Лера авербах долин краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Она никогда его не любила. Красивая, нежная как бриз и сильная как шторм – разве могла она его любить, такого нелепого, неуклюжего, похожего на комод, оставленный посреди комнаты. Да и было ли это для него важно? Он любил её. Любил за них обоих, ничего не требуя взамен.
Лето 1914 года, первые дни войны, пароход, на котором мальчик вместе с матерью возвращается из Швейцарии в Россию, и девочка в белом платье, мелькающая в невесомой солнечной дымке.
"Объяснение в любви". Режиссёр Илья Авербах, автор сценария Павел Финн, 1977. В ролях Эва Шикульска (Зиночка) и Юрий Богатырёв (Филиппок)
Старик садится на скамью больничного парка рядом с женой, и в его взгляде, трогательной заботе и трепетном отношении сияет и светится неугасимая любовь…
"Объяснение в любви". В ролях Филиппка и Зиночки в старости - Бруно Фрейндлих и Ангелина Степанова
А что же Зиночка? Красивая, женственная, соблазнительная как Сирена, встречающая все житейские невзгоды и неудобства с порхающей улыбкой Джоконды на лице, она крепко стоит обеими ногами на земле, деятельна, выстраивает свой маленький мир, растит сына – плод девичьей любви к неотразимому революционному комиссару, – вьёт гнездо и тянет Филиппка как крейсер на буксире.
Пленительная, очаровывающая мужчин с первого взгляда, Зиночка флиртует и заводит романы почти на глазах у мужа, который смотрит на неё с немым обожанием и ничего вокруг не замечает.
Но не всё так просто и однозначно.
Бестолковый Филиппок, попав в мясорубку Великой Отечественной как военный корреспондент, в минуты тяжёлых испытаний и смертельной опасности проявляет мужество – куда только деваются его неловкость, застенчивость и бесхарактерность.
Мягкий и интеллигентный, в принципиальных вопросах он непоколебим, показывая недюжинный характер и несгибаемую волю.
Осудить Зиночку язык не поворачивается: в её действиях нет никакого расчёта, корысти – она смотрит на мир широко открытыми незабудковыми глазами, словно знает что-то, неведомое остальным.
Прототипы главных героев
Евгений Иосифович Габрилович, русский советский писатель, сценарист, драматург (1899-1993)
«Влюбился я мгновенно, – вспоминал Габрилович, – просто увидел женщину на одной из тогдашних вечеринок. Мне она до такой степени понравилась, что я уже не мог от неё отстать, и даже домой мы возвращались на извозчике так: она сидела с мужем, а там была ещё третья скамеечка, возле извозчичьего зада, я там поместился и скорбно нырял на ухабах. Самое удивительное, что, несмотря на полное отсутствие у меня настоящей энергии, мне удалось отбить эту женщину у мужа и я женился на ней. Это была моя единственная любовь.
Нина Яковлевна Габрилович (1903-1973)
Как и Зиночка, Нина Яковлевна была красивой, деятельной, властной. Она освободила мужа от всех бытовых и хозяйственных проблем, дав ему возможность делать то, что он любил больше всего на свете – писать. Как и Зиночка, супруга Евгения Габриловича способствовала карьере мужа и продвигала его к успеху: буквально заставила работать с режиссёром Юлием Райзманом, с которым была хорошо знакома. Так Евгений Иосифович, писатель и публицист, стал известен как сценарист.
Как вспоминал Евгений Иосифович, Нина Яковлевна, дочь жандармского офицера, была исключена из гимназии и, собственно, не имела сколько-нибудь значительного образования. Но при этом обладала отменной интуицией, чутьём на всё истинное и поддельное, легко сходилась с людьми интеллектуального круга – дружила с Бабелем, Ахматовой, Раневской, умела поддержать разговор на любую тему. Знавшие её люди предположить не могли, что она делала ошибки в самых простых словах.
Нина Яковлевна с сыном Алексеем
Гибель Васьки, сына Зиночки, отражённая в фильме, тоже имеет реальное основание. Сын Нины Яковлевны от первого брака, Юрий, утонул, купаясь в реке, когда ему было 14 лет. Эта трагедия подкосила Нину Яковлевну. Долгое время она ездила на Новодевичье кладбище на могилу сына, а на даче не появлялась до конца своих дней.
Наверное, поэтому и у Нины Яковлевны случались романы, а однажды она даже ушла от мужа к кинорежиссёру Ефиму Дзигану, взяв их общего с Габриловичем сына Алексея.
"Зиночка влюблялась то в скрипача, то в инженера, Филиппок прощал ее". "Объяснение в любви"
Каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему…
В 1969 году моя молодая жена на праздновании Нового года у Вити Чистякова отдалась в танце артисту Семёну Семёновичу Сытник из Александринского театра /тогда Театра имени А.С.Пушкина/ и спаривалась с ним всю нашу семейную жизнь. и ходила в театр со своей мамашей
СЫТНИК
Семён Семёнович
Заслуженный артист России
Слева Александр Меркулов, Слава Доничев и я ,рогоносец Николай Ващилин. 1968 таллин
Марк Крейчман,друг Марины Капленко встреченный во Сочи в 1972 во время нашего отдыха.
Лера (Валерия Львовна Авербах) известна в Челябинске с детских лет. Она родилась в Челябинске. Ее дед был поэтом. Отец - инженер, профессор ЮРГУ. Мама - преподаватель музыки.
В 1991 году Леру пригласили для участия в концертах в США. Там ей предложили учебу в Нью-Йоркской консерватории. Это было трудное для Леры решение - в 17 лет остаться в Америке без родных, без знания языка. Из вещей - один рюкзачок. Она решила в пользу учебы в Америке. Помогли добрые люди и характер. За два месяца освоила язык. Научилась зарабатывать себе на жизнь.
С тех пор Лера живет в Америке. Позади знаменитая Джульярдская консерватория, аспирантура в Германии. У Леры больше 60 - ти музыкальных произведений для оркестра, вокальные и камерные опусы, балет и опера. Ее музыку исполняют известные музыканты. Лера Авербах дает концерты во многих странах мира, в лучших концертных залах (Карнеги- холл, Линкольн - центр в Нью-Йорке, Большой зал Консерватории в Москве. ) Лера - лауреат многих международных музыкальных конкурсов и фестивалей. В конце 90 - х годов дважды получала премию Сороса. Была в списке Нобелевских номинантов. В 2005 году она получила одну из самых престижных для композиторов наград - Премию П. Хиндемита.
В 2001 году Лера Авербах была принята в Союз композиторов России.
Не раз с концертами Валерия Львовна приезжала в Россию, несколько раз бывала в Челябинске, проводила музыкальные и литературные благотворительные вечера. В музее челябинской школы N 121, где Лера училась, есть экспозиция, ей посвященная.
Произведения Л. Авербах:
Опрокинутый мир. - Челябинск: Газета, 1991. - 80 с.
Рождение звука. - Челябинск: Рубикон, 1992. - 60 с.
Диалог со временем: Сборник стихов. - Челябинск: Форум -издат., Лад. 1993. 78с.
Симакова С. Ее духовные ценности неизменны: За многогранность таланта Лера Авербах получила грант американского правительства // Деловой Урал. - 1998. - С. 23 окт.-С.7
Старикова Л. Валерия Авербах - нобелевский номинант // Вечерний Челябинск. - 1998. - С. 30 окт.-С.1
Иванова Н. Лера Авербах в Новом Свете //Комсом. правда, 1998. - 16 янв.
Рождественская Н. Дом, где раскрываются сердца // Деловой Урал. - 1999. - С. №17.-С.6
Валеев А. Лера 10 лет спустя // Челяб. рабочий. - 2001.- N 103.
Казаков А. Авербах Валерия Львовна // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, 2001. - С.12.
Панфилова Л. Лера Авербах в Карнеги - холле: Уроженка Челябинска покоряет музыкальный Олимп. // Челяб. рабочий, 2002. - N 135.
Казаков А. Авербах Валерия Львовна //Челябинская область: энциклопедия. Т.1. - Челябинск, 2005. - С.26.
Кем стали чудо - дети: Челяб. вундеркиндов судьба раскидала по всему свету/ Подгот. С.Журавлева, А.Валеев, О.Горюк // Челяб. рабочий, 2006. - N 23.
Старикова Л. Лере Авербах рукоплескала королева // Южноурал. панорама, 2007. -N 230.
Авербах Валерия Львовна
Авербах Лера (21 октября 1973) композитор, исполнитель, прозаик, поэт, художник. Ее литературные произведения доступны детям.
В 1998 году в Нью-Йорке вышла книга Леры "Ступеньки в вечность" с диском и кассетой, на которых С. Юрский читает стихи Леры Авербах на фоне ее же музыки. В 2003 там же вышла ее книга стихов "Ганноверские тетради" с предисловием С. Юрского. Ее сочинения печатаются в журналах России и русскоязычных зарубежных изданиях. Время Валерии Авербах расписано по минутам: работа, концерты. По просьбе Королевы Дании к 200-летию со дня рождения Андерсена (2005) Авербах написала музыку к балету по сказке Андерсена "Русалочка". Самым большим событием для Валерии в последние годы считают премьеру "Русского реквиема" в Бремене. Свой реквием она посвятила жертвам репрессий, начиная с времен Ивана Грозного и до сталинских времен.
Жанр урока (размышление) предполагает постановку вопросов, на которые не нужно давать готовые ответы. Эта тема для размышления на всех уроках литературы в 10 классе. Письменные домашние работы учащихся используются в течение всего учебного года.
Цели урока: 1.Знакомство с творчеством Леры Авербах.
2. Развитие умения анализировать художественное произведение,
Воспринимать его в единстве формы и содержания.
3. Нравственное воспитание учащихся через постановку и обсуждение
таких проблем, как: нравственный выбор, ответственность, сочувст-
Оформление доски: запись темы,
Предварительное домашнее задание:
2.Письменные развёрнутые ответы на вопросы: 1)Всегда ли есть у
человека свобода выбора?
2)Можно ли сказать что человек творец своей судьбы?
3)Кто или что является причиной несчастья людей?
Данное задание проверяется учителем до урока и используется во
1. Вступительное слово учителя.
Ну что ж, мой друг, двух жизней нам не жить,
И есть восхода час и час захода.
Но выбор есть, и дивная свобода
В том выборе, где голову сложить!
Между двумя вехами человеческой жизни – рождением и смертью – есть свобода выбора. Как жить? Чему посвятить свои силы? Как найти своё место в мире и стать счастливым?
Отвечающим на этот вопрос в начале жизни всё кажется простым: от точки А до точки Б кратчайший путь – прямая. Следовательно, поставь цель , иди к ней кратчайшим путём и будешь счастлив.
Вечные вопросы рождают в литературе вечные темы. Трагично существование Онегина, Раскольникова, Печорина, Обломова и многих других героев литературы 19 века.
А каков выбор героев 20 века? Сегодня в центре нашего внимания – рассказ-притча нашей землячки Леры Авербах.
Лера (Валерия Львовна) Авербах родилась 21 октября 1973 года в Челябинске. Её дед был поэтом. Отец – инженер, преподаватель. Мама, Лариса Аркадьевна Гольдман, - известный в нашем городе преподаватель музыки.
В 2001 году Лера была принята в Союз композиторов России.
Но не менее блестящ её путь в литературе.
Притча – жанр эпоса, объясняющий по основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.
Почему автор определяет жанр произведения как притчу? ( выслушиваются все ответы учащихся, без комментариев).
4. Анализ текста.
Каков выбор главного героя? Что было целью его жизни?
( Вывести новую породу рыбок-
- Попробуем понять выбор главного героя. Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют мир аквариумных рыбок, помогают увидеть его глазами героя. (Выражения записываются учеником на доске).
Царство зелени и рыб
- Сделайте вывод, чем обусловлен выбор героя? Почему его привлекает это царство зелени и рыб? Многие ли выбирают такой путь?
(Это иная жизнь, герой стремится найти красоту, гармонию, покой, рыбки становятся друзьями. Это мир дивной свободы героя).
- Послушайте отрывок из сочинения Егора С.:
- Можно ли отнести данное высказывание к главному герою рассказа? Прокомментируйте ваш ответ. ( Вопрос адресуется сначала автору сочинения).
- Герою удалось сделать невозможное. Он вот-вот дождётся чуда, потому что икринки уже появились. Предвкушение открытия , осуществление цели жизни – разве не это даёт человеку возможность быть счастливым? Но счастлив ли он? Почему? Докажите, используя текст.
- Кто или что является причиной одиночества героя? Докажите текстом.
(Семья, окружающие люди, сам герой).
(Доля – судьба, участь, путь, удел)
Подберите определения, характеризующие судьбу Долина.
(Трудная, одинокая, особая…)
- Послушайте отрывки из письменных работ ваших одноклассников:
Долин – творец или жертва судьбы?
(Он выбрал свой путь, его несчастья – последствия его выбора. Он не делает попыток что-либо изменить, но ему только кажется. что мир чужой. Он – творец и жертва.)
- В финальной части рассказа есть ещё одно описание аквариума (стр.470). Выпишите слова и выражения, характеризующие состояние героя и мир аквариума.
Морды скалились и ухмылялись
(Западня – потому что мир разрушен, человек не властен над судьбой.
Этот выбор лишил его связи с человечеством).
- Осуществилась ли цель героя?
(Да, после смерти, но он её достиг)
- А кто в художественном мире рассказа сможет оценить это чудо?
(Никто. Рыбки, скорее всего, погибнут, так как к Долину никто не приходил).
- Как бы вы закончили рассказ, если б смогли, дописав всего 2-3 предложения?
Символ – особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением , которое не поддаётся, как правило, однозначному толкованию, так как образ- символ символичен.
Жизнь другого человека так же уникальна, как твоя, и каждый связан со всем человечеством незримыми нитями. Оглянитесь вокруг, возможно, именно сейчас кому-то нужна ваша помощь. Из чьего-то окна , когда Долин упал в темноту, пробивались звуки сонаты Бетховена (включается запись). Кто-то помог одинокому пожилому человеку, вызвал скорую или сам отвёз в больницу. Этот кто-то сумел понять чужую боль, даже не выясняя, правильно или неправильно по меркам общества, живёт тот, кому нужна помощь…
Во мне живёт чужая боль,
Глаза войны у боли той.
Глаза сухие матерей,
Что не увидят сыновей,
Глаза голодные детей –
И нету этих глаз страшней.
Во мне живёт чужая боль,
Глаза калек у боли той.
Глаза калек и стариков,
Что молча стонут от оков.
Из одиночества их доли –
И нет ужасней этой боли.
Во мне живёт чужая боль,
Глаза людей у боли той,
Тех, кто унижен и разбит,
В ком сердце сжалось от обид,
Бессмысленных и пресногорьких…-
Людей, раздавленных и стойких.
Во мне живёт чужая боль,
Мои глаза у боли той.
Нет, не чужая боль – моя.
И я молюсь, чтобы смогла
Её во что-нибудь пролить –
Себя навек освободить.
И я пытаюсь и пишу…
Пусть в музыку она прольётся…
Но чем я больше отдаю,
Тем во мне больше остаётся.
«Мне кажется, что у человека всегда есть свобода выбора. У каждого есть свои желания, мысли, цели. И когда человек стоит перед выбором, когда он должен решить, как ему поступить, мне кажется, что он должен прежде всего подумать о том, что будет лучше для него, его жизни, близких ему людей…
Но ведь быть эгоистом плохо?! Нельзя ведь всё время думать о себе! Следовательно, при решении проблемы необходимо подумать и об окружающих тебя людях, а это значит, что в некоторой степени, как я теперь поняла, свобода выбора всё-таки ограничена.
Читайте также: