Проблема недостаточный уровень школьной подготовки не соответствующий трудовым и временным затратам

Обновлено: 08.07.2024

Неуспеваемость учащихся - систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содерержания образования по сравнению с предусмотренной учебой программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям.Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка, они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды т.н. трудных подростков. Все дети имеют предрасположенность и стремление к знаниям.

Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Каменский придавал правильной постановке самого обученения и воспитания. Неудачи в учебе может иметь скрытый или явный характер. Скрытые наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в ЗУНах учащихся. Т.о исхоным пунктом слабых результатов учащихся являются скрытые неудачи, проблемы в знаниях. Если их не устранить, то они могут привести к возникновению явных неудач, которые сначала носят временный характер, а после относительно устойчивых неудач ведут к второгодничеству и отсеву.

Причины неуспеваемости: социально-психологические, биолого-психологические, педагогические (дидактические).

1.Социально-психологические: плохие материальные условия жизни, низкий уровень культурного развития родителей, неблагоприятные семейные отношения, чрезмерная загруженность детей домашней работой и т. д. Могут бытьи следствия физических недостатков, нервных нарушений.

2.Биологически-психологические: общая ослабленность организма, слабый тип внд, нарушение зрения, слуха, нарушение эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавтельных способностей, неустойчивое внимание и т. д. На успеваемость влияют черты характера, уверенность в себе, поощрения, наказания. Т.е врожденные задатки оказывают определенню роль в учебе, но более существенную роль играют условия семьи, учебно-воспитательная работа и усилия учителя. Успеваемость и дисциплина учащегося не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Несоблюдение дифференцированного подхода к различным группам учащихся в зависимости от их функциональных возможносей, уровня работоспособности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, является главной проблемой отставания в учебе даже среди одаренных учащихся.

3.Педагогические причины: главное – слишком жесткая система образования, часто – неудовлетворительная работа учителя. Также могут быть дефекты в учебниках, учебных планах и программах, перегрузка занятиями. Влияют отношения между учителем и учеником, интерес к учебе, объективность оценки знания ребенка.

Средства борьбы с неудачами: 1.Педагогическая профилактика, в том числе проблемное обуч-е (работа учащихся в группе по нескоко человек над какой-либо проблемой. Это помогает увеличить интерес к учебе, приучает к коллективной работе). 2.Педагогическая диагностика - выявление проблем в ЗУНах. Здесь: беседы учителя с учениками и их родителями; наблюдение за учениками; посещение семьи; тестовые исследования; родительские собрания; сотрудничество с др учителями, чтоб больше узнать об учащемся; чаще проводить контрольные, чтоб выявить проблемы в знаниях. 3.Педагогическая терапия (устранение этих причин). Здесь: поручеение учащимся выполнения индивидуальных заданий; индивидуальные консультирования; уделять особое внимание слабым учащимся; работа с родителями; выравнивающие группы (после уроков, самостоятельно, составление этих групп не должно быть постоянным); программированные тесты.

Относительно зависящие от учителя причины неуспеваемости: -методичные ошибки (например: несоблюдение каках-либо приципов обучения); -недостаточное знание учащихся учителем; -отсутствие необходимого внимания к учащимся, отстающим в учебе со стороны школы.

Пути решения: комплексное изучение личности учащегося, сотрудничество с родителями и учителями, осуществление дифференцированного и личностного подхода (не только дополнительные занятия, но и включение его в свою рабочую деятельность), привлечение специалиста, индивидуальная работа в процессе обучения.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

ОК…
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Общие компетенции (ОК):
объяснение
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.

Общие компетенции (ОК):
ОК…
ОК 7
объяснение
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления
ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 9
ОК 10
ОК 11
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм,
ее регулирующих.

ПК.1.1
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 4.1.
Профессиональные компетенции (ПК):
Определять цели и задачи, планировать уроки.
Проводить уроки.
Осуществлять пед. контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
Анализировать уроки.
Вести документацию по программам начального общего образования.
Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС и примерных ООП с учетом типа ОО, особенностей класса/группы
и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать пед. опыт и обр. технологии в области
НОО на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и
анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять пед. разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области НОО.

Что такое образование?
• Образование способно стать средством поддержки человека в
кризисных социальных условиях. Одновременно оно выступает и как
средство поддержки инновационных социокультурных проектов, в ходе
которых создается принципиально новый продукт (например,
программы).
• Сегодня образование изменило свой статус в жизни общества и
отдельной личности. Если ранее основной его целью была подготовка
молодого человека к производственной жизни, то теперь – обеспечение
многосторонней подготовки к жизни во всех ее проявлениях, в том
числе развитие критического мышления

Какие есть виды актуальных проблем?
• Актуальные проблемы современного
образования
• Актуальные проблемы учителя
• Актуальные проблемы школьника

Актуальные проблемы современного
образования
- торжество антикультуры над собственно культурой;
- школа не приспосабливается к учащемуся, а приспосабливает учащегося к себе;
- нет преемственность между уровнями образования;
- неприспособленность школы к учащимся;
- ненацеленность большинства школ на новые технологии;
- низкая материальная база;
- неоснащенность школы современными средствами обучения,
-неразвитая школьная система внеклассной работы (кружки, секции, экскурсии);
- авторитаризм в управлении образованием;
- деление школ на элитарные и общие;
- слабое влияние школы на процессы приобщения детей ко взрослой жизни;
- слабо развитая медицина не готовит к школе здоровых детей и др.

Актуальные проблемы учителя
- недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки в области обучения и
воспитания;
- учителя испытывают трудности в чтении и понимании современной методической литературы;
- неспособность многих учителей выйти за рамки традиционного, профессионального обучения;
- ненацеленность учителей на конечный результат - хорошо выучить всех
- преобладание авторитарного стиля работы с детьми;
- невладение основными методами воспитательной работы;
- учитель часто не является примером для подражания по от ношению к делу;
- самоустранение от воспитательной работы;
- слабая материальная заинтересованность;
- перегруженность учителя, не позволяющая ему творчески работать;
- неумение видеть перспективу, формулировать цели и задачи обучения и воспитания.

Актуальные проблемы школьника
- значительные физические и психические перегрузки;
- недостаточный уровень школьной подготовки, не соответствующий трудовым и
временным затратам;
- неспособность учащихся к сознательному профессиональному
самоопределению после окончания школы;
- инфантильность учащихся, трудное вступление во взрослую жизнь;
слаборазвитый познавательный интерес;
- несформированное умение к самообучению;
- подверженность детей внешнему негативному влиянию обстоятельств;
- безынициативность, безответственность, низкие организаторские способности
как результат школьного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не для кого не секрет, что в каждом классе есть слабоуспешные дети. некоторые школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности, не систематически выполняют домашнее задания, не проявляют интереса к учебе.. Хочу поделиться опытом работы с такими детьми.

Выступление на МО учителей начальных классов

Тема: Причины низкого качества знаний учащихся

пути его повышения в начальной школе

через использование

перспективных методов, приемов и педагогических технологий

Не для кого не секрет, что в каждом классе есть слабоуспешные обучающиеся. Некоторые школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности, не систематически выполняют домашние задания, не проявляют заинтересованность в изучении предмета. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней ( контрольные работы, ВПР и.т.п) . Я и хочу поделиться своим опытом работы с такими школьниками. Сначала надо попытаться разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости некоторых школьников. Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.

Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:

 педагогическая запущенность учащихся;

 отсутствие должного контроля со стороны родителей;

 уровень подготовленности учащихся в начальной школе;

 ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;

 недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету. Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости невозможно устранить и вовсе.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Рассмотрим несколько практических аспектов работы на уроках с обучающимися, имеющими слабую математическую подготовку. Актуализацию знаний предпочитаю проводить в форме разминки. (Например: таблицу умножения можно повторить играя в мяч, при повторении определений – закончи предложение, вставь пропущенные слова, составь предложение из набора слов, т.к. слабоуспевающие дети, как правило, имеют маленький словарный запас и не всегда могут грамотно сформулировать предложение, воспроизвести определение.) При изучении нового материала предпочтительна фронтальная форма работы, где я уделяю наглядности одну из главных ролей, т.к. у основной массы детей ведущий канал восприятия – визуальный и наглядно-образное мышление все еще остается ведущим. На ряду с традиционными видами наглядности (табл., учебники…) я использую мультимедийные и компьютерные учебники, презентации, которые позволяют достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. В процессе изучения нового материала я стараюсь концентрировать внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаясь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Дозирование материала приводит к лучшему усвоению, исключает перегрузки. Так же, я убедилась в необходимости готовых опорных конспектов. Это позволяет сэкономить время, конкретизировать действия, выделить главное. В своей работе считаю важным создание ситуации успеха. Например, при закреплении нового материала слабому ученику дается для решения первое, как правило самое простое задание, где отрабатывается выполнение по шаблону. Здесь также помогают дифференцированные задания, взаимообучение, групповая и индивидуальная работа. Для вовлечения слабоуспешных обучающихся в посильную самостоятельную работу использую карточки-консультации. Одной из любимых форм проведения уроков является нетрадиционная: уроки путешествия, экскурсии, соревнования, игровые уроки на основе групповой работы и т. д. Такие уроки я стараюсь проводить хотя бы раз в четверть при обобщении и повторении материала. Они требуют большой подготовки педагога, но результаты превосходят все ожидания. Эти уроки мотивируют детей к выполнению заданий в стремлении получить результат, узнать новую информацию. Для таких уроков можно брать любую интересную тему: космос, обитатели подводного мира, уроки можно приурочить к любой памятной дате и т. д. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания. Эти конкурсы - этапы может подготовить сам учитель, используя презентации, где формируются различные задания с использованием иллюстраций и текстов или привлечь сильных или слабых учеников. Результаты выполнения заданий каждой группой желательно обсудить, а затем полученные баллы занести в таблицу. По итогам игры подсчитывается общее количество баллов и объявляется победившая группа.

Выполнение домашнего задание является необходимым условием работы со слабоуспевающими обучающими. Поэтому домашнее задание дается с четкими инструкциями учителя по выполнению, в начале следующего урока проверяем выполнение домашней работы .

Индивидуальные занятия позволяют ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, отработать и закрепить пройденный материал. На таких занятиях я так же использую мультимедийные учебники как средство коррекции знаний учеников, здесь я одновременно могу заниматься с несколькими учениками.

Например, изучив тему, ученик получил неудовлетворительные результаты проверочной работы. Я организую дополнительные занятия для коррекции практических знаний и повышения оценки. Важный вопрос при организации коррекционной работы состоит в том, чтобы она была целенаправленной, т.е. сконцентрированной на устранении конкретных пробелов в знаниях. Здесь я использую карточки с пошаговым выполнением задания, позволяющими вернуться к этапу, где сделана ошибка.

В конце хотелось бы напомнить известные истинны которые должен соблюдать учитель работая со слабоуспевающими учениками:

 Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

 Формирование познавательного интереса к предмету.

 Обязательный контроль выполнения всех заданий.

 Осуществлять дифференцированный подход при опросе и подготовки самостоятельных работ.

 Дифференцированное домашнее задание, которое состоит из обязательной и дополнительной части.

Анализируя причины низкого качества знаний, выделила 2 группы учащихся:

Наличие детей с низкими интеллектуальными способностями.

Отсутствие помощи со стороны родителей, бесконтрольность (социально-неадаптированная семья).

Пути решения:

- индивидуальная работа педагога, осуществление дифференцированного подхода, коррекционно-развивающие занятия с психологом;

Читайте также: