Лекции высшей школы экономики по праву

Обновлено: 05.07.2024

Ханчук Н.Н. - БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования по указанным выше специальностям.

Формирование у студентов глубокого знания современной системы Российской Федерации.

Ханчук Н.Н. - История денежных отношений

Компьютерное учебно-практическое пособие по курсу “История денежных

отношений” подготовлено в Открытом университете ДВГУ в целях учебно-

методического обеспечения студентов и реализации дистанционной технологии обучения

в соответствии с учебным планом подготовки экономистов по специальности “060400

Финансы и кредит” и “060500 Бухгалтерский учет и аудит” (высшее профессиональное

Ханчук Н.Н. - Мировая экономика (ЭУМК)


Мы объясним вам основные правовые понятия и дадим базовые сведения о действующем законодательстве доступным языком. Вы сможете самостоятельно составлять официальные документы, правильно искать правовую информацию и анализировать юридические тексты.

О курсе

В рамках данного курса мы попытаемся объяснить основные правовые понятия и дать базовые сведения о действующем законодательстве, а также о системе права; основных правовых системах современности; нормах права и правоотношениях; правовом статусе личности, правах, обязанностях и ответственности; трудовых, семейных и гражданских правах и обязанностях граждан; правосудии; правонарушениях и юридической ответственности.

По мере освоения курса слушатели научатся работать с юридическими текстами; разграничивать юридические ситуации (например, проступки и преступления); лично совершать необходимые юридические действия (например, договоры и сделки); верно давать правовую оценку действиям граждан и должностных лиц.

Формат

Требования

Для успешного прохождения курса слушатель должен

знать: понятийно-терминологический аппарат в рамках курсов истории и обществознания 11 класса средней школы

уметь: распознавать признаки, характерные черты социального объекта или явления; сравнивать социальные объекты и явления между собой; оценивать различные суждения с точки зрения общественных наук; оперировать терминами и понятиями, соответствующими предлагаемому контексту;

иметь навык: анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в виде схем, таблиц, диаграмм; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; осуществлять выбор нужных элементов из списка

Программа курса

  1. Что такое право?
  2. Российское право на правовой карте мира
  3. Взаимная ответственность государства и гражданина
  4. Брак и семья
  5. Что может и чего не может право? Предмет правового регулирования. Источники права
  6. Его Величество Закон. Нормотворчество. Система права
  7. Трудовые правоотношения
  8. Как работает право? Механизм правового регулирования. Нормы права. Правоотношения
  9. Гражданское право. Собственность и имущественные отношения
  10. Если кое-кто у нас… Правонарушения и юридическая ответственность
  11. Как и за что могут наказать. Административная и уголовная ответственность

Результаты обучения

  • Знать основные права и обязанности, меры ответственности.
  • Иметь представление о системе действующего законодательства, понимать требования законов.
  • Уметь защищать свои права законными правовыми средствами.
  • Способен прочитать и прокомментировать содержание нормативного правового акта.
  • Понимать смысл юридически значимых документов и правовых действий.

Также слушатель онлайн-курса по его итогам будет уметь (согласно ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)):

Что делать долгими зимними вечерами на новогодних каникулах?

Конечно, гулять, отдыхать, пить какао с маршмеллоу и периодически смотреть бесплатные онлайн-курсы для поддержания своих юридических и экономических знаний.

Онлайн-курсы МГУ им. М.В. Ломоносова

Здесь можно найти курсы по всеобщей юридической истории, юридической поддержке стартапов, экономике и др.

Онлайн-образование в НИУ ВШЭ

На платформе онлайн-образования НИУ ВШЭ вы найдете курсы по теории государства и права, трудовому праву, российскому предпринимательскому праву, экономике, истории экономической мысли, микро и макроэкономике и др.

Онлайн-курсы МГИМО

Эта платформа онлайн-обучения также открыта для всех желающих. Здесь можно пройти курсы по финансам, налогам и налогообложению, микро- и макроэкономике, мировой экономике, истории экономики и экономических учений, по конституционному праву зарубежных стран, правовым формам ведения бизнеса в России и др.

Онлайн-курсы для юристов и экономистов от КонсультантПлюс

На нашем сайте можно пройти онлайн-обучение работе с КонсультантПлюс и набраться опыта в решении юридических и экономических задач. Здесь вы найдете всё, чтобы по-настоящему стать профи в работе с системой КонсультантПлюс: конспекты, короткие видеоролики, наглядные примеры с иллюстрациями, примеры и тесты для самопроверки. Есть возможность пройти итоговый тест и получить сертификат.

Архив содержит 11 лекций, которые помогут ученику получить основы по такому общеобразовательному предмету, как ПРАВО. В конце каждой темы предусмотрен самоконтроль в виде теста. Ответы на каждый тест также находятся в архиве в отдельной папке.

Автор публикации

Редактор Портала

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Условия использования

Внимание! Размещенные материалы запрещается использовать в коммерческих целях. Данные материалы представлены исключительно для ознакомления с ними. Незаконное копирование учебных и методических пособий, использование их в коммерческих целях, влечет за собой наказание в соответствии с действующим законодательством!

Собеседование с ректором и домашнее задание

Зачем я занимаюсь правовым просвещением?

Я считаю, что высокая правовая культура, понимание средств защиты своих прав улучшит жизнь всего общества, всех граждан нашей страны.

Верхнеуровневое проектирование

Начав решать своё домашнее задание, я решил вначале ответить на следующие вопросы:

Все правовые дисциплины на образовательных программах бакалавриата НИУ ВШЭ, не связанных с юриспруденцией

Все правовые дисциплины на образовательных программах бакалавриата НИУ ВШЭ, не связанных с юриспруденцией

С большой помощью Марии Пекпаевой (за что ей огромное спасибо: и тут, и в работе с видео) мы проанализировали все образовательные программы НИУ ВШЭ и выделили правовые дисциплины на них. Дисциплины с похожим контентом мы объединили в несколько групп. Так мы выявили, насколько специфично право преподают на различных направлениях.

Далее я решил действовать (в лучших традициях CustDev-а) от потребителя контента (в чем, как мне видится, самое главное отличие этого курса от всего, что я видел ранее). Я решил спросить у самих студентов, какие знания им кажутся по их жизненному опыту наиболее актуальными. Затем я повторил процесс с профессионалами-выпускниками (не юристами),

Выборка по студентам была репрезентативной — почти 1800 человек. Тут спасибо большое Анне Аполосовой и ее ребятам по линии РСМ, которые помогли с вовлечением студентов в опрос.

Наиболее популярными стали вопросы: общение с полицией, покупка недвижимости и наём жилья, защита прав потребителей, налоги, бытовые договоры (медицинские услуги, образование, консультации), трудовое право, финансовые договоры (кредиты, вклады).

Я также провел глубинные интервью с действующими специалистами в областях: рекламы и PR, менеджмента, дизайна, IT-сферы, журналистики и политологии. Их сферы интересов в целом сводились к интеллектуальной собственности, персональным данным, трудовому и договорному праву, налогам.

По итогам проведенного анализа вырисовались темы, которые мы должны раскрыть на курсе. Я предложил разделить их по сфере возникновения правовых проблем на вопросы личной и профессиональной правовой грамотности.

Мне посчастливилось поговорить о содержании курса с Соней Смысловой – классным специалистом по проектированию образовательных курсов. От нашей встречи у меня осталось два полностью исписанных листа А4, много схем и полезных картинок.

Я предложил реализовать курс таким образом: массовый онлайн-курс (MOOC) + лекционные аудитории (практический групповой разбор ситуаций) + семинарская практика (прямо в чистом виде практика с изучением протоколов допроса, трудовых договоров и т.п.).

Реальность (и в том числе КОВИД) внесла свои коррективы. В итоге мы упростили формат до двух элементов: онлайновые лекции в форме заранее записанных видео и практическая отработка кейсов с преподавателем (пока, в условиях пандемии, тоже онлайн, в формате вебинара). Практическая отработка периодически прерывается на работу в малых группах, которые затем возвращаются обратно к общему семинару.

Рабочее содержание занятий было таким:

Некоторые коллеги высказывали опасения, что курс должен быть более специализированным: для маркетологов, экономистов и программистов право должно быть разным. Я согласен с этим тезисом и в моей концепции курсы по специальным вопросам права предлагаю изучать факультативно на 4-ом курсе (тем, кому это актуально).

В итоге: концепция и верхнеуровневое содержание курса были утверждены на невероятно (поверьте моему опыту) конструктивной и приятной беседе с проректорами ВШЭ В.В. Радаевым и С.Ю. Рощиным. Вообще отдельный респект и благодарность руководству Вышки за несколько встреч — я и не предполагал, что ректорат может быть таким открытым и, благодаря этому, таким профессиональным и конструктивным.

Проектирование курса. Презентации

Дальше мы с Романом Янковским взялись за детальное проектирование курса. Вообще я невероятно благодарен Роману за то, что он выполнял (и продолжает выполнять) три важнейшие функции в нашем тандеме:

1. Взаимодействие с системой Вышки по ооооочень большому числу вопросов: от регистрации студентов на Открытом образовании и доступа к курсу до отчетности и нужных документов вроде формальных образовательных программ.

2. Систематизация нашей работы: с присущим Роману перфекционизмом очень сильно помогает нам фокусироваться на нужном, потому что работы на пике было прям очень много.

3. Чувство отличного вкуса на образовательный продукт. Роман очень педантично прорабатывает тесты, сопроводительные тексты, презентации и весь контент. Работать с Романом — кайф. Я серьезно.

Мы взялись более детально проектировать курс и думать, какие вопросы можно включить в выбранные темы.

Вместе мы нарисовали в Miro облако вопросов, которые надо изучить, и сгруппировали их по темам. Дальше Роман создал структуру курса, нарезанную на отдельные видео:

Тут к нам присоединились две замечательные девушки - академические ассистентки: Полина Рякова и Полина Байкова (далее, без преуменьшения вклада каждой, но с огромным уважением и благодарностью, по тексту - Полины). Даю вам слово: никакой дискриминации людей с именем не-Полина не было.

Мы купили доступ к базе пиктограмм, чтобы презентации не выглядели такими скучными. Вообще, не обращайте внимания на серый фон и странную серую рамку — на монтаже презентации преображались. Вот как они выглядели в итоге:

Вообще, Полины огромные умницы! Они очень помогли: и с материалом, и с презентациями, и с работой с платформой. Золотые!

Приступаем к съемкам

Организация всей съемки проходила на базе дирекции по онлайн-обучению Вышки в их студии. С нами работала отличный продюсер Екатерина Алексеева. Большое спасибо ей и за напоминания, и за терпение, и за инициативу. Мы снимали очень долго, я уже подумал, что это никогда не закончится. 14 съемочных дней - это жестко!

А еще мы придумали очень прикольный промо-ролик. С геймификацией, дополненной реальностью и чётким посылом. Но, как это обычно бывает, мы не успели снять его к началу курса. Поэтому, как и многое другое, отложили на следующий сезон. Сейчас у нас очень простой в исполнении, но честный промо-ролик, который соответствует MVP-модели курса: лучше реализовать задуманное на 80%, но в срок, чем на 100%, но к лету.

А после съемки всех этих лекций их ещё надо отсмотреть, дать комментарии, собрать интересные моменты(их мы тоже используем для улучшения курса на следующий поток). В общем, монтаж лекций - это отдельное удовольствие для автора.

А потом мы сели делать тесты для проверки слушателей по каждой лекции.

Тесты-тесты-тесты

К каждой теме нужно сделать тесты. Мы с Романом договорились, что:

Я решил сделать тесты так:

1. Выделяем полезные факты из темы и презентации

2. Делаем из каждого полезного факта вопрос

Далее превращаем факт в вопрос для теста:

При таком подходе слушатели, проходя тест, задумаются над важным и релевантным практическим вопросом. И даже не вспомнят ответ, а пойдут гуглить - запомнят полезную информацию. В таком случае решение тестов дает дополнительное представление об изучаемой области.

Свои тесты я направлял Роману, он над ними тоже что-то шаманил и переправлял нашим коллегам-психометрикам из вышки. Они проверяли тесты и давали свои рекомендации — надо сказать, очень дельные и по-доброму данные рекомендации. Вот посмотрите на текст одного из писем от психометриков:

Ну, разве можно после такого тёплого письма направлять психометрикам какие-то кривые тесты? Разумеется, это сильно мотивирует делать свой этап работ еще качественней. Наталия Камчаткина, спасибо вам большое! За человека внутри вас особенно.

Готовим преподавателей

За время, пока шли съёмки и монтаж, незаметно подступила дата запуска курса. Но нам надо было не только подготовить видеоролики, но и натренировать преподавателей — ведь курс проводится в blended-формате, с семинарами, а значит, у нас было под сотню семинаристов, за которыми закреплены по несколько групп самых разных образовательных программ (мода, бизнес-информатика или логистика, например). И каждый преподаватель в своей группе должен суметь отработать навык защиты прав.

Все наши преподаватели очень хорошие и вовлечённые, но и очень разные. Чтобы каждый из них был в общем контексте, необходимо его (ее) в этот контекст погрузить. Для этого мы провели методические семинары: по сути, обсудили и продумали, как вести практические занятия.

А вот мы возражаем относительно представленных доказательств. В зуме сторона истца представила доказательства: фотографию залитой квартир

На эту фотографию сторона ответчика заявила, что не может быть и речи о компенсации морального вреда — вы только посмотрите на это счастливое лицо ребенка!

В общем, на методических семинарах мы по порядку разбирали каждую тему, обсуждали с преподавателями их идеи о том, как лучше объяснить материал. Это вовлекало наших коллег, и у них были действительно классные идеи, которые я записал. Потом по каждому занятию я создал сценарий и тайминг со всеми материалами.

Эти материалы частично подготовили наши преподаватели, за что им огромное спасибо.

Идеология практических занятий

Мы хотим, чтобы студент увидел настоящий договор потребительского кредита, сам составил расписку, прочитал протоколы допроса и задержания, понял, что в них надо искать и что смотреть.

На практических занятиях мы очень много работаем в мини-группах, чтобы студенты отрабатывали работу в команде и коммуникацию. Мы также хотим, чтобы они учились , а не чтобы преподаватели их учили . На первом курсе (а наш курс рассчитан на первокурсников) не все умеют учиться — мы хотим это перебороть.

Занятия только начались, но мне уже очень нравится, как работают студенты в моих четырёх группах. У коллег тоже хорошие отзывы о студентах.

Читайте также: