Кинезиология и физкультура в доу

Обновлено: 07.07.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Самары

Кинезотерапия - как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Выполнила воспитатель: Лошманова Н.В.

Здоровье детей значительно ухудшается. Важнейшим средством укрепления здоровья в ДОУ является физическая культура. Однако, традиционно сложившаяся система физкультурно - оздоровительной работы, для детей детского сада не дает нужного эффекта. Все это подтолкнуло меня поиску эффективных нетрадиционных средств оздоровления детского организма. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной работы. Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий является кинезотерапия. Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения

Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления детей.

Основные задачи кинезотерапии в дошкольном учреждении:

Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

Гимнастика для ёжика.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине, ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёжик свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть.

Материалы: поднос или кубик, книга.

БОЛЕЗНИ НОСА И ГОРЛА.

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Кто самый громкий?

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

ОБЩИЕ БРОНХОЛЁГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Цель игры: укрепление мышц челюстно – лицевой области. Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10раз).

Мы ладошки разотрём,

Силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. (10 раз).

Любим все мы танцевать,

Руки, ноги поднимать.

Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтём) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то- же проделать с правой ногой и левой рукой (10раз).

Ты головку поверни.

За спиной что? Посмотри!

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. (10 раз).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО (НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО) МЫШЛЕНИЯ (ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА).

Крепко зубки мы потрём,

А потом крепко зевнём.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты. (10 раз).

Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть. (10 раз).

Чтоб сильней была рука,

Разотрём её слегка.

Обхватить левой рукой запястья правой руки и массировать. То же, выполнять правой рукой. (10 раз).

Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:

1.повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.

2.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легки, а также деятельности сердечно-сосудистой системы.

Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме

Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж в определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В массаже задействованы 7 биологических активных точек, с которыми детям удобно работать:

1. начало надбровных дуг;

4. углы нижней челюсти;

7. спина (качание)

Оптимальное количество круговых движений – 16. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся механически, все движения сопровождаются следующими стихами:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли",

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок",

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим",

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись",

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть",

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть",

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть".

Данная методика показала положительный результат, дети стали меньше болеть, с удовольствие выполняют предложенные комплексы упражнений, что способствует укреплению здоровья, улучшению самочувствия и поднятию настроения. Родители отмечают, что в данной группе уменьшается количество заболевших детей. Считаю, свою работу эффективной и планирую продолжать ее в дальнейшем.

Автор: Кондакова Виктория Отаровна

Организация: МБДОУ №210

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Использование кинезиологических упражнений на физкультурном занятии в детском саду.

Кондакова В.О., инструктор по ФК МБДОУ №210, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье представлено физкультурное занятие с использованием кинезиологических упражнений, адаптированных для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическая культура, дошкольники, дошкольное образование, кинезиология для детей, физическое воспитание дошкольников, нестандартный урок.

- провести физкультурное занятия высокой эмоциональной окраски, в увлекательной для детей форме;

- реализовывать цели и задачи инновационной площадки МБДОУ №210;

- включить в НОД кинезиологические упражнения.

Не секрет, что в спорте обычно побеждает команда, отличающаяся слаженной работой всего коллектива. Естественно, что работа с детским коллективом, в котором развит командный дух, будет более интересной и продуктивной. Поэтому формирование командной сплочённости важно не только для спортивной деятельности дошкольника, но и для успешной реализации образовательной программы ДОУ.

Кинезиологические упражнения так же направлены на оптимизацию учебного процесса и улучшение психологического состояния детей. Кинезиология – это изучение движений тела, единая система движения и взаимодействия энергетических систем человека. [5] Т.е. кинезиология изучает, как влияют различные движения тела человека на его физическую, психологическую, умственную работу, и, наоборот, какую мышечную реакцию вызывают те или иные состояния здоровья, эмоциональные состояния.

В занятии были использованы нижеперечисленные упражнения, адаптированные для детей среднего и старшего дошкольного возраста и представленные в форме игровых заданий.

Итак, в представленном конспекте урока сочетаются методы развития командной сплочённости с приёмами психологической саморегуляции ребёнка. Кроме того, занятие имеет яркий эмоциональный окрас, появляется современный мультипликационный герой, любимый детьми, что в совокупности формирует положительное отношение к физической культуре и спорту.

Целью данного физкультурного занятия являлось развитие способности контролировать свои движения и управлять ими. [3]

Выделялись следующие задачи:

1. Обучение ходьбе по гимнастической скамейке в парах. [1,2]

2. Обучение лазанию под шнур в парах. [1,2]

3. Развитие умения контролировать синхронное выполнение приставного шага, синхронного подлезания под шнур. [1,2]

4. Формировать ценностное отношение к собственным действиям и действиям партнёра. [4]

5. Формировать стремление к проявлению волевых усилий, к уважению своего партнёра.

Инвентарь и оборудование для занятия:

Ход занятия.

Игровой заинтересовывающий момент:

1. Основные виды движений.

2. Подвижная игра.

Повторить упражнение со сменой рук.

Построение в круг, подведение итогов:

Следует отметить, что проведённое занятие вызвало большой интерес в группе, дети выполняли упражнения с удовольствием и охотой. Исходя из этого, можно ожидать, что выполненные задания оставят свой след в памяти ребёнка и он захочет повторить их дома или во время прогулки самостоятельно, с друзьями, с членами семьи. А именно к этому и стремится наше воспитание и образование детей: важно не просто научить дошкольника выполнять определённые действия, гораздо важнее сформировать отношение к физической культуре, как к неотъемлемой части жизни человека, которая приносит не только пользу, а ещё и удовольствие, повышает самооценку и является одним из способов самоутверждения личности ребёнка.

Список литературы.

1. Физическая культура в детском саду. Средняя группа //Л.И.Пензулаева, Москва, 2016 г.

2. Физическая культура в детском саду. Старшая группа //Л.И.Пензулаева, Москва, 2016 г.

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы //под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2014 г.

4. Основы психологии спорта и физической культуры//Р. С.Уэйнберг, Д. Гоулд, Олимпийская литература, 2001 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Что же нужно делать, как это выполнять, зачем, каковы будут результаты?

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Они разделяются на: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология-это наука о развитии умственных способностей и физического здоровия через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Цель использования кинезиологических пражнений: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.

Метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применения метода кинезиологии позволяет улучшить ( речь, внимания, моторику, повышает интеллектуальные способности; снижает утомляемость, повышает познавательные способности).

Основными требованиями к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнения движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками при реализации

Манькова Жанна Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

I квалификационная категория

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад

наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить: Речь Внимание Снижает утомляемость Моторику Повышает интеллектуальные способности Повышает познавательные способности

Применение метода кинезиологии позволяет

Повышает интеллектуальные способности

Повышает познавательные способности

Основное требование к использованию кинезиологических упражнений:

Основное требование к использованию кинезиологических упражнений:

Кинезиологические упражнения для профилактики соматических заболеваний:

Улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.

Кинезиологические упражнения на физкультурных занятиях

Кинезиологические упражнения на физкультурных занятиях

  • Упражнения в перекладывании предмета;
  • Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом);
  • Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует обе руки);
  • Упражнения в бросках и ловле предметов в парах;
  • Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета.

Колечко Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Лезгинка Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Змейка Скрестите руки ладонями друг к другу, сце­пите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сце­пите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Читайте также: