Чумаченко человек с луны краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В эти места, затерянные в дальнем углу Океании, заходили давным-давно разве что испанские каравеллы Магеллана или фрегаты капитана Кука. Но они не высаживали десантов на этот огромный остров, окруженный множеством других – размером поменьше. А вот этот непонятный путешественник из России решился на отчаянный поступок: не только сойти на берег, но – невероятно! – прожить немало лет бок о бок с островитянами-дикарями!

Он имел несколько странную фамилию, но был русским человеком. В его честь географами будет назван узкий берег северо-восточного побережья острова Новая Гвинея, протяженностью где-то около 300 км. Это по большей части тропические леса. Берег обитаем: в тропических джунглях и по сей день проживают аборигены. Их племена называют папуасами. Повторюсь: до сих пор этот берег острова в Океании носит название Берега Миклухо-Маклая.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай не имел знатного происхождения и всегда был беден как церковная мышь. Отец его, инженер-путеец, рано умер. На плечах матери остались пятеро детей-сирот. Мальчик Коленька был вторым по счету, но почему-то считал себя главой большой семьи. Подростком он старался подработать где только можно, чтобы не сидеть на шее у матери.

Удивительно, как быстро удалось Николаю, застенчивому и нелюдимому юноше, добиться благорасположения сурового адмирала Федора Петровича Литке, в то время президента Петербургской академии наук, рассказав тому о задуманном им предприятии – научной экспедиции к неизведанным землям Тихого океана для изучения жизни и обычаев диких народов тех мест. Как он смог поразить своими романтическими рассказами великую княгиню Елену Павловну, обожавшую повествования об экзотических опасностях и авантюрных приключениях? Великой княгине, впрочем, понравился приятный рассказчик. Она поселила Николая Николаевича у себя в Ораниенбауме и заставляла его по много раз повторять, как в прошлое свое африканское путешествие тот отбивался микроскопом от наседавших на него кровожадных арабов. Правда, позже Миклухо-Маклай с ними подружился, начал лечить больных из их племени и те в благодарность за услуги даже обеспечили русского путешественника провиантом!

Он умел быть находчивым и выносливым, этот застенчивый юноша. Иначе как бы он смог пройти дикие египетские пустыни в костюме бербера и не стать добычей кочевников-мусульман.

Оттого, видно, и решил старый адмирал, что из этого юноши выйдет толк, да и для Российской империи несомненная польза! Если молодой сумасброд сумел так просто войти в доверие к влиятельным особам Империи, то уж догадается, как найти общий язык с дикарями…

О том же размышлял и великий князь, прежде всего думая о разведке новых земель в Океании и создании опорных военно-морских баз для русского флота! Острова эти наверняка сгодятся Империи!

Кто теперь он, Миклухо-Маклай? Потомок лихого прадеда-атамана? Вчерашний выпускник Йенского университета, вдруг получивший, как счастливый билет, щедрые субсидии на далекую экспедицию, ставшую его заветной мечтой, от которой он ни за что не должен отказаться.

Пассажир неразговорчив, в то время как многие офицеры корабля теряются в догадках относительно цели странной экспедиции. Известно лишь, что одним из пунктов маршрута плавания значится далекий тихоокеанский остров Новая Гвинея. Но будет ли у острова остановка? Об этом знают лишь три лица: великий князь Константин Николаевич, капитан корвета Назимов да молчаливый естествоиспытатель со странной фамилией…

К тому же этот таинственный и застенчивый ученый-естествоиспытатель все реже появляется на палубе вследствие жестокой морской болезни!

Многие опасения европейцев были напрасными. Островитяне встретили ученого и его спутников вполне дружелюбно. Местные жители – папуасы – оказались, на первый взгляд, довольно доверчивыми и простодушными одновременно. Куда девались их кровожадность и жестокость? Скорее всего, то были составляющие какого-то древнего обычая или религиозного ритуала!

Их жены с нежно-шоколадной кожей, знакомясь с бледнолицым пришельцем, протягивали руку дощечкой, правда, несколько церемонно, а молоденькие девушки-островитянки в очень коротких юбках из травы (сегодня подобные известны как мини!), завидев ученого, интересного собой, фыркали и дружно хихикали, застенчиво прячась за густой зеленью кустов.

С заметной опаской они разглядывали белокожего стройного чужеземца, повторяя, как заклинание, какие-то неизвестные слова:

Николай Николаевич скоро освоит диковинный язык аборигенов и по-доброму улыбнется, когда наконец узнает, что папуасы вежливо называют его, естествоиспытателя, человеком с Луны.

Путешественник вскоре обнаружил, что дикари предпочитают прочим подарки практичные и полезные: гвозди, зеркала, ножи, даже осколки бутылок, которыми они теперь заменяли острые раковины, приспособленные для бритья. В своих странствиях Миклухо-Маклай углубляется внутрь острова, поднимается с большим риском для жизни в горы, записывает в журнале перечень папуасских блюд, делает рисунки их священных скульптур, глиняных горшков. Возвратившись в племя, занимается врачеванием больных…

Но принципиальный вывод ученого очевиден: эти островные дикари тоже имеют законное право, как и цивилизованные нации, называться людьми, и право это, уверен он, дано им от рождения!

А однажды, наблюдая за маленькой девочкой, он с удивлением отметил, что она, как и ее русские сверстницы, старательно вывязывает на пальцах простенькие узоры из связанной концами красной ленточки, которую ученый вчера подарил ее отцу!

25 марта 1872 года герой наш запишет в своем журнале:

Что же удалось ученому за время его жизни на Новой Гвинее? Что он продвинул вперед?

Главным капиталом, как он справедливо считал, стали его непринужденные взаимоотношения с туземцами, основанные на искренности, доверии и дружбе, а не на силе оружия! Он всегда был против жестокого обращения с туземцами – будь то индейцы или папуасы! Ученый стал как бы их уполномоченным – связующей нитью туземцев с остальным миром. И, конечно же, мечтал, что эти открытые им земли станут владениями Российской короны…

На время герой наш оставит Новую Гвинею, чтобы… жениться в Австралии. Здесь, на другой день после венчания с красавицей Маргарет Робертсон, он вдруг узнает, что Берег Маклая аннексирован Германией: к берегу подойдет мощная германская эскадра и над ним торжественно будет поднят немецкий флаг. Берег Маклая полстолетия будет называться по-другому: Землей кайзера Вильгельма. Молниеносный захват берега утвердит рейхсканцлер Германии князь Отто фон Бисмарк.

Очнувшись от потрясения, Николай Николаевич собирается ехать в Россию.

Наконец, многообещающая встреча с новым русским императором Александром III и премия путешественнику в размере 20 тысяч рублей. Позже ученый предложит царю утвердить организацию русской колонии в Океании и даже предварительно наберет 160 человек-добровольцев. Но у империи теперь новый государь, другая геополитика и другие интересы. Отказ царя окончательно расстроит планы естествоиспытателя…

Его здоровье серьезно ухудшалось: давали знать истощение организма, застарелая малярия, тропическая лихорадка, ревматизм и головные боли! Ученого будет лечить профессор Сергей Петрович Боткин, но у пациента слишком мало шансов на выздоровление. Приходится уповать только на чудо.

2 апреля 1888 года горячее сердце Николая Николаевича остановилось.

Тем, кто заинтересовался жизнью и научным подвигом Николая Миклухо-Маклая, рекомендуем следующие книги:

Баландин Р.К. Н.Н. Миклухо-Маклай: Книга для учащихся (Люди науки). – М., 1985.

Гриноп Франк Сидней. О том, кто странствовал в одиночку. Перевод с английского. – М., 1989.

Егорьева А.В. Русский географ и путешественник Миклухо-Маклай. – Л., 1971.

Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо-Маклай: путешественник, ученый, гуманист. – М., 1985.

Для маленьких читателей: Чумаченко А.А. Человек с Луны: повесть о великом русском путешественнике Миклухо-Маклае. – Улан-Удэ, 1979.

В 1990 году при участии Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая и Российской академии наук было издано собрание сочинений великого путешественника в шести томах. Ранее пятитомное собрание сочинений Миклухо-Маклая выходило в свет лишь в 1950-1954 годах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассная работа.

2)воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям других национальностей на основе знакомства с жизнью и деятельностью Н.Н.Миклухо-Маклая.

Запись на доске:

I . Вводная беседа по книге.

1.Используя текст книги, расскажите о главной цели жизни Н.Н.Миклухо-Маклая.

2.Назовите черты характера Н.Н.Миклухо-Маклая, которые позволили ему найти взаимопонимание, дружелюбное отношение к себе папуасов.

3.Используя текст книги, расскажите, что больше всего боялся Н.Н.Миклухо-Маклай, уезжая в последний раз с острова

II . Соревнования между командами:

1)отгадывание кроссвордов (см.приложение);

а) назовите главную черту характера, которая высоко ценилась папуасами;

б)назовите районы земного шара, где раньше до острова Новая Гвинея побывал Н.Н. Миклухо-Маклай;

в) сколько имен было у Николая Николаевича;

г) назовите главные детали одежды папуасов;

д) покажите на карте место высадки Н.Н.Миклухо-Маклая;

е) назовите необходимые вещи для жизни папуасов.

III .Пантомима – экспромт.

Задание: показать пантомиму, используя текст книги, чтобы ребята из другой команды отгадали, о чем идет речь.

IV . Игра в мяч:

I команда – имена в, которые используются в тексте;

II команда – растения, которые упоминаются в тексте;

III команда – животные, которые упоминаются в тексте.

V .Заключение. Вывод по книге. Подведение итогов.

Приложение №1 к уроку внеклассного чтения.

Кроссворд №1

hello_html_6cb9fc4c.jpg

1.Климатический пояс, в котором находится остров Новая Гвинея.

2.Вид попугая, обитающего на этом острове.

3.Маленькое животное, живущее на деревьях.

4.Плоды растения, которые широко употреблялись в пищу жителями острова.

5.Заболевание у Н.Н.Миклухо-Маклая.

6.Народность, проживающая на острове.

Кроссворд №2

hello_html_m1cb632cd.jpg

1.Государство, которое находится в западной части острова.

2.Плоды дерева, которые используются жителями острова.

3.Вид оружия у папуасов.

4.Корабль, на котором приплыл на остров Н.Н.Миклухо - Маклай.

5.Птица, обитающая на острове, так похожая на нашу птицу галку.

6.Любимое украшение папуасов.

Кроссворд №3

hello_html_7ba0822e.jpg

2.Залив, на берегу которого находится берег Маклая.

5.Национальный музыкальный инструмент.

6.Животное, мясо которого высоко ценится на острове.

Краткое описание документа:

2)воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям других национальностей на основе знакомства с жизнью и деятельностью Н.Н.Миклухо-Маклая.

Запись на доске:

I . Вводная беседа по книге.

1.Используя текст книги, расскажите о главной цели жизни Н.Н.Миклухо-Маклая.

2.Назовите черты характера Н.Н.Миклухо-Маклая, которые позволили ему найти взаимопонимание, дружелюбное отношение к себе папуасов.

3.Используя текст книги, расскажите, что больше всего боялся Н.Н.Миклухо-Маклай, уезжая в последний раз с острова/

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов


Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 468 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 23.01.2015 1107
  • DOCX 114.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Майнагашева Алла Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

— Николай Николаевич, — крикнул он, — захватили бы ещё людей! Кто их там знает, папуасов этих. Видите, сколько их на берегу. Ещё случится что-нибудь…

Похожие книги:

По пути Ориона

Подорож Досвітнього мандрівника

Король дзюдо

Трое и мотор

Человек с луны[Рис. П. Староносова ]

Правообладателям и читателям!
Данное произведение защищается авторским правом, поэтому, вы можете ознакомиться с фрагментом. Если начало вам понравилось, то можно приобрести легальную полную версию произведения по ссылке ниже у нашего проверенного и надежного партнера.

— Николай Николаевич, — крикнул он, — захватили бы ещё людей! Кто их там знает, папуасов этих. Видите, сколько их на берегу. Ещё случится что-нибудь…

Похожие книги:

По пути Ориона

Подорож Досвітнього мандрівника

Король дзюдо

Трое и мотор

Человек с луны[Рис. П. Староносова ]

Правообладателям и читателям!
Данное произведение защищается авторским правом, поэтому, вы можете ознакомиться с фрагментом. Если начало вам понравилось, то можно приобрести легальную полную версию произведения по ссылке ниже у нашего проверенного и надежного партнера.

Читайте также: