Концепция коррекционной школы 8 вида

Обновлено: 03.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида

Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида

Статья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Разделы программы:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более значимой.

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества.

Пояснительная записка к разделу I

Воспитанники детских домов и школ-интернатов должны учиться защищать свои права .

Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.

Курс занятий направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью.

Полученные знания позволяют воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.

Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.

Социализация и общение включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.

Знакомство в ходе экскурсий с профессиями.

Социализация(от лат. socialis общественный)процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов ,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи:

  1. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
  2. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
  3. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
  4. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.

Программа включает в себя:

1. Занятия “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет:

  • знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
  • знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
  • изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
  • изучение Российских законов (Конституция РФ)

2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, видеоматериалов).

3. Оформление уголка по правовой и юридической документации.

4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

Пояснительная записка к разделу II.

1. Актуальность темы.

Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным процессом, требующим поиска путей своей реализации.

В литературе чаще ученые и педагоги-практики(Л.С.Выгодский, Л. В.Занков, А.М.Щербакова) поднимали проблему социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Часть выпускников либо не работала совсем , либо работала не по своей специальности.

Это было связано с особенностями психофизического развития ,а так же с состоянием обучения и воспитания.

2. Цель и задачи работы.

Целью нашей программы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое воспитание и обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

В работе была выдвинута гипотеза: если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности(основной составляющей социальной адаптации)то, следовательно ,при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.

Исходя из цели и гипотезы, исследование было направлено на решение конкретных задач: изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с нарушениями интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения.

На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения.

Объектом исследования по указанной теме являлась система обучения

В организации учебного процесса на уроках трудового обучения, способствующая социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Предметом исследования – изучение влияния психо - физических, психологических и физиологических особенностей детей с нарушениями интеллекта.

3. Методы исследования:

  • Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме; изучение школьной, учительской и ученической документации;
  • Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
  • Анкетирование;
  • Педагогический эксперимент;
  • Медико- психолого-педагогический анализ проблемы;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Индивидуальные проверочные исследования;

Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных. С первого года обучения воспитанники в ходе экскурсий учатся делать выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым

Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.

Цель программы: Отработка трудовых навыков, умений необходимых в жизни.

Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

  • Обогащение представлений детей о мире профессии;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей;
  • Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
  • Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
  • Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
  • Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

  • о видах профессий: швеи, повара, тракториста, цветовода-декоратора.
  • о медицинских и профессиональных требованиях;
  • об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;о повышении квалификации и профессионального роста;
  • о состоянии рынка труда.

Пояснительная записка к разделу III

Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы: Формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятия изобразительного искусства и развитие художественно творческих способностей.

Задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем развития у них правильного восприятия формы, конструкции;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики ;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов ;
  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью;
  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • анализировать рисунок (по отдельным вопросам учителя);
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
  • рассказывать о содержании и особенностях произведения изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, сравнивать их между собой.

Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:

  1. Декоративное рисование.
  2. Рисование с натуры.
  3. Рисование на темы.
  4. Беседы о изобразительном искусстве.

В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Работа с воспитанниками.

Раздел IV “Культура поведения и общения”

Пояснительная записка к разделу IV.

Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость

Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Цель программы: Привитие навыков культуры поведения. Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
  • Формирование культуры речевого общения.
  • Развитие коммуникативных качеств.
  • Методы, используемые на занятиях:

беседа-диалог, анализ художественных текстов, инсценирование, решение педагогических задач, творческие задания, игра сюжетно-ролевая и дидактическая, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта .

Занятия, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимы дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрические лото.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Читайте также: