Мастер класс готовность к школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Зиязова Залия Имамгалиевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 с.Верхнеяркеево
Населённый пункт: Илишевский район Республика Башкортостан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ "ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"
Раздел: дошкольное образование

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

По плану семинара я хочу Вам представить мастер –класс по проведению

родительского собрания. Для этого мне нужно 6 участников.

Участники займите свои места.

И так начнем вы родители, а я председатель собрания.

Сначала по приветствуем, соседя справа, потом слева, а остальные могут стоя на

Показываю:(слова на экране)

-Здравствуй, друг!- за руку

-Как ты тут?- по плечу

-Где ты был?- за ухо

- Я скучал!- руки скрещены

-Ты пришел!- руки в стороны

Приветствие

Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться в школе на 11 лет.

Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка,

переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому

положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что

следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь

на нашей встрече.

Воспитывать ребёнка это не только ответственная, но и не простая задача каждой

семьи. В процессе её решения мы сталкиваемся с различными трудностями и от

того, как мы их преодолеем, зависит будущее наших детей.

Для успешной адаптации, успешного начала новой деятельности в жизни

ребенка требуются: хорошо развитая интеллектуальная, коммуникативная,

эмоционально-волевая, мотивационная сферы – психологическая готовность.

Нашей беседе отведено не так много времени, поэтому приглашаю Вас к

активному и продуктивному сотрудничеству.

Давайте представим ребёнка в виде сосуда, который нам надо наполнить, а как мы

его будем наполнять, зависит от нас.

Шарики для тенниса – это, то самое главное и основное, которое поможет

ребёнку сформировать качества характера, и именно эти качества определят его

успешность в жизни.

Как Вы думаете? Какие качества характера важны для успешного развития?

Называем одно качество и бросаем шарик в сосуд.

способность принимать нормы и правила, трудолюбие, добросовестность,

настойчивость, усидчивость, самостоятельность, доброта, чуткость,

заботливость, отзывчивость, упорство, самообладание, целеустремлённость,

терпеливость, чувство собственного достоинства и т.д. Да, вот такие качества

необходимы для наших детей.

Игра-опрос Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все

присутствующие получили 3 кружочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы

“Да” - красный цвет.

Добрый ли ваш ребенок?

Вежливый ли ваш ребенок?

Общительный ли ваш ребенок?

Щедрый ли ваш ребенок?

Внимательный ли ваш ребенок?

Правдивый ли ваш ребенок?

Отзывчивый ли ваш ребенок?

Справедливый ли ваш ребенок?

Жизнерадостный ли ваш ребенок?

10.Ответственный ли ваш ребенок?

-Да мы хорошо знаем своих детей

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть

готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер

Возвращаемся к нашему сосуду, заполним его галькой.

Галька – это то, чему ребёнок способен научиться в дошкольном учреждении.

Как Вы думаете, чему ребёнок учится, посещая д/с? Получает определённые

навыки, умения и начальные знания: одеваться, умываться, лепить, рисовать,

считать, различать формы, цвета, величины и т.д. И конечно же не мало важно

уметь общаться со сверстниками и со взрослыми, соблюдать элементарные

правила поведения – как на занятиях, так и в режимных моментах.

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе

лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою

красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно

такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя

инструкция для всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален.

Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и

личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже

вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит.

Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому.

А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с

ним выполнять действия, чтобы он понял.

Возвращаемся к нашему сосуду, заполним его песком.

Подходите и заполняйте сосуд песком.

Песок– это Ваша забота, опека и любовь к ребёнку, которая заполнит всё

свободное пространство, необходимое ребёнку для формирования всех тех

качеств, которые мы с Вами называли, заполняя сосуд шариками. Вам кажется,

что сосуд полон? Нет

А теперь вода.

Подходим и наливаем воду.

Вода – которую, мы добавили в сосуд – это то, что его будет окружать и окружает

в данное время вне семьи: секция, кружки, друзья, улица, весь остальной

окружающий мир, т.е. социум. Вода всё равно просочится сквозь песок, так как

Ваша любовь, опека и забота не оградит ребёнка от этого.

Итак сосуд полон!

В заключении нашей встречи мне хочется подарить Вам памятки, в которых Вы

найдёте несколько советов при подготовке детей к школе.

Хорошее воспитание – лучшее наследство!

Спасибо за продуктивный диалог и если Вы из нашей беседы смогли что-то для

Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление, психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности.

В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространё нная тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

В середине учебного года мною был проведен блиц-опрос родителей подготовительных групп на тему того, как они готовят своих детей к школе, испытывают ли они какие-либо трудности при этом.

Анализ результатов блиц-опроса показал, что:

• 29 % родителей хотели бы заниматься со своим ребёнком сами, но не знают, как организовать занятие;

• 3 % родителей выбирают репетитора потому, что у них мало времени для занятий с ребёнком;

• 5 % родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает терпения, поскольку ребёнок отвлекается, не справляется с заданием и т. д. ;

• 18 % родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает умения, но если бы их научили, то они бы сами занимались;

• 24 % родителей считают, что заниматься подготовкой к школе должны педагоги в детском саду.

• 21 % родителей могут сами успешно организовать занятие с ребёнком.

Увидев, что многие родители заинтересованы успешно подготовить к школе своих детей, а незнание, как это сделать в более увлеченной и доступной форме, подтолкнуло меня на разработку комплекса упражнений игрового характера, ведь именно в игре ребенок может чувствовать себя уверенно и раскрепощено.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.

Опыт с пластилином, наглядно показывает, как влияют внешние факторы развития при благоприятном их сочетании на наследственность ребёнка, т. е., возможно на его средние или низкие природные способности, которые следует рассматривать, как объёктивную реальность, но которые можно стимулировать, РАЗВИВАТЬ посредством внешних факторов развития.

Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учёбе у первоклассников связано, в первую очередь, с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, а также: задержки развития мелкой моторики рук, недостаточным развитием функций внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи.

Вот поэтому важно родителям обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.

Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям.

(В данной публикации представлены некоторые варианты игровых упражнений, более полный комплекс предложен в специально разработанной картотеке)

Игры на развитие функций внимания

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.

Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку : правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, развивать слуховое восприятие, речевые навыки и, навыки конкретизации понятий, активизацию мыслительной деятельности, моторные функции. 2 - вариант игры - активизация работы полушарий мозга.

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, речевые навыки, словарный запас, моторные функции.

Игры на операции аналитического мышления

Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.

Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.

Цель. Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.

Развитие психомоторных действий

Цель: Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции.

Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Цель: Сформировать навык правильного изображения букв, цифр.

Цель: Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр.

Цель: Формировать чувство ритма, психомоторные функции

Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию

Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе по отзывам родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же немаловажно. В словесные игры можно играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют дополнительного времени для специальной организации.

Роль творческой игры при подготовке к школе В подготовительной группе несмотря на то, что возрастает роль учения и труда, игра продолжает сохранять свое значение. Педагоги используют.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития познавательных процессов детей подготовительной группы.

Психологическая готовность ребенка к школе

hello_html_m451c7aa9.jpg

hello_html_m6c8984ca.jpg

hello_html_5a482b95.jpg

hello_html_144dacad.jpg

hello_html_m2b1033c0.jpg

hello_html_51544d0.jpg

hello_html_71c9c8e4.jpg

hello_html_122851a3.jpg

hello_html_ma138209.jpg


4. Понятийное речевое мышление (восприятие и понимание материала на слух),
5. Понятийное образное мышление (восприятие и понимание иллюстративного материала),
6. Абстрактное мышление (умение выделять формальные признаки и оперировать ими в уме), сначала счет на пальцах,счет с помощью палочек или любых других предметов,счет с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме, восприятие задания на слух (сначала только с переходом на второй десяток, далее – в пределах сотни), решение примера в уме и быстрое воспроизведение ответа (как будто ребенок его видит или знает). Полноценный свободный счет в уме – это предпосылка для развития абстрактного мышления.
7. Скорость переработки информации (оперативность умственной и моторной обработки информации),
8. Зрительно-моторная координация (согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки)
Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.
(поэлементное письмо, срисовывание картин в мелкой клетке)
Упражнения для развития зрительно-моторной координации:
"Нарисуй по образцу"

hello_html_m2b531eeb.jpg

"Дорисуй вторую половинку"

hello_html_m437fc78.jpg

"Дорисуй по клеточкам"

hello_html_m53df9846.jpg

hello_html_m7a0d7a68.jpg


9. Внимание , если у ребенка скорость переработки информации соответствует 3-5 уровням, а внимательности 4-5 уровням – повода для беспокойства нет. Если оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания.
Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения:
"Сравни картинки"

hello_html_m5577a91.jpg

"Найди пару каждому предмету"

hello_html_58f4fd2d.jpg

"Найди такой же вертолет,как в облачке"

hello_html_m3c98219e.jpg

"Расставь значки в фигурах в соответствии с образцом"

hello_html_m4c887b19.jpg

hello_html_6f9940dd.jpg

"Раскрась фигуры в соответствии с образцом"

hello_html_7e1deb3c.jpg


10. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение словесной информации),
11. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение зрительной информации),
12. Тревожность (реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях),
13. Физиологическая энергия (характеризует работоспособность и энергетический баланс организма),
14. Настроение (фоновое эмоциональное состояние), хорошо, если у ребенка преобладает положительное настроение.
15. Самооценка Важно, что бы ребенок относил себя к хорошим людям.
Успехов Вам и творческих сил в воспитании детей!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте с дошкольным уровнем развития ребёнка 6-7л;

- убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического развития;

Оформление доски.

Создание проблемной ситуации. (Активизация мыслительной деятельности).

-Ваши дети в этом году пойдут в школу. Но среди вас есть родители, у которых в семье уже есть ученики.

-Давайте сейчас вспомним каких успехов вы, как родители, ждали от своих детей?(отвечают родители).

-Оправдались ли ваши надежды?

-С какими проблемами вы, как родители, встретились, когда ваш ребёнок пошёл в школу?

-А как вы думаете, почему не оправдались ваши ожидания, ведь ребёнок хотел пойти в школу, ему уже почти семь, он был более — менее готов к ней? (отвечают родители)

2.Вступительная беседа учителя.

-Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.

Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.

Бесспорно, это важно, как важно развивать: речь, память, мышление и т.д.

Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.

Не прошло и месяца, как ребёнок отказывается идти в школу; к концу урока не слушает учителя, отвлекается; кое-как выполняет то, что говорит учитель, даже если это простое игровое задание; еле высиживает до конца занятий; быстро утомляется.

Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.

3.Вывод: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен достичь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.

4.Определение темы урока.

-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (отвечают родители)

Тема нашего мастер-класса:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

-А как вы думаете: кто ему в этом может и должен помочь?

-Да, без общения со взрослыми, и в первую очередь с родителями ему просто не обойтись. Ведь общение ребёнка с окружающими его людьми - это источник его психического развития.

Деление родителей на группы.

Работа в группах по плану:

б) Выявление главной черты характера, необходимой для психологической готовности будущего школьника, в группе.

в) Выступление от группы.

6.Совместное обсуждение вывода, полученного при работе в группе.

Составление общей таблицы

Материал для обсуждения в группе.

Вывод:1.Ребёнок осознаёт свои эмоции (может предвидеть чем кончится данная ситуация).

2.Он учится управлять своими эмоциями. (Он приобретает способность избегать отрицательные ситуации и одновременно продуцирует ситуации, имеющие положительный характер.)

Вывод: ребёнок сам, по своей инициативе, хочет чему-то научиться. Налицо активизация познавательной деятельности. Проявление ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Вывод: Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи (действовать по чужой программе, принимая её за свою).Привносить что-то своё для достижения поставленной цели.

Маше на день рождения подарили интересную игру.

Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила прополоть грядку и помыть посуду. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.

Когда Лене было 4 года мама с трудом усаживала её на диван и начинала читать ей интересную книжку. Лена ёрзала на диване, ей совсем не нравилась муха, которая всех угощала, а хотелось быстрее идти играть с соседским Алёшкой. Но мама была настойчива и упорно продолжала читать книгу целых 15 минут.

Но уже в 6 лет Лена с удовольствием оставляла все свои игры и бежала послушать очередную мамину сказку. Ей совсем не хотелось уходить ,она просила маму ещё и ещё почитать и затаив дыхание Лена с интересом слушала чтение мамы. А после окончания чтения, Лена знала всё о героях сказки и на все вопросы мамы отвечала с предельной точностью.

После чего она с нескрываемым удовольствием рассказывала полюбившуюся сказку соседскому Алёшке.

Вывод: Умение поддерживать внимание (не отвлекаться и дослушивать до конца).

Вывод: Трудолюбие через:

а) самообслуживание;

б) труд для других;

7 ситуация

Вывод: Самостоятельность (умение принимать самостоятельное решение).

Учительница попросила принести чистую тетрадь. Саша вспомнил об этом по дороге в школу, но решил не возвращаться. Учительнице он сказал, что забыл.

- Мы обсудили различные ситуации и пришли к выводу, что

Старший дошкольник:

1.Научается избегать ситуации, которые для него кончаются отрицательно, и продуцирует ситуации, которые кончаются для него положительно.

2.Любознателен (задаёт много вопросов, часто пытается ответить на них сам или найти ответ на них с помощью взрослых).

3.Способен выполнять задания, поставленные взрослыми.

4.Обладает развитой волей, произвольностью поведения.

5.Умеет поддерживать внимание.

6.Трудолюбив. Что достигается через:

б)труд для других.

7.Самостоятелен.

8.Обладает чувством ответственности.

Все перечисленные черты характера формируются при непосредственном влиянии общения ребёнка со взрослыми.

Нужно всегда помнить , что :

Основа основ сложного процесса воспитания ребёнка - простое подражание родителям.

9. Рефлексия для родителей:

-Что Вы уяснили для себя полезного?

-Будете ли Вы менять условия для воспитания своего ребёнка, учитывая приобретённые знания?

Читайте также: