Мастер класс по изготовлению народной куклы в доу

Обновлено: 31.05.2024

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

  • она является близким другом для ребенка;
  • в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
  • главное в этих играх – эмоциональный контакт;
  • дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все вышеизложенное позволило определить цель работы:

Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Приложение 1: Мастер – класс.

Приложение 2: Презентация .

  • Лариса Евгеньевна
  • 12 февраля 2013
  • 12956
  • 7

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 7 )

Ольга Евгеньевна 13.02.2013 в 20:07 +1

Спасибо, за интересный материал. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - актуальная на сегодняшний день тема. Продолжайте и дальше работать в этом направлении. УСПЕХОВ Вам и вашим детям!

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 14.02.2013 в 16:53 +1

Уважаемая Лариса Евгеньевна!Отличный материал на актуальную тему. Творческих успехов!

Олеся Викторовна 14.02.2013 в 17:11 +1

Уважаемая Лариса Евгеньевна! Очень интересный материал! Уже хочу себе куклу- домового! На самом деле очень много информации, яркая презентация. Хотя и работаю в школе, взяла материал в копилку. Он будет интересен и моим ученикам. Спасибо. От меня 5+
Приглашаю познакомиться моим опытом. Удачи!

Лариса Евгеньевна 15.02.2013 в 18:54 +1

Спасибо большое! Успехов!

Любовь Арсентьевна 15.02.2013 в 19:53 +1

Ануфриева Ирина Викторовна 15.02.2013 в 21:52 +1

Представленный материал скорее всего не для учеников, как пишет "Olesya770777", а отличный Мастер-класс для педагогов и ДОУ, и школы, после которого педагог на основе этого Мастер-класса может создать различные мероприятия для детей по данной теме. Лариса Евгеньевна, отличная публикация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Мастер – класс для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида № 8

пгт. Шахтерска Углегорского городского округа

пгт. Шахтерск Углегорского района

Ул. Кузьменко, 11.

Мастер – класс для педагогов 5 стр.

Список литературы 13 стр.

Изменения, происходя в общественной и экономических сферах, всегда затрагивают культурную жизнь общества. И вносят что-то новое в процессе воспитания и образования.

Народные фольклор и искусство всегда отражает историческое и культурное наследие любого народа и активно влияют на формирование личности, воспитывает любовь к родине, являются основой для художественного творчества. [4,7-8]

Отсюда, как нам кажется, следует важная проблема: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников.

Актуальность исследования: желание узнать, какой же была народная игрушка, что она значила. Наше стремление знать, помнить прошлое своего народа. А также сохранение, восстановление подлинного русского искусства, является одной из наиболее важных задач и проблем современной педагогики.

Была поставлена цель исследования:

Пробудить интерес педагогов ДОУ к традиционной русской народной кукле;

Изучить виды русской народной куклы;

Изучение технологии изготовления народной куклы.

Гипотеза: Знакомство педагогов ДОУ с народной игрушкой, будет эффективным, если они будут включать в разные виды деятельности в работе с детьми народную куклу и побуждать этому детей.

В научной педагогической литературе обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в воспитательно-образовательной работе и дает возможность максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

По утверждению А.И. Лазарева, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова и др. приобщение к национальной культуре становится наиболее проблемным педагогическим вопросом современности. Так как любой народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы не потерять национальной самобытности. [1]

Приобщение к традициям народа очень значило в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума (В.П. Зеньковский, В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев) он будет осваивать, сохранять, развивать и передавать наследие этноса через включение в социальную активность и в культуру. [3]

Мастер – класс для педагогов.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении русской народной куклы.

Познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол;

Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью;

Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности;

Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления русской народной куклы из лоскутков;

Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Изготовление русской народной куклы из лоскутков;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности;

Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол;

Викторина для педагогов.

Введение в тему.

Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Можно организовать конкурс- выставку русских тряпичных кукол.

Содержание организационной деятельности:

«Уж вы, девицы - то распрекрасные,

Краше вас свет не видывал!

Поглядеть на вас - глаз не отвести.

Мы собрали вас, чтоб напомнить всем

О культуре Руси, о традициях,

О родимой - то о сторонушке.

Чтобы вы знаньями управляли бы,

Да детишкам всем неразумненьким Их в головушку все бы вкладывали.

Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи:

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.

Викторина для педагогов.

А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи - мы сейчас узнаем:

Назовите самый короткий народный праздник на Руси (ночь на Ивана Купалу);

Символом какого праздника является береза? (Троица);

Какой языческий праздник связала молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - «Не все коту масленица, будет и великий пост);

Когда, по народным преданьям, цветет папоротник? (в ночь на Ивана Купалу);

Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба);

Как назывался на Руси теплый напиток из трав с медом (сбитень);

Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш);

Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град);

Сколько времени длился богатырский сон (3 дня и 3 ночи);

Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли);

Подведение итогов викторины.

Введение в тему.

Вот и есть начало нашей встречи, наших посиделок. А доброе начало - как говорится, половина дела.

А сейчас давайте посмотрим какие куклы были на Руси и с какой целью их мастерили.

Еще в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. Кукла - это знак человека, его игровой образ - символ. Тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Поэтому изображение лица в кукле долгое время было под запретом. Кукла без лица отрешена от живого человека, от бытовой конкретики.

Кукла - это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду.

Давайте и мы с вами научим этому наших детей.

Кукла просто загляденье Детям всем на удивленье коль хотите научиться Эту куклу мастерить Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Цветной лоскуток прямоугольной формы плотно скатываем в рулик и фиксируем по краям нитками (ладошки).

из цветных лоскутков свернуть юбочку;

сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали;

надеть на голову платок.

Не отыщешь краше Свернута из тряпки Руки - словно лапки,

Глазки - пара точек,

А лицо - комочек.

Но Наташа любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечки.

Посмотрите каких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.

А на прощанье хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет - самый почитаемый на Руси.

Используя куклу как основу можно придумать любой персонаж для детских игр.

Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами.

В результате своей работы мы познакомили педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей.

Решив поставленные задачи, мы достигли цель нашего исследования, подтвердив выдвинутую гипотезу.

Мы уверены, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России.

Список Литературы.

Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, 2007. - 120 с.

Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.

Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013 - 166 с.

Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003 - 240 с.

Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры (В.В. Малова — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013 -351 с.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Ход мастер – класса:

1. Оргмомент.

Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

На приветствие приглашаю гостей.

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.

Взять куклу.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)

Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные слова:

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральным государственным требованиям.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы, которые представлены на мольберте.

1. Задание для педагогов первая группа подбирает приемы к методам: словесным и эвристическим, а вторая группа подбирает приемы к методам: информационно-рецептивным и репродуктивным.

Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.

Словесный метод:беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам , выполнение работ с опорой на личный опыт.

В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.

Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по пооперационным картам или схемам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.

Демонстрация приема.

Сегодня мы сделаем куклу "Ангел". Эта кукла оберегает и защищает человека от любой опасности и приманивает удачу.

- Берем лоскут ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?

- На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты. Что вы сделали?

- Сложите лоскут ткани по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток. Что получилось?

- Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток. Что вы сделали?

- Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.

У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

Автор: Кувикова Анна Владимировна

Организация: МБДОУ №56

Населенный пункт: Московская область, с. Васильевское

Проблема:

Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Задачи :
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Актуальность:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Цель методической разработки:

Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.

Планируемые результаты:

В результате у детей сформируется интерес к русской народной тряпичной кукле, дети познакомятся с историей возникновения русской народной куклы, научатся изготовлять тряпичные куклы.

План реализации методической разработки

I этап подготовительный:

9. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы.

10. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео).
11. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме.
12.Изучение технологий изготовления народной куклы.
13. Подбор необходимого материала для практической деятельности.

План реализации

II этап основной:

Социально-коммуникативное развитие

3. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами.

Чтение художественной литературы:

Художественно-эстетическое развитие:

Речевое развитие:

-Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой ( игровые, обережные, обрядовые)

Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.

Конструирование:

Работа с родителями:

1) Консультация на тему: “Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой”.

2) Консультация на тему: “Проектная деятельность в детском саду”.

6) Показ презентаций для родителей по теме.

3 этап: Заключительный

Цель: способствовать формированию благополучному микроклимата в коллективе детей.

- Создание папки-передвижки с отчетом по проектной деятельности в группе.

Вывод:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Данная методическая разработка была представлена на мастер классе для родителей и педагогов ДОУ .

Читайте также: