Актуальность лепки из пластилина в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылупливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m2d73845d.jpg

Выполнил Сухих Владимир,

учащийся 3 –го класса МОУ Ербинская ООШ №4

Павленко Елены Николаевны

3.Обоснование выбора темы …………………………………………………3стр

4.Исследовательская деятельность

4.3. Свойства и достоинства пластилина……………………………………..8стр

4.5. Смешивание с глиной…………………………………………………….10стр

4.6. Изготовление пластина в домашних условиях………………………….10 -11стр

5.Обоснование актуальности лепки из пластилина …………………….11стр

8. Мой первый мультфильм……………………………………………….14стр

11.Личностная значимость………………………………………………… 17стр

12. Список используемой литературы…………………………………….18стр

Тип работы : исследование.

Технология : проблемно-исследовательская.

Цели:
1. Выяснить свойства пластилина, виды пластилина.
2. Формирование эстетически развитой нравственной личности.
3. Научиться использовать различные виды пластилина

4. Провести эксперимент по смешиванию различных цветов пластилина, а так же смешивание пластилина с другими пластическими материалами , в частности с глиной.

5.Изготовить в домашних условиях пластилин.

6. Снять мультфильм из изготовленных поделок.

Воспитательная - формирование коммуникативных качеств, экологической культуры, патриотических чувств.

. Дидактическая - знакомство с элементами архитектуры, освоение техник

а)Композиция с использованием трафарета
б) Композиция с использованием подручных материалов и пластилина.
3. Развивающая - формирование наблюдательности, аналитического мышления, развитие мелкой моторики рук.

4. Познавательная –изучение истории пластилина.

Дидактические материалы и инструменты: виды пластилина, салфетка, дощечка, цветной картон, стека.

Обоснование выбора темы

Мне очень нравится делать поделки из пластилина. Я люблю с ним работать . Когда появляется свободная минутка сразу беру мою досточку, пластилин и начинаю лепить разные вещи: животных, мебель, военную технику и т.д.

Для меня это самое интересное занятие, поэтому я решил все разузнать об этом пластическом материале. Провести исследование и узнать как и откуда получается пластилин, узнать его свойства , а так же как можно самому в домашних условиях приготовить пластилин.

hello_html_m1812f0e7.jpg

4. Исследовательская деятельность

4.1. История пластилина

Нам, можно сказать, повезло: давным-давно пластилин был только одного цвета. Белый. А еще раньше его вообще не было.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.) Про Франца Колбу я нашел мало, а вот об Уильяме Харбуте известно больше.

Он был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбурта заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины. Или это дети отковыряли замазку, и взрослым не осталось ничего, кроме как ее узаконить, кто знает. Факт остается фактом, задолго до получения патента Харбуртом, на занятиях по лепке глине появилась альтернатива.

Сегодня пластилин состоит из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), церезина (это вещество получают из озокерита), вазелина.

4.2.Марки пластилина

После того как я изучил историю пластилина мне стала интересно узнать, а какой пластилин производят в наше время и вообще какие марки его существуют.

Выбрать пластилин – не проблема, но выбрать по душе – еще надо постараться.

Выбор пластилина зависит
- будут ли использоваться от того,

- кто будет лепить: ребенок или взрослый,
- что будут лепить: отдельно стоящие фигурки или пластилин будет размазываться по поверхности, только чистые цвета или они будут смешиваться

Какой же пластилин я нашел в наших магазинах?

hello_html_2b718b6d.jpg

hello_html_m15a14172.jpg

Но время не стоит на месте. Сейчас век новейших технологий и всё новые и новые изобретения радуют и облегчают нашу жизнь.

hello_html_m5d28de94.jpg

Несколько лет назад российские производители выпустили новый вид пластилина — восковой. Этот пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу. Благодаря этому он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

hello_html_m6caa3d6f.jpg

Крупно и мелко зерновой пластилин

hello_html_689c7a8f.jpg
hello_html_m5e426070.jpg

Этот пластилин так называют , потому что он состоит из мелких и крупных шариков склеенных между собой тонкий клеевой нитью.

hello_html_m4636ebb9.jpg

Масса для лепки

hello_html_m39110d3e.jpg

Из такого пластилина нужно лепить очень быстро, так как масса быстро застывает и высыхает. Он очень легкий при лепки его можно сказать не чувствуешь в руках.

hello_html_m1e975e2d.jpg

После исследования мной всех марок пластилина, которые я нашел, и после того как я сделал поделки из каждой марки, я могу назвать все свойства и достоинства пластилина.

Не требует специальной подготовки материала перед началом работы и обработки уже законченных изделий

Мягкий и пластичный, отдельные детали легко и надежно присоединяются друг к другу

Не твердеет и не сохнет, позволяет продолжать работу через любой промежуток времени

Можно легко сделать в нем углубление

Можно легко сплющить

Не токсичен, идеально подходит для детского творчества

Большой выбор стандартных цветов, возможность смешивать цвета для получения любых оттенков

Обладает упругостью, необходимой для укрепления пальцев и подготовки детской руки к письму

Техника лепки из пластилина богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям, что придает ей особую популярность

4.4.Смешивание цветов пластилина

Как многие знают, все цвета и их оттенки создаются путем смешивания основных трех цветов: Желтый, красный и синий.

А что будет если их смешать? Я попробовал их смешал. Каков же получился результат?

hello_html_70baf921.jpg

Как вы можете видеть на картинке, зеленый, оранжевый и фиолетовый цвет получается путем смешивания двух основных цветов. Эти цвета называются вторичными цветами. Если вы решите смешать все три основных цвета, получится довольно некрасивый коричневый цвет.

Этот опыт подстегнул меня к экспериментам. Я Смешал все виды пластилина между собой, и сделал палитру из них.

hello_html_m4fac74c2.jpg

Если вам понравился какой либо из цветов, вы смело можете повторить этот опыт дома из своего пластилина. (но помните, что смешанный пластилин обратно не разделить).
Вот примерный набор смешивания цветов:
Голубой + желтый = зеленый, синий + красный + белый = сиреневый, здесь нужно брать больше красного и белого. Желтый + красный = оранжевый, желтый + голубой + красный = черный, красный + голубой = темно синий.

4.5. Смешивание пластилина с глиной

Продолжая свой эксперимент, попробую соединить пластилин с глиной.

Я взял небольшой кусочек глины, и небольшой кусочек пластилина.

Попробовал соединить и скатать шарик

hello_html_m5e46fa44.jpg

При соединении глины с пластилином скатать простой шарик сложно, масса трескается и начинает крошиться . При сплющивании так же ломается .

Из этого небольшого эксперимента можно сделать вывод: пластилин при смешивании с другими пластическими материалами

( с глиной) не пригоден для лепки.

4.6.Изготовление пластилина своими руками в домашних условиях.

После всех моих исследований и после всего мной прочитанного я захотел сам попробовать изготовить пластилин и что – нибудь из него смастерить.

Рецепт приготовления пластилина я нашел в интернете..

Итак , что нужно для его приготовления:

Чтобы сделать пластилин понадобится:
400 гр. муки, 200 гр. соли, 500 ml кипящей воды, 1 столовая ложка "alaun" и 1 столовая ложка подсолнечного масла. "Alaun" продаётся в аптеке. Это такой порошок, как желатин, он не вреден и применяется в медицине. 1 столовая ложка воска.

Муку, соль и "alann", воск перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро, чтобы не было комочков, перемешать. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, нужно добавить столовую ложку масла. В кипяток можно добавить пищевую краску. Краску надо добавлять много, чтобы был красивый сочный цвет. Как масса станет густой и миксер не сможет дальше крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто. Пластилин готов!

Пластилин надо держать в закрытой банке или в закрытом пакете.


5. Обоснование актуальности лепки из пластилина

Лепка из пластилина – это не только развлечение. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики

развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику

синхронизируют работу обеих рук

совершенствуют навыки трудовой деятельности

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

воспитывают эстетический и художественный вкус, закладывают основу для дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах

6. Методика лепки

Лепка представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами .

hello_html_5bbf54a5.jpg

hello_html_acf73bb.jpg
hello_html_1f8e9754.jpg

hello_html_19a5747d.jpg

8.Какие техники лепки существуют?

hello_html_285799d3.jpg

Пластилиновая ворона

Мне очень нравится этот веселый мультфильм, хоть я и не великий художник, но все же решил попробовать сам снять небольшой мультфильм из моих поделок. Я долго думал какой мультфильм сделать и решил по русской народной сказке теремок.

Посмотрите мультфильм, пожалуйста, и оцените его.

Заметаем следы

Удалить пластилин из волос поможет любое масло: столовое или косметическое. Голову потом нужно будет помыть, но портить прическу не придется.

Вывести пятно с ковролина поможет метиловый спирт (технический, для обезжиривания поверхностей), который продается в магазинах для автолюбителей.

Следы пластилина с одежды удаляются с помощью старой зубной щетки. Пострадавшую вещь помещают в морозилку или посыпают сухим льдом, затем отчищают остатки пластилина. Намыливают щетку и втирают раствор, подложив под пятно ткань с обратной стороны вещи. Оставляют раствор на 30 минут, затем смывают, а вещь сушат.

Лепка из пластилина развивает фантазию, положительно влияет на мелкую моторику рук и делает ребенка усидчивым. Пластилин можно использовать и в архитектуре, и в искусстве. Пластилином может пользоваться как годовалый малыш, так и великий художник. При проведенных мной экспериментах можно смело сказать, что пластилин при соединении с другими пластическими материалами не может быть пригоден для его дальнейшего использования.

Актуальность: пластилин - это удивительный материал! Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из простого безликого куска можно вылепить своими руками красивые и нужные предметы. Работа с пластилином – это творческая работа, которая вызывает интерес и удовлетворение результатами труда. Пластилин традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественным навым, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Гипотеза: определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, выявив особенности разного вида пластилина, можно сотворить любые задуманные идеи и повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках и во внеурочное время.

Цель работы: узнать историю создания пластилина, что входит в его состав, каких видов бывает, выявить особенности разных видов пластилина, расширить понятие о приемах работы с пластилином.

1. Изучить историю создания пластилина.

2. Узнать виды пластилина.

3. Изготовить поделки из разного вида пластилина.

4. Выявить особенности каждого вида пластилина.

4. Проанализировать полученный результат.

Объект исследования: пластилин.

Предмет исследования : свойства разного вида пластилина.

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Создание изделий из разного вида пластилина.

4. Анализ результатов.

Глава 1. История создания пластилина.

Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Он принёс образец массы своей родственнице, которая работала в детском садике. Детям масса очень понравилась. Этот пластилин сначала был белого цвета. В 1955 году случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Маквикер в 27 лет стал миллионером.

Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

Наши современные виды пластилина по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотный по своей твердости, а есть наоборот, мягкий, нежный и легко плавящийся. Разнообразен и цветовой спектр пластилина, предлагаемый в магазинных наборах.

1.1. Виды пластилина

В мире существует несколько видов пластилина.

Классический пластилин.

Самый доступный по цене вид пластилина. Такой пластилин можно чаще всего встретить на полках магазинов. В его состав входят натуральные компоненты, что, наряду с ценой, делает его наиболее популярным. Но такой пластилин не отличается мягкостью, его обязательно нужно разминать перед лепкой, что тоже не очень просто из-за его плотной структуры. Поэтому классический пластилин лучше подходит для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и школьниками.

Скульптурный : твердый пластилин. Благодаря своей твердости, он очень хорошо держит форму и окрашивается в различные цвета. Это отличный материал для скульптора.

Арт-пластилин: для лепки, изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи и т.п. После 10-30 минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, писать с его помощью картины или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; затем из него снова можно лепить.

Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

Застывающий пластилин . Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.

Плавающий пластилин обладает великолепной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, позволяет создавать неординарные поделки. Пластилин изготовлен по специальной технологии – обладая повышенной легкостью, он в два раза легче, чем обычный пластилин. Фигурки держатся на поверхности воды. Легко размягчается, не прилипает к рукам.

Флуоресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.

Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.

Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина – он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.

Восковой пластилин . Главный компонент воскового пластилина – восковая основа . При этом используется не только натуральный пчелиный воск, но и родственные материалы, такие как парафин и стеарин. Чаще всего производители не выбирают что-то одно, а смешивают эти компоненты в определенной пропорции, которая зачастую более или менее близка к трем равным частям.

1.2. Основные приемы работы с пластилином .

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. Вот некоторые приемы работы с пластилином:

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Придавливание - нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.

Разрезание - при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

Раскатывание и вытягивание, работа пальцев - раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.

Раскатывание цилиндра - прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

1.3. Правила безопасного труда с пластилином.

- Застели рабочее место клеенкой или бумагой.

- Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.

- Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.

- Перед тем как мыть руки, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.

- Мой руки теплой водой и мылом.

- После окончания работы вымыть руки с мылом или протереть влажной салфеткой.

- При работе используются стеки-ножи для пластилина, вытри их после окончания работы. Во время резания их тоже надо протирать, ведь ты пользуешься пластилином разного цвета. Они не острые, но будь при работе внимательным!

- Если кусочек пластилина случайно попал на одежду или ковер. Тщательно соскреби его, а оставшееся пятно хорошенько протри тряпочкой, смоченной керосином, а затем застирай.

Глава 2. Создание изделий из разного вида пластилина.

Изучив теоретическую часть своей работы, а именно: историю создания пластилина, его состав, виды пластилина, приемы работы с пластилином приступил к практической части . (Приложение 1, фото 1)

Плавающий пластилин.

Вывод: изделия лёгкие, хорошо держатся на воде, при всём желании утонуть им не суждено. Пластилин мягкий, податливый, принимает любую форму, не прилагая при этом особых усилий. Не пачкает сильно руки и легко очищается с рабочей поверхности. Но есть один маленький минус – детали иногда плохо соединяются между собой.

Классический пластилин.

Из обычного классического пластилина вылепил овощи и фрукты. Использовал приёмы скатывания, придавливания, разрезания пластилина. Изделия получились яркие. (Приложение 1, фото 4, 5)

Вывод : изделия из данного пластилина быстро затвердели, имеют красивую правильную форму, легко лепится к бумаге и картону, но этот вид пластилина твёрдый, поэтому требует предварительной разминки.

Шариковый пластилин.

Из шарикового пластилина создал на плоской поверхности аппликацию из цветов. Картина получилась красивой и яркой. Ещё смастерил объёмную игрушку. (Приложение 1, фото 6, 7, 8)

Вывод: лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Если масса стала хуже клеиться, можно слегка смочить водой и размять и клейкость восстановится. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Объёмные изделия получаются хрупкие, поэтому при игре с ними нужно быть осторожным.

Восковой пластилин.

Из данного вида пластилина слепил продукты питания. Изделия очень яркие привлекательные. (Приложение 1, фото 9, 10,)

Флуоресцентный пластилин.

Из данного вида пластилина вылепил подводных жителей. (Приложение 1, фото 11, 12)

Вывод: этот пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. К рукам не липнет, не красит. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью. Интересен это пластилин тем, что изделия из него светятся при подсветке УФ источника света.

Воздушный пластилин.

Из воздушного пластилина создал ёлочные игрушки.

Вывод : этот пластилин имеет яркие цвета, очень мягкий, держит любую форму. Из него можно вылепить всё что угодно. Пластилин, когда высохнет, можно окрашивать красками и покрывать лаком. После высыхания изделия становятся очень лёгкими. В течение 1-2 часов фигурка из такого пластилина застывает, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу. Пластилин, если вытащили из пакета, нужно весь использовать, иначе начинает высыхать. ( Приложение 1, фото 13, 14, 15)

2.1. Анкетирование

Провёл анкетирования среди учащихся 1-4 классов.

После изучения анкеты и обработки результатов, принял решение провести мастер класс для ребят своего класса. Мы повторили правила и приёмы работы с пластилином, рассказал о видах пластилина. Это очень заинтересовало ребят, и мы принялись за работу. Работая с пластилином разного вида, применяя различные приемы, создали свои пластилиновые шедевры.

При работе с пластилином чувствовал себя настоящим мастером и творцом! (Приложение 1, фото 16)

Выводы : считаю, что детям нужно с самого маленького возраста давать играть с пластилином. Так как работа с пластилином развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, раскрывает творческий потенциал, воспитывает усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца.

Все виды пластилина можно применять для детского творчества. Выбор вида пластилина зависит от задуманной идеи. Технику лепки может легко освоить любой желающий. Пластилин имеет массу достоинств и приносит большую пользу, дав волю своей фантазии, из него можно вылепить что угодно. Считаю, что лепка из пластилина очень увлекательное и интересное занятие.

В результате проведённой работы, моя гипотеза подтвердилась, что определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, выявив особенности каждого вида пластилина, можно сотворить любые задуманные идеи и повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках и во внеурочное время.

Список литературы

1. Словарь Ожегова

5. Лебедева Н.Н. «Лепим из пластилина"

t1642683790aa.jpg

Приложение 1
Фото 1. Разные виды пластилина.

t1642683790ab.jpg

Фото 2. Работа с плавающим пластилином.

t1642683790ac.jpg

Фото 3. Изделия из плавающего пластилина легко держатся на воде.

t1642683790ad.jpg

Фото 4. Работа с классическим пластилином.

t1642683790ae.jpg

t1642683790af.jpg

Фото 5. Овощи и фрукты из классического пластилина.
Фото 6. Работа с шариковым пластилином.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики в учебной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография — это сравнительно новый жанр (вид) изобразительной деятельности.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Цель: Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности школьников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Принципы реализации пластилинографии:

1. Принцип развивающего обучения.

Обучение только тогда, хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Детям представлена возможность, самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Данный принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения.

Происходит обогащение сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Этапы реализации проекта.

- Освоить прием вдавливания и размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве.

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (семена, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Приёмы рисования пластилином:

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

В более старшем возрасте, дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

Поэтому работы, которые выполняют школьники, могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты, а могут и создавать жанровые картинки. Возможно выполнение коллективных работ, включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей детей любого возраста.

Тип проекта: Исследовательский

Задачи проекта:
- формировать у детей познавательный интерес к изучению состава, свойств пластилина и интересных фактов о нём;
- развить творческую инициативу и поисковую деятельности воспитанников;
- создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Форма представления исследований: Мультимедийная презентация, творческие работы из пластилина, глины, солёного теста.

1. Теоретическая часть




Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.



Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.



2.3 Изготовление пластилина в домашних условиях.
На вопрос можно ли сделать пластилин в домашних условиях нам помогала мама. Мы вместе нашли рецепт в интернете и попробовали сделать:
Рецепт
1 стакан муки
1/2 стакана соли (некоторые кладут меньше)
2 чайные ложки винного камня (продается в магазинах для кондитеров)
Смешать в кастрюле деревянной ложкой, добавить:
1 стакан воды
1 столовую ложку масла
Пищевая краска (или гуашь).
Мы с мамой засыпали все компоненты, залили крутым кипятком и тщательно перемешали лопаткой (осторожно горячо!). При желании можно разделить эту массу на куски и добавить в них пищевую краску (или гуашевую краску) и он получится разноцветным.
Вывод: пластилин можно сделать в домашних условиях, но такой пластилин, как и солёное тесто, нужно хранить в полиэтиленовом пакете и в закрытом виде. Разноцветный домашний пластилин при сушки теряет яркость цвета.

3. Заключение.
Мы узнали секреты пластилина и как его делают.
Основные свойства:
- пластилина остаётся мягким,
- практически не твердеет,
- не сохнет,
- имеет большое количество цветов,
- не прилипает к рукам.
Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры.
Каким должен быть хороший пластилин?
- легко разрезаться пластмассовым ножичком;
- быстро согреваться в руках и становиться мягким;
- не крошиться, но и не размазываться;
- не таять;
- легко отмываться с рук теплой водой с мылом .
Результатом нашей работы стало создание разных работ из пластилина, глины и солёного теста.

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…
Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки
Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.

Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,
Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.
И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,
Потому что Миром этим мы поистине любимы!
А. Павлова

Творческие работы которые были созданы в ходе работы над проектом:
Работы из глины






Читайте также: