Мастер класс по наставничеству в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: распространение педагогического опыта работы Учреждения в вопросах организации работы по наставничеству, оказания помощи молодым специалистам Учреждения в их профессиональном становлении среди педагогов города Мегиона.

Материалы и оборудование: по 2 набора цветных карандашей, фломастеров, листы бумаги формата А4, 2 шариковые ручки, 2 мольберта, модули, повязки на глаза – 4 шт., секундомер, музыкальные шумовые инструменты, столы – 2 шт., стулья по количеству участников.

Мораль этой притчи такова: Нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике, действовать, пробовать, искать и находить.

Эту притчу мы выбрали не случайно. На наш взгляд она как нельзя лучше раскрывает основную цель нашего сегодняшнего мероприятия и является связующим звеном между присутствующими здесь участниками: педагогами, имеющими большой опыт педагогической деятельности, и педагогами, делающими только первые шаги в области дошкольного образования, так как каждый из нас рискнул и пришел работать в детский сад (не важно когда и сколько лет или месяцев прошло, продолжает работать, пробуя собственные силы, искать, находить и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, интересные формы, методы и приемы работы с детьми и с родителями.

А сейчас под аплодисменты мы предлагаем познакомиться и лучше узнать друг друга. Встаньте те, кто. добрый человек, любит сладости, умеет что-то мастерить, любит играть в разные игры, является молодым специалистом

радуется хорошей погоде, любит рисовать, раньше всех приходит на работу, любит общаться с людьми, работает в детском саду, является наставником.

Ведущий: Что узнали друг о друге? (ответы гостей)

Есть еще одно общее дело, которое объединяет всех присутствующих: УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА. Педагоги-наставники, педагоги – молодые специалисты (наставляемые). В рамках нашего мероприятия вам будет предложено выполнить несколько заданий, которые позволят выявить плюсы и минусы наставничества, покажут наглядно чему можно научиться у наставников молодым педагогам, и уверена, что молодые педагоги смогут удивить своих наставников.

Задание 1. ВИКТОРИНА

Работа в группе. Каждой команде необходимо ответить на вопросы викторины. Вопросы абсолютно одинаковые для всех участников. Время для выполнения задания – 3 минуты. После выполнения данного задания посмотрим, что объединяет присутствующих педагогов (наставников и молодых, а что отличает.

Работа в группе. Мы предлагаем вам всем вместе поразмышлять над тем, чего вы ожидаете от своей профессиональной жизни, каковы устремления, какие ценности для вас значимы. Нарисуйте на листе бумаги цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов выберете сами в соответствии со своими ощущениями. Если представить свою профессиональную жизнь, то возможно ли найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем?

После выполнения задания предлагается обсудить представленные рисунки:

Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

Какая между ними связь?

На что сделан акцент в рисунках каждой из команд?

Чем отличаются рисунки участников?

Какие ценности вы вынесли для себя из прошлого?

Какой опыт дает вам настоящее?

Каковы ваши устремления в будущее?

Если представить свою профессиональную жизнь, то возможно ли найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем?

От кого зависит возможность осуществления этих планов?

Что может вам помешать осуществить свои планы?

Если эти события не произойдут, что вы будете чувствовать?

Основной смысл данного задания – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее.

Какой вывод можно сделать?

Удалось ли участникам определить для себя профессиональные перспективы?

Это задание позволит нам определить стили наставничества, наглядно разобрать различные формы обучения и на собственном теле почувствовать эффективность той или иной методики обучения.

Вопросы для обсуждения:

Какие были трудности в процессе выполнения задания?

Профессия педагога-дошкольника уникальна, многогранна. Для того, чтобы научить ребенка чему-нибудь от педагога требуется очень много: быть наставником, другом, виртуозом, артистом, человеком, умеющим удивлять, придумывать, фантазировать.

Следующее задание направлено на развитие творческого интеллекта.

Работа в группе.

За две минуты найдите как можно больше применений для стакана и запишите их. В порядке очередности каждая команда предлагает свой вариант использования этого предмета.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Что вас удивило?

Профессия педагога-дошкольника уникальна, многогранна. Для того, чтобы научить ребенка чему-нибудь от педагога требуется очень много: быть наставником, другом, виртуозом, артистом, человеком, умеющим удивлять, придумывать, фантазировать.

Следующее задание направлено на развитие творческого интеллекта.

Работа в группе. За две минуты найдите как можно больше применений для стакана и запишите их. В порядке очередности каждая команда предлагает свой вариант использования этого предмета.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Что вас удивило?

Каждый человек воспринимает информацию по-своему. Одна и та же информация может восприниматься и усваиваться легко и быстро одним человеком и вызывать полное непринятие у другого человека. На это могут влиять многие факторы как внешние, так и внутренние: настроение, отсутствие желания, внешние раздражители, навязчивое поведение и т. д.

Следующее упражнение позволит нам наглядно это продемонстрировать или опровергнуть.

Задание всеми участниками выполняется одновременно по сигналу ведущего.

Задание у каждой пары участников свое.

Вопросы для обсуждения:

Легко было передавать информацию и соответственно воспринимать ее?

Что больше всего мешало, отвлекало быстро принять нужную информацию?

Можно провести аналогию с наставничеством?

Какой вывод можно сделать?

Главное – человек должен захотеть воспринимать и применять в работе любую информацию, совет, рекомендацию. Результат будет только при условии полного открытия или полной готовности человека воспринимать информацию каковой бы она не была. Если нет желания у молодого педагога учиться, то чтобы ни делал наставник, ничего у него не получится.

Ведущий: Отношения в коллективе становятся прочными, позитивными в том случае, если мы умеем слушать и слышать своих партнеров по общению, будь то коллеги, родители или дети, проявляем эмпатию, с уважением относимся к личностным особенностям других людей.

Я хочу рассказать вам притчу:

«В один оазис пришел молодой человек. Попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:

- Какие люди живут в этом городе?

Старик в свою очередь спросил у юноши:

- А какие люди живут там откуда ты пришел?

- Кучка злодеев, с плохими мыслями, - ответил молодой человек

- Таких же найдешь ты и здесь, — сказал старик.

В тот же день другой юноша подошел к источнику, утолил жажду. Увидев старика, он поздоровался и спросил:

- Какие люди живут в этом месте?

Старик в ответ задал тот же вопрос:

- А какие люди живут там откуда ты пришел?

- Прекрасные, умные, гостеприимные, дружелюбные. Мне жаль было с ними расставаться.

- Таких ты найдешь и здесь, — сказал старик.

Один мужчина, слышавший оба разговора спросил:

- Мудрый старик, как ты мог дать два разных ответа на один и тот же вопрос?

На что старик ответил:

Последнее задание в рамках сегодняшнего мероприятия поможет нам понять свою роль как педагога.

Работа в команде. Все участники становятся в круг на лист бумаги. Ни при каких обстоятельствах с листов бумаги сходить нельзя.

Необходимо составить из отдельных слов стихотворение известного поэта.

Вопросы для обсуждения:

Какой вывод можно сделать?

Важна была поддержка коллег при выполнении задания?

Была возможность выполнить это задание в одиночку?

Ведущий: Профессия наша уникальна: она заставляет нас учиться на протяжении всего профессионального пути. Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Существует два метода обучения. Первый - через подражание и повторение, и он самый простой. Второй - через опыт, и он самый сложный, тернистый, но эффективный. И только вместе, сообща мы можем достичь высоких результатов, преодолеть любые трудности, решить любые проблемы, стать профессионалом своего дела.

Наше мероприятие подходит к концу. Но мы не хотим вас оставить без подарков. Предлагаем вам подумать и подарить всем участникам подарок, который будет выражен словами, будет характеризовать ваше отношение к проведенному мероприятию и содержать напутствие на дальнейшую плодотворную работу. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Слайд 1. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.

И наставничество - это форма обучения на рабочем месте, которая направлена на развитие прикладных профессиональных компетенций человека.

Но не следует понимать наставничество как процедуру адаптации молодого учителя. Наставничество предусматривает решение узкого сугубо профессионального круга задач в области преподавания предмета и классного руководства, в то время как адаптация подразумевает включение в широкую систему отношений внутри школы в целом.

Слайд 3 . Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям, например:

повысить рейтинг статус

В процессе наставничества молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.

Слайд 4 Типичные ошибки наставника.

Наиболее типичными и распространенными ошибками считаются следующие :

1) Недооценка степени дискомфортности условий, в которых приходится работать подопечному наставника.

Избежать этой ошибки можно путем создания доверительной обстановки и внимательного отношения к подопечному .

2) Навязывание молодому специалисту своего мнения.

Избежать ошибки можно, задавая вопросы по поводу оценки результатов того или иного действия, не высказывая прежде собственных оценочных суждений. То есть, анализ ситуации необходимо начинать с обратной связи, а не с высказывания собственного мнения;

3) Перегрузка молодого специалиста замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов.

Избежать ошибки можно, если выделить ключевые вопросы и акцентировать внимание на них, не перегружая подопечного обилием разнородной информации.

И я верю и вижу, что Кобзарь Е.В., действительно, профессионально растёт, добиваясь намеченной цели.

В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у учащихся навыки общения в группе и коллективе.

- УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Между какими субъектами может быть выстроено взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:

Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?
- Ваши группы хорошо вам помогали?
- Вы остались довольны вашими подданными?
- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?

Ответ: Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно)

Следующее упражнение называется "Неожиданные картинки"
1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)
3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
5. Снова обменяемся рисунками.

Вопросы:
- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
- А можем ли мы этот прием использовать на своих уроках?

Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.


Вопросы:
- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?
- Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам, сложно было придумать название вашей картины?


Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Коллеги, а на прощание я хочу сказать: благодарю вас за работу, желаю вам успешного учебного сотрудничества!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

Задачи:

Создание образа современного учителя.

Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.

Планируемые результаты: выработка эффективной модели компетентного учителя.

Ход мастер-класса:

Организационный момент

- Разделитесь на группы, чтобы мы могли продолжить работу.

- Попробуем составить портрет современного идеального учителя, образ которого рассмотрим через набор качеств идеальной модели учителя, его коммуникативного имиджа и компонентов внешнего облика.

- Каким вы представляете имидж современного учителя? Имидж – это что?

- Ваш внутренний мир и внешний образ будут выражать ваш имидж.

Слайд 4.

- Первостепенной составной частью имиджа педагога является визуальная привлекательность. Как говорят в народе: встречают по одежке, провожают по уму.

- Что входит в визуальную привлекательность?

Работа по слайду.

- Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы к внешнему виду учителя. Кто может сформулировать общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога?

При выборе одежды важную роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в одежде огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.

- Важной частью имиджа педагога является его красноречие. Речь должна быть гибкой, выразительной и оригинальной.

- Перечислите не мене 10 характеристик идеального, по вашему мнению, учителя.

- Рассмотрим образ идеального современного педагога глазами администрации.

Работа по слайду.

- Глазами учащихся идеальный педагог – анализ характеристик на слайде.

- Родители считают идеального педагога – анализ слайда.

Слайд 9.

- Из всех значимых качеств учителя мы отберем самые важные и …

Слайд 10.

- получим портрет идеального педагога.

Слайд 11.

- Критерии успешности учителя делятся на педагогические, психологические и личностные.

Слайд 12.

- Рассмотрим данные критерии успешности подробно: -по слайду.

- А теперь давайте определимся со стилем общения, который характерен для идеального, на ваш взгляд, педагога.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный Признаки всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег, работающих с вами. Изучите характеристики каждого из них, представленные в таблице, и определите, каким стилем обладает ваш идеальный учитель.

Характеристика стилей педагогического общения

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Распределение активности между учителем и детьми

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу

Педагог ориентирован на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению задач, учебных проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность

Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам

Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания

Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными

Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

Учет межличностных отношений между детьми

Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе

Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в группе важным условием педагогической деятельности

Учитывает взаимо­отношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются

Вариативность воспитательных воздействий

Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка

Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка

Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей

Особенности педагогических установок

Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей.

Группы определяются со стилем.

Демонстрация выводов своей работы.

- Дадим более полную характеристику психологическим и личностным критериям успешности учителя. Поработайте с материалом и проафишируйте свою работу.

Работа в группах:

1 группа - Личностные критерии успешности учителя

2 группа - Психологические критерии успешности учителя

Афиширование работы.

Слайд 13.

- Фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).

Слайд 14.

- Мастером не рождаются, им становятся, и опыт, а так же систематическое самосовершенствование в профессии играют, на мой взгляд, одну из важнейших ролей.

Работая по направлению развития собственного мастерства, каждый педагог выбирает для себя инновационные технологии, методы и приемы, работая с которыми он ощущает себя наиболее комфортно и получает максимальный результат.

Слайд 15.

- Я предлагаю группам перечислить технологии, которые используются в образовательном процессе и выделить из них инновационные.

Слайд 16. - инновационные

- Как правило, учитель использует элементы большинства из них, однако, при этом специализируется только на одной или двух: изучая, постоянно и наиболее полно используя, разрабатывая собственный материал на основе данной технологии.

Слайд 17.

- Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом, профессионально развиваясь.

- Как вы думаете, каким образом можно это сделать?

выступление на семинарах, конференциях, методических объединениях, круглых столах;

проведение открытых уроков, мастер-классов, практикумов, педагогических мастерских;

размещение методических материалов в сборниках, журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;

рецензирование и издание собственных методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;

участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;

размещение материалов по обобщению опыта педагога в банке педагогического опыта.

- Кроме этого, наилучшим способом, подтверждающим мастерство педагога, являются результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различной направленности, а так же результаты государственной итоговой аттестации.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в

одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.


- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? - спросила дочь

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

- А эти особые люди, профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.

- Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его индивидуально-личностных качеств.

Рефлексия и заключение

- Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания.

Слайд 18.

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь

- Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью современной России.

Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами.

Слайд 19.

Подведем итоги нашего мастер-класса:

Помните: учитель всегда должен оставаться молодым!

Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом. 2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим людям улыбкой. 3. Быть успешными и профи своего дела.

Слайд 20.

Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают “профессиональную” окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило “ТРИ О”: Общение — с хорошей литературой, искусством, природой; Общение — с интересными людьми, любовь, дружба; Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою “Внешнюю” и “внутреннюю” биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: “На уроке скучно!”

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. “Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй критерий — сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. “Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее. И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не “отбыть” обучение, а “прожить” его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий — взаимоотношения в системе “учитель -ученик”. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой поря

поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.

Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

- как на уроке создана установка быть внимательным;

- как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); - как организовала смена видов деятельности на уроке;

- как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

- как организовала активность учащихся на уроке;

- как организовала деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.

На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что может сделать школа, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества в образовательном учреждении.

Не будет преувеличением сказать, что школа знает ребенка лучше всех. Именно там школьник во многом формируется как личность, знакомится с друзьями, пытается определиться с ценностями, самоопределяется. Наконец, влюбляется, конфликтует и ищет лучший способ коммуникации со всем внешним миром ребенок тоже в школе. Неудивительно, что и большинство конфликтов происходит там же.

Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем

Агрессия подростковая.jpg

С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Не получил вовремя совет от значимого человека с опытом — получил его в Интернете, не решил внутренний конфликт, просто не зная как, — школа получила взрыв неприкрытой агрессии; подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может придти программа наставничества.

Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?

Школа отлично понимает, что проводить воспитательную работу с подростками важно и нужно, но откуда взять на нее ресурсы? Даже классные руководители жалуются на то, что провести классный час не всегда удается из-за большой загруженности учеников.

К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?

Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.

работа с наставником.jpg

Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.

пример рабочих тетрадей.jpg

Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?

1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?

Работа с подростком. Понимание наших эмоций

Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.

Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:

  1. Что вы в этот момент ощущаете в теле?
  2. Что вы чувствуете?
  3. Как проявляете свои чувства вовне?

Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.

Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.

понимание эмоций.jpg

Работа с подростком. Учимся ставить цели

Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.

Упражнение 1. Моя цель конкретна

Я хочу, чтобы у меня было.

Упражнение 2. Моя цель измерима

Читайте также: