Леклезио онича краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрение особенностей прозы Ж.М.Г. Леклезио. Своеобразие и функции пространства и времени как философских и художественных категорий. Эстетическая характеристика творческой концепции писателя. Исследование эволюции философских взглядов автора.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.04.2015
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Студентка 5 курса

Жан-Мари Гюстав Леклезио (род. 1940) по праву считается одним из наиболее крупных и ярких представителей современной французской литературы. За свою более чем тридцатилетнюю творческую деятельность писатель выпустил около тридцати книг, приобрел всемирную известность, был удостоен самых престижных премий. В 2008 году он стал Лауреатом Нобелевской премии по литературе

Пространство и время занимают принципиально важное место в романном мире Ж.-М.Г.Леклезио. Интерес к художественно-философскому осмыслению времени выявляют его переводы на французский язык знаменитого календаря майя, а также ряд эссе о судьбе мезоамериканских народов после конкисты как попытка найти в мистике древних цивилизаций ответы на вечные вопросы бытия.

Восприятие литературного наследия Ж.-М.Г.Леклезио в зарубежной, а также российской и отечественной филологии свидетельствует о наличии противоречивых мнений о эстетической и нравственной позиции писателя. Это означает, что художественное своеобразие его произведений во многом остается недооцененным.

Единство произведений Ж.-М.Г.Леклезио 1980 -- 1990 гг. как сверхтекста предполагает реализацию глобальной творческой стратегии, выраженной посредством художественно-эстетического осмысления индивидуального и общечеловеческого. Константа авторской поэтики, обусловившая целостность прозы французского писателя, связана с памятью о детстве, как об идеальном состоянии мира и периоде душевной гармонии. Идейно-философским центром художественной концепции мира является образ родины, представленный разными природными мотивами. Исследование способов репрезентации пространственных и временных моделей в художественном тексте позволяет конкретизировать значение творчества Ж.-М.Г.Леклезио в литературном процессе и историко-культурном контексте XX столетия.

Время и пространство являются основой индивидуально-творческой системы Ж.-М.Г.Леклезио. Художественный мир в романах писателя обладает способностью порождать различные интерпретации и вмещать не декларированные напрямую, но органично проявленные в ткани произведения соотношения элементов хронотопа. Проблематика романа Ж.-М.Г.Леклезио “Пустыня” определяется через комплексный анализ концептуально значимых смысловых доминант образов города и природы, связанных с принадлежностью героя произведения к западному или восточному культурному типу. Художественное осмысление образа пустыни как метафоры внутреннего мира современного человека выявляет потенциальные возможности хронотопа в динамике сюжета и убеждает, что именно философский характер образов пространства и времени определяет идейное содержание произведения как соотнесение абстрактного понятия вечности с конкретной местностью.

Время и пространство в художественном универсуме Ж.-М.Г.Леклезио -- источник понимания национального менталитета и способ самопознания. Хронотоп как важнейший фактор жанрово-стилевого своеобразия актуализирует способ эстетической коммуникации с читателем. Модус мировосприятия в романе Ж.-М.Г.Леклезио “Онича” свидетельствует о диалогичности художественного хронотопа благодаря сопоставлению европейской картины мира с более древней цивилизацией. Как художественное целое, роман связан с философским осмыслением эпохи, отраженным в пространственных и временных мотивах и образах. Специфика романа “Онича” заключается в выразительных синтаксических особенностях повествовательной структуры, соотнесенных с категориями пространства и времени. проза леклезио художественный творческий

Особенностью хронотопа романа “Золотоискатель” является взаимодействие пространства и времени на композиционном, образно-семантическом и повествовательном уровнях. Использование персонифицированных сил природы как активных персонажей произведения определяет эстетическую концепцию, в которой четыре пространственные стихии, органически связанные с внутренней жизнью героя, представлены как уникальный источник обогащения человеческой индивидуальности. Текстуальный анализ изобразительных приемов и художественных деталей позволяет выявить идейный замысел произведения и объяснить механизм трансформации образов в структуре хронотопа. Сущность амбивалентности как основной особенности поэтики Леклезио заключается не в противопоставлении значимых образов, а в их взаимодействии, наполнении новым смыслом.

Краткий обзор творчества Леклезио в 80-90-е годы свидетельствует о том, что, несмотря на тематические и жанровые изменения, расширение диапазона художественных средств, неизменной в его творчестве осталась удивительная открытость любым поворотам философской и социальной мысли, которые под пером писателя обретают художественную достоверность и убедительность.

Подобные документы

Выявление в прозе Ж.М.Г. Леклезио своеобразия и функций пространства и времени как философских и художественных категорий. Художественно-эстетическая характеристика творческой концепции писателя. Исследование эволюции идейно-эстетических взглядов автора.

автореферат [58,4 K], добавлен 31.05.2015

Нахождение основных философских взглядов на тему проблемы концепта времени и пространства в самосознании человека на примере повестей "Воспоминания о будущем", "Возвращение Мюнхгаузена" Кржижановского. Изучение художественных особенностей прозы писателя.

реферат [41,1 K], добавлен 07.08.2010

Роль творчества Тургенева в истории русской и мировой литературы. Формирование эстетических взглядов писателя и особенности тургеневского стиля: объективность повествования, диалогичность и психологический подтекст. Жанровое своеобразие прозы писателя.

дипломная работа [104,4 K], добавлен 17.03.2014

Краткий биографический очерк жизни и творчества известного русского писателя А.И. Солженицына, этапы его творческого пути. Лексико-стилистические особенности малой прозы А.И. Солженицына. Своеобразие авторских окказионализмов в рассказах писателя.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 06.11.2009

Исследование художественных особенностей творчества писателя Н.В. Гоголя, характеристика его творчества в работах российских учёных. Взгляд на творчество Н.В. Гоголя в пьесе "Ревизор". Анализ пьесы. Приёмы анализа персонажей литературных произведений.

курсовая работа [60,4 K], добавлен 22.10.2008

Краткая биография Пу Сунлина - "вечного студента" и гениального писателя, автора знаменитого во всем мире сборника новелл "Рассказы Ляо Чжая о необычайном". Рассмотрение особенностей стиля, языка и тематики труда писателя, характерные черты его героев.

статья [25,8 K], добавлен 28.01.2014

Жанровое своеобразие произведений малой прозы Ф.М. Достоевского. "Фантастическая трилогия" в "Дневнике писателя". Мениппея в творчестве писателя. Идейно–тематическая связь публицистических статей и художественной прозы в тематических циклах моножурнала.

Онича, Жан-Мари Гюстав Леклезио - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

  • Onitsha Название в оригинале
  • 2009 Год первого издания книги

Краткое содержание

Другие художественные книги






Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


Жан-Мари Гюстав Леклезио

Африканец

Москва: Эксмо, 2020. — [пер. с французского Н. Жуковой]. — 128 с.


Нобелевский лауреат по литературе Жан-Мари Гюстав Леклезио

С 1928 года старший Леклезио более двух десятилетий проработал врачом в Африке. Во время Второй мировой он был надолго отрезан от страстно любимой жены, уехавшей во Францию рожать первого из двоих сыновей-погодков. Леклезио, интересующийся не только своим детством, но и пренатальным периодом, включая зачатие, которое он помнить не может, однако жаждет вообразить:


Книга

Сам Леклезио ведет неустанную войну против колониализма и лицемерных книжных представлений о нем, да и вообще против буржуазных обывателей, которым противопоставляет своего отца-нонконформиста:

Кадр

Во время одной из эмоциональных вспышек, нечастых у такого уравновешенного рассказчика, как Леклезио, он горячо возмущается людьми, покупающими всякие туземные артефакты и развешивающими их по стенам, не вкладывая в них никакого личного эмоционального содержания:

В каком-то смысле это относится и к самому роману. Память порой превращает дорогого покойника в сувенир (так, собственно, и переводится французское слово souvenir — воспоминание), который ты бережно хранишь в потайной шкатулке и достаешь в минуту ностальгии, но который лишен самостоятельной воли и независимого от тебя существования.

Жан-Мари Гюстав Леклезио,

Есть тут любители почитать о дальних странах? Так почитать, чтобы с погружением, в описание пейзажей, природы, культуры и истории. Чтобы, переворачивая страницы, можно было почувствовать, что страна N для автора не просто удобная декорация для захватывающего действа, а нечто бОльшее, познанное до мелочей и пропущенное через душу. “Онича” - как раз из числа добытого закинутым во всемирную сеть неводом по вышеописанному поводу.

Единственной проблемой книги для меня стали первые её страницы. Во-первых мне банально понадобилось время, чтобы привыкнуть к тягучей, неспешной прозе Леклезио. Во-вторых я-то взялся читать книгу ради Африки, а автор мне расписывает о том, как мальчик Финтан только ещё плывёт на пароходе вместе с матерью Мау (Марией Луизой) из Франции к далёкому порту Онича на реке Нигер. Всё понимаю, любому сюжету нужна экспозиция. Просто мне показалось и, если честно, кажется до сих пор, что со вступлением автор несколько затянул.

Зато по прибытии в Африку, в Онича всё встаёт на свои места. Здесь река, именно река, а не самодовольные европейские колонисты правит всем и всеми. В установленном её с испокон веков текущими водами порядке терпит крушение гордый металл корабля европейских амбиций. На прокалённой солнцем красной земле, в бесконечной просушенной жарой саваннах мужает, приобщаясь к тайнам матери природы хрупкий и замкнутый Финтан. Под невообразимым ливнем из чёрных, грохочущих туч и взглядом ясных глаз как бы не существующих для цивилизованного мира людей превращаются в ничто наивные романтичные мечты Марии Луизы. В заросших тростником протоках скрываются манящие, идущие из глубины веков тайны, которые на самом деле у всех на виду и поэтому недостижимы.

Здесь всё всегда будет течь своим чередом до тех пор, пока красная земля не обагриться кровью живших на ней с начала времён, пока к небу не поднимутся чёрные клубы яростных пожарищ, разожжённых теми, кому нужны уже не рабы и экзотические фрукты, а чёрная кровь и плоть земли - нефть и уголь. Но и тогда, познавшие реку и зачатые на её берегах будут принадлежать ей, в какой бы уголок света их не закинула судьба.

Напоследок хочу сказать, что, перелистнув последнюю страницу, я понял, что, когда буду читать какую-нибудь другую книгу об Африке, мне снова понадобиться время, чтобы совместить стиль другого автора с африканскими пейзажами, природой и культурой живущих там племен. Потому что насколько мне поначалу пришлось читать практически через не хочу, настолько же потом проза Леклезио и описанное ею стали идеальными половинками единого целого. Но прежде мне надо будет прочитать ещё один роман Леклезио “Пустыня” о девочке синего народа, племени туарегов, чтобы сравнить с прочитанным более полугода назад трудом Альберто Васкеса Фигероа “Туарег”.

Спасибо за пост! Чувствую, что хочу это почитать и вспомнить, как погружался в природу далеких земель, читая в детстве приключенческие романы.


Как создавались знаменитые "Приключения Электроника"

Как создавались знаменитые

История создания персонажа Электроника началась с обычной поездки писателя на море. Неся багаж к поезду, Евгений Серафимович удивлялся его тяжести, ведь ласты и одежда не могли столько весить. По дороге фантазия разыгралась не на шутку: писатель вдруг задумался о том, что, возможно, в чемодане лежит электронный мальчик, который умеет разговаривать: "Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй! Меня зовут Электроник…". К сожалению, там оказалась всего лишь кипа книг – Велтистов попросту перепутал собственный чемодан с чужим. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

Как создавались знаменитые

Происшествие осталось бы просто курьезом, но выдуманный Электроник прочно обосновался в воображении Евгения Велтистова, и писатель принялся создавать удивительную историю юного робота. Во время работы он часто гостил в школе с математическим уклоном, чтобы реалистичнее воплотить замысел.

Здесь фантаст познакомился с гениальным учителем Исааком Яковлевичем Танатаром, который стал прототипом книжного учителя математики Таратара, позаимствовавшего у своего прообраза прозвище. Позднее преподавателю выпала честь выступить в роли критика первой повести, и он посчитал, что читателю книга непременно понравится.

Как создавались знаменитые

О чём же нам повествовал оригинал фантастической повести? В книге Евгения Велтистова уделяется немало времени раскрытию характера Серёжки Сыроежкина, ученика седьмого класса, его амбициям и переживаниям. Это вполне способный парень, неслучайно и с радостью записавшийся в школу с кибернетическим уклоном. Он просто хотел добиться успеха (как и многие подростки), но склонность тратить время на мечты, а не на работу, отрядила его в число отстающих.

При поступлении в школу Сергей Сыроежкин охотно делится со своим отцом, Павлом Антоновичем, своим желанием во что бы то ни стало завести себе робота для домашней работы и дружбы с ним, которого сам же и хотел сконструировать, загадывает загадки, мудро рассуждает для своего возраста. А при знакомстве с Электроником, не раздумывая, отгадывает его имя, а их знакомство происходит только, когда робот выигрывает соревнование, а победа достаётся Сыроежкину. Почему Электроника называли мальчиком из чемодана?

Его в таком виде доставили к профессору Громову и его ассистенту - учёному - кибернетику, Александру Сергеевичу Светловидову. Эти двое из книги напоминали скорее Преображенского и доктора Борменталя из повести Булгакова. Примечательно, что чемодан, в котором чисто теоретически должен был находиться робот, оказался пуст. Сбегает же он из-за оплошности профессора, когда после приезда в гостиницу он подключает Электроника для подзарядки к сети 220 В вместо 127 В.

Как создавались знаменитые

Профессор Гель Иванович Громов в книге - очень и очень яркий персонаж. Не только прекрасный учёный-изобретатель, но и просто изобретательный человек, собеседник, радушный хозяин. Мы видим и его маленькие причуды, и интерактивные игры, которые он придумывает для своих коллег, и другие его изобретения, и взаимоотношения с помощниками. Тому, как он создавал и обучал Электроника, посвящены аж три главы оригинала. К тому же, помимо самого Электроника, от него сбежал также и робот-лис.

Главные герои получились настолько самобытными и оригинальными, что так и рвались на экран. Режиссерское воплощение книг произвело еще больший фурор – в книжных магазинах появились очереди за повестями писателя, а ребятишки объединялись в клубы под именем любимого персонажа, где ваяли собственных роботов.

Как создавались знаменитые

С Электроником та же беда. В фильме ему удаётся всё, совсем всё, из-за чего идеальный робот выглядит почти Марти Сью. Не, ну один раз он, правда, забил шайбу собственной команде, но этот сюжетный ход выглядит притянутым за уши (ученики что, совсем глупые, что не объяснили игроку команды сути хоккея?!). У него ещё, помимо быстрого бега, развивается магическая способность появляться и исчезать, которую он демонстрирует дважды - у самого профессора, а потом - в сцене пения про собаку РЭССИ, но почему-то НИКОГДА не использует её в плену у бандитов. Аккумуляторы сели или операционка подвисла?

Да и другие ученики в экранной версии сильно упрощены. Есть стереотипный отличник Корольков, стереотипный верзила Гусев, стереотипная ябеда Кукушкина… нет, подобные типажи есть и в книге, но там они прописаны куда глубже. С одной стороны, все они — будущие кибернетики, а с другой — не чужды и других увлечений.

И, наконец, учителя. Снова куча знакомых до одури типажей: шугающий учеников физрук, закомплексованная (снизила Электронику балл за рисунок из-за того, что нарисовал он её портрет, и она засмущалась) учительница рисования и злая завуч, настраивающая остальных педагогов против учеников, которых только математик Таратар и защищает. В книге же учителя вполне соответствуют званию педагогов школы для юных гениев, а разносторонний, привыкший удивлять и подкалывать Таратар — один из самых запоминающихся персонажей в противовес елейно-доброму и (при всём уважении к Евгению Веснику, да и не его это вина) шаблонному экранному аналогу.

Братья даже умудрились поспорить перед распределением ролей – каждому хотелось предстать в образе положительного героя Электроника. В итоге Владимир Торсуев уступил брату, но во время съемок режиссер поменял мальчиков местами. Правда, ребятам пришлось выдержать пытку от парикмахеров. Вообще-то они брюнеты с прямыми волосами, а сыграть должны были кудрявых блондинов. Каждые 10 дней их волосы подкрашивали и каждое утро завивали щипцами… Но несмотря на эти пытки, юным актерам очень понравился процесс съемок.

Как создавались знаменитые

Без труда были найдены и дети для второстепенных ролей. Хулигана Макара Гусева сыграл 15-летний одесский школьник Василий Скромный. Из Одессы была и Оксана Алексеева, исполнявшая роль юной красотки Майи Светловой. Маленький Чижиков-Рыжиков — Женя Лившиц жил в Ленинграде. Но исполнители главных ролей так и не находились.

Члены съемочной группы его утешали, что все получилось наилучшим образом, а как Коля полез в собачью пасть, прекрасно отрежется при монтаже. На этом съемку свернули, тем более, что не осталось целого пистолета – один отпилили, а второй сожрали. А в фильм вошел именно этот дубль. Братья Торсуевы ушли из кино и жили обычной жизнью людей разваливающегося Советского Союза. Меняли работу за работой, пытались выжить в непростой перестроечный период. Они то занимались коммерцией, то открывали ночной клуб, то работали таксистами. Сейчас Владимир Торсуев трудится в администрации Красноярского края, а Юрий живет в Москве и занимается продажей автомашин.

Как же сложилась судьба детей-актёров?

Юрий Торсуев (Сыроежкин) — руководит отделом корпоративных связей московских дилеров АвтоВАЗа.

Василий Скромный (Макар Гусев) – единственный из детей, снявшихся в фильме, кто окончил театральный вуз – театральную школу при Одесской киностудии. Позже окончил мореходное училище. Потомственный моряк – боцман дальнего плавания.

Евгений Лившиц (Чижиков) — живёт в Германии и работает музыкантом-ударником. Последнее время играет на ксилофоне, вибрафоне и маримбе в Дюссельдорфском симфоническом оркестре. Преподаёт в Высшей народной школе Дюссельдорфа, доцент.

Валерия Солуян (Кукушкина) – окончила медицинский. Работает врачом-дерматологом в Москве.

Читайте также: