Лекарство от любви овидий краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Если кому отлюбви хорошо - пускай на здоровье
Любит. Пускай на волнах мчится на всех парусах.
А вот когда человек еле жив от нестоящей девки,
Тут-то ему и должна наша наука помочью
Разве годится, когда, захлестнув себе шею,
Виснет влюбленный в тоске с под потолочных стропил.
Все, кого мучит обман, к моим поспешайте урокам:
Юноши, вам говорю - вас ли не мучит любовь?
Я научил вас любви, я же несу вам целенье,
Ибо в единой руке - раны и помощь от ран.
То, что юношам впрок, и женщинам будет на пользу:
Я справедливо дарю средство и тем, и другим.

Помните прежде всего: пока малое в сердце волненье,
Можно стопу удержать пере порогом любви.
В самом начале болезнь пресеки - напрасны лекарства.
Если успеет вызреть в упущенный срок.
Поторопись и решенья зря не откладывай на день:
То, что под силу теперь, завтра уж будет невмочь.
Хитростью ищет любовь благотворного ей промедленья;
Нет для спасенья дня, лучше, чем нынешний день!
Если однако для спешных вмешательств упущено время
И застарелая страсть пленное сердце теснит, -
Больше леченье доставит забот, но это не значит,
Что безнадежен больной для запоздалых врачей

Дальше я хотел, чтобы вы читали очень внимательно -М.Л.

Чтобы пожар затушить, заливай его в самом начале
Или когда он уже сам задохнется в дыму.
Нетерпеливой душе противно разумное слово,
Самым разумным речам не поддается она
Пусть изольется в слезах, пусть насытит болящую душу,
И уж тогда призови сдерживать горькую скорбь.
Хуже можно разжечь и злей возбудить нездоровье,
Если леченье начнешь в не предназначенный срок.

Стало быть вот мой совет: чтоб моею лечиться наукой,
Прежде всего позабудь празднолюбивую лень!
Праздность рождает любовь и родив, бережет и лелеет;
Праздность - почва и корм для вожделенного зла.
Если избудешь ты лень - посрамишь Купидоновы стрелы,
И угасающий факел уронит любовь.

Вот почему наши молодые люди еще в старших классах подвержены наркоманической любви. Время в праздности проводят. Учится им неинтересно. Но здесь скорее вина учителей. Не могут интересно преподавать. Вот ученики в любовь и ударяются. Но послушаем Овидия дальше. Очень мне нравятся его сравнения и метафоры. Тем, кто всерьез занят своей речевой подготовкой, они могут пригодится. Да и при хорошей речи легче добиться взаимности. Женщины ведь любят ухом. - М.Л.

Словно высокий тростник илу болотному рад,
Так и богиня любви безделью и праздности рада:
Делом займись - и тотчас делу уступит любовь.
Томная лень, неумеренный сон, пока не проснешься,
Кости для праздной игры, хмель размывающий лоб,
Вот что из нашей души умеет высасывать силу,
Чтоб беззащитную грудь ранил лукавый Амур.
Этот мальчишка не любит забот, а ловит лентяев -
Дай заботу уму, чтоб устоять перед ним!

Далее Овидий дает конкретные советы, чем можно заняться. Не хотите, можете это пропустить. В принципе ничего нового, но очень красиво. - М.Л.

Есть для тебя и суд, и закон, и друг подзащитный -
Выйди же в блещущий стан тогу носящих борцов.
Хочешь узнать, почему Эгисф обольстил Клетимнестру?
Проще простого ответ: он от безделья скучал!
Все остальные надолго ушли к Илионской твердыне,
За морем сила страны в медленной билась войне;
Не с кем было ему воевать - соперники скрылись,
Некого было судить - тяжбы умолкли в судах.
Что оставалось ему, чтоб не стынуть без дела? Влюбиться!
Так прилетает Амур, чтоб потом не уйти.

Есть еще сельская жизнь, и манят заботы хозяйства:
Нет важнее забот, чем земледельческий труд!

Правильно рассуждал Овидий. Из трех инстинктов человека - пищевого, оборонительного и сексуального - самым важным следует считать пищевой. А тот, кто трудится в этой области, и должен считаться самым уважаемым человеком, а его труд - самым важным. Далее он описывает многие виды земледельческого труда. Эти детали я опускаю - М.Л.

Если такие желанья скользнут тебе радостью в душу -
Вмиг на бессильных крылах исчезнет Амур.
Или возьмись за охоту: нередко случалось Венере
Путь уступать Фебовой быстрой сестре.
Ночью придет к усталому сон, а не мысль о красотке.
И благодатный покой к телу целебно прильнет.

Овидий рекомендует также рыбалку, ловлю птиц.

Можно и тем, и другим, и третьим обманывать душу,
И позабудет она прежний любовный урок.
А если и это не помогает?
Так отправляйся же в путь, какие бы крепкие узы
Ни околдовали тебя: дальней дорогой ступай!
Горькие слезы прольешь и дальнюю вспомнишь подругу,
Дважды и трижды прервешь шаг посредине пути;
Будь только тверд: чем противнее путь, тем упорнее воля -
Шаг непокорной ноги к быстрой ходьбе приохоть.
Не измышляй предлогов к тому, чтоб остаться поближе,
Меряй не пройденный, а остающийся путь.
Дней и часов не считай, и на Рим не гляди восвояси:
В бегстве спасенье твое, как у парфянских стрелков.
Скажут: мои предписанья суровы. Согласен - суровы -
Но чтоб здоровье вернуть, всякую вынесешь боль.
А чтоб душа ожила, ужель пострадать не захочешь,
Право же как не сравнить, тела дороже душа.

Далее Овидий предупреждает:

Впрочем в науке моей всего тяжелее при входе,
Трудно одно первое время стерпеть.
Тяжко бывает уйти от родимых пенатов:
Даже ушедший нет-нет, а воротится вспять.
Это не отчий пенат, это страсть к незабытой подруге
Ищет пристойный предлог для виноватой души!
Мало уйти - сумей, уйдя, не вернуться,
Чтоб обессиленный жар выпал холодной золой.
Если вернешься назад, не сумев укрепить свою душу, -
Новою станет войной грозный мятежник Амур.
Прежний голод истерзает тебя и прежняя жажда,
И обернется тебе даже отлучка во вред.

Овидий советует не обращаться к гадалкам:

Ибо не выгонят страсть из сердца никакие заклятья,
Ибо любовной тоски серным куреньем не взять.
Вот почему говорю: если хочешь спасенья -
Наша наука велит клятвы и зелья забыть

Я солидарен с Овидием, И вообще наука с поэзией, естественно гениальной всегда находили общий язык. Поэзия наука, а наука поэтична.

Если никак для тебя невозможно уехать из Рима -
Вот тебе новый совет, как себя в Риме держать.
Лучше всего свободы достичь, порвав свои путы
И бременящую боль сбросивши раз и навсегда.
Ежели кто на такое способен, дивлюсь ему первый:
Вот уж кому не нужны наставленья мои.
Тем наставленья нужны, кто влюблен и упорствует в этом,
И не умеет отстать, хоть и желает отстать.
Стало быть, вот мой совет: приводи чаще на память
Все, что девица сделала злого тебе.
Это тверди про себя - и озлобятся все твои чувства,
Это тверди - возрастет в сердце твоем неприязнь.
Тем скорее себя убедишь, чем речистее будешь -
И красноречью тебя выучит мука твоя.

Прислушайтесь дальше. Очень мудрые советы.

Женские можешь достоинства ты превратить в недостатка
И осудить, покривив самую малость душой.
Полную женщину толстой зови, а смуглую черной,
Если стройна, попрекни излишней худобой,
Если она не тупица, назвать ее можно нахалкой,
Если пряма и проста - можно тупицей назвать.
Пусть она песню споет, коли нет у нее голоса в горле,
Пусть она в пляску пойдет, коли не гнется рука;
Выговор слыша дурной, говори с ней почаще;
Коль не в ладу со струной - лиру ей в руку подай
Если походка плоха - пускай тешит ходьбою;
Если сосок во всю грудь - грудь посоветуй открыть;
Ежели зубы торчат - говори о смешном и веселом,
Если краснею глаза - скорбное ей расскажи.
Очень полезно бывает застать в утренний час
До наведенья красы.
Что нас пленяет? убор и наряды, позолота, каменья;
Женщина в их зрелище малая часть.
В пору спросить, а что ты собственно любишь?
Так нам отводит глаза видом богатства Амур.
Вот и приди, не сказавши: застигнешь ее безоружной,
Все некрасивое разом всплывет напоказ.

Что значит гениальная поэзия! Лучше инструкции не придумаешь. Читайте дальше очень тонкое предупреждение.
Впрочем, этот совет надлежит применять с осмотреньем:

Часто краса без прикрас бывает милей.
Если обещана ночь, и близится час объятий,
И молодая спешит к милому телу труду, -
То, чтобы всей полнотой не принять от подруги отраду,
Ты в ожиданье того с первой попавшейся ляг.
С первой попавшейся ляг, угаси свою первую похоть:
После закуски такой трапеза будет не всласть.
Лишь долгожданная радость мила: питье после жажды
Свежесть после жары, солнце за холодом вслед.

В наше время совет не годится из-за опасности заразиться венерическим заболеванием. Но можно заняться мастурбацией.

Стыдно сказать, но скажу: выбирай такие объятья,
Чтобы сильнее всего коверкали женский вид.
Это нетрудная вещь - редко женщины истину видят,
А в самомненье своем думают: все им к лицу.
Зоркий свой взгляд обрати на все, что претит в ее теле
А заприметив, уже не выпускай из ума.
Может быть кто пустяками назовет такие заботы,
Нет: что порознь пустяк, сообща не пустяк.
Нужно уметь и числом воевать: сложи все советы
Вместе - увидишь, их них груда большая растет.
Но разнородны умы, как и лица людские:
И ни для всех и не все годно в советах моих.

Обратите внимание на индивидуальный подход Овидия к лечению этой болезни Эти советы годятся только для тех чья любовь легковесна/ Далее он дает советы более действенные, хотя предупреждает, что исполнять их грешно.

Кроме того, хорошо иметь двух возлюбленных сразу;
Ежели можно, то и троих, это надежней всего.
Часто, когда дух разбегается по разным дорогам,
Силы теряя свои, гаснет любовь от любви.
Так убывает большая река, расходясь по каналам.
Так погасает костер, если раскинуть дрова.
Если не праздны мои наставленья, если на пользу
Вещие губы мои разверз Апполон,
То постарайся о том, чтобы как лед показаться холодным,
Даже когда у тебя Этна бушует в груди
Просто сумей притвориться, что пыл твой давно уже хладен,
А притворившись таким, скоро и станешь таков.
Как привыкают к любви, так можно к любви и отвыкнуть:
Ты притворись, что здоров, - и вправду будешь здоров.
Чтобы забыть о любви вспоминай любое несчастье -
Ведь без несчастья никто на Земле не живет.
Только не будь одинок: одиночество вредно влюбленным!
Не убегай от людей - сними спасенье твое.
Так как в укромных местах безумнее буйствуют страсти,
Прочь из укромных мест в людные толпы ступай.
Кто одинок, в том дух омрачен, у того перед глазами
Образ его госпожи видится словно живой;
Именно этим дневная пора безопаснее ночи -
Днем твой дружеский круг может развеять тоску.
Не запирай же дверей, не молчи в ответ на расспросы,
Не укрывай в темноту свой исстрадавшийся вид!

А к следующему совету я советую особенно внимательно прислушаться.

Не долечась до конца, вновь иной заболеет от встречи:
Трудно спокойно снести близость своей госпожи.
Общих забот избегай, чтоб не встретиться с бывшей подругой,
Дальше от гульбищ держись, где бывает она.
Не осиливши этот зарок, и суши достигнув,
Помни, много забот подстерегает тебя -
Мать госпожи, и сестра госпожи, и кормилица даже:
Всех, кто с ней и при ней, пуще всего сторонись!
Чтобы ни раб от нее, ни рабыня в слезах не являлись,
И от лица госпожи не лепетали привет.

А это уж совсем обязательно.

Где ока, с кем она, что с ней, об этом узнать не пытайся,
Молча терпи свой удел - в пользу молчанье тебе.

(Выделено мною - М.Л.)

Очень ценен совет Овидия не менять своего поведения при случайной встрече с объектом накоманической любви.

Мимо нее проходя, не поправь ненароком прическу,
Не выставляй напоказ тоги изгиб щегольской:
Женщина стала чужой, одной из бесчисленных многих,
Так не заботься о том, как бы понравиться ей.

Далее Овидий тонко вскрывает патогенез наркоманической болезни.

Часто наводят тоску места, где вы были, где вы спали:
Этих свидетельских мест тоже избегнуть умей.
Воспоминаньем любовь бередит незажившие раны,
А обессиливших гнетет самая малая боль.

Кстати, если вы случайно прошли мимо этого места и остались спокойны и даже в этот момент не вспомнили о любимой, это очень хороший показатель того, что наркоманическая любовь прошла.

Есть облегченье и в том, к чему не принудишь советом,
Но коли выйдет судьба - сам же окажешься рад.
Нет у бедности средств питать любовную похоть -
Только решишься ли ты ради того обеднеть?

Совет великолепен. Я порекомендовал одному из своих подопечных приобрести несколько книг, которые он мечтал иметь в своей собственности, но не мог позволить из-за своего материального положения приобрести их. Я даже настоял на этом. ОН их приобрел и потом долго переживал по поводу своих финансовых неурядиц, вынужден был взять дополнительную работу, и ему действительно стало легче.

Далее Овидий советует не ходить в театр, не читать любовных поэтов и не слушать игры на некоторых музыкальных инструментах.

Полезны и следующие советы:

Ты позаботься о том, чтобы соперника сердце не знало,
Думай, что с милой никто не разделяет постель.
Боги тебе да позволят пройти мимо милого дома,
Да подадут тебе сил, чтобы не ступить на порог!
Думай, что там за порогом сирены, что там лотофаги,
И чтоб быстрее проплыть, к веслам прибавь паруса.
Даже того, кто соперником был для тебя ненавистным,
Я умоляю тебя, больше врагом не считай:
Превозмоги неприязнь, приветь его, встреть поцелуем;
Если сумеешь, то знай: ты исцелен до конца.

Позаботился Овидий и о диете для болезненно влюбленных. Но здесь его рекомендации весьма неконкретны.

Мне остается сказать, что в пище полезно, что вредно,
Чтоб ни одну не забыть часть моего врачевства.
Ни апулийский чеснок, ни ливийский, ни даже мегарский
Не хороши для тебя: если пришлют, то не ешь.
Так же не ешь и капусту, будящую зуд похотливый,
И остальное, что нас к играм Венеры влечет.
Горькая рута нужней (от нее обостряется зренье).

Правильно описано и воздействие алкоголя на пациентов.

Хочешь узнать и о том, принимать ли дарения Вакха?
Дам я и этот совет в очень немногих словах.
Если умеренно пить, то вино побуждает к Венере,
А от избытка вина тупо мертвеет душа.
Ветер питает огонь и ветер его угашает:
Легкий порыв оживит, сильный задушит огонь.
Или не пей, или пей до конца, чтоб забыть все заботы:
Все что меж тем и другим, что посредине - вредит.

Овидий прав, что от вина тупо мертвеет душа. Но если часто прибегать к этому средств, то из психологической наркомании больной попадет в лапы алкоголизма, который имеет еще и биологический компонент. К сожалению, в нашей среде для купирования мук наркоманической любви многие прибегают к помощи спиртного и многие алкоголики начинали как страдающие наркоманической любовью.

Долгое время книга была библиографической редкостью, но вот она появилась в торговой сети Ашан за сущие копейки. Из дешевой бумаги и скромно изданная, она хороша уж тем, что дает возможность прочесть весь текст, а не отрывки в разных статьях.

Несчастный жених отправился на родину в Афины да задержался там, а когда вернулся во Фракию, смог только обнять мраморное дерево, выросшее на могиле покинутой невесты. От соприкосновения с желанным даже дерево расцвело.

Что советует Овидий безнадежно влюбленным? Очень даже разумные вещи. Судите сами.

ДА, поистине родоначальником быть трудно в любом направлении и отрасли.Священная Италия может себе позволить предложить выходы из непростых ситуаций, на основе своей богатейшей ИСТОРИИ. Как в связи с этой публикацией не вспомнить фильм "Укрощение строптивого" с Челентано и О. Мути. Там и рубит дрова герой, "топчет" виноград, не входит в открытые двери! Но суицид- дело особого рода: нам не известно количество людей, которые не довели самоубийство до конца. Здесь вступает в силу закон жизни: кому что судьбой намерено. Ну и здорово, потому что тогда не было бы Гениальных ПОЭМ, Песен и др. открытий, посвященных своим любимым! Овидию ХВАЛА!

Спасибо, Таня! Замечательное, развернутое, глубокое размышление на тему о любви и нелюбви.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

За 2050 лет советы Овидия не устарели, даже с точки зрения нейрохимии любовной зависимости и аддиктологии. Полагаю, они сохранят свою актуальность еще несколько тысяч лет.

Несчастную любовь Овидий рисует так: это либо отвергнутый влюбленный, спящий на пороге перед закрытой дверью, либо тот, кого жадная любимая пытается разорить и пустить по миру, либо тот, кто связался с неверной порочной женщиной и страдает от ее неверности и нелюбви. В этом случае Овидий предписывает начать от любви лечение, и щедро делится отворотными рецептами.

Отворотные рецепты созданы как антитезы приворотным. Овидий лучше, чем кто либо другой, разбирался в том, что разжигает страсть, и предлагал лечить несчастную любовь, атакуя все то, что ее питает, как мишени. Вот 16 мишеней, которые я вычленила из текста Назона, чтобы прокомментировать их с точки зрения аддиктологии.

Мишень 1. Время

С точки зрения аддиктологии любая аддикция встраивается в поле человека и его обмен веществ, но происходит это не сразу. Когда аддикция заняла в жизни господствующую роль, подчинив себе всю химическую систему вознаграждения, избавиться от нее очень сложно, даже если это не героин, а любовь. Сильная страсть тоже перестраивает организм с химической точки зрения.

Слабость этого совета в том, что пока аддикция не превратилась в аддикцию, она не сопровождается страданиями и увидеть в ней нечто вредоносное очень сложно. Можно ли отличить счастливую любовь от несчастной в самом начале? Практически нет. И человек, который будет априорно избавляться от всех влечений, будет проглочен апатией, пасть которой страшней любой страсти, даже несчастной.

Мишень 2. Безделье

Назон советует избегать безделья, чтобы не попасть под обстрел Амура, а если злая стрела поразила, срочно заняться работой, самой тяжелой, измучить себя физически и умственно, и тогда любовь отступит, поскольку она питается только праздной энергией и чувственной негой.

С точки зрения аддиктологии, истинно, так и есть. Но слабость у этой мишени тоже имеется: есть опасность перейти порог стресса и заработать нервный срыв. Дальше Назон и сам советует, подбирать рецепты под себя, индивидуально, ориентироваться на свои возможности.

Мишень 3. Близость

Мишень 4. Идеализация

Обесценивание того, что в состоянии любовной аддикции слишком идеализировано, переоценено, возвеличено, превращено в кумира, прекрасно работающий прием. Слабость этой мишени только в одном: обесценивание идеала отнимает много энергии, поскольку идеал уже является частью собственной конструкции, слит с эго.

Назон рекомендует подходить извне: например, постараться застать любимую врасплох, пока она еще не при параде, или рассматривать других уродливых женщин, соотнося с телом своей любимой. Хороший инструмент – чувство юмора, поскольку идеализация питается пафосом, не выдерживая никакой сатиры. Это верно, ведь насмешка – это взгляд сверху, априорное обесценивание. Если смотреть на кумира таким образом пока невозможно, можно попытаться смотреть с иронией хотя бы на себя и свою любовь. Последнее - действенный и почти безопасный метод.

Мишень 5. Суеверие

Мишень 6. Слабость

Когда аддикция уже захватила мозг человека и подчинила себе его, ни одно усилие не может быть сильнее аддикции, поскольку она – наиболее сильное из того, что есть в поле. Однако сумма усилий в порядке накопления и роста может создать противовес, сначала ослабить превосходство аддикции, а потом и победить ее совместными усилиями. Недостатков у такой мишени нет, только кажущаяся бесполезность усилий в самом начале.

Мишень 7. Искренность

Назон приводит в пример тех, кто имитировали любовь для каких-то целей, а потом действительно влюблялись, попав в свою ловушку. Мишень основана на том, что для мозга имеет значение не объективное, а субъективное, именно оно влияет на его настрой. Поэтому изменив свое состояние ради притворства, иногда можно действительно войти в это. Слабость этой мишени в том, что подавление и искажение внешних реакций иногда ведет к нарастанию напряжения и усилению этих реакций.

Мишень 8. Одиночество

Увеличив количество контактов, самых разнообразных, желательно увлекательных и позитивных, но для начала подойдут любые, аддикт снижает внимание в сторону аддиктина, а лишая страсть внимания, эмоций и ограничивая время воздействия, он ее постепенно ослабляет. Минус такой мишени лишь в том, что сначала может накапливаться усталость и стресс, а так же постоянно осуществляться сравнение в пользу любимой. Но постепенно эти минусы становятся меньше.

Мишень 9. Верность

Мишень 10. Ненависть

Мишень 11. Разговоры

С появлением социальных сетей выполнить этот совет Назона стало намного сложней, однако слабостей у этой мишени практически нет, она работает, хотя и труднодоступна. Те, кому хочется выговориться, могут это себе позволить однажды, максимум дважды, но нужно понимать – любые разговоры и обсуждения любви делают ее сильней, поскольку кормят ее вниманием и прокладывают новые тропинки для размышлений о ней, то есть проводят дополнительные каналы энергетической подпитки. От такой подпитки любовь становится больше.

Мишень 12. Самомнение

Эту мишень следует пояснить. Дело не в самомнении как таковом, а в том, что при любовной аддикции кумир получает право эксклюзивной оценки. Если признать, что ты нелюбим это будет означать ничтожность собственную, поскольку другой самооценки в состоянии любовной аддикции нет. Именно это создает непреодолимую ловушку. Приходится пройти через крушение самооценки, признав, что ты нелюбим. Но пока сохраняется вера в любовь, сохраняется и зависимость. Здесь важно понимать механизм происходящего и быть уверенным, что как только аддикция утратит силу, самооценка восстановится.

Мишень 13. Воспоминания

Мишень 14. Лирика

Мишень 15. Ревность

Мишень 16. Алкоголь

Изучая мишени аддикции и атакуя их, следует помнить о главном законе психоалхимии: "убегая от Харибды, легко попасть в пасть Сцилле", то есть избавляясь от аддикции, очень сложно, но очень важно избежать фрустрации, иначе можно оказаться в аду депрессии, что иногда намного страшней.

Все, кого мучит обман, к моим поспе­шай­те уро­кам:
Юно­ши, вам гово­рю — вас ли не мучит любовь?
Я научил вас люб­ви, и я же несу вам целе­нье,
Ибо в еди­ной руке — раны и помощь от ран.
Поч­ва одна у целеб­ной тра­вы и тра­вы ядо­ви­той —
Часто кра­пи­ва в зем­ле с розою рядом рас­тет.
Был пели­он­ским копьем пора­жен Гер­ку­ле­сов пото­мок —
И в пели­он­ском копье он исце­ле­нье нашел.
То, что юно­шам впрок, — и жен­щи­нам будет на поль­зу:
Я спра­вед­ли­во дарю сред­ство и тем и дру­гим.
Если же, девуш­ки, вам неспо­д­руч­но какое ору­жье, —
Что ж, посто­рон­ний при­мер — тоже хоро­ший урок.
Как хоро­шо уметь уга­шать жесто­кое пла­мя,
Как хоро­шо не бывать низ­ко­го чув­ства рабом!
Будь я учи­тель Фил­лиды — досе­ле жила бы Фил­лида,
Девя­ти­крат­ный свой путь вновь повто­ряя и вновь;
С баш­ни Дидо­на сво­ей не гляде­ла бы в муке послед­ней
Вслед дар­да­ний­ским ладьям, парус напра­вив­шим вдаль;
Меч на род­ных сыно­вей не вру­чи­ла бы мате­ри мука,
Чтобы супру­гу отмстить общей их кро­ви ценой;
Сколь­ко бы ни был Терей влюб­лен в кра­соту Фило­ме­лы,
Я бы ему поме­шал греш­ною пти­цею стать.
Ты при­веди Паси­фаю ко мне — и быка она бро­сит;
Фед­ру ко мне при­веди — Фед­ра забудет любовь;
Дай мне Пари­са — и в дом Мене­лай воро­тит­ся с Еле­ной,
И от данай­ских мечей не сокру­шит­ся Пер­гам;
Если бы эти сти­хи про­чи­та­ла измен­ни­ца Сцил­ла —
Пур­пур бы цвел до кон­ца, Нис, на тво­ей голо­ве.
Слу­шай­тесь, люди, меня, укро­ти­те опас­ные стра­сти,
И по пря­мо­му пути вашу пущу я ладью.
Был вашей кни­гой Назон, когда вы любить обу­ча­лись, —
Ныне опять и опять будь вашей кни­гой Назон.
Я при­хо­жу воз­ве­стить угне­тен­но­му серд­цу сво­бо­ду —
Воль­ноот­пу­щен­ник, встань, волю при­вет­ст­вуй свою!

Пусть же меня при нача­ле трудов осе­нят твои лав­ры,
Феб, пода­рив­ший людей пес­ней и зельем от мук!
Будь мне под­мо­гой пев­цу, и цели­те­лю будь мне под­мо­гой,
Ибо и это и то вве­ре­но вла­сти тво­ей.

Если, одна­ко, для спеш­ных вме­ша­тельств упу­ще­но вре­мя
И заста­ре­лая страсть плен­ное серд­це тес­нит, —
Боль­ше лече­нье доста­вит забот, но это не зна­чит,
Что без­на­де­жен боль­ной для запозда­лых вра­чей.
Дол­го и тяж­ко стра­дал герой, рож­ден­ный Пеан­том,
Преж­де чем точ­ный раз­рез отнял стра­даю­щий член;
Но, как про­мча­лись года и наста­ла пора исце­ле­нью,
Встал он и мет­кой рукой бра­ням конец поло­жил.
Я торо­пил­ся лечить болезнь, не вошед­шую в силу, —
Но для запу­щен­ных ран мед­лен­ный нужен уход.
Чтобы пожар поту­шить, зали­вай его в самом нача­ле
Или когда уже он сам задох­нет­ся в дыму.
Если же буй­ство рас­тет и рас­тет — не стой на доро­ге:
Там, где напор не иссяк, труден быва­ет под­ход.
Наис­кось мож­но лег­ко пере­плыть по тече­нию реку —
Толь­ко неум­ный пло­вец борет­ся про­тив струи.
Нетер­пе­ли­вой душе про­тив­но разум­ное сло­во,
Самым разум­ным речам не под­да­ет­ся она;
Луч­ше тогда подой­ти, когда мож­но при­тро­нуть­ся к ране
И откры­ва­ет­ся слух для убеди­тель­ных слов.
Кто запре­тит, чтобы мать рыда­ла над пра­хом сынов­ним?
Над погре­баль­ным кост­ром ей поуче­нья не в прок.
Пусть изо­льет­ся в сле­зах, пусть насы­тит боля­щую душу,
И уж тогда при­зо­ви сдер­жи­вать горь­кую скорбь.
Вре­мя — царь вра­че­ва­нья. Вино ли под­но­сишь боль­но­му —
Вовре­мя дав, исце­лишь, если же нет — повредишь.
Хуже мож­но раз­жечь и злей воз­будить нездо­ро­вье,
Если лече­нье нач­нешь в непред­на­зна­чен­ный час.
Ста­ло быть, вот мой совет: чтоб лечить­ся моею нау­кой,
Преж­де все­го поза­будь празд­но­лю­би­вую лень!
Празд­ность рож­да­ет любовь и, родив, бере­жет и леле­ет;
Празд­ность — поч­ва и корм для вожде­лен­но­го зла.
Если избудешь ты лень — посра­мишь Купидо­но­вы стре­лы,
И уга­саю­щий свой факел уро­нит любовь.
Слов­но пла­тан — вино­град­ной лозе, слов­но тополь — пото­ку,
Слов­но высо­кий трост­ник илу болот­но­му рад,
Так и боги­ня люб­ви без­де­лью и празд­но­сти рада:
Делом зай­мись — и тот­час делу усту­пит любовь.
Том­ная лень, неуме­рен­ный сон, пока не проснешь­ся,
Кости для празд­ной игры, хмель, разы­маю­щий лоб,
Вот что из нашей души уме­ет выса­сы­вать силу,
Чтоб без­за­щит­ную грудь ранил ковар­ный Амур.
Этот маль­чиш­ка не любит забот, а ловит лен­тя­ев —
Дай же заботу уму, чтоб усто­ять перед ним!

Есть для тебя и суд, и закон, и друг под­за­щит­ный —
Вый­ди же в бле­щу­щий стан тогу нося­щих бой­цов!
Если же хочешь — слу­жи меж юных кро­ва­во­му Мар­су,
И обо­льще­нья люб­ви в стра­хе раз­ве­ют­ся прочь.
Бег­лый пар­фян­ский стре­лок, что явит­ся Риму в три­ум­фе,
Вот уж в про­сто­рах сво­их Цеза­ря видит вой­ска, —
Так отра­зи же и стре­лы пар­фян, и стре­лы Аму­ра,
И дву­еди­ный тро­фей отчим богам посвя­ти!
Зна­ем: Вене­ра, при­няв от копья это­лий­ско­го рану,
Прочь уда­ли­лась от войн, Мар­су отдав их в удел.
Хочешь узнать, поче­му Эгисф обо­льстил Кли­тем­не­стру?
Про­ще про­сто­го ответ: он от без­де­лья ску­чал!
Все осталь­ные надол­го ушли к Или­он­ской твер­дыне,
За морем сила стра­ны в мед­лен­ной билась войне;
Не с кем было ему вое­вать — сопер­ни­ки скры­лись,
Неко­го было судить — тяж­бы умолк­ли в судах.
Что оста­ва­лось ему, чтоб не сты­нуть без дела? Влю­бить­ся!
Так при­ле­та­ет Амур, чтобы уже не уйти.

Есть еще сель­ская жизнь, и манят заботы хозяй­ства:
Нет важ­нее трудов, чем зем­ледель­че­ский труд!
Рас­по­рядись послуш­ных волов поста­вить под иго,
Чтобы кри­вым сош­ни­ком жест­кое поле взре­зать;
В борозды взры­тые сей гор­стя­ми Цере­ри­но семя,
Чтобы оно про­рос­ло, дав мно­го­крат­ный при­рост;
Сад осмот­ри, где под гру­зом пло­дов выги­ба­ют­ся вет­ви,
Ибо не в силах нести дере­во ношу свою;
Бег осмот­ри ручей­ков, пле­ня­ю­щих звон­ким жур­ча­ньем,
Луг осмот­ри, где овца соч­ную щип­лет тра­ву;
Козы твои взби­ра­ют­ся ввысь по уте­си­стым кру­чам,
Чтобы коз­ля­там сво­им пол­ное вымя при­несть;
Пас­тырь выво­дит нехит­рый напев на неров­ных тро­стин­ках,
И окру­жа­ет его стая усерд­ных собак;
Со сто­ро­ны леси­стых хол­мов домчит­ся мыча­нье —
Это теле­нок мычит, ищу­щий милую мать;
А от раз­ло­жен­ных дым­ных кост­ров взды­ма­ют­ся пче­лы
И остав­ля­ют ножу соты в пле­те­ном гнезде.
Осень при­но­сит пло­ды; пре­крас­но жат­ва­ми лето;
Бле­щет цве­та­ми вес­на; в радость зима при огне.
Вре­мя при­дет — и гроз­дья с лозы обе­рет вино­гра­дарь,
И под босою ногой сок поте­чет из топ­чил;
Вре­мя при­дет — и он ско­сит тра­ву, и повя­жет в охап­ки,
Граб­ля­ми пере­че­сав стри­же­ной темя зем­ли.
Можешь сво­ею рукой сажать над ручья­ми дере­вья,
Можешь сво­ею рукой воду в кана­лы вести,
А при­ви­валь­ной порой при­ис­ки­вать вет­ку для вет­ки,
Чтобы заем­ной лист­вой креп­кий оку­тал­ся ствол.
Если такие жела­нья скольз­нут тебе радо­стью в душу —
Вмиг на бес­силь­ных кры­лах тщет­ный исчезнет Амур.
Или возь­мись за охоту: неред­ко слу­ча­лось Вене­ре
Путь со сты­дом усту­пать Фебо­вой быст­рой сест­ре.
Хочешь — чут­ко­го пса поведи за несу­щим­ся зай­цем,
Хочешь — в ущель­ной лист­ве лов­чие сети рас­ставь,
Или же вся­че­ский страх наго­няй на пуг­ли­вых оле­ней,
Или сва­ли каба­на, креп­ким прон­зив ост­ри­ем.
Ночью при­дет к уста­ло­му сон, а не мысль о кра­сот­ке,
И бла­го­дат­ный покой к телу целеб­но при­льнет.
Есть и дру­гая забота, полег­че, но все же забота:
Прут наво­дить и силок на неза­дач­ли­вых птиц;
Или же мед­ный крю­чок скры­вать под съе­доб­ной при­ман­кой,
Не обе­щая добра жад­но­му рыбье­му рту.
Мож­но и тем, и дру­гим, и третьим обма­ны­вать душу,
И поза­будет она преж­ний любов­ный урок.
Так отправ­ляй­ся же в путь, какие бы креп­кие узы
Ни око­ва­ли тебя: даль­ней доро­гой сту­пай!
Горь­кие сле­зы про­льешь и дале­кую вспом­нишь подру­гу,
Два­жды и три­жды пре­рвешь шаг посредине пути;
Будь толь­ко тверд: чем про­тив­нее путь, тем упор­нее воля —
Шаг непо­кор­ной ноги к быст­рой ходь­бе при­охоть.
И не надей­ся на дождь, и не меш­кай еврей­ской суб­ботой
Или в запрет­ный для дел Аллии пагуб­ный день,
Не измыш­ляй пред­ло­гов к тому, чтоб остать­ся побли­же,
Меряй не прой­ден­ный путь, а остаю­щий­ся путь,
Дней и часов не счи­тай, и на Рим не гляди восво­я­си:
В бег­стве спа­се­нье твое, как у пар­фян­ских стрел­ков.

Стыд­но ска­зать, но ска­жу: выби­рай такие объ­я­тья,
Чтобы силь­нее все­го жен­ский ковер­ка­ли вид.
Это нетруд­ная вещь — ред­ко жен­щи­ны исти­ну видят,
А в само­мне­нье сво­ем дума­ют: все им к лицу.
Далее, став­ни рас­крой навстре­чу сво­бод­но­му све­ту,
Ибо срам­ное в телах вдвое срам­ней на све­ту.
А уж потом, когда, за чер­той сла­до­страст­ных иска­ний,
В изне­мо­же­нии тел, в пере­сы­ще­нии душ,
Кажет­ся, буд­то вовек уж не смо­жешь ты жен­щи­ны тро­нуть
И что к тебе само­му не при­кос­нет­ся никто, —
Зор­кий взгляд обра­ти на все, что пре­тит в ее теле,
И запри­ме­тив, уже не выпус­кай из ума.

Сам теперь видишь, совсем мои не суро­вы сове­ты;
Даже наобо­рот, все я ста­ра­юсь смяг­чить.
Сколь­ко есть нра­вов люд­ских, столь­ко есть и путей их целе­нья:
Там, где тыся­ча зол, тыся­ча есть и лекарств.
Если тела недо­ступ­ны секу­ще­му лез­вию ста­ли,
Часто уме­ет помочь сок из лекар­ст­вен­ных трав.
Если душою ты слаб, и не можешь порвать свои узы,
И попи­ра­ет тебя гроз­ной сто­пою Амур, —
Тщет­но ты с ним не борись, а доверь пару­са твои вет­ру
И по тече­нью плы­ви, лег­ким веслом шеве­ля.
Кто поги­ба­ет от жаж­ды, пус­кай себе пьет без запре­та,
Вво­лю воды зачерп­нув с самой сре­ди­ны реки.
Мало того: пусть боль­ше он пьет, чем тре­бу­ет серд­це,
Чтобы обрат­но пошла вла­га из пол­но­го рта!
Поль­зуй­ся дев­кой сво­ей до отва­лу, никто не меша­ет,
Трать свои ночи и дни, не отхо­дя от нее!
Даже когда захо­чет­ся прочь, оста­вай­ся на месте, —
И в пре­сы­ще­нье най­дешь путь к избав­ле­нью от зол.
Так пре­из­бы­ток люб­ви, нако­пясь, совла­да­ет с любо­вью,
И опо­стылев­ший дом бро­сишь ты с лег­кой душой.

Я не хочу похи­щать, как Улисс, разя­щие стре­лы,
Я не посмею гасить факел в холод­ной воде,
Из-за меня не ослабнет стру­на свя­щен­но­го лука,
Не уко­ро­тит­ся взмах кры­льев, оде­тых в баг­рец.
Что моя пес­ня? Разум­ный совет. Вни­май­те сове­ту!
Будь ко мне мило­стив, Феб, как и досе­ле бывал!
Феб предо мной, зве­нит его лук, зве­нит его лира,
В зна­ме­нье видит­ся бог: истин­но, Феб предо мной.
Я гово­рю, ами­клей­скую шерсть из кра­силь­но­го чана
С пур­пу­ром тир­ским срав­ни — сам усты­дишь­ся, срав­нив.
Так и свою с осталь­ны­ми поставь кра­са­ви­цу рядом —
И усты­дишь­ся, что мог выбрать такую из всех.
Двое богинь во всей кра­со­те пред­ста­ли Пари­су,
Но при Вене­ре втро­ем выцве­ла их кра­сота.
Срав­ни­вай вид и срав­ни­вай нрав и все их уме­нье,
Лишь бы здра­во судить не поме­ша­ла любовь.

Есть облег­че­нье и в том, к чему не понудишь сове­том,
Но коли вый­дет судь­ба — сам же ока­жешь­ся рад.
Если бы Фед­ра жила в нище­те, не при­шлось бы Неп­ту­ну
Слать про­тив вну­ка быка, роб­ких пугая коней:
Кнос­сян­ка, рос­кошь забыв, забы­ла бы греш­ные стра­сти —
Лишь на при­во­лье богатств любит гнездить­ся любовь.
Кто захо­тел бы Гека­лу и кто бы польстил­ся на Ира?
Бед­ная с нищим, они впрямь нико­му не нуж­ны.
Нет у бед­но­сти средств питать любов­ную похоть —
Толь­ко решишь­ся ли ты ради того обед­неть?
Ну, так решись не тешить себя хотя бы теат­ром,
Если из серд­ца избыть дочи­ста хочешь любовь!
Иста­и­ва́ет душа от кифа­ры, от флей­ты, от лиры,
От голо­сов и от рук, пле­щу­щих в мер­ном ладу;
Там пред­став­ля­ет пля­сун любов­ни­ков древ­них ска­за­ний
И мано­ве­ньем сво­им радость вну­ша­ет, и страх.
Даже — боль­но ска­зать! — не тро­гай любов­ных поэтов!
(Видишь, я у тебя сам отни­маю мой дар.)
Ведь Кал­ли­мах Аму­ру не враг — так забудь Кал­ли­ма­ха,
А заод­но поза­быт будет и кос­ский поэт.
Пес­ни Сафо помог­ли мне когда-то с любов­ни­цей спеть­ся,
Лег­кий вло­жи­ла мне нрав пес­ня тео­с­ской стру­ны.
Мож­но ли с мир­ной душой читать сочи­не­нья Тибул­ла
Или твои, для кого Кин­фия музой была?
Мож­но ли Гал­ла про­честь, и встать, и уйти хлад­но­кров­но?
Вот тако­вы и мои кое-какие сти­хи.
Еже­ли вер­но гла­сит Апол­лон, напра­ви­тель поэтов,
Рев­ность к сопер­ни­ку в нас — худ­шей нача­ло беды.
Ты поза­боть­ся о том, чтоб сопер­ни­ка серд­це не зна­ло,
Думай, что с милой никто не разде­ля­ет постель.
Из-за того и Орест силь­ней полю­бил Гер­ми­о­ну,
Что ока­за­лась она ново­го мужа женой.
А Мене­лай? Поки­нув жену для даль­не­го Кри­та,
Ты не ску­чал без нее, не торо­пил­ся назад.
Толь­ко тогда ока­за­лось, что жить без нее ты не можешь,
Как ее выкрал Парис: вот кто зажег твою страсть!
Пла­кал Ахилл пото­му, лишив­шись сво­ей Бри­се­иды,
Что в Пли­сфе­ний­ский шатер лас­ки она понес­ла.
И не напрас­но он пла­кал; не мог упу­стить Ага­мем­нон
То, что мог упу­стить раз­ве что жал­кий лен­тяй.
Я бы не стал упус­кать, а я не умнее Атрида!
Сеян­ный рев­но­стью плод сла­ще любо­го пло­да.
Пусть и поклял­ся Атрид, что он ее паль­цем не тро­нул, —
Клял­ся жез­лом он, но жезл — это не имя богов.
Боги тебе да поз­во­лят прой­ти мимо мило­го дома,
Да пода­дут тебе сил, чтоб не сту­пить на порог!
Смо­жешь, лишь захо­ти! Достанет и силы и воли,
Шагу при­ба­вит нога, шпо­ра ужа­лит коня.
Думай, что там за поро­гом сире­ны, что там лото­фа­ги,
И чтоб быст­рее про­плыть, к вес­лам при­бавь пару­са.
Даже того, кто сопер­ни­ком был для тебя нена­вист­ным,
Я умо­ляю тебя, боль­ше вра­гом не счи­тай:
Пре­воз­мо­ги непри­язнь, при­веть его, встреть поце­лу­ем;
Если суме­ешь, то знай: ты исце­лен до кон­ца.
Мне оста­ет­ся ска­зать, что в пище полез­но, что вред­но,
Чтоб ни одну не забыть часть мое­го вра­чев­ства.
Ни апу­лий­ский чес­нок, ни ливий­ский, ни даже мегар­ский
Не хоро­ши для тебя: если при­шлют, то не ешь.
Так­же не ешь и капу­сту, будя­щую зуд похот­ли­вый,
И осталь­ное, что нас к играм Вене­ры вле­чет.
Горь­кая рута нуж­ней (от нее обост­ря­ет­ся зре­нье)
И осталь­ное, что нас прочь от Вене­ры ведет.
Хочешь узнать и о том, при­ни­мать ли даре­ния Вак­ха?
Дам я и этот совет в очень немно­гих сло­вах.
Если уме­рен­но пить, то вино побуж­да­ет к Вене­ре,
А от избыт­ка вина тупо мерт­ве­ет душа.
Ветер пита­ет огонь и ветер его уга­ша­ет:
Лег­кий порыв ожи­вит, силь­ный — заду­шит огонь.
Или не пей, или пей до кон­ца, чтоб забыть все заботы:
Все, что меж тем и дру­гим, что посредине, — вредит.

Труд завер­шен, — увен­чай­те цве­та­ми уста­лые мач­ты!
К при­ста­ни встал мой корабль, к той, куда пра­вил я путь.
Ско­ро свя­той ваш поэт, несу­щий целе­ние в песне,
Жен­ских даров и муж­ских при­мет обет­ную дань.

Читайте также: