарика. Ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется и выпустит воздух. Приготовились…..

А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад.

1. Воспитывать доброжелательное отношение к совместной двигательной деятельности.

2. Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

3. Побуждать к активному участию в различных мероприятиях по здоровьесбережению.

Ход мероприятия:

И одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет (на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многих видов спорта. Таким образом, укрепление опорно - двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим.

От чего же стопа может стать плоской?

1. Неправильная обувь.

2. Не укреплены мышцы свода стопы (ребенок не делает утреннюю зарядку)

3. Происходит большая нагрузка на мышцы стопы ( Например: детям нельзя прыгать с большой высоты и др.)

4. Малоподвижный образ жизни.

В связи с этим, я считаю очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Итак, я предлагаю вашему вниманию некоторые из приемов.

Упражнения по профилактике плоскостопия

• на месте, не отрывая носки от пола;

• на носках, в приседе на носках;

• перекатом с пятки на носок;

• на внешних сводах стопы;

приставным шагом по:

- обручу, гимнастической палке, веревке, канату, ребристой дорожке, по кочкам,

крышкам от бутылок, на ходунках,

по сенсорным дорожкам (в группе);

2. Прокатывание предметов ногами (подошвами стоп) :

3. Собирание пальцами ног:

• мелких игрушек (от Киндера);

А сейчас мы с вами выучим несколько упражнений в стихотворной форме. Так детям интереснее выполнять упражнения.

Упражнения из И. п. стоя.

Стрелки в часиках живут.

И по кругу всё идут.

Сосчитают все минутки,

Дважды круг пройдут за сутки. Ходьба приставным шагом по обручу, положенному на пол.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать –

Кто дырявой рукавицей. Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Приподниматься на носках в соответствии со счетом.

Проводить правой стопой по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену и обратно, ступня как бы обхватывает голень. То же левой ногой. 6—8 раз.

Упражнения из И. п. сидя на стуле.

Два веселых гуся

Два весёлых гуся Поджимать и выпрямлять пальцы ног.

Два весёлых гуся. Приподнимать от пола поочередно носки и пятки.

У кого длиннее Приподнимать над полом и одновременно разводить пятки в стороны.

У кого длиннее. Приподнимать над полом и одновременно разводить носки в стороны.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки. Вращать стопами в правую и левую сторону с небольшим усилием в сторону большого пальца.

Спрятались в канавке, Поджимать пальцы,держа ноги на внешнем крае стопы.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси: Разводить носки врозь, пятки вместе.

Кланялись бабусе, Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая стопу вперед не отрывая от пола.

Кланялись бабусе. Приподнимать от пола носки.

Упражнения из И. п. стоя, держась за спинку стула.

Наши ножки с утра

Вот так встанут на носочки,

А потом на пятки Приподниматься на носках,с переносом тяжести тела на пятки.

Повторить 8 – 10 раз.

На носочках постоим

Вместе в даль все поглядим,

Опускаемся на пятки —

Танцевать начнём в присядку Приподниматься на носках с одновременным разведением пяток

Приседания, на полной стопе.

Повторить 8 – 10 раз.

Снова на носках стоим,

Вправо, влево поглядим.

Опускаемся на пятки,

Мы закончили зарядку Приподниматься на носках,

Гимнастика для ног под музыку "Танец утят"

1. "Утята шагают к реке" И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку" И. п. - то же. 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп. 3-4 - и. п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу" И. п. - то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает" И. п. - то же. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны. ("клюв открылся", произнести "кря-кря" 3-4 - и. п.

5. "Утята учатся плавать" И. п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 - согнуть правую стопу вперед. 2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

Есть еще масса игровых упражнений. Например:

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

А мы с вами сыграем в :

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Вот и подошел к концу наш мастер-клас. Я продемонстрировала вам несколько видов упражнений для профилактики плоскостопия, но их существует еще множество. Надеюсь, вы вынесли для себя много полезного и будете применять это в работе.

Спасибо за внимание.

Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета Сармановского района Республики Татарстан

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

Мастер класс на тему:

Инструктор по физической культуре:

Нуриахметова Айгуль Илфатовна.

Цель: показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Отчего же стопа может стать плоской?

Основными причинами развития плоскостопия являются:

* Недоразвитие мышц стопы;

* Большие физические нагрузки;

* Так же излишний вес;

* Длительное пребывание в постели

(возможно в результате болезни);

* Так же ношение неправильно подобранной обуви;

* Х- образная форма ножек;

* Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

*А так же может передаваться наследственно;

Признаки плоскостопия:

* Это быстрая утомляемость ног;

* К вечеру возможно появление отека степ, которого

* Так же ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;

* Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;

* Ребенок ходит с широко расставленными ногами,

слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

* Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;

* Врастание ногтей пальцев ног в кожу;

* Искривление пальцев ног;

Последствия плоскостопия состоят в:

* Некрасивой, раскачивающейся походки;

* В искривлении позвоночника;

* Частые головные боли;

* Развитие артроза (деформация коленей и голеней);

* Так же быстрая утомляемость;

* Раздражительность, нарушение работы нервной системы;

Для профилактики плоскостопия необходимо:

Носить рациональную обувь;

Ограничивать нагрузку на нижнею конечность;

Воспитывать правильность походки;

Делать массаж ;

Я попрошу Вас выйти сюда, построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо.

Итак, дорогие ребята, сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. В пути нам помогут волшебные дорожки и другие пособия, которые помогут нам быть крепкими, здоровыми, веселым, которые изготовили для нас наши педагоги и заботливые родители. Сейчас мы повернемся направо, друг за другом. Начнем с ходьбы. Итак, в путь! На месте шагом марш!

1.Ходьба друг за другом.

2.Ходьба по массажной дорожке со следочками.

3. Прыгаем по пуговицам.

4. А теперь прыгаем по большим камням.

7. Построение в круг.

Продолжаем наш путь дальше.

1.Бежим, как пугливые мышки, оглядываемся вокруг, нет ли кошки рядом. Присели, спрятались.

2.А теперь шагаем, как мишки с большой бочкой меда.

3. Идет лиса, заметает хвостиком следы.

4.По горам, по лесам идет огромный великан.

5.Бежит, бежит по тропинке маленький гномик.

Вы не устали? Тогда будем играть!

Для этого нам нужно разделиться на две команды. (разделились)

Хорошо, молодцы! Вы все разрумянились, повеселели.

Ребята, вы все такие разные: ваши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: ваши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри вас, около вашего сердца. Если в этом мире живет радость, счастье, любовь - человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралась злость, обида, зависть - человек становится слабым и начинает болеть.

У каждого из вас в руках воздушный шарик. Он для того, чтобы выпустить из себя все свои обиды. Вспомните, пожалуйста, сейчас свои обиды, вспомните какую-то неприятность, которая с вами произошла. Затем надуйте шарик, представляя, что выдуваете в него все свои обиды, неприятности, и потихонечку выпустите воздух из шарика, Ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется и выпустит воздух. Приготовились…..

А теперь, мы улыбнемся друг другу. Ведь у нас очень хорошее настроение! Хорошо в стране Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вставайте в круг и друг за другом спокойно идите на свои места.

И в заключении, я хочу отметить, что благодаря использованию нестандартного оборудования на занятиях, специальных упражнений, благодаря взаимодействию педагогов детского сада и родителей по оздоровлению детей, процент заболеваемости детей в нашем детском саду понижается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление с методами профилактики плоскостопия.

Обучить практическим приемам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

Способствовать формированию здорового образа жизни;

Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.

Форма проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть с элементами презентации;

2. Практическая часть.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа: Подбор физических упражнений, изготовление оборудования, подбор музыкального сопровождения.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть

Прошу обратить внимание на экран.

Что здесь изображено? Приложение 1

Ответы участников мастер класса

С чем это связано? Приложение 2

Ответы участников мастер класса

И так, чтобы вы всегда видели только здоровые ножки, хотел бы вас ознакомить с некоторыми приемами профилактики плоскостопия.

Одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.
По медицинской статистике РОСЗДРАВА: - к двум годам у 24% детей наблюдается первые признаки плоскостопия, - к четырем годам — у 32%, - к шести годам — у 40%, - к двенадцати годам – 50% (каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие), - к двадцати годам – 60%.
В связи с этим возрастает значение организации профилактики и коррекции непосредственно в детском саду. Здесь ребенок находится практически ежедневно, и, следовательно, возможно обеспечить своевременность и регулярность этой работы.

Что же такое плоскостопие? Вопрос участникам мастер класса

Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором меняется его форма и опускаются продольный и поперечный своды. Специально разработанные упражнения от плоскостопия помогают избавиться от болезни или, по меньшей мере, замедлить ее прогрессирование.

Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма в целом.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многих видов спорта. Таким образом, укрепление опорно - двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим.

Для предупреждения плоскостопия нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы. Их можно применять на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних занятий и т. д. Дозировка упражнений должна зависеть от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех – пяти раз на этапе разучивания упражнений, до десяти – двенадцати раз на этапе закрепления.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, мышечный корсет, осанка, приобретаются физические качества. В своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корректирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. Подбираю те самые упражнения, которые заинтересовали бы детей. Целью данной работы является формирование и укрепление сводов стоп.

При этом решаются следующие задачи:

- развитие основных функций стоп;

- обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

- укрепление связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп;

- улучшение кровообращения стоп;

- улучшение координации движений и другие.

В своей работе использую систему приемов и методов обучения.

Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу. Показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, кинофильмы)

Приемы, относящиеся к словесному методу. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция.

Приемы, относящиеся к практическому методу. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)

Эффективность использования приемов можно увидеть в таблице мониторинга, где отображается положительная динамика развития физических качеств ребенка на моих занятиях.

При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – "Змейка", "Корригирующая дорожка", "Дорожка здоровья", "Волшебные палочки".

Существует множество упражнений для того, чтобы не допустить развития плоскостопия. Сейчас я покажу некоторые из них. (Презентация показа выполнения упражнений)

Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)

Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)

Как видите, это несложные комплексы, которые легко выполнить дома. Но, если вы хотите разнообразить занятия, сделать их более интересными и более эффективными, обратите внимание на следующую подборку.

2. Практическая часть

Полезные игры для стопы ребёнка.

Цель: самомассаж стоп.

Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.

Содержание упражнения: переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.

Цель: самомассаж стоп.

Материал: Гимнастический ролик.

Содержание упражнения: И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать ролик стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

Цель: укрепление мышц свода стоп.

Материал: верёвочки, платочки,

Содержание игры: И.П. стоя перед обручем, руки на поясе. По сигналу инструктора собирать как можно больше предметов из обруча, чередуя правую и левую ноги.

Я продемонстрировал вам несколько видов упражнений для профилактики плоскостопия, но их существует еще множество, а сейчас предлагаю вашему вниманию памятки по профилактике плоскостопия.

Заключительная часть


На доске размещены 4 домика сделанные из бумаги с названиями (полезно, интересно, не интересно, занимательно). Педагогам предлагается продолжить дорожку из ножек и выбрать домик для своих ножек.

Читайте также: