Мамлеев урок краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Литературное творчество как основное дело жизни Мамлеева Юрия Витальевича. Буквализация автором в духе сюрреализма значимого для классической литературы понятия "внутреннего мира" человека. Его основные произведения: "Шатуны", "Неприятная история".

Рубрика Литература
Вид биография
Язык русский
Дата добавления 20.03.2009
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МАМЛЕЕВ ЮРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Биография и творчество

Юрий Виталевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве. В 1956 г. окончил Московский Лесотехнический институт, потом преподавал математику в вечерних школах. Наряду с этим занимался литературным творчеством, что со временем стало основным делом его жизни. До 1974 года им были написаны сотни рассказов, два романа, философские работы, стихи. Однако из-за существующего тогда ограничения свободы творчества, эти произведения не были напечатаны. Они были опубликованы позднее за рубежом и в России

В 1974 г. Мамлеев вместе со своей женой, Мамлеевой Фаридой Шарафовной, вынужден был уехать из СССР. С 1975 г. по 1983 г. находился в США, где преподавал русскую литературу и работал в Корнельском университете, город Итака, штат Нью-Йорк. Там же работала в библиотеке университета его жена. В 1983 г. вместе с женой переезжает в Париж, где преподаёт литературу и русский язык в Парижском институте Восточных цивилизаций и языков в Медонском центре изучения русского языка и литературы. За период эмиграции получил международную известность. Его произведения публиковались на западе на русском, английском, французском, немецком и др. языках. Наибольший успех имели следующие книги - "Небо над адом", Нью-Йорк, 1980 г., "Шатуны", Париж, 1986 г., Рим, 1997 г. и Прага 1998 г., "Убийца из Ничто", "Последняя комедия" - Зальцбург, 1992, 1994 гг.

Мамлеев был принят сначала в американский, потом во французский Пен-клуб, о творчестве на Западе и в России существует обширная литературная критика.

В 1991 г. Мамлееву Ю.В. было возвращено советское (российское) гражданство. В России с 1991 г. по настоящее время опубликованы 6 его книг. На Западе и в России периодически принимает участие в международных конференциях, даёт лекции в университетах, выступает на радио и ТВ.

Главной сферой его деятельности - литературное творчество и философия. Он преподает индийскую философию в Московском государственном университете, публикуется в журнале "Вопросы философии" и сборнике "Unio mistica". Член русского Пен-Центра, Союза Писателей, Союза Драматургов и исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

Биографические списки о Мамлееве содержаться во многих источниках, в мемуарах, во Всемирном Биографическом Энциклопедическом словаре (Российская Энциклопедия, 1998), (1997), (1997), (1998), (1996) и т.д.

В одиннадцать часов началась научная конференция. Анна Карловна почти ничего не слышала, что говорили выступавшие, потому что была занята своим животом. Он казался ей живым существом, жирным и теплым, как прилепившийся к телу пухлый ребенок. Она шевелила его, слегка покачивала, и от удовольствия изо рта ее текли слюни.

Как только человек исчезал, убитый им, то из предмета раздражения и загадок он постепенно превращался для Федора в'тихое, святое, хоть и непонятное существо.

В своих произведениях Юрий Мамлеев просчитывает тупиковые ходы человеческого существования, заглядывая во внутренние бездны души.

Павла сажают в тюрьму -- за убийство жены.

Сам Анатолий, впрочем, тоже не может долго сидеть на одном месте: он тоже уезжает.

Федор с топором в руке подслушивает разговоры Падова и его приятелей, ожидая удобного момента для убийства. В это время Федора арестовывают.

Подобные документы

Биография Юрия Мамлеева. Метафизический реализм Ю. Мамлеева. Доктрина "Россия Вечная" и проблема русской души в романе "Империя духа". Гротеск как основной художественный прием. Сосуществование современности и традиций в душе русского человека.

курсовая работа [28,0 K], добавлен 06.01.2015

Биография и основные этапы жизни М.С. Шагинян, роль её литературной деятельности. Литературное окружение писательницы в разные годы жизни, взаимное влияние на творчество друг друга. Анализ ключевых произведений и освещение обстоятельств их написания.

дипломная работа [104,6 K], добавлен 23.06.2017

Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании нового для России типа человека.

реферат [887,8 K], добавлен 29.11.2003

Юрий Кузнецов как одно из ярких явлений в русской поэзии второй половины XX в. Влияние смерти отца на творчество: место военной лирики в наследии поэта, его связь с русской традицией. Первая публикация в районной газете. Последнее стихотворение "Молитва".

презентация [278,0 K], добавлен 08.02.2012

Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Знакомство Пушкина с поэтом Жуковским. Влияние южной ссылки Пушкина на его творчество. Издание в 1827 году литературного журнала "Московский вестник". Творчество 1830-х годов. Последние годы жизни поэта.

реферат [16,1 K], добавлен 13.10.2009

История жизни и творчества Николая Семеновича Лескова. Коммерческая служба, работа в периодике. Лесков как знаток духовной и бытовой жизни народа. Основные произведения писателя о религиозной жизни русского общества, их стилистическое разнообразие.

презентация [1,1 M], добавлен 16.05.2011

Нравственно-философская сущность романов Юрия Васильевича Бондарева. Размышления о духовности и морали, о долге и чести в книгах о героизме народа в годы Великой Отечественной войны. Постепенное укрупнение масштабов изображаемых событий и характеров.

Учительница вела урок арифметики в пятом классе. Она считала себя вершительниц чужих судеб и императрицей, упивалась своей властью и подписывала приговоры нерадивым ученикам.

За минуту

Учительница ведет урок арифметики в пятом классе. Один из учеников думает о том, что когда он выйдет в коридор его вновь поколотят. Учительница подходит к доске и что-то пишет. Она задумывается о том, почему ум заключен именно в голове, ведь в теле ему было бы уютнее и мягче. Закончив писать, преподаватель подходит к столу и повторяет правило.

Сидящий в углу веснушчатый паренек думает о том, как сильно боится учительницы, так как она очень умная и много знает. Вскоре прозвенел урок, и преподаватель вышла из класса.

Она заходит в учительскую, где работают другие педагоги. Один из ребят просит ее подписать дневник, иначе его заругает отец. Она брезгливо берет документ и начинает писать приговор. При этом учитель упивается своей властью и понимает, что она главный начальник.

Женщина смотрит на бледного мальчика и победно улыбается. Вскоре раздается звонок, и учительница направляется в класс, считая себя императрицей.

Юрий Мамлеев - Сборник рассказов

Юрий Мамлеев - Сборник рассказов краткое содержание

Сборник рассказов Ю.Мамлеева, сгруппированных по циклам.

Юрий Мамлеев - родоначальник жанра метафизического реализма, основатель литературно-философской школы.

Сверхзадача метафизика - раскрытие внутренних бездн, которые таятся в душе человека.

Самое афористичное определение прозы Мамлеева - Литература конца света.

Жизнь довольно кошмарна: она коротка. Настоящая литература обладает эффектом катарсиса, ее исход таинственное очищение, даже если жизнь описана в ней как грязь.

Сборник рассказов - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Сначала было она испугалась и шикнула на "тот голос: "Как это обойдусь… Глупость-то какая!"

Но голосок еще настойчивей взвизгнул: "Обойдусь!"

Анна Карловна оторопела и совсем задумалась. Но по ходу своих рассуждений она все более и более чувствовала, что ни за что на свете не хочет признаваться, что объелась. До того не хочет, что от страха перед разоблачением стала выглядеть совсем растерянной и полоумной. Поэтому, когда пришел врач, Анна Карловна позабыла, что обязательно умрет, если скроет, а думала только о том, как бы не проговориться, и сослалась на гипертонию. Обманутый врач быстро ушел.

И Анна Карловна опять осталась одна, в одиночестве своего живота, мыслей о себе и веселой туповатой домработницы.

Прошло еще несколько часов.

"Сказать или не сказать?!" Анна Карловна пересчитала все тени на стене, почему-то раза два плюнула на пол. Постепенно она стала делать попытки решить, что сказать все-таки нужно. "Ведь если не скажешь, умрешь, тоскливо подумала она. — А если скажешь — выживешь, все так просто и логично", — заключила она, недаром одной из замечательных особенностей Анны Карловны был ум.

Но сколько бы попыток принять положительное решение она ни предпринимала, все они упирались в ее чувство. Она сама толком не могла понять это чувство; оно выражалось только упорным и тягучим: "Не хочу!"

Но было во всем этом еще что-то, что она не могла выразить даже перед собой. Это было нечто тайное, дурашливое и алогическое, но очень бодрое, хотя и направленное против всей формы жизни, как таковой.

На следующий день она на все махнула рукой и просто плыла по течению.

Приходил еще какой-то врач, но и ему она заявила, что у нее гипертония, и не дала себя осматривать…

Иногда, несмотря на боль, ей становилось нестерпимо весело. "Да кто это сказал, что я умру, — загоралась она. — Ну, положим, во всех медицинских книжках так написано… Но мало ли чего в книжках пишут…"

Но даже в обычные моменты, когда веселье не посещало ее, некое страстное чувство не допускало мысль о смерти до глубины сознания и эта мысль витала где-то на поверхности, как будто речь шла о том, что умрет не Анна Карловна, а кто-то другой. Единственно ее смущало то, что она лишилась такого удовольствия, как еда, и она пыталась компенсировать это тем, что стала усиленно думать…

Иногда Анна Карловна впадала в какое-то совсем сумеречное и фантастическое состояние и тогда строила проекты, как она будет дальше жить, если заворот кишок вдруг сам по себе не доведет ее до смерти, а есть она не сможет…

Никто, за редким исключением, к ней не приходил, и она чувствовала себя страшно одиноко. "Хорошо бы живот отделился от меня и жил сам по себе, думала Анна Карловна. — Он был бы моим хорошим знакомым, собеседником, обедал бы в кресле, спал в шкафу".

В два часа пришла Свищева и принесла обещанное пальто. После ее ухода Анне Карловне пришла в голову шальная мысль, что она была бы весьма красива в этом пальто.

Она заставила домработницу помочь ей одеться и поставить в ногах на кровати большое зеркало.

"Как бы ни была я умна, — решила Анна Карловна, — все равно не мешает быть красивой".

Вообще ее воображение разгулялось, как никогда, и рисовало картину одну веселей другой.

Потом она опять впала в сумеречное состояние, и мысли потекли пустые, далекие, странные, ни к чему не относящиеся…

В пять часов, когда Анна Карловна забылась, снова пришли врачи.

Они осмотрели ее тело и сразу увидели темное, зловещее пятно на животе. Это была гангрена, часть вывернутой кишки сгнивала. Тотчас вызвали "скорую помощь" и Анну Карловну повезли в больницу на операционный стол; по дороге она скончалась.

Пятый класс детской школы. Идет урок.

Две большие, как белые луны, лампы освещают аккуратные ряды потных, извивающихся мальчиков. Они пишут. Перед ними стройно стоит, как фараон, ослепительно белокожая учительница. В воздухе — вздохи, шепоты, мечтания и укусы.

Шестью восемь — сорок восемь, пятью пять — двадцать пять.

"Хорошо бы кого-нибудь обласкать", — думает из угла веснушчатый, расстроенный мальчик.

— Арифметика, дети, большая наука, — говорит учительница.

Скрип, скрип, скрип пера… Не шалить, не шалить… "Куда я сейчас денусь, — думает толстый карапуз в другом углу. — Никуда… Я не умею играть в футболки меня могут напугать".

Над головами учеников вьются и прыгают маленькие, инфернальные мысли.

"Побить, побить бы кого-нибудь, — роется что-то родное в уме одного из них. — Окно большое, как человек… А когда я выйду в коридор, меня опять будут колотить… И я не дойду до дому, потому что надо идти через людей, по улицам, а мне хочется замирать"…

Кружева, кружева… Белая учительница подходит к доске и пишет на ней, наслаждаясь своими оголенными руками.

Маленький пузан на первой парте, утих, впившись в нее взглядом.

"Почему ум помещается в голове, а не в теле, — изнеженно-странно думает учительница. — Там было бы ему так уютно и мягко".

Она отходит от доски и прислоняется животом к парте. Повторяет правило.

"Но больше всего я люблю свой живот", — заключает она про себя.

"Ах, как я боюсь учительницы, — думает в углу веснушчатый мальчик. Почему она так много знает… И такая умная… И знает, наверное, такое, что нам страшно и подумать"…

Раздается звонок. Белая учительница выходит из класса, идет по широким, пустым коридорам. Вокруг нее один воздух. Никого нет. Наконец она входит в учительскую. Там много народу. Нежданные, о чем-то думают, говорят. Белая учительница подходит к графину с водой и пьет.

"Какая ледяная, стальная вода, — дрогнуло в ее уме, — как бы не умереть… Почему так холодно жилке у сердца… Как хорошо"… Садится в кресло. "Но все кругом враждебно, — думает она, мысленно покачиваясь в кресле, — только шкаф добрый". Между тем все вдруг занялись делом.

Пишут, пишут и пишут.

В комнате стало серьезно.

К белой учительнице подходит мальчик с дневником.

— Подпишите, Анна Анатольевна, а то папа ругается.

Белая учительница вздрагивает, ничего не отвечает, но шепчет про себя:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

(Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2013).

Батракова Людмила Ивановна

учитель русского языка и литературы высшей категории

ЛЮДИ БОЛЬШЕ ПОХОЖИ НА СВОЁ ВРЕМЯ, ЧЕМ НА СВОИХ ОТЦОВ

К вопросу о своеобразии мастерства писателя.

Это произведение представляет собой повествование человека, познавшего жизнь и изобразившего её без прикрас.

«В большой комнате, кроме самой старушки, размещалась её сестра, полустарушка, лет на двенадцать моложе Катерины, звали её Наталья Петровна. Там же проживал и сын Натальи – парень лет двадцати двух. Митя, с лица инфантильный и глупый, но только с лица. Старичок Василий, или, как го во дворе называли, Василёк, находился рядом в соседней продолговатой, как всё равно гроб какого-нибудь гиганта, комнате.

Полагаю, что драматизм этой современной ситуации – следствие нашего перестроечного времени. Люди, как гласит восточная мудрость, больше похожи на своё время, чем на своих отцов. Поэтому Юрий Мамлеев своим произведением пытается заставить нас задуматься над тем, как мы живём.

Сила Юрия Витальевича как писателя в том, что за частными судьбами он видит общее неблагополучие жизни, и поэтому на протяжении всего рассказа звучит боль за судьбу человека.

Произведение актуально особенно сегодня, потому как в стране не решаются серьёзные проблемы старшего поколения, которому все мы обязаны жизнью. По-моему, государство преступно, если не заботится о стариках.

Рассказ привлекает не только интересным ходом действия и композиционным построением, но и глубиной авторской мысли, способностью передать её читателю. В этом и заключается отличительная черта Мамлеева: он не делает прямых выводов, а заключает их своеобразные бытовые рамки, которые сами по себе не лишены трагизма.

Предполагаю, что образ младенца Никифора – это приём самовыражения писателя. Известно, что Юрий Мамлеев увлекался мистикой, занимался индийской философией, оккультными учениями. Наверное, поэтому он наделяет этот образ чем-то сверхъестественным, божественным.

Они доносят до нас восприятие автором сложности мира, так как вопросы могут отражать тайные глубины человеческих чувств. Они активизируют наше внимание, заставляют сопереживать.

Автор скуп на эпитеты. В тексте почти нет цвета, нет света.

Сказать о недостатках, о том, что должны сделать для изменения не достойной людей жизни, - его гражданский долг.

1 Ю.Мамлеев. Беседу вели Екатерина Селезнева и Евгений Лесин // Труд. – 6 июля 2001 года.

Читайте также: