Ландшафтный дизайн кружок в школе

Обновлено: 05.07.2024

Значимость ландшафтного дизайна в современном мире переоценить невозможно. Это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Не только занимающих гектары площади, но и совсем маленьких и аккуратных мини-садов. Искусство ландшафтного проектирования пришло к нам много веков назад, активно развивается, и будет развиваться.

Программа кружка носит межпредметный характер и связана с усвоением и применением обучающимися знаний прикладного характера: графических, технологических, искусствоведческих, экологических, биологических, экономических, исторических.

Основное содержание учебного материала программы и организация процесса обучения обеспечивают развитие творческого потенциала обучающихся через изучение истории ландшафтного дизайна, освоение и применение полученных знаний во время проектирования, и создания технологически новых методов в работе.

Цель: Развитие индивидуального творческого потенциала, практических навыков и умений, путем освоения и осмысления исторических данных о ландшафтном дизайне.

Изучить экологическое состояние нашего города и выявить его экологические проблемы

Привить интерес и любовь к ландшафтному проектированию как важной составляющей экологического направления современного мира;

Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей

Формировать экологическую культуру учащихся

Способствовать формированию практических навыков работы с растениями, современными садовыми материалами и инструментами, умению создавать и выполнять самостоятельно проектные задания;

Способствовать формированию индивидуального подчерка в работе;

Развить познавательную активность, стремление к самостоятельному творчеству, навыки исследовательской деятельности;

Совершенствовать сенсорные и двигательные навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук, точность движений;

Сформировать представление о ландшафтном дизайне в современном мире;

Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;

Воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе.

Метод проектов позволяет развить познавательные навыки обучающихся, критическое и творческое мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Благодаря использованию метода проектов:

1. повышается вероятность творческого развития обучающихся;

2. естественным образом происходит соединение теории и практики;

3. развивается активность обучающихся, которая приводит их к большей самостоятельности;

4. укрепляется чувство социальной ответственности;

5. дети на занятиях испытывают положительные эмоции.

Итоговым проектом мог бы стать совместный проект благоустройства и озеленения пришкольной территории.

Содержание кружка предоставляет обучающимся возможность:

- ознакомления с историческими, географическими, экологическими фактами зарождения и развития искусства озеленения и благоустройства;

- изучения основных приемов работы с природными материалами, способами создания гербариев и поделок из натурального природного материала, а также работы с цветочными композициями и современным посадочным материалом в целом;

- участия в конкурсах поделок из природного материала на школьном, а после и городском уровне;

- создания альбома эскизов и зарисовок к проекту, получить знания по составлению таблицы посадочного материала и составления сметы по расходным материалам для озеленения выбранной территории;

- создания индивидуального, а потом и совместного проекта озеленения и благоустройства выбранного участка или пришкольной территории.

В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города;

- создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка;

- составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы ланд-шафтного дизайна на территории. ;

- составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений.

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности о работе из предложенного перечня, тему реферата (или определить свою), территорию для создания проекта, изучаемую группу декоративных растений.

Формы организации деятельности обучающихся соответствует целям и задачам каждого конкретного урока:

- групповая или звеньевая (предполагает разделение обучающихся при выполнении работ на группы из нескольких человек, для создания отдельных элементов благоустройства и озеленения территории);

При реализации программы используются следующие формы обучения: занятие, практическая работа, домашнее задание, консультации и т.д

Историю развития садово-паркового искусства

Биологические и декоративные особенности древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

Основные композиционные элементах ландшафтного дизайна;

Закон гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

Критерии подбора растений для озеленения определенного участка;

Правила составления проектов;

Перспективные профессии проектировщика и ландшафтного дизайнера;

Составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

Создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;

Рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;

При изучении подраздела используется в основном два вида контроля:

- итоговый (защита проектов).

Эти виды контроля можно применять как на каждом занятии, так и периодически, используя соответствующую задачам форму контроля.

1. методы устного контроля;

2. методы письменного контроля;

3. методы графического контроля;

4. методы практического контроля;

5. методы программированного контроля;

6. методы наблюдения за обучающимися, что позволяет определить уровень самостоятельности, активности и сознательности действий обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программного материала соответствует возрасту, а новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс носит практическую направленность, так как обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Пояснительная записка.

Содержание программного материала соответствует возрасту, а новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс носит практическую направленность, так как обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Программа состоит из нескольких блоков:

Материал программы актуален и современен, позволяет найти объяснение важнейших норм человеческой жизни. Почему мы должны беречь природу, стараться понять её закономерности.

Свой пришкольный участок в этом учебном году мы украсим не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит.

Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты Мы надеемся сделать территорию яркой, красивой, что создаст положительный настрой для учащихся, учителей, жителей района.

Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы надеемся повысить уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей Сормовского района.

Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:

В ходе проекта формируются знания по ландшафтному дизайну растений, формируется экологическая культура подростков. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея программы заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.

Цели и задачи

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности; повышении уровня экологических и природоохранных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем.

Для достижения поставленной цели решаются следующие

Выявить экологические проблемы своего района, области;

Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;

Научиться создавать проекты озеленения территорий;

Познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;

Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;

Развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);

Формировать экологическую культуру учащихся;

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;

Воспитывать навыки правильного поведения в природной среде, преодоление потребительского подхода к природе;

Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений;

Расширять кругозор учащихся;

Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;

Ландшафтный дизайн – это не только художественное, архитектурное но и биологическое направление. При разработке проекта очень важно гармонично сочетать природную флору и садовые растения с постройками человека. Сегодня на улицах Владивостока, как отметили учащиеся при опросе, недостаточно клумб и цветников. Места отдыха для горожан оформляются с использованием малых архитектурных форм, но ощущается недостаток в их озеленении. Благодаря современным, мастерским решениям ландшафтных дизайнеров, город Владивосток может стать одним из прекраснейших городов России.

Цель курса - расширение и углубление знаний учащихся в области современных достижений биологии и ландшафтного дизайна, помочь ученику сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

Задачи курса

- познакомить с ландшафтным дизайном, как актуальным направлением профессиональной дизайнерской деятельности;

- помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области садового дизайна;

- научить применять полученные знания в жизни и практической деятельности;

- развивать основные практические навыки проектной работы в направлении ландшафтного дизайна;

- развивать творческие способности;

- формировать эстетические и функциональные качества природной среды;

- использовать полученные знания для оформления территории школы, школьных коридоров и кабинетов;

- прививать учащимся бережное отношение к природе.

В ходе курса рассматривается творческий и увлекательный процесс, который включает много элементов: обследование территории, климатические условия местности, архитектурный стиль построек и используемый ландшафтный стиль, методы планировки садов, устройство водоемов, цветники и т. д.

Предлагаемая рабочая программа курса "Основы ландшафтного дизайна" состоит из 10 блоков, посвященных истории и стилям ландшафтной архитектуры, основным типам планировок, способам подбора растений с учетом климатических особенностей местности и требованиям растений к ним.

Самостоятельная разработка проектов и их защита способствует развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.

Главной задачей курса является не только формирование глубоких знаний по основам ландшафтного дизайна, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.

Последовательность изложения блоков курса разработана в соответствии с основными принципами дидактики и логикой курса. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учетом краеведческого аспекта: флоры, почвенных и климатических особенностей Приморского края.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В программе предусмотрены практические занятия:

выполнение творческих заданий с применением ИКТ;

моделирование ландшафта (использование ИКТ, прикладных материалов);

Также планируются экскурсии по г. Владивостоку, знакомство с малыми архитектурными формами садово-паркового искусства города. Проведение занятий в таких формах способствует углублению знаний учащихся в области ландшафтного дизайна; умение видеть, понимать суть разнообразных методов планировки садов и отражать их при воплощении в жизнь, наслаждаться природой.

Акцентируя деятельность учащихся на творческое самоопределение, курс ненавязчиво показывает возможность конкретной личности участвовать в решении глобальных практических проблем, задач.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такая форма контроля как анализ творческих работ. Курс завершает защита учащимися разработанных дизайн-проектов. Данное итоговое задние позволяет показать умения, приобретенные при изучении всех блоков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благоустройство и озеленение территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке детей, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно - сосудистой системы.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1 Пояснительная записка.

Направленность программы - естественнонаучная, так как способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Актуальность программы. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Отличительной особенностью программы от уже существующих является то, что она направлена на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у обучающихся экологической грамотности, экологической культуры.

Особенности организации образовательного процесса.

Реализация данной программы возможна с применением дистанционных технологий.

Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.

Дистанционное обучение включает в себя комплекс телекоммуникационных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.

Видеоконференция на платформе ZOOM;

Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия.

Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.

Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 8 до 16 лет.

Объём программы: 28 часов.

Формы обучения и виды занятий: форма работы - групповая.

Методы: теория + практика.

Срок освоения программы: шесть недель.

Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.

В дистанционном режиме: дети от 7 до 11 лет - 40 минут, от 11 до 18 лет - 60 минут.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы - развитие интереса детей к искусству ландшафтного дизайна.

Задачи программы:

Образовательные:

- научить обучающихся наблюдать за жизнью растений, изучить и применять на практике полученные знания;

- привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами.

Метапредметные:

- развить коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди обучающихся;

- развить способность добиваться намеченной цели, даже потерпев неудачу;

- развить навык использования социальных сетей в образовательных целях.

- развить умения работать дистанционно индивидуально;

- воспитать у ребят любовь к природе;

- воспитывать ответственность за сохранность живой природы;

- воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни;

- сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;

- сформировать навык самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.

Читайте также: