Личностные дефициты в школе

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся.

ВложениеРазмер
doklad.docx 22.53 КБ
lichnostnye_rezultaty_obucheniya.ppt 531 КБ

Предварительный просмотр:

Выгоничского района Брянской области

Учитель: Сенькова Е.А.

Личностные результаты обучения

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. Новый федеральный образовательный стандарт впервые основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения впервые четко прописаны требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процессе.

Обозначенные в Стандарте личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школы такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Следует отметить, что личностные результаты, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Стандарты основного общего образования устанавливают требования к личностным результатам

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • системы значимых социальных и межличностных отношений;
  • ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .

В соответствии со Стандартом Личностные результаты должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях ;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные УУД делят на 3 блока:

3) нравственно-этического оценивания.

Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ всё это способствует формированию личностной мотивации.

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе самообразования. Значительную роль в формировании личностных результатов образования играет система воспитательной работы школы.


В данной статье будет рассматриваться проблема развития у учащихся второго класса рефлексивного умения выделять личностные дефициты в деятельности. Статья адресована учителям начальных классов и студентам педагогических учебных учреждений.

Проблема развития рефлексивных умений младших школьников является одной из самых важных в сфере образования. Чтобы формировать рефлексивные умения у младших школьников, необходимы различные приемы, направленные на формирование данных умений.

Развитие рефлексивного умения выделять личностные дефициты в деятельности у учащихся вторых классов очень значимо для современного общества. Благодаря этому умению учащийся способен определить границы своего знания и понять в дальнейшем, с помощью других рефлексивных умений, как устранить выявленные дефициты, поставив цель, спланировав свою дальнейшую работу над собой. Благодаря этому учащийся сможет самостоятельно выстраивать свою образовательную деятельность.

Каждое рефлексивное умение начинает формироваться в определённый период времени и требует использования разнообразных приёмов и данное умение не исключение. Формируется умение определять личностные дефициты в деятельности во втором классе.

Поэтому нами были подобраны на основе литературы и созданы в ходе практики приёмы формирования рефлексивного умения определять личностные дефициты в деятельности и проведено исследование на втором классе.

Объект исследования: процесс формирования рефлексивного умения младших школьников определять личностные дефициты в деятельности.

Предмет исследования: приёмы формирования рефлексивного умения определять личностные дефициты в деятельности у учащихся младших классов.

Цель исследования: исследование эффективности приёмов, направленных на формирование умения выделять личностные дефициты в деятельности.

1) Подобрать приёмы формирования рефлексивного умения выявлять личностные дефициты в деятельности через анализ литературы;

2) Разработать приёмы формирования рефлексивного умения выявлять личностные дефициты в деятельности;

3) Провести исследование процесса формирования рефлексивного умения после применения подобранных приёмов;

4) Обобщить результаты и сделать выводы.

Ключевые понятия: рефлексия, рефлексивные умения.

Методы исследования, используемые в данной работе: наблюдение, интервью, анкетирование и тестирование. Мы провели анализ исходной ситуации и повторный анализ после 17 дней, в течение которых на втором классе каждый день проводились 9 различных приёмов, направленных на формирование умения определять личностные дефициты в деятельности.

При анализе исходной ситуации мы провели интервью с учителем, в ходе которого ему были заданы несколько вопросов, направленные на выяснение того, какие рефлексивные умения используются учителем и как часто это происходит, а также насколько хорошо развиты отдельные умения у каждого конкретного учащегося. Интервью позволило выявить отсутствие разнообразия различных приёмов рефлексивных умений у учащихся второго класса, применялось всего два приёма один раз в день. Рассматриваемое умение выделять личностные дефициты в деятельности составляют 43 % от высшего уровня. При повторном анализе выяснилось, что уровень проявления этого умения поднялся до 66 %.

Также мы использовали методику диагностики рефлексивности (опросник Карпова А. В., тест на рефлексию) для определения уровня развития рефлексии учащихся. [4]

Результаты теста показали, что низкий уровень рефлексивности уменьшился на 4 %, а высокий уровень наоборот увеличился на столько же, средний уровень не изменился.

Также были проведены три анкетирования на диагностику компонентов личностной рефлексии.

При диагностике когнитивного компонента личностной рефлексии (анкета 1) был отмечен переход 4 % учащихся из высокого уровня в средний. Диагностика эмоционального компонента личностной рефлексии (анкета 2) показала, что низкий уровень уменьшился на 17 %, а высокий увеличился на 1 % и средний на 16 %. Диагностика деятельностного компонента (анкета 3) показала следующие результаты: учащихся с низким уровнем рефлексивности стало меньше на 21 %, а со средним и высоким стало больше на 17 % и 4 % соответственно.

Результаты тестирования ианкетирования

Преамбула: настоящая тема семинара была выбрана путем голосования участников сообщества научно-проблемных семинаров в школе Тубельского. Предложена она была на основании результатов Всероссийского исследования которые показали, что в школе действительно существуют дефициты. На первом месте дефицит радости и удовольствия (68%), на втором месте дефицит уважения и сочувствия, на третьем – дефицит понимания смыслов.

Мнения исторических сотрудников школы Тубельского, гостей и приглашенных экспертов разошлись..

  • Михаил Кларин – дидакт, ведущий сотрудник академии образования, автор первой книги про зарубежное образование.
  • Марина Щедровицкая- семейный психолог.
  • Марина Белокурова – психолог со взрослыми.
  • Константин Зискин – заведующий отделом развития МГУ.
  • Александр Лобок – создатель целостной модели иной Школы.
  • Алексей Куликов – директор школы Золотое Сечение.

10 главных тезисов:

– на равных взаимодействует с другими системами,

– понимает свою слабость и обращается к высшим силам. (А. Куликов)

Рефлексия: буду предельна честна и повторю Константина Зискина в том, что тема мне была не интересна: уже столько всего прочитано и прослушано по вопросу! Интересны были люди, откликнувшиеся на приглашение Татьяны Михайловны, их поведение, мнение и личностное своеобразие.

Очередной семинар, по традиции, начался с исторических воспоминаний педагогов школы Тубельского, что отражает общий замысел курса семинаров. Было скучно… И если большинство участливо кивали и улыбались происходящему, Алексей Куликов – человек из бизнеса, высоко ценящий свое время, громко вздыхал, ерзал на стуле и зевал.

По плану, практические кейсы, которые должны были сменить историческую справку, перемешались с заключительным кругом семинара – мнениями экспертов. Тут оживились все, так как началось самое интересное.

Как я уже отразила в главных тезисах, эксперты не стеснялись в выражениях по поводу школьных дефицитов, дефицитов министра просвещения и помощника президента.

Очень близкая к моей оказалась позиция Марины Белокуровой – взрослого психолога, которая помогает родителям обретать осмысленность и верит, что они, в свою очередь, смогут передать эти навыки своим детям.

В качестве выводов я могу привести:

А) метаморфозы поведения Алексея Куликова:

  • всегда интересуйся целью мероприятия до его начала;
  • не всегда скучное начало означает пустое окончание.

Б) сдвиг сознания и расширение собственных рамок:

  • на педагогическом семинаре можно получить ответы на совсем другие вопросы;
  • проверка собственных интересов может осуществляться в любых условиях (в очередной раз: я ближе к бизнесу, чем к педагогике).

К.В. Кушнир
Студент 1го курса
МП “Тьюторство в сфере образования”

Аннотация

Анализируются данные опросов родителей учащихся и учителей общеобразовательных организаций, в которых отражены представления родителей и педагогов о причинах академической неуспешности детей и возможностях, предоставляемых современными российскими школами для их преодоления. В опросе, проведенном в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) в 2020—2021 учебном году, приняли участие 8958 школьных учителей и 14337 представителей семей, в которых дети посещают организации общего образования, из 8 федеральных округов Российской Федерации. Показано, что родители наименее академически успешных детей в наибольшей степени отмечают дефицит внимания школы к проблемам детей с трудностями в обучении, отсутствие дополнительных занятий и поддержки специалистов для преодоления трудностей, демонстрируют более высокий уровень готовности к переводу детей в другую школу. Для учителей, работающих в школах с большим числом неуспевающих детей, характерными являются более низкий уровень принятия ответственности за образовательную успешность обучающихся и более высокий уровень недовольства выбором профессии. Они реже получают поддержку специалистов, чаще отмечают недостаточность навыков индивидуального обучения для работы с детьми с учебными проблемами, в большей степени включены в мероприятия по профессиональному развитию в соответствующей области. Делаются выводы о том, что психологический климат, существующий в классах и школах с низкой академической композицией, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности, а группы родителей и педагогов, имеющих наибольшие сложности в обеспечении качественного образования, испытывают наибольший дефицит поддерживающих ресурсов.

Мы знавали разные дефициты на разных этапах своей истории. Когда-то был настоящий голод, ели лебеду. Но давно. Вспоминается охота, которую мы вели за колбасой, мясом, маслом, обувью, детскими колготками начиная с 1960-х и до 2000-х годов. Все эти дефициты возникали в результате ошибок планирования и управления. Сейчас у нас все в порядке с колбасой и обувью (но не их ценой). Рынок отрегулировал. Сейчас мы усиленно создаем новый, специфический для страны дефицит: дефицит человеческой личности, дефицит ее развития.


Александр Могилев с детьми в Гааге (Нидерланды).

Давайте подумаем, откуда берется личность человека? Как одна возникает? В развитых странах мира личность признается уже за детьми самого раннего возраста (иногда даже во внутриутробном периоде), и их развитие становится заботой системы образования с самых ее ранних ступеней, с яслей и детского сада. Многие родители понимают, что школа, система образования в первую очередь должна развивать и воспитывать личность, а школьные предметные знания не имеют особой ценности, потому что приобретаются в век компьютера и интернета очень быстро. Важны не знания, а личность.

Но если бы это были требования к знаниям уже выпускников, это было бы только полбеды! Проблема в том, что зацикленность на знаниях детей существует уже у родителей шестилеток. Какие знания дает эта конкретная школа? Как ребенок справится с ЕГЭ после ее окончания (через 11 лет)? На какие кружки и секции нужно водить ребенка, чтобы он показывал результаты? Такие вопросы задают родители, пришедшие на беседу к директору, и практически никого не интересует, как развивается ребенок как личность, обладает ли он в нужной степени концентрацией, организацией, гуманистической системой ценностей, владеет ли он планированием и рефлексией и как он ориентируется в обществе и во взаимоотношениях людей, насколько позитивен и тревожен? И насколько он соблюдает нормы морали и правила общежития, проявляет уважение к себе и другим?

Но все не так просто: нынешние родители — это дети конца 1980-х — начала 1990-х, когда воспитание в школах уже исчезло.

Они просто не знают, что такое воспитание, не понимают ценности и значения личности. Они и не воспитывают по-настоящему своих детей. Контролируют, обеспечивают, чтобы все были более-менее обуты-одеты, таскают по кружкам и секциям. Но ведь этого мало! Это пустой формализм и низведение личности ребенка до животного или даже вещи.

Выхватить ребенка из коллектива в любой момент, когда пора мчаться в бассейн, выговорить педагогу, за то, что он не проследил за шапкой ребенка, за тем, как он поел и когда пописал. Гиперопека, чрезмерный контроль, завышенные ожидания от детей, чем так часто грешат современные родители — все это ведет к проблемам становления личности у детей, к тревожности и неврастении, заниженной самооценке, отсутствию ответственности и самоконтроля, агрессии по отношению к окружающим и себе. Спросишь таких родителей: сколько будет семью-восемь, или чему равен синус угла между катетом и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. Oтвет: школьное обучение прошло мимо, не знаем. А, тогда понятно! Они пытаются с помощью своих детей прожить еще одну свою более успешную жизнь. И похвалиться на работе успехами своих детей. Не получится!

Сейчас, по осени, у психотерапевтов очередь из матерей с подростками, рано приобщившихся к наркотикам и с явными суицидальными склонностями, которые являются результатом отсутствия внимания к личности подростка, искусственного занижения родителями самооценки подростков путем мелочного контроля и повседневных унижений.

Ставка на нашу церковь, которую кое-кто сделал в начале 1990-х, не сработала. Церковь не может сыграть роли воспитательного института общества в современных условиях. Она не обладает должным авторитетом в обществе, да и инструментальными возможностями, хотя и порывается прийти в школу и воспитывать. Не получится. Это вызовет прямо противоположный эффект.

Без профессиональной помощи учителей родителям, без того, чтобы школа не просто ограничилась уроками, а вела комплексную воспитательно-развивающую работу со всей семьей — не обойтись.

Так же и везде. Без восстановления значимости личности человека, взрослого и ребенка, без возрождения внимания к личности и возврата к заботе о ее развитии со школьной и детсадовской семьи (школьного воспитания взамен безумной погони за формальными знаниями и результатами детей), наше общество не выйдет из кризиса. Разговоры о человеческом капитале останутся разговорами и всю страну ждут достаточно мрачные перспективы.

Читайте также: