Маршак урок вежливости краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

ТЕМА: С.Маршак "Урок вежливости"

Цель урока: Используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому, осознанному чтению.

1.Познакомить с названием нового раздела учебника.

2.Отрабатывать навыки работы в группах.

3.Развивать умения анализировать, делать выводы, ясно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ.

4.Совершенствовать навык выразительного чтения.

5.Воспитывать у детей чувство толерантности, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

6.Отработать практические навыки учащихся по литературному чтению (выполнение теста)

I. Организационный момент

-Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу! Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

1.Конкурс "Лучший чтец"

5-6 учеников принимают участие в конкурсе. Остальные ученики класса играют роль жюри и выставляют оценки. Выявляется победитель конкурса.

2.Викторина по произведениям раздела "Унылая пора! Очей очарованье!"

-Из какого произведения эти строки?

1)Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет "Ласточки пропали")

2)Но птички отпели,

Зефиры ушли. (Ф.Тютчев "Листья")

3)Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (М.Лермонтов "Осень")

4)Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин "Осень")

III. Работа по теме урока

1.Введение в тему.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою душа

И небо чистым быть.

Творить в душе, творить для всех!

И все собрать на век.

Дарить тепло, дарить любовь

Может - добрый человек.

-Сегодня приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его название. По содержанию просмотрите названия произведений, имена авторов.

-О чём же пойдёт речь, чему будут учить эти произведения?

-Что значит, по-вашему, быть вежливым? (соблюдать правила поведения за столом, в транспорте, в общественных местах, на игровой площадке, со взрослыми и т.д.)

-И первый урок вежливости на страницах этого учебника даёт С.Я.Маршак.

-Какие произведения написал С.Я.Маршак?

2.Работа над стихотворением.

а) Первичное чтение учителем с заданием

Задание: отметить на слух или карандашом в тексте непонятные, неизвестные слова.

б) Беседа по первым впечатлениям

-Удалось ли вам представить то, о чем я прочитала?

-Какие непонятные слова вам встретились?

в) Словарная работа

-Что же оно обозначает? (невоспитанным)

3.Работа по содержанию.

-Кто является главным героем стихотворения?

-Чему пытались научить медведя?

Вопросы 2,3,4 учебника, с.164

4.Вторичное чтение с заданием

а) Перечитайте стихотворение ещё раз и подумайте, какие слова чаще использует автор? Для чего? (Это глаголы, слова-действия)

Физкультминутка "ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ"

Давайте проведём разминку для глаз:

Зажмурьте глаза, а потом откройте.

Сделайте круговые движения глазами: вверх, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Вытяните руку вперёд, следите взглядом за ногтем пальца, медленно его приближая к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (можно повторять 5 раз).

б) Работа в группах

-Предлагаю поработать в группах.

1 группа: найти и подчеркнуть слова, где говорится, как медведь вел себя с соседями и знакомыми.

2 группа: найдёт и подчеркнёт ответ на вопрос, как медведь относится к незнакомым зверям.

в) Проверка сам.работы. (Дети по группам зачитывают ответы)

-Название стихотворения - это его тема или главная мысль? (тема)

-А что может быть главной мыслью стихотворения? Докажите словами из текста.

-Научился ли медведь вежливости?

-Человек может знать вежливые слова, выучить все правила хорошего поведения и быть в обществе вежливым и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях невежа и грубиян. Нельзя быть на людях рыцарем, дома - разбойником, хлопающим дверьми, а в школе - пиратом, набрасывающимся на тех, кто слабее. Действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне.

-А теперь вернемся опять к названию раздела.

-Как вы думаете, а почему в конце этой фразы стоит многоточие? (мысль не закончена, нужно подумать)

-Пусть каждый из вас подумает и сделает для себя вывод.

5.Подготовка к выразительному чтению.

-Что значит прочитать стихотворение выразительно?

-С каким настроением будем читать это стихотворение?

1)Чтение стихотворения парами вслух.

2)Чтение по строкам.

3)Коллективное чтение вместе с учителем.

6.Выразительное чтение (2-3 ученика)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Я буду предлагать вам выполнить различные действия. Но слушайте внимательно и выполняйте мою команду только тогда, когда услышите вежливое слово.

Будьте добры! Повернитесь направо!

Поднимите руки вверх!

Поднимите руки вверх! Пожалуйста!

Опустите руки! Пожалуйста!

Будьте добры, помаршируйте!

Повернитесь налево! Пожалуйста!

Будьте добры, сядьте на свое рабочее место!

IV. Подведение итогов урока .

-Изучение какого раздела начали сегодня на уроке?

- Кто автор стихотворения "Урок вежливости?"

-Чему учит стихотворение "Урок вежливости"?

1.Определи жанр произведения

2.От чьего имени идет повествование?

О) от имени автора

П) от имени соседей

Р) от имени медвежонка

3.Чему учили медвежонка?

Й) не разводить костры в лесу

К) делать зарядку

Л) уступать прохожим путь

4.Каким остался медвежонок?

5. Как автор относится к медвежонку?

В) радуется за него

Г) сочувствует ему

6. Какая пословица соответствует теме текста?

Ц) Вежливость украшает человека.

Ё) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ж) Семь раз отмерь, один отрежь.

7.Какова главная мысль текста?

Х) Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести.

Ы) Но, видно, воспитатели напрасно время тратили.

Ч) Послушен будь, и вежлив будь, и уступай прохожим путь.

Учитель: Вы, действительно, молодцы. Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо за урок! А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание.

— В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай

И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям —
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Урок вежливости

Урок вежливости — стихотворение Самуила Маршака, с которым полезно познакомиться каждому дошкольнику. В нем маленькому медвежонку члены семьи объясняют, как прилежно нужно вести себя дома, в гостях, на прогулке и в общественном транспорте. Правильно ли поймет маленький медведь правила вежливости, и как будет их применять в своей жизни, прочтите вместе с ребятами в стихотворении и рассмотрите картинки к нему. Оно научит юных читателей учтивости и покажет на примерах, как надо себя вести с другими людьми.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:

Медведь и соседи

- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,

Медведь снял шляпу

Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Бабушка медведица

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.


Он кланялся соседям
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Животные едут в автобусе

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведь убегает на велосипеде

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие новых знаний

1. Вызвать непосредственно эмоциональный отклик на поведение героев; развивать умение выражать собственное отношение к прочитанному, давать оценку действиям героев;
2. Давать характеристику героев (используя выборочное чтение,
объясняя авторское отношение к героям).

УУД: познавательные: - ориентироваться в тексте произведения; - анализировать произведение с целью выявления подтекста; - сравнивать персонажей разных произведений.

коммуникативные: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; - аргументировать высказывания; - учитывать мнение сверстников.

личностные: - формировать нравственно-этические ориентиры; - формировать умение давать нравственную оценку поступкам и событиям; - развитие способности к рефлексии.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём,
Урок чтения начнём.

Проверяют готовность к уроку

Проверка домашнего задания

1-ю часть рассказа читаем по ролям (распределение ролей).

3-ю часть мы с вами будем инсценировать. Роли по желанию. Но прежде чем начать ответьте мне на вопрос, вы знаете, что такое инсценирование? (Придавать литературному произведению сценическую форму).

Скажите понравился ли вам мальчик, чем? Хотите быть на него похожи? Как вы думаете, в чем заключается главная мысль рассказа?

Читают по ролям

Отвечают на вопрос

Высказывают свои мнения

Итак, скажите мне какой же вы раздел изучали?

Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились?

Как вы думаете, какой вывод можно сделать по этому разделу?

Тайное всегда становится явным

Постановка темы урока

А как вы понимаете это название?

Чтобы узнать, кто же первым нас познакомит с новым разделом, вам надо будет прослушать стихотворение и назвать его автора: Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Читайте также: