Кружок по окружающему миру в начальной школе 2 класс
Обновлено: 05.07.2024
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Содержимое разработки
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
К концу года школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir.zip | 66.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край , Красноармейский район, ст. Ивановская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
(полное наименование образовательного учреждения)
решение педсовета протокол №__
_____________ О.Н. Гучетль
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
(срок реализации программы)
Макаренко Галина Алексеевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Автор: Ефременко Ирина Викторвна
Краснод арский край Курганинский район п. Степной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
муниципального образования Курганинский район
решением педагогического совета
от 31.08.2018 года протокол № 1
Председатель Квасова О. В.______
Уровень образования (класс) начальное общее 2 класс
Количество часов 34
Учитель : Ефременко Ирина Викторовна
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов а ния на основе:
-Методическихрекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования ( Письмо Департамента общего о б разования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года №03-296 );
-СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление от 29.12.2010 г. № 189 (зарег и стрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обесп е чить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазв и тие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обуча ю щихся.
-формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы;
-воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной де я тельности по изучению и охране природы, активной экологической позиции у порастающего поколения.
-совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе.
-создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.
Основными задачами реализации содержания кружка явля ется:
-формирование у ребенка интерес к изучению природы родного края;
-воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное;
-изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы;
-формирование представления о природных сообществах;
-воспитание ответственного отношения учащихся к окружающей среде св о его края и всей страны;
-формирование в детях нравственно- эстетические качества и экологич е скую культуру;
-повышение экологической грамотности учащихся.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё во с принимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явл е нием или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у р е бёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется э с тетическое восприятие окружающего мира.
2.Общая характеристика кружка
В настоящее время основные задачи российского образования в ц е лом начального общего образования в частности можно определить следу ю щим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, соц и альное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для сам о стоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Отбор содержания кружка осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных , географических, исторических сведений в курсе выстраивается я р кая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и кул ь туры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его матер и альных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реал и зуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообра з ных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, ме ж ду природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и о т рицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в пр о грамму сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окр у жающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего чел о вечества.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: не навреди!
Предлагаемая программа включает систему занятий для учащихся
2 класса и рассчитана на 34 часа.
Содержание программы:
дикие животные – 20 часов
пернатые жители – 14 часов
Цель программы: воспитание экологического сознания на основе изучения птиц и животных.
Задачи программы:
- развитие интереса к изучению природы;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубить уже имеющиеся знания о родном крае;
- изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы.
Ожидаемые результаты:
иметь представление:
о многообразии животного мира России;
наиболее типичных представителей животного мира России,
какую пользу приносят представители животного мира,
некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию,
ухаживать за домашними животными и птицами,
выполнять правила бережного отношения к животному миру России.
Литература: Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2 – 3 классы: кружковая работа/ авт.-сост. Е.М.Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007
Календарно-тематическое планирование кружка
Методы, формы работы, используемый материал
Дикие животные – 20 часов
Серый хищник – волк
Хозяин леса – медведь
Любознательный зверек – белка
Куница – охотник на белок
Лесной красавец – лось
Сердитый недотрога – ёж
Подземный житель – крот
Всеядное животное – барсук
Кабан – дикий родственник домашней свиньи
Рысь – родственник кошки
Тигр – самая большая кошка на земле
Косуля – самый маленький европейский олень
Картинки с изображением косули.
Обобщающий урок о диких животных
Карточки с заданиями, кроссворд, ребусы, вопросы викторины.
Пернатые жители – 14 часов
Воробей – самая распространенная птица на Земле
Картинки с изображением воробья, загадки, пословицы, народные приметы.
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.
Ворон – красивая, умная птица
Картинки с изображением ворона, ребус, книги.
Картинки с изображением сороки, загадки, пословицы, потешки.
Картинки с изображением дятла, загадки, скороговорки.
Галка – городская птица
Загадочная птица – кукушка
Любимая птица – снегирь
Наш добрый сосед – скворец
Обобщающее занятие о птицах
Картинки с изображением птиц, карточки, выставка книг.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Нравственное воспитание-одна из задач дошкольного образовательног о учреждения. Любовь к родному кра. Подробнее.
Очень интересная работа. Моя любимая тема внеклассных занятий, буду предпринимать это в деле, спасиб. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: