Локалова н п школьная неуспеваемость причины психокоррекция психопрофилактика
Обновлено: 08.07.2024
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости ..
Тексты для самостоятельного изучения .
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии .
Контрольные вопросы и задания.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы
и их влияние на школьную успеваемость.
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание,
Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий
и внутренних факторов развития .
Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем
Контрольные вопросы и задания.
Тема 2. Психологические факторы и их влияние на школьную
успеваемость. Умственное развитие как фактор успешности
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных
структурах как системной основе усвоения знаний
и умственного развития .
Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,
отстающих в учении .
Контрольные вопросы и задания.
Тема 3. Психологические факторы и их влияние на школьную
успеваемость. Психологическая готовность ребенка
к школьному обучению .
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? .
Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны
упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году
своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 4. Психологические факторы и их влияние на школьную
успеваемость. Индивидуально-психологические особенности
темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности
Основные понятия для усвоения.
Особенности темперамента и умственные способности .
Тексты для самостоятельного изучения .
Гуревич К. М. Психологические проявления свойств
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-
типологических особенностей учащихся в процессе обучения.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 5. Характеристика развития когнитивной сферы отстающих
Основные понятия для усвоения.
Характеристика познавательной деятельности
Особенности когнитивного развития учащихся VII–X классов
Тексты для самостоятельного изучения .
Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников
и индивидуальный подход в работе с ними .
Психолого-педагогические предпосылки повышения
Контрольные вопросы и задания.
Тема 6. Типы неуспевающих школьников и пути индивидуального
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников
и индивидуальный подход в работе с ними .
Контрольные вопросы и задания.
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ,
СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ
Тема 7. Психологические причины общего отставания в учении.
Недостатки в развитии познавательной сферы.
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина .
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома .
Контрольные вопросы и задания.
Тема 8. Психологические причины общего отставания в учении.
Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 9. Психологические причины общего отставания в учении.
Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Славина Л. С. Об учебных и познавательных интересах .
Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника
Контрольные вопросы и задания.
Тема 10. Психологические причины общего отставания в учении.
Недостатки в развитии произвольно-регуляторной сферы.
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника
и формирование активной личности.
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок,
или Все о гиперактивных детях.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 11. Психологические причины общего отставания в учении.
Особенности развития аффективно-потребностной сферы
учащихся с низкой школьной успеваемостью .
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Славина Л. С. Дети с аффективным поведением.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 12. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости .
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Коменский Я. А. Каким образом нужно упражнять детей
в нравственности и добродетелях.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 13. Психологические причины трудностей школьников
при обучении письму, чтению и счету .
Основные понятия для усвоения.
I группа — недостатки в развитии познавательных процессов.
II группа — недостаточность звукобуквенного анализа
и фонематического восприятия .
III группа — несформированность пространственных
IV группа — недоразвитие психомоторной сферы .
V группа — недостатки процессов саморегуляции
VI группа — индивидуально-типологические особенности.
Тексты для самостоятельного изучения .
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.
Чуприкова Н. И. В. А. Крутецкий и его книга
о математических способностях школьников .
Крутецкий В. А. Психология математических способностей
Нечаев А. П. Психология и школа.
Контрольные вопросы и задания.
Тема 14. Способы выявления и психологической коррекции трудностей
Основные понятия для усвоения.
Контрольные вопросы и задания.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Тема 15. Направления работы с детьми разного школьного возраста
по предупреждению трудностей в обучении .
Основные понятия для усвоения.
Тексты для самостоятельного изучения .
Сухомлинский В. А. Как развивать мышление и умственные
Локалова Н. П. Когнитивное развитие как содержание
Локалова Н. П. О развивающей программе «120 уроков
Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней
школе. V–VI классы. Развивающая программа для младших
Контрольные вопросы и задания.
Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема — различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.
Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причин- но-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно-формирую- щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.
Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки — общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.
В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза — от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности
в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость
в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.
Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.
В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам — русскому языку, чтению и математике.
Специфическая особенность данного учебного пособия состоит в том, что это пособие-хрестоматия, так как в него включены достаточно большие фрагменты оригинальных работ известных психологов и педагогов, так или иначе освещающих рассматриваемые вопросы школьной неуспеваемости. Чтение этих работ в контексте изучаемых проблем позволит прояснить некоторые детали или более частные вопросы, подробно рассмотреть которые в курсе лекций не всегда представляется возможным.
По нашему глубокому убеждению, сформированному в результате многолетнего анализа и осмысления проблемы психологических факторов школьной неуспеваемости, главной причиной почти всех школьных трудностей детей, к которой при последовательном и детальном рассмотрении практически без исключения может быть сведено все многообразие их внешних проявлений, выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь — низкий уровень развития их аналитико-синтетической деятельности в целом. Именно поэтому, рассматривая вопросы, связанные с психопрофилактикой школьной неуспеваемости, мы особый акцент делаем на когнитивном развитии учащихся всех школьных возрастов.
Слабые дети — это не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы
в безгранично разнообразном цветнике человечества.
В. А. Сухомлинский
Предмет и задачи курса.
Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.
Многозначность соотношений внешних проявлений трудностей в обучении и причин, их вызывающих.
Подходы к диагностике и коррекции школьных трудностей.
Основные понятия для усвоения
Долговременная психодиагностика — выявление недостатков в учебной деятельности и поведении на протяжении достаточно длительного периода времени.
Неуспевающие школьники — школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса.
Образование — система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.
Обучение — процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.
Педагогическая диагностика и коррекция — выявление причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников и устранение их путем воздействия на внешне наблюдаемые недостатки.
Татьяна Надолинная запись закреплена
Обучение детей с РАС (ЗПР, УО) в школе
"Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психпрофилактика"
Автор: Локалова Н.П.
В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого–педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.
В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.
Содержание
Предисловие
Введение
Основные понятия для усвоения
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости .
Тексты для самостоятельного изучения
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
Контрольные вопросы и задания
Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения
Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы и их влияние на школьную успеваемость
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное
Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий
и внутренних факторов развития
Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Умственное развитие как фактор успешности учебной деятельности
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных структурах как системной основе усвоения знаний и умственного развития
Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,
отстающих в учении
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?
Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Индивидуально-психологические особенности темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности .
Основные понятия для усвоения
Особенности темперамента и умственные способности
Тексты для самостоятельного изучения
Гуревич К. М. Психологические проявления свойств
нервной системы
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Контрольные вопросы и задания
Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема – различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.
Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причинно–следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно–формирую–щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.
Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки – общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.
В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза – от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.
Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.
В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам – русскому языку, чтению и математике.
Читайте также: