Локалова н п школьная неуспеваемость причины психокоррекция психопрофилактика

Обновлено: 08.07.2024

Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости ..

Тексты для самостоятельного изучения .

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии .

Контрольные вопросы и задания.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы

и их влияние на школьную успеваемость.

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание,

Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий

и внутренних факторов развития .

Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем

Контрольные вопросы и задания.

Тема 2. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Умственное развитие как фактор успешности

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных

структурах как системной основе усвоения знаний

и умственного развития .

Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,

отстающих в учении .

Контрольные вопросы и задания.

Тема 3. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Психологическая готовность ребенка

к школьному обучению .

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? .

Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны

упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году

своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 4. Психологические факторы и их влияние на школьную

успеваемость. Индивидуально-психологические особенности

темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности

Основные понятия для усвоения.

Особенности темперамента и умственные способности .

Тексты для самостоятельного изучения .

Гуревич К. М. Психологические проявления свойств

Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-

типологических особенностей учащихся в процессе обучения.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 5. Характеристика развития когнитивной сферы отстающих

Основные понятия для усвоения.

Характеристика познавательной деятельности

Особенности когнитивного развития учащихся VII–X классов

Тексты для самостоятельного изучения .

Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников

и индивидуальный подход в работе с ними .

Психолого-педагогические предпосылки повышения

Контрольные вопросы и задания.

Тема 6. Типы неуспевающих школьников и пути индивидуального

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Славина Л. С. Изучение неуспевающих школьников

и индивидуальный подход в работе с ними .

Контрольные вопросы и задания.

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ,

СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

Тема 7. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии познавательной сферы.

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина .

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома .

Контрольные вопросы и задания.

Тема 8. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 9. Психологические причины общего отставания в учении.

Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Славина Л. С. Об учебных и познавательных интересах .

Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника

Контрольные вопросы и задания.

Тема 10. Психологические причины общего отставания в учении.

Недостатки в развитии произвольно-регуляторной сферы.

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника

и формирование активной личности.

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок,

или Все о гиперактивных детях.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 11. Психологические причины общего отставания в учении.

Особенности развития аффективно-потребностной сферы

учащихся с низкой школьной успеваемостью .

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 12. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости .

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Коменский Я. А. Каким образом нужно упражнять детей

в нравственности и добродетелях.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 13. Психологические причины трудностей школьников

при обучении письму, чтению и счету .

Основные понятия для усвоения.

I группа — недостатки в развитии познавательных процессов.

II группа — недостаточность звукобуквенного анализа

и фонематического восприятия .

III группа — несформированность пространственных

IV группа — недоразвитие психомоторной сферы .

V группа — недостатки процессов саморегуляции

VI группа — индивидуально-типологические особенности.

Тексты для самостоятельного изучения .

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Чуприкова Н. И. В. А. Крутецкий и его книга

о математических способностях школьников .

Крутецкий В. А. Психология математических способностей

Нечаев А. П. Психология и школа.

Контрольные вопросы и задания.

Тема 14. Способы выявления и психологической коррекции трудностей

Основные понятия для усвоения.

Контрольные вопросы и задания.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Тема 15. Направления работы с детьми разного школьного возраста

по предупреждению трудностей в обучении .

Основные понятия для усвоения.

Тексты для самостоятельного изучения .

Сухомлинский В. А. Как развивать мышление и умственные

Локалова Н. П. Когнитивное развитие как содержание

Локалова Н. П. О развивающей программе «120 уроков

Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней

школе. V–VI классы. Развивающая программа для младших

Контрольные вопросы и задания.

Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема — различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.

Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причин- но-следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно-формирую- щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки — общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.

В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза — от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности

в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость

в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.

Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.

В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам — русскому языку, чтению и математике.

Специфическая особенность данного учебного пособия состоит в том, что это пособие-хрестоматия, так как в него включены достаточно большие фрагменты оригинальных работ известных психологов и педагогов, так или иначе освещающих рассматриваемые вопросы школьной неуспеваемости. Чтение этих работ в контексте изучаемых проблем позволит прояснить некоторые детали или более частные вопросы, подробно рассмотреть которые в курсе лекций не всегда представляется возможным.

По нашему глубокому убеждению, сформированному в результате многолетнего анализа и осмысления проблемы психологических факторов школьной неуспеваемости, главной причиной почти всех школьных трудностей детей, к которой при последовательном и детальном рассмотрении практически без исключения может быть сведено все многообразие их внешних проявлений, выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь — низкий уровень развития их аналитико-синтетической деятельности в целом. Именно поэтому, рассматривая вопросы, связанные с психопрофилактикой школьной неуспеваемости, мы особый акцент делаем на когнитивном развитии учащихся всех школьных возрастов.

Слабые дети — это не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы

в безгранично разнообразном цветнике человечества.

В. А. Сухомлинский

Предмет и задачи курса.

Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.

Многозначность соотношений внешних проявлений трудностей в обучении и причин, их вызывающих.

Подходы к диагностике и коррекции школьных трудностей.

Основные понятия для усвоения

Долговременная психодиагностика — выявление недостатков в учебной деятельности и поведении на протяжении достаточно длительного периода времени.

Неуспевающие школьники — школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса.

Образование — система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Обучение — процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Педагогическая диагностика и коррекция — выявление причин неусвоения знаний и затруднений в учебной деятельности на основании данных наблюдения и анализа продуктов деятельности школьников и устранение их путем воздействия на внешне наблюдаемые недостатки.

Татьяна Надолинная

Татьяна Надолинная

Татьяна Надолинная запись закреплена
Обучение детей с РАС (ЗПР, УО) в школе

"Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психпрофилактика"
Автор: Локалова Н.П.

В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого–педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.

Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

В пособии рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости.
Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

Содержание
Предисловие
Введение
Основные понятия для усвоения
Подходы к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости .
Тексты для самостоятельного изучения
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
Контрольные вопросы и задания

Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения
Нейропсихологический и психолого-педагогический факторы и их влияние на школьную успеваемость
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное
Чуприкова Н. И. Соотношение внешних условий
и внутренних факторов развития
Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Умственное развитие как фактор успешности учебной деятельности
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Чуприкова Н. И. Понятие о когнитивных репрезентативных структурах как системной основе усвоения знаний и умственного развития
Калмыкова З. И. Умственное развитие школьников,
отстающих в учении
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Основные понятия для усвоения
Тексты для самостоятельного изучения
Нечаев А. П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?
Коменский Я. А. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения
Контрольные вопросы и задания
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.
Индивидуально-психологические особенности темперамента и их влияние на успешность учебной деятельности .
Основные понятия для усвоения
Особенности темперамента и умственные способности
Тексты для самостоятельного изучения
Гуревич К. М. Психологические проявления свойств
нервной системы
Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Контрольные вопросы и задания

Данное учебное пособие написано на основе материалов курса лекций, включенного в систему подготовки практических психологов образования. Центральная его проблема – различные причины школьной неуспеваемости. Их анализ, планомерное и всестороннее рассмотрение факторов развития детей и условий организации школьного процесса обучения, приводящих к возникновению отставания в учении, составляют основное содержание пособия.

Главная задача пособия состоит в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях психопрофилактики школьной неуспеваемости.

Материал в пособии представлен на основе генетического подхода к рассмотрению школьных трудностей и нацелен на раскрытие причинно–следственных отношений между внутренними, психологическими факторами, приводящими к разного рода трудностям в обучении, и внешними проявлениями этих трудностей. В книге обосновывается необходимость целенаправленных когнитивных коррекционно–формирую–щих воздействий в устранении психологических причин, вызывающих школьную неуспеваемость.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки – общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики.

В пособии рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с причинами школьной неуспеваемости на различных этапах школьного онтогенеза – от причин, порождающих неуспешность учебной деятельности в начальных классах в связи с недостатками воспитания и развития детей в дошкольном периоде, до факторов, влияющих на неуспеваемость в подростковом и старшем школьном возрастах. Особое внимание в пособии уделено психодиагностике причин неуспеваемости, а также путям и способам ее психопрофилактики.

Материал пособия представлен во введении и четырех разделах, разделенных на 15 тем, каждая из которых изложена хотя и сжато, но в достаточном объеме для общей ориентировки по данному вопросу. В начале каждой темы сообщается ее содержание и приводится список понятий и их определений, которые необходимы для усвоения материала данной темы. В конце некоторых тем, там, где это возможно и необходимо, приводится перечень экспериментальных методик, которыми следует владеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых в данной теме психических явлений.

В структуре учебного пособия реализован принцип системной дифференциации: от общей характеристики проблемы неуспеваемости и тех факторов и условий, которые ее вызывают, к детальному рассмотрению возможных причин конкретных трудностей при обучении основным учебным предметам – русскому языку, чтению и математике.

Читайте также: