Лабораторные исследования в доу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие познавательной активности в процессе проведения обследований и экспериментирований с предметами и объектами. Создание условий для формирования целостного мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.

1. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, закреплять положительные эмоции на всех этапах занятия .

2. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.

3. Развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.

4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов .

5. Познакомить с приборами, которые необходимы для проведения опытов.

6. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

1 часть. Висит табличка ‘’ Экспериментальная лаборатория’’ .

-Кто проводит исследования и опыты?

- Вы знаете, что такое лаборатория ?

Я, Фея магии и волшебства, приглашаю вас в свою лабораторию . Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами ?

Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки.

В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Карточки – схемы.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено .

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Проходите к лабораторным столам , рассаживайтесь. Дети рассаживаются.

Мотивация к работе:

- Посмотрите, что это? - Коробка со знаком ВОПРОСА .

- Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? (Что там)

- Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем.

Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы?

Карточки с картинками:

(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)

Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.

-- Что можно услышать? Звуки - орган слуха

- Что можем унюхать? Запах- органы обоняния

- Что можно увидеть? Цвет, форма, размер, -орган зрения

- Что можно почувствовать? Ощупать предмет. - Материал, температура, вес и поверхность предмета. - Органы осязания

Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он.

Возьмите карандаш и выполняем первое задание волшебника – Органы чувств.

Посмотрите на содержимое корзинки.

2 .Проблема - Что мы можем рассказать о каштане, о шишке и кусочке кокоса?

Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: каштан, шишка, кусок кокоса.

Вывод:- В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.

Тихо встали, отодвинув стул назад. Немного отдохнем.

Я веселый--- Лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверху поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Молодцы, присаживаемся на свои места.

2 Открываем коробку со знаком вопроса , что же там спряталось?

Практическая работа (Работа по инструкции)

Проблема 3. Исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.

- Что мы увидели? Так что это за объекты нашего исследования (Семена – крылатки растений)

1. Откройте крышку.

--Достаньте из каждого отделения по одному семечку и выложите их на лист белой бумаги.

--Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет)

2. С помощью пинцета, достаньте и положите их на белый лист бумаги.

--Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (Лупы)

3. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.

-- Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка- лупы? В чем секрет стеклышка?

Вопросы к детям: Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)

Вывод: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.

4. Возьмите баночку с лупой, накройте по очереди каждое семечко. Что вы заметили? (семена не сдуваются, и лучше видно)

Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.

- Что еще можно рассматривать через такие баночки-лупы?

Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена крылаток.

Итог. Закрепление материала:

Воспитатель: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось.

- С помощью, каких органов мы исследовали материалы?

- А какие приборы – помощники нам помогали?

- Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

- Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах?

Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты.

Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами . Приводим рабочее место в порядок.

Что это такое, для чего и кто его должен проводить, с какой периодичностью? Вопросов много – давайте разбираться.

Производственный контроль

Это комплекс мероприятий (лабораторных исследований и испытаний) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в процессе выполнения работ и оказания услуг.

Производственный контроль — это составная часть санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение безопасности производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Проще говоря, производственный контроль – это контроль работодателя (юр.лица или ИП) за тем, чтобы в его организации соблюдались санитарные правила.

Для кого необходим производственный контроль


В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ обязанность по организации и осуществлению производственного контроля лежит на всех работодателях.

Те, кто не разбираются, очень часто путают производственный контроль с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах. Здесь нужно понимать, что производственный контроль необходимо осуществлять даже в том случае, если в организации была проведена специальная оценка условий труда с наличием или отсутствием вредных и опасных факторов.

Проведение ПК и СОУТ

Решить использовать или не использовать результаты ПК при проведении СОУТ может только эксперт организации, проводящей СОУТ

Итак, производственному контролю подлежат такие объекты, как:

  • предприятия (общественного питания, промышленной и пищевой отрасли);
  • предприятия продовольственной торговли;
  • учреждения медицинской деятельности;
  • лечебно-профилактические учреждения;
  • детские оздоровительные учреждения;
  • развлекательные центры (бассейны, аквапарки);
  • косметические салоны;
  • химчистки и прачечные;
  • объекты питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • полигоны захоронения отходов.

Таким образом, почти все работодатели обязаны проводить такой контроль.

Производственный контроль в ДОУ и Школах

Обязателен также и для образовательных учреждений.

Номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований определяют с учетом санитарно-технического состояния объекта.

Производственный контроль в медицинских организациях (стоматологии, аптеки, медицинские центры, ЛПУ)

Все медицинские организации обязаны соблюдать требования санитарного законодательства, чтобы обеспечить безопасность лечебно-диагностического процесса как для пациентов, так и для медицинского персонала. Периодичность и объем исследований будет зависеть от типа организации. Но требования к документам и процедурам будет аналогичным как и для любой другой организации.

Организация производственного контроля или как это работает?

Производственный контроль бывает 3 видов: визуальный, лабораторный и инструментальный.

Работодатель, в рамках производственного контроля должен организовать:

1. Контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда;
2. Контроль за проведением лабораторных испытаний:
— производственных факторов на рабочих местах (шум, химия, вибрация и т.п.);
— вредных факторов на границе санитарно-защитной зоны предприятия;
— выпускаемой продукции;
— прочие испытания (сырье, технологии и т.п.).
3. Контроль за проведением медицинских осмотров;
4. Контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов;
5. Контроль за выполнением и эффективностью дезинсекционных и дератизационных мероприятий;
6. Контроль за загрязнением атмосферного воздуха, а также порядка, условий, способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов требованиям санитарных правил;
7. Контроль за обеспечением радиационной безопасности;
8. Осуществление мер по профилактике заболеваний;
9. Контроль за ведением учета и отчетности для производственного контроля;
10. Предоставление достоверной информации в органы Роспотребнадзора и местные органы власти об авариях, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Производственный контроль включает в себя лабораторные исследования таких факторов , как:

  • физический (температура, влажность, вибрация, радиация, освещение и излучение);
  • химический (аэрозоли, пыль);
  • биологический (патогенные микроорганизмы).

Объем и периодичность лабораторных исследований для каждой организации будут различны и определены с учетом:

  • специфики деятельности организации (производства);
  • наличия определенных вредных производственных факторов;
  • степени влияния производственных факторов на человека.

Лабораторные исследования на рабочих местах должны проводиться с установленной санитарными правилами периодичностью.

Рассмотрим, как часто должны проводиться измерения:

Рекомендуемая освещенность

Хотя в качестве интереса, не оформляя никаких бумаг, вне рамок производственного контроля такую процедуру провести можно, если вы умеете пользоваться приборами

Необходимые документы для организации производственного контроля

Какие документы вам понадобятся?

  • программа (план) производственного контроля;
  • отчет (протоколы лабораторных исследований) производственного контроля.

Производственный контроль может проводится только согласно программе (плану) производственного контроля (далее — ППК), утвержденной руководителем организации.

Что должна включать в себя ППК?

  • перечень методов контроля факторов производственной среды в соответствии с осуществляемой деятельностью;
  • перечень объектов производственного контроля, с указанием контрольных точек, в которых отбирают пробы (проводят лабораторные исследования);
  • перечень химических веществ, биологических и физических факторов для исследования;
  • периодичность отбора проб;
  • перечень работников, подлежащих медицинскому осмотру;
  • перечень форм учета и отчетности;
  • перечень профилактических мероприятий, проведение которых необходимы для соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов.

Программа (план) производственного контроля составляется с учетом вида деятельности. Поэтому взять и просто скопировать его с другого предприятия будет не правильно.


Вы также можете заказать разработку Программы производственного контроля в нашей компании.

Необходимые изменения или дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении технологии производства , или других изменениях деятельности юридического лица, а также санитарного законодательства .


Сделаны по изменениям от 1.03.2022

Штрафы за не проведение производственного контроля

Давайте теперь о неприятном. Работодатель обязан предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Каждый руководитель дошкольного учреждения, должен проводить производственный контроль своего учреждения. Хочу представить вам свою программу, а делее и положение производственного контроля

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна)

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

3. Наличие теоретической базы

Цель моей работы : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

-Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

--выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

-развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

-развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

-развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);

-формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

-развитие у детей познавательных способностей:

--мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

-развитие ребенка в социально-личностном направлении:

-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Познавательный интерес неустойчивый;

Не всегда дети видят проблему;

Малоактивны в выдвижении идей;

Стремление к самостоятельности не выражено;

Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

5. Оптимальность и эффективность средств

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В процессе экспериментирования дети учатся:

-выделять и видеть проблему;

-принимать и ставить цели;

-решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,

-высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

-фиксировать этапы действий.

Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем.

Опытно – экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т. к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

Особенностями изучаемого явления,

Наличием свободного времени,

Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям: (Приложение 1)

6. Результативность опыта.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более осознанными и прочными.

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провожу анкетирование родителей.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности. Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Применение экспериментирования также окажет влияние на:

повышение уровня развития любознательности;

повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование речевого развития старших дошкольников;

развитие личностных характеристик воспитанников углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить

В ближайшее время планирую разработать программу по опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, рассчитанную на три года: средний и старший дошкольный возраст, используя имеющуюся эффективную систему работы по направлению. Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представлю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.

Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Читайте также: