Маргарет мид взросление на самоа краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Есть имена, которые безусловно ассоциируются с психологией – вне конкуренции, конечно же, Фрейд, так же многие знают Юнга, Маслоу, Выготского, Фромма. Но это вовсе не исчерпывающий перечень ученых нашей области знания. Существуют мириады психологов, не известных широкой публике, которые в корне перевернули мир науки о душе. Зачастую их эксперименты настолько интересны, наблюдения настолько захватывающи, а умозаключения о человеческой природе настолько революционны, что, читая их труды, сложно поверить в правдивость написанного. Однако все это – подтвержденная научная информация.

Эта невероятная исследовательница – скорее антрополог и этнограф, но тем не менее ее работы имеют непосредственное отношение к психологии. Ее книги, надо сказать, читаются на одном дыхании – как романы лучших авторов приключенческого жанра. Что и не удивительно, ведь в них изложены вовсе не ее строгие академические умозаключения, а путешествия в отдаленные районы Океании и знакомство с самыми удивительными племенами и их культурами. Это поистине удивительный труд, где описаны как быт неведомых доселе народностей, так и трудности, с которыми пришлось столкнуться бесстрашной исследовательнице. Тут я, пожалуй, закончу с вступительными дифирамбами, думаю, и вам тоже не терпится узнать, что же такого немыслимого Маргарет обнаружила в запрятанных уголках мира.

Вот так юная аспирантка лихо перевернула представления психологов о взрослении, описав совершенно иную рабочую модель этого процесса.

Список интересных книг М. Мид:

1) Культура и мир детства

2) Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире

3) Смерть, секс и папы-мамы

4) Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilisation


Новый взгляд на подростков

1925 год. В России революция уже свершилась; во всём мире молодые социалисты, коммунисты и анархисты грезят о революции, угрожают ею или устраивают беспорядки на улицах. В обществе идут горячие споры, отчего молодёжь уходит в радикальные движения, не слушается родителей и вообще непочтительна и агрессивна. Основных предположений два: по законам биологии юному поколению положено входить в конфликт со старшим, и никаких конфликтов не было бы, если бы не коммунистическая пропаганда.

Двадцатые раздражали обывателя не только смелым поведением и нарядами девушек.

Но есть и третья теория, которая, во многом, базируется на предположении международной звезды психоанализа Зигмунда Фрейда о том, как сильно подавляется в нашем обществе сексуальность и какие она в случае подавления может находить выхода. Грубо говоря, часть участников общественной дискуссии вокруг радикальной молодёжи заявляет, что если бы молодёжь занималась любовью, ей не нужна была бы война. Да, хиппи ещё не было, а идея уже прозвучала.

Таких идей придерживался и Франц Боас, научный руководитель молодой Маргарет Мид. Доказать это можно было бы, только найдя общество, в котором подростки не устраивают беспорядков и при этом живут свободной и активной половой жизнью. По крайней мере по первому параметру Боасу подходило Самоа; Мид предстояло найти присутствие второй составляющей теории. С этим настроем она и приехала на Самоа.

Маргарет Мид.

Книга о взрослении тихоокеанских подростков буквально взорвала американское, да и не только, информационное пространство. Данные, собранные Мид, говорили, что общество коренных самоанцев не знает не только беспорядков, но и изнасилований, и не удивительно — ведь, по местным обычаям, под покровом ночи подростки покидают родительские дома, чтобы встретиться с возлюбленными, и этих возлюбленных до брака может быть множество. Какая уж тут агрессия, когда любовь кипит!

Долгие годы борцы за свободу нравов, за свободу молодёжи вообще, против ханжеских традиций напирали на наблюдения и выводы, сделанные Маргарет Мид. Трудно переоценить место, которое получила её работа в американской культуре и истории.

Разоблачение

В 1983 году разразился скандал. Новозеландский антрополог Дирек Фриман обвинил Маргарет в фальсификации результатов исследования. Согласно его собственным исследованиям, частично полевым и частично опирающемся на многочисленные письменные источники, вроде заметок очевидцев и газетных новостей, общество самоанцев было далеко от того полного секса райского сада, который нарисован был в знаменитой книге Мид.

Прежде всего, по описаниям Дирека, Маргарет занесла в примеры свободного поведения некоторые формы того самого изнасилования, которого, как она писала, на Самоа нет. Это, во-первых, брак через кражу невесты (кража именно что не подразумевает никакой добровольности), во-вторых, изнасилование во сне: когда юноша ночью влезает в дом, где есть девушка, и овладевает ею, это вовсе не значит, что девушка его с радостью ждала. Ведь потом достанется от родителей именно ей, и традиционные наказания для подростков в самоанском обществе очень жестоки. Иногда после них юноши и девушки совершают самоубийство!

Жизнь полинезийцев была очень мифологизирована Мид.

Фриман обращает внимание на то, что разница в половом поведении между американцами и самоанцами действительно есть, но… увы, не в пользу самоанцев. Те же изнасилования во сне происходят так часто, потому что жители Самоа живут обычно не в хорошо охраняемых домах. Похожая ситуация была у североамериканских индейцев, в чьи типи было легко влезть, так, что матерям приходилось на ночь связывать бёдра дочерям, чтобы спасти их от насилия: долгая возня перебудила бы всех, закрывай девочке рот или не закрывай. Кроме того, насильники на Самоа предпочитают девственниц, в то время, как в США или не видят разницы, или предпочтут изнасилование взрослой женщины, поскольку общество сочтёт его не таким предосудительным.

Поскольку в свадебный обряд на Самоа в обязательном порядке входила, по крайней мере прежде, публичная дефлорация пальцем, от девочек ожидалось, что они будут сохранять до свадьбы свой гимен нетронутым. О какой можно в таком случае говорить свободе нравов?

И всё же — не фальсификация

Хотя, благодаря высококачественным следующим работам Мид, она на потеряла свой вес и репутацию из-за разоблачения Фримана, научное сообщество озадачилось — как Мид могла получить данные, которые получила? Сама Мид переиздавала ту же книгу в 1979 году, чего вряд ли стала бы делать, не верь она, что это исследование было честным — ведь иначе ей выгодно было бы забыть об этой ошибке юности. В чём же дело, если не было сознательного обмана?

Мид проводила исследования всю жизнь и считалась и проницательной, и добросовестной исследовательницей. Её вклад в антропологию огромен.

Мид проводила исследования всю жизнь и считалась и проницательной, и добросовестной исследовательницей. Её вклад в антропологию огромен.

Дискуссии вокруг Мид положили начало рефлексии научного сообщества, насколько вообще настрой исследователя на получение определённых данных и его предубеждения влияют на то, что он замечает и не замечает, и то как он интерпретирует обнаруженные факты. Очевидно, что человек, который взялся бы целью изучить именно сексуальное насилие, моментально определил бы кражу невесты как его разновидность. А Мид, напротив, увидела в ночном влезании юношей в чужие дома одобренную обществом половую свободу — только из-за того, что в дома влезали часто. И, возможно, из-за того, что сами юноши на вопросы отвечали, что девушка сама их ждала.

Это подвело научное сообщество к признанию второго факта полевых исследований. Опрашиваемые могут врать, в том числе — ориентируясь на вопросы собеседника-исследователя, которые, будучи сформулированы не слишком тщательно, могут подталкивать к тому или иному ответу. Почти каждый человек так устроен, что хочет нравиться. Выбор ответа на вопрос из соображений того, какой вариант ответа больше понравится собеседнику — нередкая вещь.

Кроме того, над чужаком во многих культурах, угнетаемых или нет, подшучивают, и основным направление шутки становятся разные скабрёзности. Вспомните, каким словам норовят обучить иностранцев в России? Так вот, Россия не одинока.

Уже в девяностых Фриман отказался от самых резких своих слов в сторону Мид, продолжая настаивать, что приведённые ею данные неверны. Однако после тщательного изучения вопроса он также, как и многие коллеги Мид, пришёл к выводу, что она не делала намеренных фальсификаций. Скорее, местные охотно шутили над американкой, которая задавала нелепые неприличные вопросы. Так с имени Мид сошло последнее пятно сомнения в нечестности.

А вот кого антропологи только мечтают изучить — и вряд ли в ближайшее время найдут способ сделать это — народ, который существует полностью без контактов с цивилизацией: Первобытное племя прожило 60 тысяч лет в изоляции , которую не смог нарушить никто.

Мид также выделила три основных типа обмена знаний между взрослыми и детьми:

· Постфигуративный — передача знаний от взрослых к детям;

· Кофигуративный — получение детьми и взрослыми знаний преимущественно от своих сверстников;

· Префигуративный — передача знаний от детей к взрослым.

Сущность и функции этнической культуры

В изучении культуры существует несколько подходов:

1. ценностный (аксиологический — связь общечеловеческих ценностей);

2. символический (культура — система символов);

4. деятельностный подход.

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Природа этнических образов (стереотипов)

Этнические стереотипы можно разделить на два вида. Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. этнический стереотип существует в сознании больших групп людей, а не отдельного человека; этнические стереотипы могут быть как отрицательно, так и положительно окрашенными; этнические стереотипы могут быть направлены как на представителей данной этнической группы, так и на представителей других этнических групп.

"Взросление на Самоа" (Coming of Age in Samoa. A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilization. 7th Printing. N. Y.: Morrow & Company, 1973) - первая книга М.Мид, вышедшая в 1928 г. в издательстве Морроу в Нью-Йорке и принесшая ей мировую известность. До сих пор "Взросление на Самоа" остается самой популярной работой исследовательницы. Книга неоднократно переиздавалась и переведена на многие языки мира. Настоящий перевод сделан с седьмого издания книги, снабженного специальным предисловием автора. В перевод включены те главы книги, которые, с точки зрения составителя и переводчика, наиболее рельефно передают представления исследовательницы об этосе самоанской культуры - диффузность родственных связей в больших семейных группах, определенную социальную деперсонализованность человека, в особенности женщины, в самоанской общине, значительную степень свободы сексуальных отношений, "отдушины" для проявления индивидуальности в искусстве. Включена в перевод и большая глава, посвященная сопоставительному анализу образа жизни на Самоа и в современной автору Америке. Последняя глава вместе с "Введением" четко излагает основные принципы культурно-исторической школы в этнографии и в известной мере является ответом на задачу, поставленную Францем Боасом молодой исследовательнице перед ее отъездом "в поле": почему пубертатный период у юношей и девушек некоторых примитивных обществ протекает бесконфликтно? (См. его письмо к М. Мид в ее автобиографии, разд. I наст, изд.)

Глава 11. ВЗРОСЛЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Глава 11. ВЗРОСЛЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ - Заплатит твой сын.- Я буду защищать его всеми силами.- Защищать! Ты сама зна­ешь опасность защиты: если ты станешь защищать его слишком усердно, он не вырастет доста­точно сильным. У него не хватит сил для исполнения своего предназначения,

Глава 13. Взросление части.

Глава 13. Взросление части. Поймите Структуру . это случилось, как только лис обернулся молодым человеком, который был никто другой, как брат великолепной принцессы, наконец освобожденный от заклинания, под чарами которого находился. И теперь не было ничего, что смогло

Шаг 6. Взросление части

Шаг 6. Взросление части а) Начните с части, которую вы уже провели через Упражнение Состояния Сущности в части II. Это очень важно. Упражнение выполнить очень просто и эффективно, когда Сущностное Состояние уже присутствует. (Упражнение не будет работать с частью, которая не

Взросление Части

Взросление Части Коннира: Хорошо. Теперь уйди в себя и спроси эту часть: "Сколько тебе лет?" Грэг: Часть была здесь всю мою жизнь. Она моего возраста. Коннира: Хорошо. Грэг, обычно эти наши части формируются в очень ранние годы, и даже если они взрослеют вместе с нами, они

Взросление Части

Взросление Части Коннира: Прекрасно. Теперь спроси эту свою вторую часть: "Сколько тебе лет?" Грэг: Часть сказала: "Я родилась, когда тебе было семь". Я получил картину того, что я делал, когда появилась эта часть. Эта проблема контроля возникла, когда мне было семь лет. Мой

Шаг 6. Взросление части

Шаг 6. Взросление части а) Уйдите в себя и спросите эту часть: "Сколько тебе лет?" Запишите возраст части. б) Спросите эту часть, хочет ли она приобрести пользу, которая придет от дальнейшей эволюции во времени до вашего сегодняшнего возраста с этим [Сущностным Состоянием],

Взросление частей

Взросление частей 12. Попросите все части определить для себя собственный возраст. 13. Спросите все части: "Хотите ли вы теперь приобрести пользу от всего опыта, знаний и мудрости, которые я приобрела за годы жизни? Хотите ли вы проявить ваше Сущностное Состояние полнее в

Глава 11. Самоа: девушка-подросток

Глава 11. Самоа: девушка-подросток Когда я отправилась на Самоа, мое понимание обязательств, налагаемых на исследователя работой в поле и составлением отчетов о ней, было смутным. Мое решение стать антропологом частично основывалось на убеждении, что простой ученый, даже

2. День на Самоа

2. День на Самоа Жизнь здесь начинается на рассвете, а если луна стоит па горизонте вплоть до восхода солнца, то крики молодежи, доносящиеся с холмов, можно услышать и до рассвета. После тревожной ночи, полной призраков, юноши и девушки весело перекликаются друг с другом.

6. Взросление и помолвка девочки у арапешей

6. Взросление и помолвка девочки у арапешей Мальчик-арапеш выращивает свою жену. Как отцовские справа на, ребенка основываются не на том, что он зачал его, а на том, что он его выкормил, так и основанием прав мужа на внимание и привязанность жены оказываются не выкуп,

5.2. Развитие, функционирование, взросление

6.2.1. Взросление подростка

6.2.1. Взросление подростка Для проверки первой гипотезы отдельно исследовались три задачи – формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей и детско-родительские

Взросление

Взросление — Насколько я понял, сперма со сперматозоидами у меня должна быть? Иначе, какой я мужчина? — Дима спросил как-то серьезно, стараясь походить на своего отца, который таким тоном у него спрашивал дневник с оценками.— Не спеши, — улыбнулся дедушка. — У каждого

Космическое взросление

Читайте также: