Логопедическая диагностика детей с овз в школе

Обновлено: 30.06.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Логопедическое сопровождение особенных детей в условиях общеобразовательной школы должно быть направлено на поиск наиболее подходящего пути коррекционной работы.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Логопедическое сопровождение особенных детей в условиях общеобразовательной школы должно быть направлено на поиск наиболее подходящего пути коррекционной работы. Выполнение данного условия будет способствовать положительной адаптации ребёнка в обществе. Диагностическое обследование в школе считается важнейшим этапом работы, так как на этом шаге определяются факторы риска отдельных школьников с ОВЗ. В ходе проверки педагог-логопед фиксирует особенности развития всех компонентов речи.

Разработка логопедического обследования для детей с ОВЗ имеет особую специфику. Перед его началом необходимо собрать анамнез по каждому школьнику, детально зафиксировать в нём со слов родителей особенности развития ребёнка от рождения до текущего момента и условия жизни. Это необходимо для того, чтобы выявить причину нарушения и построить на результатах анкетирования дальнейшую программу коррекции.

Логопедическое обследование можно разделить на выявление коррекционных проблем в различных сферах развития:

социальное (здесь стоит обратить внимание на общение с другими детьми, эмоциональное состояние, средства общения и способности самообслуживания);

двигательное (сюда входит развитие общей моторики, возможностей кистей пальцев на руках, артикуляционного аппарата, уровень познавательной активности, внимание, запас необходимых знаний и сенсорное развитие);

речевое (здесь следует отметить особенности понимания обращённой к школьнику речи, её экспрессивность, словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, слоговую структуру, дыхание, голос и разборчивость произносимой речи).

Разработка логопедического обследования не может быть сумбурным и спонтанным процессом, поэтому она нуждается в чётком планировании. Сначала педагог-логопед составляет общий план мероприятия, указывает этапы работы и раскрывает их суть. Затем каждый этап подробно расписывается и последовательно связывается с другими. И только потом определяется формат работы (игра или урок) и подбирается логопедический материал к каждому занятию. При этом следует помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и все инструменты для диагностики должны соответствовать состоянию его речевого развития.

Протокол логопедического обследования может быть содержать следующие пункты:

ФИО ребёнка и адрес его проживания;

информация о родителях;

информация о раннем развитии;

строение и подвижность артикуляционного аппарата;

уровень вербального интеллекта.

Диагностика общего развития школьников с ОВЗ помогает выяснить, на каком уровне находятся знания обследуемых. В связи с этим, разработка может включать в себя:

логопедические задания на определения цветов, геометрических форм и прочих характеристик предметов;

задания на понимание пространственно-временных закономерностей;

задания на знание базовых математических понятий;

задания на умение классифицировать предметы и др.

Для получения корректных данных диагностическое обследование желательно проводить в течение 1 часа.

После того, как обследование завершится, можно составлять заключение о речевом здоровье ребёнка. Полученные в ходе диагностики данные в обязательном порядке обсуждаются с родителями, и здесь педагог-логопед высказывает своё мнение о направлениях коррекционного сопровождения ребёнка. Если дальнейшая логопедическая поддержка необходима, то исходя из особенностей психофизиологического развития школьника педагог планирует индивидуальные или групповые занятия.

Регулярное логопедическое обследование поможет отследить качественную и количественную динамику уровня речевого развития у учащегося с ОВЗ за определённые периоды времени. Вместе с тем, диагностика поможет в организации дальнейшей работы по коррекции логопедических нарушений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации посвящены проблеме обследования ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школе.

Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога общеобразовательной школы, ДОУ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Олонская средняя общеобразовательная школа

Методические рекомендации

по проведению логопедического обследования детей,

имеющих ограниченные возможности здоровья

Составитель: Верхозина С.И.

Данные методические рекомендации посвящены проблеме обследования ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школе.

Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога общеобразовательной школы, ДОУ.

В настоящее время в стране при воздействии множества причин

возникает увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Логопедическая работа в классах для детей, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи данного контингента детей способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся коррекционной школы.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

В настоящее время нет единой утвержденной программы для обследования этих детей и работы с ними. В законе об образовании и рекомендациях ПМПК прописана необходимость медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, одним из направлений которого является логопедическое сопровождение.

В 2016 году вступили в силу ФГОСы ОВЗ, в которых прописаны специальные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для многих детей важнейшим условием является помощь учителя-логопеда.

Цель составления методических рекомендаций: ока­зать методическую помощь педагогам-практикам, составить алгоритм под­готовки и проведения логопедического обследования детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат от использования данных методи­ческих рекомендаций: обеспечение информационно-методическими ресурсами педагогов практиков, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Содержание методических рекомендаций соответствуют реализуемой в МБОУ Олонской СОШ адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями и совместно с логопедическими программами относятся к специальным условиям обучения детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, показали свою эффективность в ходе многолетней работы. Подтверждением является сводная таблица по результатам работы с детьми с ОВЗ после данного обследования (данные комплексных программ работы). В основном наблюдается стабильная и положительная динамика. (Приложение 1).

Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение, темп, плавность речи, состояние понимания речи, словарь, грамматический строй, лексический запас, фонематическое восприятие, состояние связной речи, а также письменную речь.

Логопедическому обследованию предшествует заявление родителей на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение. На каждого ребенка заводится речевая карта и карта речевого развития, в которой фиксируются не только различные компоненты речевой и психической деятельности, но и динамика развития ребенка в течение учебного года. (Приложение 2).

Данное обследование не ограничивается обследованием речи.

Вначале логопед изучает социальное развитие. По данным классного руководителя и социального педагога выясняется благоприятная или нет у ребенка социальная среда, как устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. По опросам и личным наблюдениям выясняется состояние эмоциональной сферы.

Следующим критерием является двигательное развитие.

По опросу учителя физической культуры и собственным наблюдениям выявляется развитие общей моторики.

Важной составляющей являются функциональные возможности кистей и пальцев рук. В данном разделе определяются ведущая рука, глаз. Выполняется проба Хэда, чтобы выявить функциональные возможности работы полушарий головного мозга. Проводится динамическая организация движения пальцев. Также определяется состояние артикуляционной моторики. Определяются особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам: наличие или отсутствие движений; тонус (вялый, чрезмерно напряженный); активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность); объем движений (полный, неполный); точность (точное или неточное выполнение движений); длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени. Также переключаемость движений (плавный или толчкообразный с лишними движениями переход); темп движений, замены одного - другим, наличие синкинезий, добавочных, лишних содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Следующим критерием является познавательное развитие. В ходе беседы логопед выясняет запас знаний и представлений об окружающем (различение цветов, простых геометрических форм, временные представления и элементарные социальные представления). Наблюдает за процессами внимания, восприятия, определяет познавательную активность ребенка. Выявляет уровень развития пространственных представлений (различение правой-левой сторон, расположение предметов вверху-внизу, сзади-спереди и др.)

Важнейшим критерием является исследование речевого развития.

Первоначально собирается краткий анамнез речевого развития. Проводится беседа с родителями или анкетирование. На ребенка заводится индивидуальная карточка. (Приложение 3).

Для обследования ребенка с ОВЗ необходимым является исследование понимания обращенной речи. К данному направлению относится: понимание предложно-падежных конструкций (Приложение 4), единственного и множественного числа различных частей речи (Приложение 5), понимание сложных грамматических конструкций (Приложение 6), слов-антонимов (Приложение 7), и др.

Словарный запас обследуется в том же порядке, что и у нормально развивающихся сверстников. Следует отметить соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре различных частей речи, точность употребления слов, наличие слов-обобщений (Приложение 8), подбор синонимов, антонимов (Приложение 7)

При исследовании грамматического строя речи выявляется характер употребляемых предложений; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными (Приложение 5). Состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных): образование названий детёнышей животных: образование глаголов с помощью приставок (Приложение 9).

Слоговая структура исследуется путём предъявления слов сложной слоговой структуры. (Приложение 10).

Состояние звукопроизношения выявляется при помощи предметных картинок, содержащих слова на различные звуки, находящиеся в разных позициях слова.

Фонематическое восприятие. Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие, соноры. Детям предлагаются слоги и слова, содержащие дифференцируемые звуки. (Приложение 11 Б).

Исследование языкового анализа и синтеза осуществляется через анализ состава предложения, слогов, слов. Данное обследование проводится по методике Фотековой Т. А. (Приложение 12). Дополнительное исследование фонематического анализа и синтеза слов проводиться по картинкам. (Приложение 11 А).

В ходе исследование связной речи детям предлагается воспроизвести знакомую сказку, рассказ по серии сюжетных картин. (Приложение 13). Следует отметить логическую последовательность в изложении событий: характер аграмматизма, особенности словаря.

Если ребенок уже обучается в школе, то исследуются процессы чтения и письма.

Определяется характер чтения: слогов простых и со стечением согласных; слов - односложных, двусложных, многосложных; предложений и текстов разной сложности. Определяется понимание прочитанных слов, предложений, текста. Указывается способ чтения. Подбираются тексты разного уровня сложности. При отборе текстов учитывается их воспитательная и познавательная ценность. Тексты также пред­ставляют те типы высказываний, о которых дети получают сведения в школе: повествователь­ные, с элементами описания, с элементами рассуждения.

Определяется в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок. Данную работу предлагается проводить в три этапа. Первый этап - в начале сентября - имеет целью выявить исходное состояние навыков письма и чтения. Второй этап - декабрь, его цель - проследить динамику. Третий этап проводится в мае с целью: проанализировать результаты обу­чения за год. По письму представлены два основных вида работ: письмо по слуху, списывание. Языковой материал подобран в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с нарушением интеллекта. (I вариант) (Приложение 14).

Логопедическое заключение включает в себя основной диагноз ребенка с ОВЗ (имеющего интеллектуальные нарушения) – системное недоразвитие речи, с указанием степени нарушения: легкая, средняя или тяжелая. Далее возможен клинический диагноз недоразвития устной речи (дизартрия, алалия и др.), а также степень и характер нарушения письменной речи (дисграфия и её вид). Логопедическое заключение может быть следующее: системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. следует помнить, что от правильного речевого обследования и постановки логопедического заключения зависит не только выбор логопедической программы, но и образовательного маршрута в целом.

Аксёнова, А. К. Сборник диктантов для вспомогательной школы / А. К. Аксёнова. - М. : Про­свещение, 1968.

Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования.- Владос, 2008.-378с.

Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения / А. А. Пахомова. С. И. Тихонова, И. А. Ильева. - СПб., 1995. - 107 с.

Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : учеб. по­собие / Р. И. Лалаева. - СПб. : Ленинздат -.Союз, 2000. - 224 с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. -200 с.

Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей I Л. Г. Парамонова. - СПб., 1994. - 72 с.

Рамзаева, Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе : пособие для учителей / Т. Г. Рамзаева. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. -128 с.

Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - М. : Аркти, 2000. - 56 с.

Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко ; под ред. В. В. Гербовой. -М. : Просвещение, 1983. - 64 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе

Директор МБОУ научно-методическим советом центра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

учитель-логопед Сапегина Е. С.

Пояснительная записка

В общеобразовательных школах, где обучаются дети с ОВЗ, в рамках инклюзивного и дистанционного обучения, большинство школьников с различными нарушениями речи. Следовательно, основной задачей учителя-логопеда является коррекция и профилактика дефектов устной и письменной речи у детей с ОВЗ, а также формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и учтены особенности детей с ОВЗ.

Предлагаемая диагностическая программа составлена на основе методик Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной [10] и Н. В. Нищевой [8] и предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ: качественной оценки нарушения речи, анализа структуры дефекта.

Цель программы – определение речевого статуса ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата для выбора коррекционно-развивающего маршрута.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка с ОВЗ.

Обследовать состояние артикуляционной, общей и мелкой моторики.

Выявить особенности дыхательной и голосовой функций.

Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.

Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.

Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.

Исследовать продукты письменной речи младших школьников с ОВЗ для выявления стойких специфических нарушений.

Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (поступивших в группу / продолжающих обучение) или при поступлении детей в течение учебного года. В январе, в течение одной-двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с тем, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, делает сопоставительный анализ данных, составляет годовой отчет с указанием направлений деятельности и эффективности работы.

Обследование проводится в индивидуальной форме и рассчитано на два-четыре занятия по 20-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может меняться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа состоит из четырех блоков: сбор анкетных и анамнестических данных, обследование речевого аппарата, обследование устной речи и обследование письменной речи, каждый из которых решает соответствующие задачи.


В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ различного генеза, в конкретном случае с ТНР. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Цель логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС — это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Важное место в работе логопеда занимает диагностический этап работы, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого учащегося с ОВЗ.

В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Логопедическая диагностика предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению.

Цель входной диагностики: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать программный материал.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедической диагностики позволит увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

Для достижения поставленных целей разработана система мониторинга образовательных результатов, перед которой поставлены задачи:

– создание соответствующей технологии мониторинговых процедур;

– определение путей, средств, методов и приемов, которые обеспечат высокий уровень качества обучения детей;

– использование результатов мониторинга для совершенствования образовательного процесса.

Учителями-логопедами МБОУ СОШ г. Ноябрьска, на основании выше перечисленных авторских методик, разработан практический материал по диагностике устной речи и изучению уровня формирования навыков письменной речи у обучающихся 1-х классов (Протокол № 2, от 09.11.2012г.)

Диагностический материал разработан для изучения следующих параметров:

  1. Состояние фонематического слуха.
  2. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Состояние уровня моторной реализации высказываний.
  4. Состояние словаря и словообразовательных процессов.
  5. Состояние сформированности грамматического строя речи.
  6. Состояние связной речи.

Также, логопедами был разработан практический материал по диагностике и динамическому изучению устной и письменной речи у обучающихся с нарушением речи 2-х классов. (Протокол № 3, от 13.12.2012г.)

  1. Обследование состояния фонематического слуха.
  2. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Обследование состояния уровня моторной реализации высказываний.
  4. Обследование словаря и словообразовательных процессов.
  5. Обследование состояния сформированности грамматического строя речи.
  6. Обследование связной речи учащихся 2-ых классов.
  7. Состояние письменной речи.

Данные методики различаются подборкой речевого материала по уровню сложности. И при входной диагностике у учащихся 1 классов исследуем предпосылки для формирования письменной речи, а у учащихся 2 классов изучаем уровень нарушения письменной речи.

Обследование навыков письма у учащихся 2 классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного текста. Обследование должно проводиться в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год. Для этих целей используем методику под редакцией Иншаковой О. Б. Разработанная методика обследования письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой, И. Н. Садовниковой.

Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина. Также увеличивается доля малочастотных слов, их сложность. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

При изучении письменных работ основное внимание уделяется часто повторяющимся дисграфическим ошибкам, которые сгруппированы в таблице.

Мониторинг отслеживания ошибок у учащихся помогает наглядно составить анализ ошибок по контрольным работам (диктант, списывание).

Наибольшее количество ошибок на начало учебного года прослеживается в звуковом составе слова, т. к., все зачисленные учащиеся с диагнозами ФФНР, ФНР (1 классы), и недостатки чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР (2 классы), т. е., с нарушением фонематического слуха и несформированностью звуко-слогового анализа и синтеза.

Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики состояния навыков письма. Кроме этого, проводится анализ качества дисграфических ошибок и его результаты заносятся в бланк анализа ошибок письма, разработанный на основе рекомендаций Н. М. Трубниковой.

Оценка навыка чтения у школьников предусматривает анализ его технической и смысловой сторон. Техническая сторона включает: способ чтения, правильность (количество допущенных ошибок), скорость чтения. Смысловая сторона предполагает понимание значений отдельных слов и основного содержания текста. Оценить уровень развития чтения можно только по совокупности его качественно-количественных показателей. Смысловая сторона, являясь ведущей, более значимой, зависит от технической, обслуживающей ее стороны.

Такое диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет выявить нарушение или несформированность основных компонентов речи и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны — комплексная диагностика даёт возможность наметить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Для того чтобы оценить правильность и эффективность коррекционно-развивающей логопедической работы проводиться мониторинг оценки уровня речевого развития. Мониторинг является основной базой в оценочно-контрольном этапе логопедического сопровождения.

Его цели: — подведение итогов и проведение анализа коррекционной работы, отслеживание динамики речевого развития; определение перспективы дальнейшей деятельности.

Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы, как и при входной диагностики, с использованием тех же методик известных авторов, выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий и состоит из шести блоков, направленных на исследование:

– уровня фонематического восприятия;

– уровня связной речи;

– грамматической стороны речи;

– состояния звуковой стороны речи.

– состояние письменной речи

Диагностика сформированности устной речи проходит традиционно, в форме беседы, с использованием стандартных картинок, заданий. В некоторых случаях используются компьютерные технологии.

Для проведения итоговой диагностики сформированности письменной речи, учащиеся пишут диктант, и списывание выполняют с печатного текста. Удобство данной методики заключается в том, что все исследования письменной речи проводятся фронтально.

В конце учебного года выводится сводная динамика контрольных работ

На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем.

6)Списывание с печатного текста букв, слов, предложений, текста.

7) Самостоятельное письмо :

подписать предметные картинки

придумать предложение и записать его

дать подписи к сюжетным картинкам

составить и записать рассказ по серии сюж. картин

Груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор

Под,лежит, зайка, кустом;дождя, после, лужи; на, листья, березе, пожелтели

Таблица анализа ошибок письма

1)Ошибки в звуковом составе слова

пропуски слогов и частей слова

раздельное написание частей слова;

2) Лексико-грамматические ошибки

замена слов по звуковому составу

замена слов по семантическому сходству;

слитное написание слов;

неправильное обозначение границ предложения.

замена букв по количеству элементов;

замена букв по пространственному расположению

зеркальное письмо букв.

Ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучается ребенок.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Читайте также: