Лекарство от любви овидий краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Если кому отлюбви хорошо - пускай на здоровье
Любит. Пускай на волнах мчится на всех парусах.
А вот когда человек еле жив от нестоящей девки,
Тут-то ему и должна наша наука помочью
Разве годится, когда, захлестнув себе шею,
Виснет влюбленный в тоске с под потолочных стропил.
Все, кого мучит обман, к моим поспешайте урокам:
Юноши, вам говорю - вас ли не мучит любовь?
Я научил вас любви, я же несу вам целенье,
Ибо в единой руке - раны и помощь от ран.
То, что юношам впрок, и женщинам будет на пользу:
Я справедливо дарю средство и тем, и другим.
Помните прежде всего: пока малое в сердце волненье,
Можно стопу удержать пере порогом любви.
В самом начале болезнь пресеки - напрасны лекарства.
Если успеет вызреть в упущенный срок.
Поторопись и решенья зря не откладывай на день:
То, что под силу теперь, завтра уж будет невмочь.
Хитростью ищет любовь благотворного ей промедленья;
Нет для спасенья дня, лучше, чем нынешний день!
Если однако для спешных вмешательств упущено время
И застарелая страсть пленное сердце теснит, -
Больше леченье доставит забот, но это не значит,
Что безнадежен больной для запоздалых врачей
Дальше я хотел, чтобы вы читали очень внимательно -М.Л.
Чтобы пожар затушить, заливай его в самом начале
Или когда он уже сам задохнется в дыму.
Нетерпеливой душе противно разумное слово,
Самым разумным речам не поддается она
Пусть изольется в слезах, пусть насытит болящую душу,
И уж тогда призови сдерживать горькую скорбь.
Хуже можно разжечь и злей возбудить нездоровье,
Если леченье начнешь в не предназначенный срок.
Стало быть вот мой совет: чтоб моею лечиться наукой,
Прежде всего позабудь празднолюбивую лень!
Праздность рождает любовь и родив, бережет и лелеет;
Праздность - почва и корм для вожделенного зла.
Если избудешь ты лень - посрамишь Купидоновы стрелы,
И угасающий факел уронит любовь.
Вот почему наши молодые люди еще в старших классах подвержены наркоманической любви. Время в праздности проводят. Учится им неинтересно. Но здесь скорее вина учителей. Не могут интересно преподавать. Вот ученики в любовь и ударяются. Но послушаем Овидия дальше. Очень мне нравятся его сравнения и метафоры. Тем, кто всерьез занят своей речевой подготовкой, они могут пригодится. Да и при хорошей речи легче добиться взаимности. Женщины ведь любят ухом. - М.Л.
Словно высокий тростник илу болотному рад,
Так и богиня любви безделью и праздности рада:
Делом займись - и тотчас делу уступит любовь.
Томная лень, неумеренный сон, пока не проснешься,
Кости для праздной игры, хмель размывающий лоб,
Вот что из нашей души умеет высасывать силу,
Чтоб беззащитную грудь ранил лукавый Амур.
Этот мальчишка не любит забот, а ловит лентяев -
Дай заботу уму, чтоб устоять перед ним!
Далее Овидий дает конкретные советы, чем можно заняться. Не хотите, можете это пропустить. В принципе ничего нового, но очень красиво. - М.Л.
Есть для тебя и суд, и закон, и друг подзащитный -
Выйди же в блещущий стан тогу носящих борцов.
Хочешь узнать, почему Эгисф обольстил Клетимнестру?
Проще простого ответ: он от безделья скучал!
Все остальные надолго ушли к Илионской твердыне,
За морем сила страны в медленной билась войне;
Не с кем было ему воевать - соперники скрылись,
Некого было судить - тяжбы умолкли в судах.
Что оставалось ему, чтоб не стынуть без дела? Влюбиться!
Так прилетает Амур, чтоб потом не уйти.
Есть еще сельская жизнь, и манят заботы хозяйства:
Нет важнее забот, чем земледельческий труд!
Правильно рассуждал Овидий. Из трех инстинктов человека - пищевого, оборонительного и сексуального - самым важным следует считать пищевой. А тот, кто трудится в этой области, и должен считаться самым уважаемым человеком, а его труд - самым важным. Далее он описывает многие виды земледельческого труда. Эти детали я опускаю - М.Л.
Если такие желанья скользнут тебе радостью в душу -
Вмиг на бессильных крылах исчезнет Амур.
Или возьмись за охоту: нередко случалось Венере
Путь уступать Фебовой быстрой сестре.
Ночью придет к усталому сон, а не мысль о красотке.
И благодатный покой к телу целебно прильнет.
Овидий рекомендует также рыбалку, ловлю птиц.
Можно и тем, и другим, и третьим обманывать душу,
И позабудет она прежний любовный урок.
А если и это не помогает?
Так отправляйся же в путь, какие бы крепкие узы
Ни околдовали тебя: дальней дорогой ступай!
Горькие слезы прольешь и дальнюю вспомнишь подругу,
Дважды и трижды прервешь шаг посредине пути;
Будь только тверд: чем противнее путь, тем упорнее воля -
Шаг непокорной ноги к быстрой ходьбе приохоть.
Не измышляй предлогов к тому, чтоб остаться поближе,
Меряй не пройденный, а остающийся путь.
Дней и часов не считай, и на Рим не гляди восвояси:
В бегстве спасенье твое, как у парфянских стрелков.
Скажут: мои предписанья суровы. Согласен - суровы -
Но чтоб здоровье вернуть, всякую вынесешь боль.
А чтоб душа ожила, ужель пострадать не захочешь,
Право же как не сравнить, тела дороже душа.
Далее Овидий предупреждает:
Впрочем в науке моей всего тяжелее при входе,
Трудно одно первое время стерпеть.
Тяжко бывает уйти от родимых пенатов:
Даже ушедший нет-нет, а воротится вспять.
Это не отчий пенат, это страсть к незабытой подруге
Ищет пристойный предлог для виноватой души!
Мало уйти - сумей, уйдя, не вернуться,
Чтоб обессиленный жар выпал холодной золой.
Если вернешься назад, не сумев укрепить свою душу, -
Новою станет войной грозный мятежник Амур.
Прежний голод истерзает тебя и прежняя жажда,
И обернется тебе даже отлучка во вред.
Овидий советует не обращаться к гадалкам:
Ибо не выгонят страсть из сердца никакие заклятья,
Ибо любовной тоски серным куреньем не взять.
Вот почему говорю: если хочешь спасенья -
Наша наука велит клятвы и зелья забыть
Я солидарен с Овидием, И вообще наука с поэзией, естественно гениальной всегда находили общий язык. Поэзия наука, а наука поэтична.
Если никак для тебя невозможно уехать из Рима -
Вот тебе новый совет, как себя в Риме держать.
Лучше всего свободы достичь, порвав свои путы
И бременящую боль сбросивши раз и навсегда.
Ежели кто на такое способен, дивлюсь ему первый:
Вот уж кому не нужны наставленья мои.
Тем наставленья нужны, кто влюблен и упорствует в этом,
И не умеет отстать, хоть и желает отстать.
Стало быть, вот мой совет: приводи чаще на память
Все, что девица сделала злого тебе.
Это тверди про себя - и озлобятся все твои чувства,
Это тверди - возрастет в сердце твоем неприязнь.
Тем скорее себя убедишь, чем речистее будешь -
И красноречью тебя выучит мука твоя.
Прислушайтесь дальше. Очень мудрые советы.
Женские можешь достоинства ты превратить в недостатка
И осудить, покривив самую малость душой.
Полную женщину толстой зови, а смуглую черной,
Если стройна, попрекни излишней худобой,
Если она не тупица, назвать ее можно нахалкой,
Если пряма и проста - можно тупицей назвать.
Пусть она песню споет, коли нет у нее голоса в горле,
Пусть она в пляску пойдет, коли не гнется рука;
Выговор слыша дурной, говори с ней почаще;
Коль не в ладу со струной - лиру ей в руку подай
Если походка плоха - пускай тешит ходьбою;
Если сосок во всю грудь - грудь посоветуй открыть;
Ежели зубы торчат - говори о смешном и веселом,
Если краснею глаза - скорбное ей расскажи.
Очень полезно бывает застать в утренний час
До наведенья красы.
Что нас пленяет? убор и наряды, позолота, каменья;
Женщина в их зрелище малая часть.
В пору спросить, а что ты собственно любишь?
Так нам отводит глаза видом богатства Амур.
Вот и приди, не сказавши: застигнешь ее безоружной,
Все некрасивое разом всплывет напоказ.
Что значит гениальная поэзия! Лучше инструкции не придумаешь. Читайте дальше очень тонкое предупреждение.
Впрочем, этот совет надлежит применять с осмотреньем:
Часто краса без прикрас бывает милей.
Если обещана ночь, и близится час объятий,
И молодая спешит к милому телу труду, -
То, чтобы всей полнотой не принять от подруги отраду,
Ты в ожиданье того с первой попавшейся ляг.
С первой попавшейся ляг, угаси свою первую похоть:
После закуски такой трапеза будет не всласть.
Лишь долгожданная радость мила: питье после жажды
Свежесть после жары, солнце за холодом вслед.
В наше время совет не годится из-за опасности заразиться венерическим заболеванием. Но можно заняться мастурбацией.
Стыдно сказать, но скажу: выбирай такие объятья,
Чтобы сильнее всего коверкали женский вид.
Это нетрудная вещь - редко женщины истину видят,
А в самомненье своем думают: все им к лицу.
Зоркий свой взгляд обрати на все, что претит в ее теле
А заприметив, уже не выпускай из ума.
Может быть кто пустяками назовет такие заботы,
Нет: что порознь пустяк, сообща не пустяк.
Нужно уметь и числом воевать: сложи все советы
Вместе - увидишь, их них груда большая растет.
Но разнородны умы, как и лица людские:
И ни для всех и не все годно в советах моих.
Обратите внимание на индивидуальный подход Овидия к лечению этой болезни Эти советы годятся только для тех чья любовь легковесна/ Далее он дает советы более действенные, хотя предупреждает, что исполнять их грешно.
Кроме того, хорошо иметь двух возлюбленных сразу;
Ежели можно, то и троих, это надежней всего.
Часто, когда дух разбегается по разным дорогам,
Силы теряя свои, гаснет любовь от любви.
Так убывает большая река, расходясь по каналам.
Так погасает костер, если раскинуть дрова.
Если не праздны мои наставленья, если на пользу
Вещие губы мои разверз Апполон,
То постарайся о том, чтобы как лед показаться холодным,
Даже когда у тебя Этна бушует в груди
Просто сумей притвориться, что пыл твой давно уже хладен,
А притворившись таким, скоро и станешь таков.
Как привыкают к любви, так можно к любви и отвыкнуть:
Ты притворись, что здоров, - и вправду будешь здоров.
Чтобы забыть о любви вспоминай любое несчастье -
Ведь без несчастья никто на Земле не живет.
Только не будь одинок: одиночество вредно влюбленным!
Не убегай от людей - сними спасенье твое.
Так как в укромных местах безумнее буйствуют страсти,
Прочь из укромных мест в людные толпы ступай.
Кто одинок, в том дух омрачен, у того перед глазами
Образ его госпожи видится словно живой;
Именно этим дневная пора безопаснее ночи -
Днем твой дружеский круг может развеять тоску.
Не запирай же дверей, не молчи в ответ на расспросы,
Не укрывай в темноту свой исстрадавшийся вид!
А к следующему совету я советую особенно внимательно прислушаться.
Не долечась до конца, вновь иной заболеет от встречи:
Трудно спокойно снести близость своей госпожи.
Общих забот избегай, чтоб не встретиться с бывшей подругой,
Дальше от гульбищ держись, где бывает она.
Не осиливши этот зарок, и суши достигнув,
Помни, много забот подстерегает тебя -
Мать госпожи, и сестра госпожи, и кормилица даже:
Всех, кто с ней и при ней, пуще всего сторонись!
Чтобы ни раб от нее, ни рабыня в слезах не являлись,
И от лица госпожи не лепетали привет.
А это уж совсем обязательно.
Где ока, с кем она, что с ней, об этом узнать не пытайся,
Молча терпи свой удел - в пользу молчанье тебе.
(Выделено мною - М.Л.)
Очень ценен совет Овидия не менять своего поведения при случайной встрече с объектом накоманической любви.
Мимо нее проходя, не поправь ненароком прическу,
Не выставляй напоказ тоги изгиб щегольской:
Женщина стала чужой, одной из бесчисленных многих,
Так не заботься о том, как бы понравиться ей.
Далее Овидий тонко вскрывает патогенез наркоманической болезни.
Часто наводят тоску места, где вы были, где вы спали:
Этих свидетельских мест тоже избегнуть умей.
Воспоминаньем любовь бередит незажившие раны,
А обессиливших гнетет самая малая боль.
Кстати, если вы случайно прошли мимо этого места и остались спокойны и даже в этот момент не вспомнили о любимой, это очень хороший показатель того, что наркоманическая любовь прошла.
Есть облегченье и в том, к чему не принудишь советом,
Но коли выйдет судьба - сам же окажешься рад.
Нет у бедности средств питать любовную похоть -
Только решишься ли ты ради того обеднеть?
Совет великолепен. Я порекомендовал одному из своих подопечных приобрести несколько книг, которые он мечтал иметь в своей собственности, но не мог позволить из-за своего материального положения приобрести их. Я даже настоял на этом. ОН их приобрел и потом долго переживал по поводу своих финансовых неурядиц, вынужден был взять дополнительную работу, и ему действительно стало легче.
Далее Овидий советует не ходить в театр, не читать любовных поэтов и не слушать игры на некоторых музыкальных инструментах.
Полезны и следующие советы:
Ты позаботься о том, чтобы соперника сердце не знало,
Думай, что с милой никто не разделяет постель.
Боги тебе да позволят пройти мимо милого дома,
Да подадут тебе сил, чтобы не ступить на порог!
Думай, что там за порогом сирены, что там лотофаги,
И чтоб быстрее проплыть, к веслам прибавь паруса.
Даже того, кто соперником был для тебя ненавистным,
Я умоляю тебя, больше врагом не считай:
Превозмоги неприязнь, приветь его, встреть поцелуем;
Если сумеешь, то знай: ты исцелен до конца.
Позаботился Овидий и о диете для болезненно влюбленных. Но здесь его рекомендации весьма неконкретны.
Мне остается сказать, что в пище полезно, что вредно,
Чтоб ни одну не забыть часть моего врачевства.
Ни апулийский чеснок, ни ливийский, ни даже мегарский
Не хороши для тебя: если пришлют, то не ешь.
Так же не ешь и капусту, будящую зуд похотливый,
И остальное, что нас к играм Венеры влечет.
Горькая рута нужней (от нее обостряется зренье).
Правильно описано и воздействие алкоголя на пациентов.
Хочешь узнать и о том, принимать ли дарения Вакха?
Дам я и этот совет в очень немногих словах.
Если умеренно пить, то вино побуждает к Венере,
А от избытка вина тупо мертвеет душа.
Ветер питает огонь и ветер его угашает:
Легкий порыв оживит, сильный задушит огонь.
Или не пей, или пей до конца, чтоб забыть все заботы:
Все что меж тем и другим, что посредине - вредит.
Овидий прав, что от вина тупо мертвеет душа. Но если часто прибегать к этому средств, то из психологической наркомании больной попадет в лапы алкоголизма, который имеет еще и биологический компонент. К сожалению, в нашей среде для купирования мук наркоманической любви многие прибегают к помощи спиртного и многие алкоголики начинали как страдающие наркоманической любовью.
Долгое время книга была библиографической редкостью, но вот она появилась в торговой сети Ашан за сущие копейки. Из дешевой бумаги и скромно изданная, она хороша уж тем, что дает возможность прочесть весь текст, а не отрывки в разных статьях.
Несчастный жених отправился на родину в Афины да задержался там, а когда вернулся во Фракию, смог только обнять мраморное дерево, выросшее на могиле покинутой невесты. От соприкосновения с желанным даже дерево расцвело.
Что советует Овидий безнадежно влюбленным? Очень даже разумные вещи. Судите сами.
ДА, поистине родоначальником быть трудно в любом направлении и отрасли.Священная Италия может себе позволить предложить выходы из непростых ситуаций, на основе своей богатейшей ИСТОРИИ. Как в связи с этой публикацией не вспомнить фильм "Укрощение строптивого" с Челентано и О. Мути. Там и рубит дрова герой, "топчет" виноград, не входит в открытые двери! Но суицид- дело особого рода: нам не известно количество людей, которые не довели самоубийство до конца. Здесь вступает в силу закон жизни: кому что судьбой намерено. Ну и здорово, потому что тогда не было бы Гениальных ПОЭМ, Песен и др. открытий, посвященных своим любимым! Овидию ХВАЛА!
Спасибо, Таня! Замечательное, развернутое, глубокое размышление на тему о любви и нелюбви.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
За 2050 лет советы Овидия не устарели, даже с точки зрения нейрохимии любовной зависимости и аддиктологии. Полагаю, они сохранят свою актуальность еще несколько тысяч лет.
Несчастную любовь Овидий рисует так: это либо отвергнутый влюбленный, спящий на пороге перед закрытой дверью, либо тот, кого жадная любимая пытается разорить и пустить по миру, либо тот, кто связался с неверной порочной женщиной и страдает от ее неверности и нелюбви. В этом случае Овидий предписывает начать от любви лечение, и щедро делится отворотными рецептами.
Отворотные рецепты созданы как антитезы приворотным. Овидий лучше, чем кто либо другой, разбирался в том, что разжигает страсть, и предлагал лечить несчастную любовь, атакуя все то, что ее питает, как мишени. Вот 16 мишеней, которые я вычленила из текста Назона, чтобы прокомментировать их с точки зрения аддиктологии.
Мишень 1. Время
С точки зрения аддиктологии любая аддикция встраивается в поле человека и его обмен веществ, но происходит это не сразу. Когда аддикция заняла в жизни господствующую роль, подчинив себе всю химическую систему вознаграждения, избавиться от нее очень сложно, даже если это не героин, а любовь. Сильная страсть тоже перестраивает организм с химической точки зрения.
Слабость этого совета в том, что пока аддикция не превратилась в аддикцию, она не сопровождается страданиями и увидеть в ней нечто вредоносное очень сложно. Можно ли отличить счастливую любовь от несчастной в самом начале? Практически нет. И человек, который будет априорно избавляться от всех влечений, будет проглочен апатией, пасть которой страшней любой страсти, даже несчастной.
Мишень 2. Безделье
Назон советует избегать безделья, чтобы не попасть под обстрел Амура, а если злая стрела поразила, срочно заняться работой, самой тяжелой, измучить себя физически и умственно, и тогда любовь отступит, поскольку она питается только праздной энергией и чувственной негой.
С точки зрения аддиктологии, истинно, так и есть. Но слабость у этой мишени тоже имеется: есть опасность перейти порог стресса и заработать нервный срыв. Дальше Назон и сам советует, подбирать рецепты под себя, индивидуально, ориентироваться на свои возможности.
Мишень 3. Близость
Мишень 4. Идеализация
Обесценивание того, что в состоянии любовной аддикции слишком идеализировано, переоценено, возвеличено, превращено в кумира, прекрасно работающий прием. Слабость этой мишени только в одном: обесценивание идеала отнимает много энергии, поскольку идеал уже является частью собственной конструкции, слит с эго.
Назон рекомендует подходить извне: например, постараться застать любимую врасплох, пока она еще не при параде, или рассматривать других уродливых женщин, соотнося с телом своей любимой. Хороший инструмент – чувство юмора, поскольку идеализация питается пафосом, не выдерживая никакой сатиры. Это верно, ведь насмешка – это взгляд сверху, априорное обесценивание. Если смотреть на кумира таким образом пока невозможно, можно попытаться смотреть с иронией хотя бы на себя и свою любовь. Последнее - действенный и почти безопасный метод.
Мишень 5. Суеверие
Мишень 6. Слабость
Когда аддикция уже захватила мозг человека и подчинила себе его, ни одно усилие не может быть сильнее аддикции, поскольку она – наиболее сильное из того, что есть в поле. Однако сумма усилий в порядке накопления и роста может создать противовес, сначала ослабить превосходство аддикции, а потом и победить ее совместными усилиями. Недостатков у такой мишени нет, только кажущаяся бесполезность усилий в самом начале.
Мишень 7. Искренность
Назон приводит в пример тех, кто имитировали любовь для каких-то целей, а потом действительно влюблялись, попав в свою ловушку. Мишень основана на том, что для мозга имеет значение не объективное, а субъективное, именно оно влияет на его настрой. Поэтому изменив свое состояние ради притворства, иногда можно действительно войти в это. Слабость этой мишени в том, что подавление и искажение внешних реакций иногда ведет к нарастанию напряжения и усилению этих реакций.
Мишень 8. Одиночество
Увеличив количество контактов, самых разнообразных, желательно увлекательных и позитивных, но для начала подойдут любые, аддикт снижает внимание в сторону аддиктина, а лишая страсть внимания, эмоций и ограничивая время воздействия, он ее постепенно ослабляет. Минус такой мишени лишь в том, что сначала может накапливаться усталость и стресс, а так же постоянно осуществляться сравнение в пользу любимой. Но постепенно эти минусы становятся меньше.
Мишень 9. Верность
Мишень 10. Ненависть
Мишень 11. Разговоры
С появлением социальных сетей выполнить этот совет Назона стало намного сложней, однако слабостей у этой мишени практически нет, она работает, хотя и труднодоступна. Те, кому хочется выговориться, могут это себе позволить однажды, максимум дважды, но нужно понимать – любые разговоры и обсуждения любви делают ее сильней, поскольку кормят ее вниманием и прокладывают новые тропинки для размышлений о ней, то есть проводят дополнительные каналы энергетической подпитки. От такой подпитки любовь становится больше.
Мишень 12. Самомнение
Эту мишень следует пояснить. Дело не в самомнении как таковом, а в том, что при любовной аддикции кумир получает право эксклюзивной оценки. Если признать, что ты нелюбим это будет означать ничтожность собственную, поскольку другой самооценки в состоянии любовной аддикции нет. Именно это создает непреодолимую ловушку. Приходится пройти через крушение самооценки, признав, что ты нелюбим. Но пока сохраняется вера в любовь, сохраняется и зависимость. Здесь важно понимать механизм происходящего и быть уверенным, что как только аддикция утратит силу, самооценка восстановится.
Мишень 13. Воспоминания
Мишень 14. Лирика
Мишень 15. Ревность
Мишень 16. Алкоголь
Изучая мишени аддикции и атакуя их, следует помнить о главном законе психоалхимии: "убегая от Харибды, легко попасть в пасть Сцилле", то есть избавляясь от аддикции, очень сложно, но очень важно избежать фрустрации, иначе можно оказаться в аду депрессии, что иногда намного страшней.
Все, кого мучит обман, к моим поспешайте урокам:
Юноши, вам говорю — вас ли не мучит любовь?
Я научил вас любви, и я же несу вам целенье,
Ибо в единой руке — раны и помощь от ран.
Почва одна у целебной травы и травы ядовитой —
Часто крапива в земле с розою рядом растет.
Был пелионским копьем поражен Геркулесов потомок —
И в пелионском копье он исцеленье нашел.
То, что юношам впрок, — и женщинам будет на пользу:
Я справедливо дарю средство и тем и другим.
Если же, девушки, вам несподручно какое оружье, —
Что ж, посторонний пример — тоже хороший урок.
Как хорошо уметь угашать жестокое пламя,
Как хорошо не бывать низкого чувства рабом!
Будь я учитель Филлиды — доселе жила бы Филлида,
Девятикратный свой путь вновь повторяя и вновь;
С башни Дидона своей не глядела бы в муке последней
Вслед дарданийским ладьям, парус направившим вдаль;
Меч на родных сыновей не вручила бы матери мука,
Чтобы супругу отмстить общей их крови ценой;
Сколько бы ни был Терей влюблен в красоту Филомелы,
Я бы ему помешал грешною птицею стать.
Ты приведи Пасифаю ко мне — и быка она бросит;
Федру ко мне приведи — Федра забудет любовь;
Дай мне Париса — и в дом Менелай воротится с Еленой,
И от данайских мечей не сокрушится Пергам;
Если бы эти стихи прочитала изменница Сцилла —
Пурпур бы цвел до конца, Нис, на твоей голове.
Слушайтесь, люди, меня, укротите опасные страсти,
И по прямому пути вашу пущу я ладью.
Был вашей книгой Назон, когда вы любить обучались, —
Ныне опять и опять будь вашей книгой Назон.
Я прихожу возвестить угнетенному сердцу свободу —
Вольноотпущенник, встань, волю приветствуй свою!
Пусть же меня при начале трудов осенят твои лавры,
Феб, подаривший людей песней и зельем от мук!
Будь мне подмогой певцу, и целителю будь мне подмогой,
Ибо и это и то вверено власти твоей.
Если, однако, для спешных вмешательств упущено время
И застарелая страсть пленное сердце теснит, —
Больше леченье доставит забот, но это не значит,
Что безнадежен больной для запоздалых врачей.
Долго и тяжко страдал герой, рожденный Пеантом,
Прежде чем точный разрез отнял страдающий член;
Но, как промчались года и настала пора исцеленью,
Встал он и меткой рукой браням конец положил.
Я торопился лечить болезнь, не вошедшую в силу, —
Но для запущенных ран медленный нужен уход.
Чтобы пожар потушить, заливай его в самом начале
Или когда уже он сам задохнется в дыму.
Если же буйство растет и растет — не стой на дороге:
Там, где напор не иссяк, труден бывает подход.
Наискось можно легко переплыть по течению реку —
Только неумный пловец борется против струи.
Нетерпеливой душе противно разумное слово,
Самым разумным речам не поддается она;
Лучше тогда подойти, когда можно притронуться к ране
И открывается слух для убедительных слов.
Кто запретит, чтобы мать рыдала над прахом сыновним?
Над погребальным костром ей поученья не в прок.
Пусть изольется в слезах, пусть насытит болящую душу,
И уж тогда призови сдерживать горькую скорбь.
Время — царь врачеванья. Вино ли подносишь больному —
Вовремя дав, исцелишь, если же нет — повредишь.
Хуже можно разжечь и злей возбудить нездоровье,
Если леченье начнешь в непредназначенный час.
Стало быть, вот мой совет: чтоб лечиться моею наукой,
Прежде всего позабудь празднолюбивую лень!
Праздность рождает любовь и, родив, бережет и лелеет;
Праздность — почва и корм для вожделенного зла.
Если избудешь ты лень — посрамишь Купидоновы стрелы,
И угасающий свой факел уронит любовь.
Словно платан — виноградной лозе, словно тополь — потоку,
Словно высокий тростник илу болотному рад,
Так и богиня любви безделью и праздности рада:
Делом займись — и тотчас делу уступит любовь.
Томная лень, неумеренный сон, пока не проснешься,
Кости для праздной игры, хмель, разымающий лоб,
Вот что из нашей души умеет высасывать силу,
Чтоб беззащитную грудь ранил коварный Амур.
Этот мальчишка не любит забот, а ловит лентяев —
Дай же заботу уму, чтоб устоять перед ним!
Есть для тебя и суд, и закон, и друг подзащитный —
Выйди же в блещущий стан тогу носящих бойцов!
Если же хочешь — служи меж юных кровавому Марсу,
И обольщенья любви в страхе развеются прочь.
Беглый парфянский стрелок, что явится Риму в триумфе,
Вот уж в просторах своих Цезаря видит войска, —
Так отрази же и стрелы парфян, и стрелы Амура,
И двуединый трофей отчим богам посвяти!
Знаем: Венера, приняв от копья этолийского рану,
Прочь удалилась от войн, Марсу отдав их в удел.
Хочешь узнать, почему Эгисф обольстил Клитемнестру?
Проще простого ответ: он от безделья скучал!
Все остальные надолго ушли к Илионской твердыне,
За морем сила страны в медленной билась войне;
Не с кем было ему воевать — соперники скрылись,
Некого было судить — тяжбы умолкли в судах.
Что оставалось ему, чтоб не стынуть без дела? Влюбиться!
Так прилетает Амур, чтобы уже не уйти.
Есть еще сельская жизнь, и манят заботы хозяйства:
Нет важнее трудов, чем земледельческий труд!
Распорядись послушных волов поставить под иго,
Чтобы кривым сошником жесткое поле взрезать;
В борозды взрытые сей горстями Церерино семя,
Чтобы оно проросло, дав многократный прирост;
Сад осмотри, где под грузом плодов выгибаются ветви,
Ибо не в силах нести дерево ношу свою;
Бег осмотри ручейков, пленяющих звонким журчаньем,
Луг осмотри, где овца сочную щиплет траву;
Козы твои взбираются ввысь по утесистым кручам,
Чтобы козлятам своим полное вымя принесть;
Пастырь выводит нехитрый напев на неровных тростинках,
И окружает его стая усердных собак;
Со стороны лесистых холмов домчится мычанье —
Это теленок мычит, ищущий милую мать;
А от разложенных дымных костров вздымаются пчелы
И оставляют ножу соты в плетеном гнезде.
Осень приносит плоды; прекрасно жатвами лето;
Блещет цветами весна; в радость зима при огне.
Время придет — и гроздья с лозы оберет виноградарь,
И под босою ногой сок потечет из топчил;
Время придет — и он скосит траву, и повяжет в охапки,
Граблями перечесав стриженой темя земли.
Можешь своею рукой сажать над ручьями деревья,
Можешь своею рукой воду в каналы вести,
А прививальной порой приискивать ветку для ветки,
Чтобы заемной листвой крепкий окутался ствол.
Если такие желанья скользнут тебе радостью в душу —
Вмиг на бессильных крылах тщетный исчезнет Амур.
Или возьмись за охоту: нередко случалось Венере
Путь со стыдом уступать Фебовой быстрой сестре.
Хочешь — чуткого пса поведи за несущимся зайцем,
Хочешь — в ущельной листве ловчие сети расставь,
Или же всяческий страх нагоняй на пугливых оленей,
Или свали кабана, крепким пронзив острием.
Ночью придет к усталому сон, а не мысль о красотке,
И благодатный покой к телу целебно прильнет.
Есть и другая забота, полегче, но все же забота:
Прут наводить и силок на незадачливых птиц;
Или же медный крючок скрывать под съедобной приманкой,
Не обещая добра жадному рыбьему рту.
Можно и тем, и другим, и третьим обманывать душу,
И позабудет она прежний любовный урок.
Так отправляйся же в путь, какие бы крепкие узы
Ни оковали тебя: дальней дорогой ступай!
Горькие слезы прольешь и далекую вспомнишь подругу,
Дважды и трижды прервешь шаг посредине пути;
Будь только тверд: чем противнее путь, тем упорнее воля —
Шаг непокорной ноги к быстрой ходьбе приохоть.
И не надейся на дождь, и не мешкай еврейской субботой
Или в запретный для дел Аллии пагубный день,
Не измышляй предлогов к тому, чтоб остаться поближе,
Меряй не пройденный путь, а остающийся путь,
Дней и часов не считай, и на Рим не гляди восвояси:
В бегстве спасенье твое, как у парфянских стрелков.
Стыдно сказать, но скажу: выбирай такие объятья,
Чтобы сильнее всего женский коверкали вид.
Это нетрудная вещь — редко женщины истину видят,
А в самомненье своем думают: все им к лицу.
Далее, ставни раскрой навстречу свободному свету,
Ибо срамное в телах вдвое срамней на свету.
А уж потом, когда, за чертой сладострастных исканий,
В изнеможении тел, в пересыщении душ,
Кажется, будто вовек уж не сможешь ты женщины тронуть
И что к тебе самому не прикоснется никто, —
Зоркий взгляд обрати на все, что претит в ее теле,
И заприметив, уже не выпускай из ума.
Сам теперь видишь, совсем мои не суровы советы;
Даже наоборот, все я стараюсь смягчить.
Сколько есть нравов людских, столько есть и путей их целенья:
Там, где тысяча зол, тысяча есть и лекарств.
Если тела недоступны секущему лезвию стали,
Часто умеет помочь сок из лекарственных трав.
Если душою ты слаб, и не можешь порвать свои узы,
И попирает тебя грозной стопою Амур, —
Тщетно ты с ним не борись, а доверь паруса твои ветру
И по теченью плыви, легким веслом шевеля.
Кто погибает от жажды, пускай себе пьет без запрета,
Вволю воды зачерпнув с самой средины реки.
Мало того: пусть больше он пьет, чем требует сердце,
Чтобы обратно пошла влага из полного рта!
Пользуйся девкой своей до отвалу, никто не мешает,
Трать свои ночи и дни, не отходя от нее!
Даже когда захочется прочь, оставайся на месте, —
И в пресыщенье найдешь путь к избавленью от зол.
Так преизбыток любви, накопясь, совладает с любовью,
И опостылевший дом бросишь ты с легкой душой.
Я не хочу похищать, как Улисс, разящие стрелы,
Я не посмею гасить факел в холодной воде,
Из-за меня не ослабнет струна священного лука,
Не укоротится взмах крыльев, одетых в багрец.
Что моя песня? Разумный совет. Внимайте совету!
Будь ко мне милостив, Феб, как и доселе бывал!
Феб предо мной, звенит его лук, звенит его лира,
В знаменье видится бог: истинно, Феб предо мной.
Я говорю, амиклейскую шерсть из красильного чана
С пурпуром тирским сравни — сам устыдишься, сравнив.
Так и свою с остальными поставь красавицу рядом —
И устыдишься, что мог выбрать такую из всех.
Двое богинь во всей красоте предстали Парису,
Но при Венере втроем выцвела их красота.
Сравнивай вид и сравнивай нрав и все их уменье,
Лишь бы здраво судить не помешала любовь.
Есть облегченье и в том, к чему не понудишь советом,
Но коли выйдет судьба — сам же окажешься рад.
Если бы Федра жила в нищете, не пришлось бы Нептуну
Слать против внука быка, робких пугая коней:
Кноссянка, роскошь забыв, забыла бы грешные страсти —
Лишь на приволье богатств любит гнездиться любовь.
Кто захотел бы Гекалу и кто бы польстился на Ира?
Бедная с нищим, они впрямь никому не нужны.
Нет у бедности средств питать любовную похоть —
Только решишься ли ты ради того обеднеть?
Ну, так решись не тешить себя хотя бы театром,
Если из сердца избыть дочиста хочешь любовь!
Истаива́ет душа от кифары, от флейты, от лиры,
От голосов и от рук, плещущих в мерном ладу;
Там представляет плясун любовников древних сказаний
И мановеньем своим радость внушает, и страх.
Даже — больно сказать! — не трогай любовных поэтов!
(Видишь, я у тебя сам отнимаю мой дар.)
Ведь Каллимах Амуру не враг — так забудь Каллимаха,
А заодно позабыт будет и косский поэт.
Песни Сафо помогли мне когда-то с любовницей спеться,
Легкий вложила мне нрав песня теосской струны.
Можно ли с мирной душой читать сочиненья Тибулла
Или твои, для кого Кинфия музой была?
Можно ли Галла прочесть, и встать, и уйти хладнокровно?
Вот таковы и мои кое-какие стихи.
Ежели верно гласит Аполлон, направитель поэтов,
Ревность к сопернику в нас — худшей начало беды.
Ты позаботься о том, чтоб соперника сердце не знало,
Думай, что с милой никто не разделяет постель.
Из-за того и Орест сильней полюбил Гермиону,
Что оказалась она нового мужа женой.
А Менелай? Покинув жену для дальнего Крита,
Ты не скучал без нее, не торопился назад.
Только тогда оказалось, что жить без нее ты не можешь,
Как ее выкрал Парис: вот кто зажег твою страсть!
Плакал Ахилл потому, лишившись своей Брисеиды,
Что в Плисфенийский шатер ласки она понесла.
И не напрасно он плакал; не мог упустить Агамемнон
То, что мог упустить разве что жалкий лентяй.
Я бы не стал упускать, а я не умнее Атрида!
Сеянный ревностью плод слаще любого плода.
Пусть и поклялся Атрид, что он ее пальцем не тронул, —
Клялся жезлом он, но жезл — это не имя богов.
Боги тебе да позволят пройти мимо милого дома,
Да подадут тебе сил, чтоб не ступить на порог!
Сможешь, лишь захоти! Достанет и силы и воли,
Шагу прибавит нога, шпора ужалит коня.
Думай, что там за порогом сирены, что там лотофаги,
И чтоб быстрее проплыть, к веслам прибавь паруса.
Даже того, кто соперником был для тебя ненавистным,
Я умоляю тебя, больше врагом не считай:
Превозмоги неприязнь, приветь его, встреть поцелуем;
Если сумеешь, то знай: ты исцелен до конца.
Мне остается сказать, что в пище полезно, что вредно,
Чтоб ни одну не забыть часть моего врачевства.
Ни апулийский чеснок, ни ливийский, ни даже мегарский
Не хороши для тебя: если пришлют, то не ешь.
Также не ешь и капусту, будящую зуд похотливый,
И остальное, что нас к играм Венеры влечет.
Горькая рута нужней (от нее обостряется зренье)
И остальное, что нас прочь от Венеры ведет.
Хочешь узнать и о том, принимать ли дарения Вакха?
Дам я и этот совет в очень немногих словах.
Если умеренно пить, то вино побуждает к Венере,
А от избытка вина тупо мертвеет душа.
Ветер питает огонь и ветер его угашает:
Легкий порыв оживит, сильный — задушит огонь.
Или не пей, или пей до конца, чтоб забыть все заботы:
Все, что меж тем и другим, что посредине, — вредит.
Труд завершен, — увенчайте цветами усталые мачты!
К пристани встал мой корабль, к той, куда правил я путь.
Скоро святой ваш поэт, несущий целение в песне,
Женских даров и мужских примет обетную дань.
Читайте также: