Лэпбук музыкально дидактические игры для доу

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

Хозяйкина Ольга Владимировна

Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, мною была сделана очень интересная, познавательная, яркая и красочная, а так же развивающая шкатулка-лэпбук "Музыкальная шкатулка", которая находится в музыкальном зале.

Создавая лэпбук я, прежде всего, учитывала новый подход, идею в своей педагогической деятельности. Он создан на основе музыкально-дидактических игр, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.

Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.

Активизировать словарь детей.

Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты

Папка представлена шестью разворотами. В лэпбук входят:

- Загадки на музыкальную тематику

- Стихи про музыкальные инструменты

- Музыкальные ребусы

Данное пособие можно использовать в подгрупповой и индивидуальной НОД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома.

У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.

Обогатился музыкальный опыт ребенка.

Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

Перспектива.

Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды как в музыкальном зале, так и в группах ДОУ.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании

Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.

Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.

Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.

Цель использования лепбука : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Использование лэпбука в музыкальном воспитании

(из опыта работы)

На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Описание возможностей использования лэпбука

Данный дидактический материал представляет картинки - три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.

обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.

Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения.

Музыкальный репертуар (представлен на диске)

Игра может использоваться как в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, так и детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.

Цель: развитие у детей чувства ритма.

Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.

(взаимодействие со взрослым)

В верхней части третьей страницы расположен диск с музыкальными произведениями, картинки, соответствующие данным произведениям, портреты композиторов, картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе отражающих характер музыки.

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.

Можно провести игру на определение настроения музыки.

Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.

Загадки о музыке, музыкальных профессиях.

На последней странице расположено игровое поле, правила игры, фишки и игральный кубик. В игре принимают участие два – три ребенка. Каждый по очереди бросает кубик, выполняет фишкой необходимое количество ходов. На желтом кружочке – музыкальные задания, красный кружок – пропусти ход, синий – три хода вперед.

Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию

  1. Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой), назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
  2. Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т.д.).
  3. Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т.д. и их расположение).
  4. Изготовление всех намеченных элементов.
  5. Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
  6. Применение лэпбука в работе с детьми.

Преимущества использования лэпбука:

Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:

Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании

  1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
  2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
  3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
  4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.


Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.

Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.

Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Составляющие лэпбука.

На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Ход игры: Каждому ребенку музыкальный руководитель дает по две карточки. На одной изображение солнышка, на другой тучки. По очереди проигрываются музыкальные отрывки разного характера (веселые или грустные). Дети должны поднять соответствующую карточку: солнышко - весело, тучка -грустно.

Далее музыкальный руководитель спрашивает: "Какая была музыка? Дети стараются подобрать нужные синонимы, взрослый помогает. Закончить игру можно веселой мелодией и потанцевать или поиграть в подвижную игру "Солнышко и дождик".

Цель: развитие звуковысотного слуха, закрепление знаний о видах животных.

ХОД ИГРЫ: Музыкальный руководитель играет на пианино до первой октавы и поёт му, гав, ко-ко-ко и т. д., . Спрашивает кто это поёт корова или телёнок, утка или утёнок? И по аналогии с остальными картинками.

А ребёнок показывает нужную картинку, пропевая звукоподрожание животного или птицы.

ЦЕЛЬ: развитие памяти, внимания, знание инструментов.

ХОД ИГРЫ: Нужно маркером соединить картинку с её тенью. Если выполнено неверно или игра закончилась, то можно всё стереть губкой. Используется маркер на водной основе.

ЦЕЛЬ: запоминаем музыкальные инструменты, развиваем речь, мелкую моторику, внимание.

ХОД ИГРЫ: Раздать детям картинку с изображением музыкального инструмента. Он запоминает. Затем из пазл собирает музыкальный инструмент.

Результативность использования лэпбука.

У детей значительно повышатся интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.

Обогащается музыкальный опыт ребенка.

Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.

Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Задачи:

- Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.

- Активизировать словарь детей по данной теме.

- Формировать устойчивые представления о музыкальных жанрах.

- Развивать музыкальный слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.


Содержание лэпбука:

На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.




4. Загадки о музыкальных инструментах.






Результативность использования лэпбука

  1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
  2. У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
  3. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
  4. Обогатился музыкальный опыт ребенка.
  5. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

Перспектива

Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: