Массаж рук карандашами в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры и упражнения.

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибаниии и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.
В этой методической разработке вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Вводная беседа:

Мой маленький друг!

В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

В последнее время возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев, вдвое ускоряет процесс овладения ребенком речью. Массаж рекомендуется для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Систематическое использование таких упражнений способствует повышению речевой активности, развитию памяти и воображения, концентрации внимания, созданию благоприятного эмоционального фона.

ВложениеРазмер
massazh_karandashami.pdf 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игровой массаж шестигранными карандашами для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Просто и эффективно развиваем речь и мелкую моторику наших ребятишек с помощью обыкновенных шестигранных карандашей, кторые есть в каждом доме и в каждом классе . С уважением, Галина Николаевна.


Массаж рук карандашами

Массаж карандашами Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием речи, поэтому упражнения для паль.

Картотека игр "Массаж карандашами"

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В дошкольной педагогике хорошо известно и.


Массаж пальчиков карандашами для развития мелкой моторики

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.


Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Научить детей самомассажу рук несложно.С помощью граненых карандаш.

Давайте разучим комплекс упражнений с элементами самомассажа : малыши услышат увлекательную историю в стихах и попробуют показать ее, используя простой карандаш и собственные пальчики. Интересно? Тогда немного теории.

Все дело в близости речевой и двигательной зон, их соседствующем представительстве в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора М. М. Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование речевых областей совершается, в том числе, под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне импульс быстро распространяется и на близкую к нему – речевую. Так начинают расходиться круги по воде от брошенного кем-то камня.

Дошкольная педагогика давно и с успехом использует пальчиковые игры:«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Или – не менее любимая:

«Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – резать стал,

Этот пальчик – жарить стал,

Этот пальчик – сел и съел:

И снова ребята сгибают пальчики, на этот раз начиная с мизинца.

Увы, практика последних лет убедительно доказывает: современные дети нуждаются в чем-то большем. Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук.

Стимулировать кинестетические ощущения от мышечных движений, улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополненные приемами самомассажа.

Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок. Такая игра привлекает ребенка, делает ее наполненной смыслом, а значит, интересной малышу. При этом играть предлагается с обычным карандашом.

Во-первых, потому что он всегда под рукой: и в художественном уголке в детском саду, и на полочке дома; карандаш используется во время изо-деятельности, и игра с ним легко вписывается в занятие.

И наконец, приемы, освоенные ребенком в детском саду, сослужат ему добрую службу в школе: во время контрольного списывания, когда уставшие пальчики начинают дрожать, или при подготовке домашнего задания.

Мы уверены, что хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Помните, что, играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развиваете и совершенствуете его речь, а значит, заблаговременно и комплексно работаете над двумя важнейшими характеристиками, необходимыми для обучения в школе.

(А теперь - практика.

P.S. Если вам лучше "один раз увидеть, чем сто раз услышать", то видео с комплексом упражнений можно посмотреть в конце.)

Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.

Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.

Вот какой послушный наш

Славный добрый карандаш.

Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!

Карандаш бежит вперед,

А потом – наоборот.

Эй, ребята, не зевайте:

Карандашик не роняйте!

Поменяй-ка, друг, ладошку:

Потрудись еще немножко.

Карандаш бежит вперед,

А потом – наоборот.

Так, ладошки разбудили.

Ну а пальчики забыли?

Ходит в гости карандаш :

Каждый пальчик будит наш!

Здесь все пальчики проснулись :

Выполните упражнение для левой руки.

Снова в гости мы идем.

Карандаш с собой зовем.

Ходит в гости карандаш :

Каждый пальчик будит наш!

И здесь все пальчики проснулись :

Зажмите карандаш в правой руке, удерживая его вертикально четырьмя пальцами. Кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз. Выполните упражнение 5 раз.

Что если нам построить дом?

Пальчик будет молотком.

Гвоздем станет карандаш,

Он помощник верный наш.

Словно гвоздик забиваем:

Пальцем карандаш толкаем.

Повторите для левой руки:

И другой рукой скорей

Еще пять гвоздиков забей.

Вот какой хороший дом.

Все найдется место в нем.

Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим. Сильно нажмите пальцами на карандаш, словно хотите сломать его. Расслабьтесь. Повторите пять раз.

Крепкий дом? Давай проверим

Прочны ли в доме стены, двери?

Выполните упражнение, переложив карандаш в левую руку.

Да, они прочны. Теперь

Крыльцо и крышу ты проверь.

Дом надежный. Значит, ясно:

Будет в доме безопасно.

Зажмите карандаш вертикально : его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполняйте перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, переверните карандаш. Повторите упражнение.

Мы по лесенке зайдем

В наш красивый прочный дом.

Куртку на крючок повесь.

Я всех прошу раздеться здесь.

Закройте за собою дверь.

И проходите в зал скорей.

Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направлены к вам, правой – в противоположную сторону. Последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, - и обратно: мизинцы, безымянные, средние, указательные.

Садитесь, дети, чай попейте,

А я сыграю вам на флейте.

Кто хочет мне помочь играть?

Прошу за мною повторять.

Удерживайте карандаш вертикально : сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведен в сторону, потом большим пальцем и ладонью.

Для танцев нужен нам флажок.

Кто станцевать с флажком бы смог?

Ну что ж в сторонке вам стоять?

И вас попросим станцевать.

Ну а теперь пирог несите,

Но только, чур, не уроните.

Мы выпьем чаю с пирогом.

Какой гостеприимный дом!

Увы, уже пора прощаться.

Нам с вами надо расставаться.

Вы выполнили все заданья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

методическим советом протокол №2 от .2016 г.

МАССАЖ КАРАНДАШАМИ

(пособие для родителей)

По материалам Т.В. Пятницы

Составитель:

Забара Е.В.,

учитель-логопед

высшей категории

hello_html_m6d0e9295.jpg

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Общеизвестно, что движения рук человека тесным образом связаны с развитием его речи, а упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. При такой тренировки речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Рекомендации к проведению данного вида массажа

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите за тем, чтобы ребенок правильно вос производил и удерживал положе ние кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости по могите ребенку или учите его по могать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются с начала одной рукой (если не пред усмотрено участие обеих рук), за тем - другой, после этого – двумя одновременно.

Каждому упражнению соответствует рифмовка. Если ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, его речь станет бо лее четкой, ритмичной, яркой и уси лится контроль за тем, как выпол няются заданные движения.

Предлагаемые ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу.

Вводная беседа

В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

hello_html_655fe6cc.jpg

hello_html_m5011b92b.jpg

hello_html_mf857c5a.jpg

hello_html_79be17c5.jpg

hello_html_m5bb4c7dd.jpg

hello_html_m1738180b.jpg

Как еще развивать ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин и глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики.

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- Махать в воздухе пальцами.

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

- Игры с мозаикой, пазлами, конструктором, кубиками.

- Рисование пальцами в воздухе. - Рисовать, раскрашивать, штриховать, резать ножницами.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, цветными мелками, акварелью, углем, фломастерами и т. д.)

Возьмите в руки карандаш, подключите немного фантазии – и все получится.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета: с помощью карандаша.

Все педагоги и родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Читайте также: