Легенда о горе краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Прочитал с интересом и удовольствием.

Маленькое замечание: "пояс субтропиков" я бы заменил на "пояс тропиков". Тем более что бОльшая часть Ботсваны лежит в тропическом поясе (к северу от тропика Козерога).

Что ж, ваше замечание вполне справедливо. Я просто не придал значения этому моменту в тексте, поскольку мне показалась эта деталь несущественной. Упоминание в рассказе о Ботсване, как вы, наверное, поняли, чисто условно. Географические координаты этого государства меня не интересовали. В чем и каюсь!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Яшар Кемаль - Легенда Горы

Яшар Кемаль - Легенда Горы краткое содержание

Несколько рассказов представляют разные стороны таланта Я. Кемаля.

Легенда Горы - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Немногим писателям выпадает счастливый жребий так глубоко врасти корнями в родной народ, в родную землю, что соотечественники начинают считать их выразителями своей души, символом честности, бескорыстия, благородства. К таким писателям в полной мере можно отнести Яшара Кемаля. Он родился в глухой турецкой деревушке на юге страны, там прошло его детство, там он еще мальчиком познал тяжелый подневольный труд: чтобы заработать себе на пропитание, оставил школу и ушел батрачить. С тех пор он перебрал около сорока профессий — от разнорабочего и писаря до сапожника и служащего строительной компании. Судьба послала ему бесчисленные испытания, но они только закалили его, сделали зорким глаз, чутким — сердце, дали ему возможность хорошо узнать трудовой народ Турции, навсегда связать себя с ним.

Еще в юности Яшар Кемаль стал собирать песни, легенды, сказки, дастаны, уже тогда, под сильным влиянием народного творчества, начал вырабатываться его необыкновенно богатый, выразительный, емкий и музыкальный язык.

В 1946 году Яшар Кемаль приехал в Стамбул — культурную столицу Турции, где занялся журналистикой, публиковал в газетах свои очерки, зарисовки из сельской жизни. В этих публицистических произведениях достаточно ярко проявилось его писательское дарование.

Во всех этих произведениях Яшар Кемаль воссоздает масштабные картины времени, ставит главнейшие проблемы национальной истории, размышляет о коренных вопросах бытия. Такая масштабность проблематики, разумеется, меняла характер самого романа-эпопеи, придавала ему новые черты.

Произведения Яшара Кемаля всегда встречались с большим интересом. Причину этого понять нетрудно, ибо в них читатель находит захватывающие драматические коллизии, жизненно важные социальные и морально-этические проблемы, волнующие турецкий народ. Образы Яшара Кемаля вырастают в убедительнейшие обобщения.

Роман-сказ достаточно популярен в современной турецкой литературе. Объясняется это не только стремлением создать на фольклорной основе подлинно национальные, глубоко самобытные произведения, близкие и понятные самому широкому кругу читателей, не только желанием обогатить литературный язык, окунув его в живую воду фольклора, — в сложных условиях современной политической жизни Турции подобный жанр позволял писателям с достаточной откровенностью высказать свои заветные мысли и суждения. Любовь горца Ахмеда и дочери паши Гюльбахар, противопоставленная чванливости и жестокости османского вельможи Махмуд-хана, являет нам не только высокое человеческое чувство, способное преодолеть самые, казалось бы, непреодолимые препятствия, но и могущественную силу, которая может объединить людей в борьбе против несправедливости и тирании. Именно в этом главный пафос повести, пожалуй, единственного в своем роде поэтического творения Яшара Кемаля.

К сожалению, до сих пор наше знакомство с творчеством прославленного турецкого писателя ограничивалось ранними романами, где его талант не успел еще развернуться во всей своей полноте и самобытности. Эта книга, можно надеяться, в какой-то мере заполнит этот пробел.

Приткнулось на склоне Агрыдага, чуть пониже вершины, озерко — Кюп-гёль называется. Невелико собой, не больше тока молотильного, зато глубокое, что колодец бездонный. Со всех сторон обступают его багряные скалы с острыми, поблескивающими, как нож, гранями. От этих каменных глыб тянется к озерку сначала широкая, а потом поуже полоса мягкой, медного цвета земли, иссеченной многочисленными тропками, разбросанными кой-где зелеными луговинками. Вода в этом озере — синяя-синяя. Такой густой, такой бархатисто-ласковой синевы, хоть весь свет обыщи, нигде больше не увидишь.

Так выглядит Кюп-гёль ранней весной, когда от снега на его берегах остается лишь тонкая кайма. Минует день-другой — и склоны Горы сплошь захлестнут волны зелени, а берега усыплют мелкие цветы: синие, желтые, алые, лиловые. Даже издали они бросаются в глаза своей колкой яркостью, а их резкий аромат, сливаясь с ароматом воды и земли, дурманит голову.

Крым знаменит своей природной достопримечательностью - горой, которая своим обличием напоминает медведя, склонившегося над морем и пьющего из него воду. Такая необычная форма образовалась в результате процессов, происходящих внутри земли. Бушевавшей магме, собиравшейся вырваться на поверхность земли, не хватило напора, и она смогла лишь приподнять земную кору.

Но сердцам туристов, посещающих эти места, гораздо ближе более романтичная версия происхождения Медведь - горы. Существующее предание гласит о том, что когда-то этот морской берег населяли неимоверных размеров медведи, правил которыми очень сердитый старейший медведь. Однажды случилась страшная буря, разбившая о скалы корабль. В его обломках обитателями медвежьей стаи был найден сверток, в, который была завернута маленькая девчушка. Медведи приняли ее в свою общину. Спустя годы, девочка выросла, став прекрасной девушкой.

В это время произошло еще одно кораблекрушение, в результате которого к берегу был прибит челнок, на чьем борту находился юноша. Девушка, обнаружив его, спрятала ото всех в недоступном медведям месте, где она его навещала, принося еду и питье. Тогда юноша и поведал ей о том, как обитают люди в его родных местах.

За все время своего общения молодые люди влюбились друг в друга. Поэтому, когда юноша отремонтировал свою лодку, они уплыли вместе. Придя с очередной охоты, обитатели медвежьей стаи не обнаружили свою любимую воспитанницу. Грозный предводитель стаи бросил взгляд на море и заревел в отчаянии. После этого вожак решил осушить морскую гладь и окунул в него огромную морду, пытаясь втянуть воду. То же самое сделали и остальные. Образовавшееся течение стало притягивать назад к берегу лодку. Почувствовав это, девушка стала петь. Все медведи, за исключением своего предводителя, подняли головы, слушая столь прекрасное пение.

Спустя тысячелетия окаменевший предводитель медвежьей стаи, продолжает лежать на берегу.

Покрывавшая его тело шерсть со временем преобразовалась в густой лес, окаменевшая голова стала острой скалой, а бока напоминают отвесные скалы. Спину медведя, высота которой составляет почти 600 метров, периодически укрывают облака.

Время происхождения горы доподлинно неизвестно, но однажды там побывал один из молодых ялтинских археологов, который обнаружил у ее подножия коллекцию, состоявшую из орудий труда. Материалом, из которых эти орудия были изготовлены, был кремний, которому около 800 тысяч лет. Конечно же, эти орудия могли оказаться там совершенно случайно, так как были обнаружены в слое более позднего времени, и не могут являться доказательством пребывания в Крыму людей в те далекие времена. Но подобные же орудия были найдены другим археологом, неподалеку от этого места.

Известно точно, что на юго-западной части склона горы обитали тавры. Жили они там много столетий до первых веков нашей эры. Эти места были хорошо изучены учеными, которые установили, что местные жители грубо выравнивали почву на горе, для того, чтобы возводить здесь огороды и строить свои жилища.

Высоко в горах было обнаружено святилище язычников, украшенное статуэтками греческих богов. Статуэтки выполнены из серебра и бронзы. Также были найдены фигурки святых языческих животных, стеклянные украшения и глиняная посуда.

Гора Аю-Даг является историческим памятником, где проводятся туристические экскурсии.

Несмотря на отсутствие каких-либо удивительных пейзажей, эта гора наиболее богата материалом, ценным для археологов. Это делает ее столь привлекательной для туристов.

Несколько столетий назад на гору вели дороги, а поляны возле вершины населяли люди, строившие там каменные жилища. Гора является труднодоступной, видимо, поэтому люди чувствовали себя там в безопасности. Среди леса были обнаружены бившие из-под земли ключи, которые позволяли возделывать здесь огороды и выращивать плодовые деревья. Источники иссякли позже, в результате оползня или землетрясения, вынудив людей спуститься к морскому побережью.

Сейчас подножие горы также окружают родники, возродившиеся после древней природной катастрофы.

Совершая восхождение на гору, особо выносливые туристы могут спуститься к морю по одной из тропинок. Здесь есть маленький пляж, где можно хорошо отдохнуть.

Местные жители особо гордятся тем, что в свое время Медведь - гору посетил А. С. Пушкин, которым были написаны поэтические строки об этом замечательном месте.

Легенда о горе Демерджи известна с давних времён. Горный массив Демерджи расположен недалеко от Алушты и состоит из двух вершин, разделенных седловиной: Северной (1356 метров) и Южной (1239 метров). На юго-западном склоне Южной Демерджи находится знаменитая Долина Привидений — живописное ущелье с гигантскими причудливыми изваяниями природного происхождения. Особенно много причудливых скульптур собрано на Чертовой поляне, расположенной чуть ближе к вершине горы. У подножия Демерджи сохранились остатки древней крепости Фуна, восточного форпоста легендарного княжества Феодоро.

Легенда о том, почему гора называется Демерджи

Гора Демерджи

Вот и решили кочевники ковать себе тут оружие. На вершине горы построили много кузниц, согнали в них мужчин из окресных сел. Днями и ночами должны были пленники ковать раскаленное железо, изготавливая больше и больше оружия для поработителей своих. Пламя слепило глаза, руки ломило от постоянной работы, но не давали людям разогнуть спины.

Заправлял работниками чернобородый кузнец, которого кочевники называли господином огня. Владел он тайным кузнечным знанием, которое делало оружие кочевников непобедимым.

Обезлюдели селения. Враги вырубили леса, чтобы поддерживать в кузнице неугасимый огонь. Пока мужчины трудились не покладая рук, виноградники их чахли, дома разрушались, а женщины и дети голодали.

Долина Привидений на горе Демерджи

И вот одна девушка по имени Мария решила поговорить с господином огня. Прокралась она к нему в кузницу, когда он был там один, и сказала:

Чужой человек, уходи отсюда. Зачем поработил ты наших людей, неужели не знаешь, как дорога человеку воля?

Рассмеялся ей в лицо мужчина:

Нет, не уйду я отсюда. И тебя не пущу. Будешь моей…

И протянул руки к девушке. Но Мария с яростью оттолкнула кузнеца. Он упал рядом с горном, опалил бороду и одежду. В гневе схватил только что выкованный, ещё горячий кинжал — и ударил им Марию.

И тогда духи горы Фуна, до этого помогавшие людям в кузнечном деле, прогневались. Разверзлось жерло, и провалились в него кузнецы. Вырвалось из горы пламя и поразило всех, кто трудился поблизости. А когда пламя остыло, увидели люди вместо кузнецов каменные изваяния, а среди них — выступающую вперед высокую фигуру Господина огня. На вершине же горы духи горы изваяли из камня профиль Марии, ценой своей жизни избавившей родной край от врага.

Читайте также: