Лекция адаптация к доу

Обновлено: 08.07.2024

Цель: ознакомить воспитателей с проблемами адаптации детей к условиям детского сада, повысить психологическую компетентность с проблемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Время: 1-1,5 ч.

В программе семинара:

Вступление

Эта встреча посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы рассмотрим, помогут вам лучше понять причины возникновений проблем у детей и найти пути преодоления или уменьшения их, помочь детям в успешном, безболезненном развитии в учебно-воспитательном процессе.

Правила работы группы

Процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению очень часто для нее – драматическое событие, которое затрагивает все сферы его жизнедеятельности. Причины этого понятны: ребенок попадает в новые социальные условия, встречается с сменой обычного расписания и способу жизни, с необходимостью принятия своего нового статуса. В это время ребенок может неадекватно себя вести, не находить общего языка с близкими людьми, болеть.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, что происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Физиологическая адаптация предусматривает изменения деятельности функциональных систем организма (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других), направленных на приспособление к новым условиям окружающей природной среде. Психическая адаптация – перестройку динамического стереотипа соответственно к новым условиям окружающего. Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и группы, усвоения ее норм и традиций, овладения новыми способами и новым стереотипом поведения; вхождение в ролевую структуру группы.

В ситуации адаптации к новым условиям жизни детям характерная повышенная возбудимость, раздражительность, несдержанность, растерянность, они кричат, плачут. Ребенок старается изменить состояние вещей, что его не удовлетворяет. Для других - наоборот, характерным являются депрессивные реакции: торможение, отчуждение, ребенок отключается из окружающей ситуации.

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, для него это сильный стресс. Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения дошкольного учебного заведения – это не только новые условия жизни и деятельности, режиму и питания, но и новые контакты и обязанности. Это очень напряженный переход, который требует от каждого ребенка активных психологических и физических форм приспособления.

Необходимо помнить, что к 2-3 годам у ребенка нету опыта общения с ровесниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет его потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ровесники не могут этого еще дать, так как сами в этом нуждаются. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к дошкольному заведению, так как сильно привязаны к матери, и ее исчезновение вызывает большой протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствителен.

Психологи указывают на такой парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждения (например, до одного года), тем более дружески она будет настроена дальше.

Таким образом, чем теснее эмоциональная связь с матерью, тем сложнее будет происходит адаптация. Поэтому на время адаптации ребенка важно организовать сотрудничество мамы и воспитателя.

По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет: * в яслях – 7-10 дней;

* в три года – 2-3 недели;

* в старшем возрасте – 1 месяц.

Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состояния здоровья, стилю воспитания в семье, родственных отношений, уровень развития в ребенка игровых способностей, его контактность, доброжелательность, эмоциональной зависимости от матери.

Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:

Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее.

Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, радостные обращения меняются окриками, угрозами, невнимательностью.

Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Такие дети не редко сталкиваются с проявлениями авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализму со стороны взрослых, что приводит к страху, недоверию к воспитателям или полное игнорирование его и других детей. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению.

Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме длительности в времени, что есть разным для каждого ребенка, имеет несколько основных этапов (фаз):

Критерии адаптации

Врачи выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Главными показателями есть строки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявления невротических реакций.

Легка степень адаптации

В условиях легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение за всеми показателями. Ребенок начинает спокойно и с радостью относится к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность окружающим, при незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, но не очень и на конец первой недели достигает обычного уровня, сон обновляется на протяжении 10-15 дней.

Отношения с близкими людьми не нарушается, ребенок поддается ритуалу прощания, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активен, но не возбужденный. Отношение к детям может быть как индифферентным, так и заинтересованное. Интерес к окружающему обновляется на протяжении 2-3 недель при участии взрослого.

Речь притормаживается, но ребенок откликается и исполняет некоторые просьбы или указания взрослого. К концу первого месяца обновляется активная речь.

Снижение защитных сил организма не выражено. Заболеваемость не более разу, длительностью не более десяти дней, без осложнений. Признаков невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системе не прослеживается.

Средняя степень адаптации

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем стане ребенка выражено ярче и длительные. Сон нормализуется только через 20-40 дней, качество сна тоже отрицательное. Аппетит обновляется в такие же сроки. Настроение неустойчивое на протяжении всего месяца, очень уменьшается активность: ребенок стает плаксивым, малоподвижным, не старается исследовать новое окружение, не использует приобретенных ранее навыков. Речь или не используется, либо речевая активность уменьшается. В игре ребенок не использует приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения длятся на протяжении 5-6 недель.

Отношение ребенка к близким – эмоционально-вожбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение ко взрослым избирательное. Отношение к детям, как правило, равнодушное, но может быть и заинтересованным.

Тяжелая степень адаптации

Особенную тревожность вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и тяжело болеть, одно заболевание почти без перемены заменяет другим, защитные реакции организма подорванные и уже не исполняют своих ролей – не предотвращают числительные инфекционные заболевания, с которыми приходится сталкиваться малышу. Это неблаготворно отображается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма протекания тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка насколько выражена, что граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит ухудшается сильно и надолго, может появится стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить, могут возникнуть функциональные нарушения опорожнения, не контролированное опорожнение.

Во время периоду, когда ребенок не спит, то он угнетается, не интересуется окружающим, отношение к детям отчужденное, ровесников сторонится или проявляет агрессию. Отношения к близким эмоционально-возбудимое, не имеет практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения взять участь в какой-либо деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на длительный период. Настроение отсутствует, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулаке носовой платок или домашнюю игрушку.

Ребенок , который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляется за маму, падает со слезами на пол, неудобна и тревожна для родителей и воспитателей, но вызывает меньше волнения, чем ребенок, который замирает, становится равнодушным, к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанам, даже холоду. Такая апатия становится типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: прослеживается потеря веса, нету защиты от инфекций, могут появится признаки нейродермиту. Улучшение состояния происходит очень медленно, на протяжении нескольких месяцев.

Упражнения на создание трудоспособности в группе:

Цель: развивать у педагога способность к эмпатии; понимать психическое состояние ребенка, его эмоциональные переживания в новых условиях; владение навыками восстановления эмоционального контакту с ребенком.

Цель:восстановление контакта.

Проведение: один из участников выходит за дверь. Когда он возвращается, то должен определить, кто смотрит на него недоброжелательно. При этом все должны пользоваться невербальными способами.

Цель: снять напряжение, отдохнуть, поддержать дружелюбную атмосферу.

Цель: помочь участникам понять разницу между миром ребенка и взрослого, что проявляется в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; почувствовать теплые чувства к ребенку, понять роль взрослого в процессе формирования личности ребенка.

Проведение: каждому дается 2 минуты для того, чтобы рассказать своему соседу, каким он был, на ваш взгляд, в 2 года. При этом можно говорить не только о внешнем виде, но и особенности характера. После этого партнер рассказывает, что в описании соответствовало реальности, а что нет.

Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание, возможность сделать добро другому человеку.

Когда все закончили, психолог собирает работы, читает характеристики, а все угадывают героя.

Цель: обеспечить согласованность действий родителей и педагогов, дополнение для облегчения социального перехода ребенка к новым условиям жизни; наладить сотрудничество между дошкольным заведением и семьей.

Методы: * анкетирование родителей;

*дни открытых дверей;

*недлительное пребывание ребенка в группе с родителями;

*консультации, памятки, рекомендации;

Практический опыт

  • стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);
  • соль – грубые, соленые слова;
  • перец – жгучие, обидные слова;
  • грудка земли - невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т.д.

Проведение: возьмитесь за руки, представьте в своих грудях огонь добра, нежности, любви; представьте, как он увеличивается, его сила переходит в правую руку и вливается в ладонь того, кто стоит справа, насыщая его любовью и двигается дальше по кругу. Потом любовь возвращается, насыщенная от сердец других участников группы.

Адаптационный лист

Длительность и характер

Инициативность в игре

Памятка для родителей

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

Радуйтесь вашему малышу!

Памятка для родителей

1) при посещении детского сада, детально расскажите ребенку, как он днем будет ходить в детский сад, а вечером вы вместе с ним будете заниматься дома интересными делами;

2) если вы идете куда-нибудь, то всегда рассказывайте ребенку, что будет, когда вы вернетесь, чтобы у него была уверенность в том, что он вам нужен;

3)обучайте ребенка дома всех необходимых навыков самообслуживания и взаимодействия;

4) подумайте: хотите ли вы приводить своего ребенка в детский сад? Если да, то делайте это уверено;

6) чаще говорите ребенку о своих чувствах и проявляйте их;

7) всегда находите время выслушать, что беспокоит вашего ребенка, какие у него трудности, чего достиг;

8) создайте спокойный, беспокойный климат для ребенка в семье и сохраняйте режим дня. Берегите нервную систему ребенка;

9) посещать детский сад ребенок должен только здоровым;

10) самое главное – чувствуйте себя компетентными родителями, которые верят, что с любой ситуацией можно справится, если ее решать, а не откладывать!

Помните: утро вашего ребенка (его настроение и настроение родителей, его ожидания и ваша заинтересованность детскими интересами) будет определять весь последующий день ребенка в детском саду!

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации :

1. Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительно длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений (заболевания с осложнениями, потеря веса, плохо спит и т. д.)

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длительность в среднем 1 месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса; временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

После выполнения этого задания можно увидеть насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и тому же вопросу.

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это задание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внимаем. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающим адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома, не давая возможности побыть самими собой.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмичными танцами.

С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детском саду Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно.

Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду Личностно – ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда,.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лекция 4. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением: окружающей его среды режима дня характера питания системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) Поступление ребенка в ДОУ приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни

На процесс адаптации ребенка влияют: достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и личностные особенности родителей Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Три фазы адаптационного процесса: Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ: поведенческие реакции; уровень нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней, взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается, функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резкое нарушение сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Этапы адаптационного периода: I этап – подготовительный Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

Этапы адаптационного периода: II этап – основной Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

Этапы адаптационного периода: III этап – заключительный Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Условия успешной адаптации: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад; Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Адаптационный период считается законченным, если: Ребенок ест с аппетитом; Быстро засыпает, вовремя просыпается; Эмоционально общается с окружающими, Играет

Читайте также: