Лэпбук музыкально дидактические игры для доу
Обновлено: 05.07.2024
Содержимое публикации
Хозяйкина Ольга Владимировна
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, мною была сделана очень интересная, познавательная, яркая и красочная, а так же развивающая шкатулка-лэпбук "Музыкальная шкатулка", которая находится в музыкальном зале.
Создавая лэпбук я, прежде всего, учитывала новый подход, идею в своей педагогической деятельности. Он создан на основе музыкально-дидактических игр, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.
Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.
Активизировать словарь детей.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты
Папка представлена шестью разворотами. В лэпбук входят:
- Загадки на музыкальную тематику
- Стихи про музыкальные инструменты
- Музыкальные ребусы
Данное пособие можно использовать в подгрупповой и индивидуальной НОД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома.
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Обогатился музыкальный опыт ребенка.
Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Перспектива.
Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды как в музыкальном зале, так и в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лепбука : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Использование лэпбука в музыкальном воспитании
(из опыта работы)
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Описание возможностей использования лэпбука
Данный дидактический материал представляет картинки - три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.
Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения.
Музыкальный репертуар (представлен на диске)
Игра может использоваться как в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, так и детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.
(взаимодействие со взрослым)
В верхней части третьей страницы расположен диск с музыкальными произведениями, картинки, соответствующие данным произведениям, портреты композиторов, картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе отражающих характер музыки.
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Можно провести игру на определение настроения музыки.
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.
Загадки о музыке, музыкальных профессиях.
На последней странице расположено игровое поле, правила игры, фишки и игральный кубик. В игре принимают участие два – три ребенка. Каждый по очереди бросает кубик, выполняет фишкой необходимое количество ходов. На желтом кружочке – музыкальные задания, красный кружок – пропусти ход, синий – три хода вперед.
Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию
- Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой), назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
- Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т.д.).
- Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т.д. и их расположение).
- Изготовление всех намеченных элементов.
- Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
- Применение лэпбука в работе с детьми.
Преимущества использования лэпбука:
Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
- Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
- У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
- Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.
Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Составляющие лэпбука.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).
Ход игры: Каждому ребенку музыкальный руководитель дает по две карточки. На одной изображение солнышка, на другой тучки. По очереди проигрываются музыкальные отрывки разного характера (веселые или грустные). Дети должны поднять соответствующую карточку: солнышко - весело, тучка -грустно.
Далее музыкальный руководитель спрашивает: "Какая была музыка? Дети стараются подобрать нужные синонимы, взрослый помогает. Закончить игру можно веселой мелодией и потанцевать или поиграть в подвижную игру "Солнышко и дождик".
Цель: развитие звуковысотного слуха, закрепление знаний о видах животных.
ХОД ИГРЫ: Музыкальный руководитель играет на пианино до первой октавы и поёт му, гав, ко-ко-ко и т. д., . Спрашивает кто это поёт корова или телёнок, утка или утёнок? И по аналогии с остальными картинками.
А ребёнок показывает нужную картинку, пропевая звукоподрожание животного или птицы.
ЦЕЛЬ: развитие памяти, внимания, знание инструментов.
ХОД ИГРЫ: Нужно маркером соединить картинку с её тенью. Если выполнено неверно или игра закончилась, то можно всё стереть губкой. Используется маркер на водной основе.
ЦЕЛЬ: запоминаем музыкальные инструменты, развиваем речь, мелкую моторику, внимание.
ХОД ИГРЫ: Раздать детям картинку с изображением музыкального инструмента. Он запоминает. Затем из пазл собирает музыкальный инструмент.
Результативность использования лэпбука.
У детей значительно повышатся интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Обогащается музыкальный опыт ребенка.
Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Задачи:
- Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.
- Активизировать словарь детей по данной теме.
- Формировать устойчивые представления о музыкальных жанрах.
- Развивать музыкальный слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Содержание лэпбука:
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
4. Загадки о музыкальных инструментах.
Результативность использования лэпбука
- Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
- У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
- Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
- Обогатился музыкальный опыт ребенка.
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Перспектива
Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также: