Особенности занятий в доу

Обновлено: 05.07.2024

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДУ является занятие.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Итак, занятие - это:

- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

- элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки занятия:

- занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

- по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

- занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

- группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготоки, основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

- группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

- занятие проводится в заранее определенные часы дня.

Триединая задача занятия:

- Образовательная: повышать уровень развития ребенка

- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Содержание занятий. Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

Структура классического занятия

Структурный компонент Содержание
Начало занятия Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста (таблица 2).

Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)

Основание классификации Название
1. Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
2. Содержание знаний (раздел обучения) 1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).

В комбинированном занятии происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными(дифференциация - разделение).

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.

Экскурсия– важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко­торые дают возможность в естественной обстановке зна­комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни­ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз­витии, наблюдают взаимную связь явлений.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.

Содержание экскурсий определено программой, по ко­торой работает дошкольное учреждение.

Дети с педагогом рисуют за столом

Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.

Занятие в контексте образовательной деятельности в ДОУ

Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
  • внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
  • образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).

Педагог показывает малышам в масках-шапочках картинки

Образовательная деятельность предполагает тесное взаимодействие педагога с детьми и их родителями, а также с коллегами по ДОУ

Занятие — это форма реализации НОД, которая, являясь структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости (!) от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными (!). Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:

Важно помнить, что миссия общеобразовательного занятия в разных группах носит преемственный характер.

Дети на музыкальном занятии

Занятие — это форма реализации НОД

Таблица: основные цели и задачи общеобразовательных занятий в детском саду

Виды занятий

Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Педагог показывает картину детям

Вне зависимости от вида занятия, на уроке решается триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная

Таблица: классификация видов занятий в детском саду

Это интересно. Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП.

С 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В документе прописано, какие формы и виды занятий в ДОУ должны быть включены в образовательный процесс. Подобраны они не просто так, а в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. После окончания детского сада дошкольник должен соответствовать портрету выпускника ДОУ (он тоже указан во ФГОС).

Виды занятий в доу

Основы образования

ФГОС предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, активную вовлеченность обеих сторон. Программа обучения составляется дошкольным учреждением, но ФГОС выдвигает требования к ее разработке. Например, призывает учитывать индивидуальные возможности и стремления каждого ученика, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса, поддерживать дух сотрудничества.

Образование по ФГОС обеспечивает всестороннее развитие личности, а в частности:

  • физическое;
  • личностное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • речевое;
  • познавательное.

Эстетическое образование

Личностное развитие предполагает работу над мотивацией, социализацией. Эстетическое подразумевает выработку художественных навыков и вкуса. Речевое прежде всего направлено на развитие коммуникативных навыков.

Приемы и методы обучения

Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.

Развитие детей раннего дошкольного возраста

Так, для развития детей раннего дошкольного возраста показаны физические упражнения, занятия с разбирающимися игрушками, манипуляции с бытовыми предметами, эксперименты с веществами. Конечно, все это происходит под надзором воспитателя.

У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.

Условия и способы

При выборе способа организации занятий нужно учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, квалификацию и профессионализм педагога. А также важно следить за безопасностью окружающей среды и за разнообразием оборудования, игрушек.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

Фронтальный урок.

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

Комбинированные занятия

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Существенный вклад в организацию занятий вносят современные компьютерные технологии. Можно организовать виртуальное путешествие, показать фильм или красочную презентацию. Акцент в обучении ставится на неразрывность теории и практики, вовлеченность ребенка в процесс, активное взаимодействие с окружающим миром.

Виды занятий в ДОУ по ФГОС

ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:

Экскурсия с детьми

Постановки с детьми

Исследование, или проблемный урок.

Проекты для детей

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Структура урока

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия,

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.



Специфика обучения детей дошкольного возраста определяет выбор методов и приемов для этих целей. Их классификация предусматривает разделение всех дидактических методов на три группы в зависимости от преобладающей формы мышления, которая задействуется и развивается в ходе их применения. Рассмотрим методические приемы в ДОУ.

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

В ходе беседы каждый ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем коллективом. Беседы можно проводить после прослушивания литературного произведения или просмотра видеофильма. Беседы являются обязательным структурным элементом экскурсий и прогулок.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

3.Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

Составить план – конспект, который включает в себя:

-программное содержание (образовательные задачи);

-предварительную работу с детьми (если необходимо);

-ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия подготовить оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 5-10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятие включает в себя три этапа:

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

Организация детей:

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии);

Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура НОД c учетом ФГОС ДО.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Требования к современному занятию в ДОУ:

Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

Указать тип, вид занятия.

Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

Обязательная игровая форма проведения занятия.

Четкая мотивация занятия.

Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

Отказ от чрезмерной опеки детей.

Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

Наличие индивидуального развивающего материала.

Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом , в кругу, за столами ).

Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

Используемая литература:

Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С.В., Свирская Л.В. – М.: Линка – Пресс, 2008

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М .: 2008

Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013

Читайте также: