Легенда о птице доненбай краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Основным персонажем произведения является пожилой стрелочник Едигей, работающий после войны на степном железнодорожном разъезде.

До Едигея доходит новость о смерти давнего друга его семьи Казангапа, рядом с которым они прожили более тридцати лет, вместе растили детей и помогали друг другу во всем.

Возвращаясь с работы домой и обдумывая предстоящие похороны друга, Едигей видит вспышку яркого огненного света с находящегося вблизи космодрома, с которого стремительно взлетает ракета.

Едигей решает похоронить приятеля на далеком кладбище, имеющим давнюю историю. По преданию, в этих местах в древности проживает племя жестоких людей, которые с помощью изощренной пытки превращает пленных людей в манкуртов, бездушных рабов, полностью потерявших память. Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевают кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещают его на открытое пространство в степи. Под палящим солнцем шири высыхает, сдавливает голову пленного как стальной обруч и человек обречен либо на смерть, либо на потерю рассудка. Выживший манкурт ничего не помнит ни о себе, ни о своем прошлом и признает, как верная собака, одного хозяина, выполняя для него тягостную, грязную работу, даже не мысля о побеге.

Согласно легенде на месте кладбища погибла мать одного из манкуртов, которая разыскивала пропавшего сына. Поскольку манкурт не помнил свое прошлое, хозяин вручил ему лук со стрелами, которыми сын пронзил свою родную мать, пытавшуюся вернуть любимого ребенка. Перед смертью с матери слетел белый платок, который превратился в летящую и кричащую птицу. С того момента кладбище стало именоваться Материнским упокоем.

Когда похоронная процессия подходит к кладбищу, люди обнаруживают выставленную охрану, которая сообщает им о принятии решения о ликвидации древнего кладбища. Едигей организовывает могилу для друга невдалеке от Материнского упокоя, а затем начинает обращаться в различные инстанции, а в первую очередь к начальству космодрома, с требованием о запрете уничтожения ритуального места, на котором покоятся их далекие предки.

Повествуя о событиях, происходящих в романе, писатель раскрывает понятие высоконравственных человеческих ценностей, выражающихся в порядочности, доброте, отзывчивости, объединяя в своем произведении реальностью и глубокий философский смысл.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Легенда о манкурте. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Светловолосый мальчик Никишка живёт со своей мамой в небольшой деревне рядом с морем. Он очень добрый и спокойный мальчуган. Любит оставаться один и мечтать о будущем. За это его не любят все деревенские дети.

Шерлок Холмс сравнительно молодой мужчина, но уже хорошо известный и уважаемый в определенных кругах. Живет он со своим другом Ватсоном в Лондоне на улице Бейкер – стрит. Холмс нигде как будто не работает, но проводит химические опыты

Перед нами предстает супружеская пара, которая находится в стадии конфликта. Джорджу, главе семейства 46 лет, и он преподает в колледже.

Трагичная история о материнской любви. Увидев своего сына среди манкрутов, она решает спасти его. Не помнив ничего из прошлой жизни, ее сын отвергает все попытки матери и застреливает ее из лука.

За минуту

Жестокое племя жуаньжуанов превращало своих пленных в безвольных рабов — манкрутов.

На головы несчастных в виде обруча надевали кусок свежей верблюжьей кожи. Когда она высыхала, то сдавливала голову настолько, что от боли они теряли рассудок.

Такие люди превращались в животных. Они не помнили ни своего имени, ни прошлого умели только выполнять команды. Главным их достоинством было то, что такие рабы не способны к мятежу.

Однажды среди манкрутов женщина увидела своего сына. Пропавшего много лет назад. Она решила спасти молодого мужчину.

Каждый день приходила к нему и рассказывала о прошлом, пыталась восстановить в памяти сына картинки из прошлой жизни. Но все было бесполезно. Ее попытки не венчались успехом.

Хозяин манкрута заподозрил неладное и сказал парню, что эта женщина – обманщица, хочет его убить и вручил лук и стрелы. Он застрелил собственную мать, так и не поняв этого.

Сюжет

Отзыв

Легенда о материнской любви, о том, что беспамятство – худшее зло. Только тот, кто всем сердцем любит родную землю и народ, семью может называться человеком. Манкурт – раб, забывший имя, мать, Родину. Как пес, он служит за кусок хлеба хозяину, и боится только одного: физической боли.
Легенда учит не быть манкуртом, беспамятным предателем. Учит защищать родной край и народ, быть мужественным и благодарным, напоминает о силе материнской любви, самопожертвовании.

Одноактный балет. Композитор Ю. Симакин, сценарист (по Ч. Айтматову) и балетмейстер Л. Лебедев.

Премьера состоялась 25 апреля 1983 года в ленинградском Малом театре оперы и балета.

Сюжет

В давние времена воинственные кочевники жуаньжуаны нападали на мирные селения, разоряли их, убивали тех, кто оказывал сопротивление, а самых молодых и сильных уводили с собой. Их превращали в покорных и бессильных рабов, которым доверяли пасти скот в степи.

Для обеспечения полной и абсолютной покорности на голову юноши одевался шири — обруч из сырой верблюжьей шерсти. После этого пленника связывали и оставляли в степи под палящими лучами солнца. Шири постепенно высыхал и с чудовищной силой стягивал голову. От невыносимой боли человек терял разум и память.

Когда хозяин освобождал его от ненавистного шири, пленник становился его покорным рабом. Таких, потерявших память, несчастных называли манкуртами. Никто из родных не решался искать манкуртов, чтобы попытаться спасти их. Лишь одна женщина не могла примириться с потерей сына. Дни и ночи шла она сквозь пустыню и отыскала сына. Но Манкурт не узнал свою Мать. Не отступилась мужественная женщина. Она решила попытаться силой материнской любви вернуть сыну память.

Внезапное появление Хозяина и его подручных — жуаньжуанов заставило ее на время отступить. Хозяин приказал Манкурту, как только женщина приблизится, убить ее. «И послушный раб выполнил приказ Хозяина и застрелил несчастную Мать. Умирая, женщина страстным призывом материнского сердца вернула сыну память. Но снова стать человеком юноша не мог — он превратился в птицу Доненбай, которая с тех пор свободно летает над родной степью.

Хореограф Леонид Лебедев — интереснейшая фигура на ленинградской сцене 1970-80-х годов. Он получил балетмейстерское образование в Ленинградской консерватории и был сразу приглашен в Малый театр. В его нестандартных балетах и номерах участвовали как мастера своего театра — Никита Долгушин, Гали Абайдулов, Владимир Аджамов, так и гости из Кировского балета — Ирина Колпакова, Наталья Большакова, Юрий Соловьев, Вадим Гуляев.

Этот эмоциональный отклик современного человека на мудрую старинную легенду был отмечен великолепными актерскими работами. Гали Абайдулов (Хозяин), Владимир Аджамов (Манкурт) и Ирина Кирсанова (Мать) — подлинные соавторы Леонида Лебедева в одном из лучших спектаклей ленинградского балетного театра 1980-х годов.

Читайте также: