Описание образовательной практики в школе по географии

Обновлено: 05.07.2024

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний. Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии в условиях перехода к стандартам второго поколения. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

ВложениеРазмер
uchebno-_issledovatelskie_praktiki_po_geografii.docx 20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

У обучающихся старших классов в последнее время падает интерес к изучению предмета географии. Кроме того почему то, именно этот предмет не котируется при поступлении в ВУЗы. Для меня на данный момент это большая проблема. Как повысить статус предмета и вызвать к нему интерес, не имея достаточного материально- технического оснащения в кабинете? Чаще всего, дети хотят научиться чему- либо на практике, применяя своё творчество, умения и навыки. Поэтому есть решение данной проблемы: надо заинтересовать и увлечь детей через внеурочную деятельность. Согласно концепции ФГОС, урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы через внеурочную деятельность. Я считаю, что география как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране и мире.

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике.

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний. Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии в условиях перехода к стандартам второго поколения. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Учебно- исследовательская практика по географии выражается в особом внимании к овладению школьниками специфическими для географии умениями и навыками. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.

В географии выделяется несколько видов учебно- исследовательских практик:

1.Физико-географическая практика включает проведение полевых

2.Экономико-географическая практика включает закрепление теоретических знаний по методике социально-экономико-географических исследований отдельных предприятий, социальных и экономических организаций, а также научных учреждений.

3. Экологическая практика в географии предусматривает владение приемами исследовательской деятельности в области охраны природы и рационального природопользования.

4.Топографическая практика включает практические работы по карте, выполнение различных геодезических измерений: углов и расстояний с помощью теодолита, превышений с помощью нивелира.

Являясь участником экспериментальной деятельности в школе, в 2012- 2013 учебном году мной была разработаны экологическая и топографическая учебно- исследовательские практики, которые посещают обучающиеся 8 и 10 классов .

( приложение 1 и приложение 2)

Особый интерес у школьников вызывает учебно- исследовательская практика на пришкольном участке, например на географической площадке. Главное назначение географо-экологической площадки – выполнение учащимися предусмотренных учебной программой практических работ и наблюдений в природе, в результате чего приобретаются практические навыки учащихся при работе с географическими приборами. В процессе работы на площадке учащиеся приобретают знания из различных учебных дисциплин, а так же при выполнении практических работ интегрируются знания из различных областей знаний. Исходя их этого, географо – экологическая площадка используется в следующих целях:

  • для эпизодических наблюдений;
  • для разовых практических работ и наблюдений;
  • для систематических наблюдений, как в урочное, так и во внеурочное время;
  • для реализации географо – экологических проектов;
  • для проведения мониторинга состояния окружающей среды;
  • для проведения исследовательских работ

Практическим выходом проекта являются:

1. Вычерчивание плана географо- экологической площадки

2. Изготовление приборов и инструментов для площадки ( приложение 3)

3.Проведение исследования загрязнённости снежного покрова в районе школы.

Одной из наиболее перспективных форм внеурочной деятельности по географии является учебно- исследовательская практика на экологической тропе. Совместно с учащимися 6б класса, классным руководителем которого я являюсь, мы проложили экологическую тропу вдоль берега реки Медведицы и оформили исследовательскую работу по этой теме. ( приложение 4). Проводя экскурсии по экологической тропе, весной 2013 года совместно с ребятами мы планируем выполнять практические работы по измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, изучать растительный и животный мир природных экосистем экологической тропы, а так же влияние антропогенной деятельности человека на природу.

Хочется отметить, что есть результат моей работы: за последние три года в нашей школе до 70% обучающиеся 9-х классов выбирают географию как предмет по выбору при сдаче ГИА и до 50% ребят выбирают социально- экономический профиль, где география – это профильный предмет. При сдаче экзамена именно практика работы с картами атласа помогает им удачно сдать экзамен. Но возникает другая проблема, которую озвучивают мне дети: а в какие высшие учебные заведения Саратовской области нужна география? Географию сдают при поступлении в СГУ им. Чернышевского и в СГТУ им. Гагарина, только на одну специальность.

Использование современных образовательных технологий на уроках географии. ( из опыта работы )

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Статья

Использование современных образовательных технологий
на уроках географии

(из опыта работы)

Исакова Татьяна Ивановна,
учитель географии ГБОУ СОШ №217
Красносельского района Санкт-Петербурга

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре

  • Название технологии,
  • Целевые ориентации технологии.
  • Содержание УВП.
  • Процессуальная характеристика (методические особенности).
  • Учебно-методическое обеспечение.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

Используемые технологии

1.Технология критического мышления.

Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

  • ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река

  • Широкая, глубокая
  • Течёт, переносит, затопляет
  • Из далека долго, течёт река Волга
  • Поток

2..ИКТ –технологии.

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  1. - повышает мотивацию учащихся к учению;
  2. - активизирует познавательную деятельность;
  3. - развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  4. - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс

  • Итоговое задание по теме "Страны Азии"
    Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
    Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.
    Ответ оформите в формате 2-3 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)
    Слайды вставьте в совместную презентацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание для 6 класса "Круговорот воды"

Большой и малый круговорот воды в природе.

  • Задание.
    Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие вопросы:
    1) Что происходит над океаном?
    2) Что происходит над сушей?
    3) Чем отличается малый круговорот от большого?
    4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится?

3. Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

2. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папани

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

5. Приём «Отыщи на карте «

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

4. Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

  • Личная мотивация учителя;
  • Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;
  • Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;
  • Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;
  • Соблюдение регламента времени;
  • Материально – техническая база школы;
  • Умение самого учителя работать с компьютером;
  • Дополнительное время для учителя;
  • Группа педагогов-единомышленников.

Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения и

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять ее.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Пример разработанного урока ( Фрагмент ) :

Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель урока:

По окончанию работы над учебными элементами вы должны

  • определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
  • определять падение и рельеф реки;
  • определять влияние климата и рельефа на реки;
  • показывать на карте крупные реки и их бассейны;
  • работать с различными источниками географической информации;
  • осуществлять контроль и взаимоконтроль;
  • соотносить результаты своей работы с заданными целями.

Ознакомиться с целями урока.

Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа.

УЭ-1

Цель: определить уровень готовности к работе.

I.Вставить термины соответствующие определениям.

  1. _____ -это поток воды. Текущей в углублении. называемом руслом.
  2. _______ -это река со всеми притоками и притоками притоков.
  3. _______ - это углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. ________ -это территория с которой стекают в реку подземные и поверхностные воды.
  5. ________- это граница между бассейнами реки.
  6. ________ - это река впадающая в реку.
  7. ________- это место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  8. _______- это место, где река берёт своё начало.

II.Самоконтроль: проверьте правильность выполнения задания по ключу.

Поставь оценку в квадрате.

5. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?

4 Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему?

7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД.

Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Задачи, которые решают рассмотренные и используемые нами технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться такие УУД.

Список используемой литературы.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г

2.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

5.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

7.. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.

9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доклде рассматривается система практических работ в содержании школьной географии. Описаны виды работ с аппаратом учебника географии для реализации практической направленности обучения.

ВЫПОЛНИЛА: учитель географии МКОУ Петровской СОШ Гермоненко Г.Н.

Глава 1. Сущность практической направленности 2

1.1.Принцип практической направленности с позиции компетнентностного подхода 2

1.2.Анализ истории вопроса в методической науке 2

Глава 2. Формирование географических умений школьников – основа реализации практической направленности обучения 2

2.1.Компетентностно-ориентированная система практических работ в содержании школьной географии 2

2.2.Экскурсия — еще одна из форм организации обучения 2

2.3. Виды работ с аппаратом учебника географии для реализации практической направленности обучения 2

Глава3. Предложения и рекомендации для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии 2

Список используемой литературы: 2

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в последние десятилетия в экономических, политических и других сферах жизни современного общества. Эти тенденции проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры.

Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты, которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику реализации принципа практической направленности школьной географии (на ступени основного общего образования).

Объект исследования – процесс обучения географии в школе.

Предмет исследования: методические условия эффективной реализации практической направленности обучения географии в процессе выполнения компетентностно-ориентированной системы практических работ основной школы.

На основе теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента была выдвинута гипотеза исследования: практическая направленность обучения географии может быть эффективно реализована, если:

определено компетентностное содержание практических работ;

разработан комплекс методических условий продуктивного формирования умений школьников, предполагающих организацию обучения и учет психолого-педагогических особенностей в ходе проведения практических работ;

Были использованы следующие методы исследования:

теоретические - литературный, исторический и типологический подходы; логико-дидактический анализ.

эмпирические методы - наблюдение, тестирование; анализ педагогической документации; изучение продуктов деятельности педагогов и учащихся, статистическая обработка результатов эксперимента.

Ориентация географического образования на компетентностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины, поскольку ее содержание лежит в основе определения ключевых компетенций как образовательных результатов. Достижение педагогических целей позволяет акцентировать внимание в учебном процессе на операциональной стороне его содержания, т.е. усилении внимания на формировании умений школьников.

Глава 1. Сущность практической направленности 1.1.Принцип практической направленности с позиции компетентностного подхода

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей геосреды.

Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование компетентностного подхода в обучении географии, реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников самостоятельным работам придать особую весомость.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

В школьной практике существуют следующие проблемы:

учителя в ходе учебного процесса не всегда учитывают особенности
формирования географических умений, практические работы осуществляют бессистемно, не закрепляя практически значимые умения учащихся; не проводят работы на местности;

содержание практических заданий не в полной мере отражает конструктивное направление современных географических знаний;

учителя в процессе организации и проведения практических работ не учитывают индивидуальные особенности школьников, вследствие этого проявляется недостаточно высокая эффективность обучения, наблюдается низкая мотивационная установка учащихся к практической деятельности.

Выше изложенное указывает на необходимость приведения практической составляющей обучения географии и методики ее реализации в соответствие с компетентностным направлением модернизации школьного образования и современными тенденциями развития географических исследований, что составляет содержательную суть проблемы исследования.

Поэтому перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е., сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении географии. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм обучения школьников практическим работам придавать большую весомость. Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приемов частично – поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности. Например, организация полевых практик, маршрутных съемок, наблюдений, работа в учебном проекте.

Практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

Практическая направленность школьной географии

Принцип обучения географии

ориентироваться на местности;

международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные гео-информационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Применение географических знаний и умений:

для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

адаптации к условиям проживания на определённой территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Важно, чтобы реализация практической направленности осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений учащихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей учащихся организовывать свой познания до творчески самостоятельной деятельности. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость.

1.2.Анализ истории вопроса в методической науке

Принцип практической направленности — важнейшая дидактическая категория, отличающая школьную географию среди других учебных дисциплин. В опыте школы истоки реализации практической направленности обучения географии можно обнаружить в практике работы школ математико - навигационных наук и гимназиях России XVIII в. Более широкое развитие данный принцип получил в советское время в связи с реализацией идеи политехнического образования, где ставилась цель подготовки учащихся к практической деятельности и к выбору профессии. Особое внимание методисты (А.С. Барков, А.А. Половинкин, В.Г. Эрдели) уделяли практическим работам на местности, наблюдениям, работе на географической площадке, постановке опытов. В 1954 г. впервые в школьных программах по географии было определено содержание практических работ. С конца 70х гг. прошлого века практическая направленность школьной географии получила развитие как одно из направлений методики обучения предмету. Методисты-географы (А.Е.Бибик, Т.П. Герасимова, М.К. Ковалевская, В.А. Коринская, И.С. Матрусов, Л.М. Панчешникова, В.А.Щенев и др.) видели в этом направлении осуществление тесной связи теории с практикой, связи обучения с жизнью.

Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.

В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, целенаправленной и систематической работы по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует стандарт по географии;

внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.

Глава 2. Формирование географических умений школьников – основа реализации практической направленности обучения

В опыте работы школы практическая составляющая обучения географии реализуется далеко неполностью. Учителя постоянно испытывают трудности в организации, проведении и оценке результатов практической деятельности обучающихся. Основная причина затруднений — особое внимание к формированию знаний, а зачастую к простой передаче учебной информации. Многими учителями до сих пор не принято важное методическое положение — умения служат операциональной частью знаний, т. е. умения включают сами действия и знания об этих действиях (методологический компонент знания).

Обучение способам практической деятельности на уроках может осуществляться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. Практические задания на создание ориентировочной основы действий носят преимущественно обучающий характер и выполняются школьниками под руководством учителя. Оно объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные задания нацелены на отработку и совершенствование умений, т. е. на создание исполнительской основы действий. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые задания выполняют контролирующую функцию. Они осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия.

Именно поэтому данный вид заданий ориентирован на формирование творческой основы действий, например: самостоятельно составить комплексную характеристику одного из государств материка Африка, составить аннотацию какого-либо из источников географической информации, предложить туристический маршрут по территории Русской равнины. Кроме этого, при составлении тематических планов целесообразно выделять специальные уроки, уроки практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приемам и способам действий, их совершенствование и закрепление, а также на проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями и учебными действиями. Реализация принципа практической направленности в обучении географии требует показать конструктивный характер современных географических знаний, их роль и возможности в рациональном природопользовании, территориальной организации населения и хозяйства, в их изучении по картографическим, космическим и геоинформационным произведениям, при картографировании. Это те аспекты опыта деятельности, которые необходимо освоить современному школьнику, чтобы быть географически компетентным.

2.1.Компетентностно-ориентированная система практических работ в содержании школьной географии

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование умений:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);

составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;

определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

выяснять различные зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию обще учебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические знания на практике).

В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие – статистический, аэрокосмические, моделирование, прогнозирование, геоинформационные, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований).

Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:

для ориентирования на местности и проведения съёмок;

определения поясного времени;

проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Учет конструктивного характера географических знаний, современные источники их получения позволили обновить практические работы новыми источниками географической информации (планы городов, туристические справочники и схемы, космические снимки, компьютерные банки данных, научно-популярная литература, периодические издания своей местности). Например, в содержание практической части программ включены работы по чтению планов местности (своего населенного пункта, исторического, для автомобилистов, экскурсионно-туристического) (6 класс), чтению космических и аэрофотоснимков материков и других территорий(6, 7 классы), составлению характеристики одного из морей России, определению по статистическим материалам и сравнению показателей прироста населения в разных частях страны (8 класс), оценке экологической ситуации своей местности с помощью публикаций в СМИ(9 класс) и др.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации. По уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.


Обязательным введением нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 года, то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут первоклассники, которые начали обучение по ФГОС НОО с 1 сентября 2011года.

ФГОС и федеральный Базисный учебный план – это рамочные нормативные документы, которые определяют какие предметы и в каком объеме изучать.

На изучение географии отводится 272 часа из расчета по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в неделю в 7-8 классах.

Наряду с личностными и метапредметными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС содержит и предметные требования, касающиеся умений и видов деятельности, формируемых в процессе изучения географии.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

В современной методической науке сложилась следующая классификация практических работ школьного курса географии: обучающие, тренировочные и итоговые.

Читайте также: