Лидер и племя краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 16 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:к орпоративная культура, л идерство, у правление персоналом
  • Теги:б изнес-инструменты, к раткое изложение, п сихология в бизнесе, т оп-менеджмент, э ффективное руководствоРедактировать

Ключевые идеи книги: Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры. Дэйв Логан, Джон Кинг, Хэли Фишер-Райт

Tribal Leadership: Leveraging Natural Groups to Build a Thriving Organization

Dave Logan, John King, Halee Fischer-Wright

Введение

Авторы на протяжении десяти лет исследовали корпоративные племена по всему миру в нескольких десятках организаций. В общей сложности в исследовании приняли участие 24 000 человек. В результате авторы выявили пять уровней культуры корпоративных племен, которые напрямую влияют на процветание компаний. Авторов не интересовали раса, пол, уровень образования и уровень жизни респондентов. Они разработали уникальную методологию для определения принадлежности человека к тому или иному культурному уровню – через их речевые проявления.

1. Как стать лидером племени?

Настоящими лидерами становятся люди, которые понимают язык каждого уровня и знают, как эффективно воздействовать на людей, находящихся на разных уровнях. Лидер племени много работает над собой, чтобы вывести людей на более высокий уровень. Вот что он делает:

• изучает язык и привычки, характерные для всех пяти уровней;

• прислушивается к языку каждого члена племени, чтобы понять, на каком уровне он находится;

• делает все возможное, чтобы самому не опускаться ниже четвертого уровня: следит за своей речью, взаимоотношениями с окружающими;

После того как кому-то удается поднять все племя или хотя бы его ядро на четвертый уровень, племя признает его своим лидером. Только признанный лидер может поднять свое племя на пятый уровень. Настоящие лидеры поднимают свое племя на следующий уровень в течение 90 дней.

Что такое лидерство?
• В данной книге мы фокусируемся на речи и поведении людей внутри определенной культуры.
• Эта книга не исследует когнитивные способности, убеждения, установки и прочие характеристики человека, которые не поддаются непосредственному наблюдению.
• У каждого культурного уровня свой стиль речи , тип поведения и структура взаимоотношений .
• Лидер племени делает две вещи:
1) отслеживает, кто из членов племени на каком уровне находится;
2) развивает свое племя, используя соответствующие точки воздействия на его членов.

Чтобы понять, какие культурные уровни существуют в племени, его лидер должен знать следующее

Таблица 2
Резюме речи и структур племен разного уровня

5ук-табл_002.jpg

Обратите внимание на то, как человек, обозначаемый кружочком (в правой колонке), переходит от состояния отчужденности (на первом уровне) до положения, когда он становится частью постоянно растущей сети (на пятом уровне).


Точки воздействия на членов племени и признаки успеха в развитии культуры

Для человека, стоящего на третьем уровне
• Подталкивайте его к формированию триад (трехсторонних взаимоотношений). В частности, пусть начнет сводить своих знакомых и представлять их друг другу, подчеркивая, что:
1) они разделяют одни и те же или резонансные базовые ценности ;
2) у них пересекающиеся интересы;
3) у каждого из них есть возможность внести свою лепту в работу другого .

Цель лидерства в племени
• Лидер племени развивает столь много людей (и групп людей), сколь много готовы и способны двигаться вперед к четвертому уровню, в область гордости за племя.
• На рис. 3 представлена схема реального племени до того, как его лидер начал использовать точки воздействия.



Рис. 3. Реальное племя до установления в нем лидерства

• На рис. 4 – то же самое племя девять месяцев спустя. Все ключевые показатели эффективности подскочили в большинстве случаев на 30 процентов, что является типичным результатом. Повысились также показатели вовлеченности в работу, удовлетворенности от нее и уверенности в будущем успехе. Племя воспользовалось возможностью и вошло в анналы своей отрасли, временно сформировав культуру пятого уровня.



Рис. 4. То же самое племя после установления в нем лидерства


• Пока лидер племени выполняет свою работу на благо группы , а не свое собственное, племя вознаграждает его своей лояльностью, упорным трудом, инновациями и сотрудничеством. Оно будет выполнять больше работы за меньшее время. Такого лидера часто рассматривают как кандидата на занятие высокой должности в организации или в правительстве.

Tribal Leadership

Птицы собираются в стаи, лошади - в табуны, а люди - в племена. Вместе с соплеменниками они добиваются большего, чем в одиночку. По одному люди бы не выжили в ледниковый период, не смогли бы создать фермерские хозяйства и не построили бы города. В племени обычно от 20 до 150 человек. Если племя разрастается, от него отделяются новые племена.

Чем выше уровень корпоративной культуры, тем эффективнее работают ваши сотрудники

Авторы на протяжении десяти лет исследовали корпоративные племена по всему миру в нескольких десятках организаций. В общей сложности в исследовании приняли участие 24 000 человек. В результате авторы выявили пять уровней культуры корпоративных племён, которые напрямую влияют на процветание компаний. Авторов не интересовали раса, пол, уровень образования и уровень жизни респондентов. Они разработали уникальную методологию для определения принадлежности человека к тому или иному культурному уровню - через их речевые проявления.

Настоящими лидерами становятся люди, которые понимают язык каждого уровня и знают, как эффективно воздействовать на людей, находящихся на разных уровнях. Лидер племени много работает над собой, чтобы вывести людей на более высокий уровень. Вот что он делает:

После того как кому-то удаётся поднять всё племя или хотя бы его ядро на четвёртый уровень, племя признаёт его своим лидером. Только признанный лидер может поднять свое племя на пятый уровень. Настоящие лидеры поднимают свое племя на следующий уровень в течение 90 дней.

Больница Гриффин в штате Коннектикут совсем не похожа на стандартную больницу с безразличным персоналом, одинаковой мебелью и однотонными стенами. Охранник обращается к пациентам по имени, из детского отделения доносится приятная музыка, а в палатах пахнет не лекарствами, а цветами.

Больница Гриффин на протяжении семи лет находится в списке самых привлекательных мест для работы по версии журнала Fortune. А когда-то она была худшей в округе - с низким уровнем удовлетворённости пациентов и изношенным оборудованием. Её хотели либо закрыть, либо объединить с другим медицинским учреждением.

В истории больницы много героев, но есть два лидера племени, которые подняли больницу со второго на самый высокий уровень. Это директор Патрик Шармель и вице-президент Билл Поанда. Началось всё с того, что оба топ-менеджера узнали, что значит быть родственниками пациентов - отец Шармеля и тесть Поанды оказались в больнице. Они столкнулись с нежеланием медиков брать на себя ответственность, с грубостью персонала и с плохой инфраструктурой.

Начались перестройки, ремонт и редизайн. Но однажды Шармеля уволили. Преобразования утомили прежнего директора. Но культура коллектива уже выросла до четвёртого уровня, и члены племени признали в Шармеле лидера. В больнице начались акции протеста. В конце концов, Шармеля назначили на должность директора больницы. Сегодня Гриффин устраивает платные стажировки для сотрудников 600 больниц со всей страны.

Несмотря на то, что в американских компаниях только 2% персонала можно отнести к первому уровню, в целом в обществе таких людей намного больше. Это безработные, алкоголики и наркоманы, заключённые и члены преступных группировок. В культуре первого уровня случаются драки, оскорбления и воровство. На этом уровне очень низкая ценность жизни: люди чаще совершают убийства, самоубийства и не заботятся о здоровье.

Признаки культуры первого уровня

Переход на второй уровень

Чтобы перейти с первого уровня на второй, нужно:

Чтобы помочь человеку перейти на второй уровень, нужно:

  • направлять его туда, где много людей второго и более высокого уровня;
  • показывать ему, что можно жить по-другому и демонстрировать позитивные примеры изменений жизни;
  • помогать прекратить общение с людьми первого уровня.

Признаки второго уровня

На втором уровне люди всё ещё безразличны к интересам организации. Они делают необходимый минимум, не проявляют инициативу, обречённо отсиживают рабочий день и с нетерпением ждут выходных. Они обсуждают, как бы избежать работы и обмануть начальника. Но как только он появляется на горизонте, все начинают имитировать бурную деятельность.

Межличностные отношения на втором уровне очень слабые: люди в основном обмениваются рабочей информацией.

Переход на третий уровень

Есть три способа перевести сотрудников со второго уровня на третий.

Стимулировать сотрудника создавать межличностные отношения с коллегами. На втором уровне связи между коллегами достаточно непрочные.

На третьем уровне находятся как амбициозные студенты, которые мечтают достичь карьерных высот, так и многие успешные люди, находящиеся на пике славы или являющиеся признанными лидерами в своей области. Они - воплощение американской мечты: у них есть огромные дома, престижная работа и мировая известность. Но нет поддержки и радости от работы в команде.

Третий уровень - самый распространенный в корпоративном мире ещё и потому, что нам с детства внушают, что нужно быть лучшими, и уже в детском саду устраивают всевозможные состязания. В школе ребенок оказывается в ещё более конкурентной среде: оценки, рейтинги, конкурсы, олимпиады, экзамены. Дети стремятся получить медаль в школе, сдать ЕГЭ на 100 баллов и поступить в престижный вуз. И там снова конкуренция: лучшие студенты получают президентскую стипендию и стажировку в известной компании.

Третий уровень - культурный максимум для большинства людей. Около 48% специалистов в США относятся к третьему уровню

Признаки третьего уровня

Сотрудники третьего уровня активно участвуют во всех делах компании, но, судя по разговорам, их волнует не столько благополучие компании, сколько возможность показать себя и получить какие-то бонусы. На третьем уровне одна цель - победить самому. На этой стадии люди жалуются, что никто им не помогает и что все вокруг некомпетентны, недостаточно трудолюбивы и эффективны.

Руководители третьего уровня предпочитают общаться с коллегами с глазу на глаз. Они редко собирают команду вместе, гордятся тем, что информированы лучше других, и выдают имеющуюся у них информацию крайне неохотно. Боссы-носители культуры третьего уровня предпочитают нанимать на работу людей с культурой второго уровня. Такие работники не амбициозны и беспрекословно выполняют приказы, а на их фоне руководитель третьего уровня выглядит настоящей звездой.

Вот основные признаки культуры третьего уровня:

Переход на четвёртый уровень

На третьем уровне люди рассчитывают только на себя. Как только они начинают принимать помощь от других людей и планировать свою деятельность с учётом взаимодействия с другими, они делают огромный шаг в сторону четвёртого уровня.

Чтобы помочь человеку перейти на четвертый уровень, нужно:

  • поощрять его работу в команде;
  • признавать, что он достиг успеха благодаря своим усилиям, но показывать, что для достижения следующего уровня индивидуальных усилий недостаточно;
  • рассказывать о ролевых моделях, которые характерны для четвёртого уровня, делая акцент на том, что их значимые достижения появились благодаря взаимодействию в группе;
  • когда сотрудник будет жаловаться, что ничего не успевает и что никто его не поддерживает, объяснить ему, что он настолько отгородился от окружающих, что никто не может до него достучаться, чтобы помочь и поддержать;
  • рассказать о том, как вы сами переходили с третьего на четвёртый уровень;
  • объяснить, что информация не так ценна, как отношения. И что поделившись информацией, можно добиться большего;
  • поощрять открытость и общение с другими людьми;
  • инициировать общение втроём, вчетвером и т.д.

Многие люди, которым удалось перейти на четвёртый уровень, испытали что-то вроде прозрения. Вот как они описывали это в беседе с авторами книги:

Главное отличие четвёртого уровня от третьего в том, что на этом уровне люди стремятся не к личным, а к корпоративным победам.

Признаки четвёртого уровня

Вот отличительные черты четвертого уровня.

Культуру четвёртого уровня можно создать следующими способами:

  • собрать группу единомышленников и обсудить с ними, как создать новый бизнес или преобразовать существующий;
  • найти группу людей, которые хотят перейти на четвёртый уровень, в организации третьего уровня;
  • перестать жить и работать с учётом ограничений, которые существуют в организациях второго и третьего уровней, и позволить людям, готовым к переходу на четвёртый уровень, самим создавать племя четвёртого уровня.

Главная задача лидера на четвёртом уровне - следить за благополучием сотрудников. Иначе из-за стресса они могут вернуться на уровень ниже

Компания IDEO находится на четвёртом культурном уровне. Её основатель Дэвид Келли говорит, что отношения между коллегами и корпоративная культура намного важнее контрактов. Но что удивительно - чем выше уровень культуры и чем сплочённее команда, тем выше прибыль и престижнее контракты. Например, первая офисная мышь Apple разработана в IDEO. В этой компании нет традиционных собеседований при приёме на работу. Претендент 10 дней ходит на обед с кем-то из сотрудников компании. И потом эти сотрудники решают, впишется кандидат в корпоративную культуру или нет.

Пять компонентов стратегии племени четвёртого уровня

Проанализировав данные о лучших племенах, авторы создали модель стратегии, которая состоит из пяти компонентов: ценностей, благородной цели, результатов, активов и действий.

Лидер и племя

Создание стратегии начинается с формулирования базовых ценностей, которые будут объединять людей, и благородной цели, к которой они будут идти все вместе. Далее люди должны обсудить три вопроса:

Если ресурсов достаточно, нужно уточнить:

  • Хватит ли активов для достижения действий?
  • Приведут ли действия к достижению результатов?

Теперь, когда стратегия готова, нужно начинать её реализовывать. Каждые 90 дней необходимо оценивать результаты и разрабатывать дальнейшую стратегию.

Обеспечение стабильного четвёртого уровня
с периодическими переходами на пятый

Люди остаются на четвёртом уровне, если они заинтересованы в проектах племени и их отношения с коллегами строятся на общих ценностях. Вот что нужно делать лидеру для поддержания культуры четвёртого уровня:

Признаки пятого уровня

Те, кому удалось достичь пятого уровня, помнят этот судьбоносный момент. Дело в том, что культура пятого уровня настолько отличается от культуры предыдущих уровней, что многие даже не могут описать эту разницу словами.

Пятый уровень непостоянен. Ещё никому не удалось на нём остаться. И очень немногие племена достигали его хотя бы однажды. Возможно, в будущем инновационные компании научатся надолго подниматься на пятый уровень. Племя пятого уровня - это будущее бизнеса.


Пять уровней племен, как зеркало для пяти уровней лидеров…

Эта книга — интересный зеркальный ответ Джиму Коллинзу, который в своей “От хорошего к великому” представил миру концепцию лидеров пяти уровней. Суть сводилась к тому, что по-настоящему великую команду оставляющую след в истории может собрать и драйвить только лидер пятого уровня. Логан, Фишер и Кинг приготовили наш ответ и сформулировали пять уровней племени с которыми предстоит общаться лидеру. И тоже говорят о том, что великую компанию оставляющую след в истории может создать племя пятого уровня. 5 уровней лидера и 5 уровней племени — уже на старте получается 25 базовых работающих комбинаций, а если представить, что племя неоднородное и состоит из разных уровней соплеменников, что чаще всего и бывает, то на первый взгляд получается совсем каша. Но нет.

Вся книга в паре предложений: мы продолжаем жить в племенах. Личные качества и настроения людей, составляющих то или иное племя, определяют уровень его развития и культуры. Если хотите чтоб все было хорошо — побыстрей выводите то племя, за которое вы несете ответственность, на четвертый-пятый уровень.

В обществе люди формируют отдельные племена. Корпоративная культура – важная составляющая стремящихся к развитию компаний. Трое писателей: Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт, Джон Кинг, проанализировали поведенческие факторы, влияющие на распределение позиций в обществе. Повествование будет полезно менеджерам, руководителям, директорам для совершенствования лидерских качеств и налаживания взаимоотношений с подчиненными.

Год издания: 2016

Краткое содержание книги в формате “10 фактов. 3 задачи”

Пару слов о том, что это за такой формат. У нас есть букнот: bukva.info/blog/buknot/. У вас его пока может не быть, но это просто вопрос времени :). Букнот помогает структурировать любые знания полученные из книг таким образом, чтоб потом, после прочтения, выделить самое главное и применить его на практике. Это самое главное записывается в 10 основных фактов и в 3 реальные задачи. Отсюда и название рубрики — “10 фактов. 3 задачи”. Если букнота нет, то такие записи можете делать в любом удобном вам формате: в тетради, на обоях или в телефоне. Итак, поехали…

Культура племени

Представители племени не выглядят как индейцы в набедренных повязках - они все записаны в ваших телефонных книгах.

Культура племени — это не то, что осталось где-то там на заре зарождения цивилизации или то, что заботливо подсовывает вам воображение, когда вы слышите слово племя: палка-копалка, шкура мамонта, жизнь в пещере и ритуальные танцы у костра.

Современное племя — сообщество людей объединенное какой-то целью на основе которой формируются задачи и нити взаимодействий между соплеменниками.

Современные соплеменники – люди, чьи номера есть в вашей телефонной книге. С одними вы контактируете дома, с другими – на работе, с третьими проводите досуг. У каждой группы есть свой язык, манеры поведения, ценности.

Хорошая новость в том, что одновременно можно принадлежать к нескольким племенам одновременно, а не как раньше. Так себе новость, что в мире существует всего пять уровней культуры племен и чем быстрей вы в этом разберетесь, тем быстрей вам захочется попасть на четвертый-пятый уровни.

5 уровней культуры

Пять уровней культуры, как пять пальцев пятипалой руки! Старайтесь оказаться на пятом уровне.

Писатели выделяют 5 уровней племенной культуры:

Первый. Участникам группы присуща враждебность, отчаяние, обесценивание жизни. Яркие представители: наркоманы, алкоголики, безработные, преступники. Но если мы говорим о корпоративной культуре, то это те, кто попал к вам случайно, по нужде. Они дистракторы, их ничего не связывает с вашими целям или миссией — чаще всего они и слова такого не знают, просто потому что незачем. Их задача обеспечение своей базовой потребности по пирамиде Маслоу.

Второй. Люди, безропотно выполняющие обязанности, не стремящиеся к переменам. Им безразлична корпоративная жизнь, их устраивает роль жертвы. Представители: чиновники мелкого уровня, исполнители, люди предпочитающие работу на конвейерах. В них можно быть уверенным с точки зрения обычной рутинной задачи, но не стоит ждать амбиций и инициативы.

Третий. Успешные молодые люди, лидеры своей ниши. У них есть знания, талант, стремление, но нет опыта работы в команде. Пример: студенты выпускники, победители соревнований, те, кто переходит со второго уровня на третий и пока не может понять где он очутился.

Четвертый. Человек в команде. Он стремится не к личному успеху, а к всеобщему.

Пятый. Группа людей, ориентированных на глобальные ценности.

Влияют ли разные уровни культуры на вашу и общую племенную продуктивность? Конечно же влияют и об этом третий факт из книги.

Влияние на продуктивность

Правильно структурированное рабочее место: ноутбук, мышка, чашка, наушники, блокнот и две ручки.

Чем сильнее команда, тем выше работоспособность и продуктивность. В хорошем коллективе человек ориентируется на успешных коллег и показывает лучшие результаты. Сотрудники перенимают культуру команды. Если лидер хочет сделать компанию успешной, он должен развивать корпоративную культуру.

По этому же принципу случайные люди из первого уровня попадающие в еще неокрепший третий и четвертый уровни могут очень здорово и быстро отравлять атмосферу вокруг себя, постепенно разлагая коллектив и доводя его до своего уровня. В этом смысле наиболее наглядным будет пример с лукошком полным красивых, спелых и сочных помидор в который вы кладете одну слегка подгнившую помидорку…

Что же делать, чтоб не оказаться в итоге с лукошком несъедобного месива? Помнить о роли лидера и рецепте лидерства, который помогает избегать подобных ситуаций.

Рецепт лидерства

Группа отдельно стоящих красных фишечек смотрит на своего лидера.

Племя признает лидера в том, кто вывел его на 4-й уровень культуры. Чтобы воздействовать на представителей разных сословий, нужно:

работать над собой;
находить подход к каждому члену команды;
сохранять собственную позицию;
создавать круг общения из представителей 4-го и 5-го уровней.

Как только вы нейтрализуете представителей первого уровня, загрузите понятной и измеряемой работой тех, кто находится на втором и сформулируете вызовы и нетривиальные задачи третьему уровню, которое хочет продемонстрировать свои навыки, но при этом останетесь для них моральным авторитетом, то вот эта конструкция через несколько итераций раскручивающегося маховика вынесет вас на четвертый уровень.

Но пока об этом думать рано. Постарайтесь попасть хотя бы на второй уровень.

Переход на 2-й уровень: свет в конце туннеля

Соберите группу возле флипчарта, возьмите в руки чашку и сообщите о наступлении светлого будушего.

Быстрые факты про переходы из уровня в уровень. Людей 1-го уровня не волнуют интересы компании. Чаще всего тут располагаются представители рабочих профессий. Вообще не редкость, когда от грузчика, кладовщика, разнорабочего или даже продавщицы в магазине можно услышать что-то типа: “пусть лошадь думает, у нее голова большая” или “мне за это не доплачивают” или “на нас миллионы зарабатывает, с сам палец о палец не ударил”. Это вот они и есть. Чтобы помочь человеку перейти на 2-й уровень, лидеру нужно:

показать, что можно жить лучше;
вытащить из круга общения 1-го уровня;
оказать поддержку;
внедрить в перспективное окружение.

Весь путь похож на прохождение по уровням пирамиды Маслоу. Если, вернее когда получится разобраться с первым фундаментальным и физиологическим уровнем — приготовьтесь поговорить о чуть более высоких материях.

Переход на 3-й уровень: возьмите жизнь в свои руки

Больше командообразующих мероприятий. Ставьте амбициозные цели и обнимайтесь.

Представители второго уровня равнодушны и лишены амбиций. Обеспечить переход на следующий этап можно:

стимулируя общение с людьми более высокого ранга;
формируя команды из участников, стремящихся к переменам;
поощряя межличностные отношения между коллегами, а не только рабочие.

Лидер может помочь подчиненному похвалой за проделанный труд, подчеркиванием сильных сторон, предоставлением краткосрочных перспективных проектов и продвижением по карьерной лестнице.

Переход на 4-й уровень: вместе мы сила

Вы все в одной байдарке. Ее скорость зависит от слаженности движений и от того насколько вместе вы сила.

поощрять командную работу;
акцентировать результаты, полученные общими стараниями;
научить делегировать задачи для повышения продуктивности;
объяснить ценность команды;
стимулировать групповое общение.

Задача четвертого уровня создать в племени автономные команды со своими лидерами, которые выполняют задачи, соревнуются друг с другом, но пропитаны одним боевым духом и глобальной целью.

Пятый уровень: стремление к благородным целям

Выходите на пятый уровень. Вас должно быть видно из космоса.

Представители 5-го уровня – отличные командные игроки. Они стремятся к корпоративным победам, работают продуктивно и стабильно. Стимулировать развитие племени можно:

побуждая разрабатывать общую стратегию на совещаниях;
предоставляя свободу принимать решения;
демонстрируя, что мир полон новых возможностей;
привлекая к сложным проектам с участием новых людей.

Общие ценности

Обнимитесь с теми, кто по-настоящему ваши соплеменники. Обнимитесь на рассвете - у вас ведь общие ценности.

Вне конкуренции

Станьте настоящим Lamborghini в мире автомобилей. Это и есть пятый уровень - вы теперь вне конкуренции.

Компания должна стремиться к 5-му уровню корпоративной культуры. Люди, сконцентрированные на возможностях, не обращают внимания на конкурентов. Им важна не победа, а результат.

Запишите три задачи себе в букнот и получите из каждой книги максимум пользы.

Как обычно. Посмотрите видео, чтоб узнать про три основные задачи. А лучше, дочитывайте эту статью и принимайтесь за книгу…

Как присоединиться к команде Читай Быстро

Давайте дружить

Подписывайтесь на канал. Приходите к нам на блог. Давайте дружить в инстаграм.

Проект “Читай быстро” — это про осознанное беглое чтение, как одно из основных навыков делающих вас более конкурентноспособным и в конечном итоге более счастливым. Проверяйте свою скорость чтения, подписывайтесь на наш канал на ютубе, делитесь этой статьей или многими другими в нашем блоге у себя в Facebook.

Наша цель: больше начитанных и осознанных людей. Читайте книги. Слушайтесь маму.

4 полезные книги про менеджмент и лидерство:

Есть три способа: 1. Почитать наш обзор в текстовом формате. 2. Послушать подкаст с обзором на ютубе. 3. Овладеть беглым чтением и читать по книге за вечер. Начать учиться скорочтению можно с нашими рабочими тетрадями.

Мы продолжаем жить в племенах. Личные качества и настроения людей, составляющих то или иное племя, определяют уровень его развития и культуры. Если хотите чтоб все было хорошо — побыстрей выводите то племя, за которое вы несете ответственность, на четвертый-пятый уровень.

Современное племя — сообщество людей объединенное какой-то целью на основе которой формируются задачи и нити взаимодействий между соплеменниками. Современные соплеменники – люди, чьи номера есть в вашей телефонной книге.

Читайте также: