Владимир гоник преисподняя краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В необычном фантастическом произведении Владимира Гоника перед глазами читателей открывается ужасная, но при том завораживающая картина: Москву охватывает страх перед темными силами. Люди исчезают из своих домов сотнями, и нет разумных причин такому кошмару. Собаки нападают на след, доходят до подвалов, а там им становится слишком страшно, чтобы продолжать поиски. Правительство создает специальный отряд из профессиональных солдат, чтобы пресечь исчезновения и не дать панике захватить улицы города. Начинается охота на чудовищ… Поклонникам жутких сюжетов однозначно следует читать онлайн роман Преисподняя.

Владимир Гоник - Преисподняя

Владимир Гоник - Преисподняя краткое содержание

Драматизм происходящих в романе событий характерен для жизни современной Москвы и держит читателя в напряжении до последней страницы.

Преисподняя - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Человек — явление временное

Я работал над ним два с лишним десятка лет, работа шла с неимоверным трудом и была столь же опасной, сколь и безнадежной, я даже надеяться не мог на публикацию.

Можно было, конечно, попытаться издать роман за рубежом с неизбежной посадкой на долгий срок, хотя была вероятность и просто исчезнуть без следа или угодить в психушку, что широко практиковалось в те годы.

И я отчетливо представляю, что со мной сталось бы, проведай власти, над чем я работаю. За меньшее стирали в порошок.

Основная работа над романом заняла около 15 лет — с 1973 по 1986 годы, хотя материал я стал собирать значительно раньше. Закончив роман, я возвращался время от времени к тексту: вставлял новые сведения, которые удавалось раздобыть, что-то менял, переписывал.

Август и три дня, проведенные у Белого дома, заставили меня внести в текст новые сведения и поправки. Получив достоверную информацию, я использовал ее для описания боевых действий под землей в районе Белого дома. Как выяснилось спустя два года, эти описания оказались весьма схожими с реальными событиями октября 1993 года, и теперь меня часто одолевают вопросами о причинах.

Разумеется, подробностей того, что произойдет, я не знал и писал, исходя из своих ощущений. Однако, если говоришь и пишешь правду, слово реченное или написанное становится явью.

Первые сведения о секретных подземных объектах дошли до меня в середине 60-х. После медицинского института меня направили врачом в армию; если быть точным, я получил назначение непосредственно в Министерство обороны. Моими подопечными стали офицеры из разных родов войск — летчики, подводники, личный состав ГРУ (Главное разведывательное управление) и прочие, кто в процессе напряженной и сложной работы нуждался в помощи врача.

В мои служебные обязанности входило разобраться в состоянии пациентов, снять последствия различных нагрузок, провести профилактику новых стрессов и разнообразных воздействий, связанных с риском, опасностью и необычайно сложной работой. Изредка ко мне поступали офицеры, чья служба проходила преимущественно под землей.

Я узнавал их с порога: бледные пастозные лица, еле заметная скованность в движениях, чуть угасший взгляд, некоторая замкнутость и оцепенелость… Кое-кто из них отличался разной степенью агорафобии[1] и нуждался в коррекции, а иные страдали клаустрофобией[2], и их приходилось переводить на поверхность или вообще увольнять из армии.

Очевидцы сообщили мне, что до митинга Сталин находился в своем городском доме на Мясницкой, роскошном купеческом особняке (до революции он принадлежал, кажется, известному богачу, купцу первой гильдии Солдатенкову), где с началом войны располагалась Ставка Верховного Главнокомандования. Как выяснилось, Сталин в тот день никуда не выезжал: не было ни кортежа машин, ни сопровождения, и даже наружное наблюдение, выставляемое на улицах по маршруту следования, в тот день отсутствовало.

Один из очевидцев рассказал мне, что Сталин прибыл на станцию по тоннелю метро. Между тем особняк Ставки находится в стороне от веток метро, и я сделал вывод, что Сталин воспользовался каким-то ходом или тоннелем, соединявшим особняк с тоннелем метрополитена. Знатоки из военных и гражданских специалистов подтвердили наличие ходов, а спустя время мне и самому удалось побывать в знаменитом особняке. Выяснилось, что его подвальный этаж соединен под землей с бункером соседнего штаба противовоздушной обороны (ПВО). Система ходов, соединяющих на большой глубине бункер с тоннелем метро и выходящих под платформу одной из станций, существует и поныне и даже находится под охраной. Правда, не так давно выход в тоннель заложили.

Удостоверившись воочию, что полученные сведения соответствуют действительности, я расширил круг поисков, и постепенно из отдельных разрозненных фактов сложилась общая картина: под землей Москва причудлива и обширна не меньше, чем наверху. Так возник некий замысел, неопределенная идея, которая маячила впереди размытым пятном. Сюжет не давался в руки.

Не могу сказать, что я работал над замыслом неусыпно. Поиски шли вяло и от случая к случаю; мешала неопределенность цели. Много времени отнимали служебные обязанности, армия не то место, где поощряются посторонние интересы. Спустя несколько лет я перешел в Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА) и стал работать со спортсменами-профессионалами высокого класса, со сборными командами по разным видам спорта. Тут мне пригодился собственный спортивный опыт: с юношеских лет я боксировал и неплохо стрелял, хотя любовь к странствиям и охота к перемене мест мешали регулярным тренировкам.

Отныне время съедали бесконечные разъезды, сборы, тренировки, соревнования, чемпионаты. К тому же я поступил в институт кинематографии и совмещал работу с учебой. Те годы вспоминаются вечной спешкой, постоянным цейтнотом и хроническим недосыпом: писать рассказы, сценарии, да и просто поразмыслить удавалось только за счет сна.

Преисподняя — приключенческий роман писателя и сценариста Владимира Гоника, действие которого разворачивается в подземных бункерах Москвы.

Содержание

История создания

Содержание

Роман включает 25 глав. Сюжет линейный, но изложение постоянно перебивается флешбэками, в которых описываются жизненные обстоятельства героев и предпосылки действия. Основное действие разворачивается весной — осенью 1991 года и связано с событиями Августовского путча.

Главные персонажи

  • Першин — бывший десантник, капитан армии в отставке. Уроженец Москвы. Женат на дочери крупного военного чина, сотрудника Минобороны, однако не поддерживает связи с номенклатурой.
  • Сергей Ключников — уроженец Звенигорода, из бедной семьи. Во время службы в Афганистане случайно выжил, когда моджахеды вырезали весь гарнизон кишлака. После увольнения в запас начал учиться в Москве, в общежитии сблизился с группой ультраправых националистов, стал тренировать боевую группу.
  • Галя — невеста Ключникова из Звенигорода.
  • Буров — сосед Ключникова по общежитию, глава одной из групп ультраправых.
  • Федосеев — глава нескольких организаций ультраправых, имеющий связи в военных кругах и КГБ, и постоянно действующий по их указке. Наниматель Ключникова.
  • Анна — предмет страсти Ключникова, еврейка. Её семья собиралась покинуть СССР, однако Анна осталась в Москве. Будучи весьма свободолюбивой особой, продолжает вращаться в кругах артистической богемы, вызывая раздражение и ревность Ключникова. Также Анна вызывает сильное неудовольствие у Бурова и Федосеева, которые подстраивают встречу Анны, Гали и Ключникова, а также угрожают Анне.
  • Антон Бирс — единственный доброволец в отряде Першина, тележурналист. Был принудительно призван в армию, уже будучи известной персоной. После конфликта с начальством, с Дальнего Востока был направлен в Афганистан, где отслужил пять месяцев. Вернувшись со срочной службы, продолжил вести собственную политическую передачу, оппозиционер-либерал. За год до описываемых событий был командирован в Калифорнию.
  • Джуди — американская чичероне Бирса, а потом и возлюбленная.
  • Стэнли Хартман — влиятельный голливудский продюсер. Его невестой считалась Джуди.

Основная сюжетная линия

Мэрия Москвы организует независимый отряд профессиональных военных (все прошли Афганскую войну), чтобы расследовать непонятные похищения сотен людей, ввергающих столицу в страх.

Странный мор, казалось, напал на Москву: люди исчезали без следа, повергая город в недоумение и растерянность. Сыскные собаки вели из квартир в подвалы, где жалобно и сконфуженно скулили, потеряв след…

Для этого необходимо спуститься в катакомбы и начать исследование сложных сооружений разного времени и степени сохранности, главными путями коммуникации остаются туннели московского метро.

После начала августовского путча, на баррикадах у Белого дома сошлись члены отряда Першина, националисты, а также Джуди, приехавшая в Москву к Антону Бирсу. Джуди была похищена альбиносами, Хартман тут же прилетел в Москву и самовольно присоединился к группе Першина. Ключников отдаляется от Анны, причём главной причиной является чуждость её круга и независимость девушки, в жизни которой Ключникову отведено немного места. На баррикадах ею явно заинтересовался Хартман. Во время путча альбиносы предпринимают попытку штурма Белого дома из-под земли, но были отбиты отрядом Першина. Круг поисков сужается, однако пленные неизменно кончали с собой.

В результате рейда под Чертольем отряд Першина, наконец, нашёл тайное убежище альбиносов. Удалось освободить бо́льшую часть пленников, однако Джуди среди них не было. Основные силы альбиносов забаррикадировались, и не желали вступать в переговоры. Хартману удалось захватить одного из альбиносов, но в результате стычки он получил тяжёлое ранение и срочно нуждался в оперативной помощи. Вскоре оказалось, что альбинос по имени Марксэн (Маркс-Энгельс), должен был расстрелять Джуди как американскую шпионку, но вместо этого отпустил её.

Першин награждён новой квартирой от правительства, Бирс и Джуди решили пожениться, и по полугоду жить в Москве и Лос-Анджелесе. Ключников со скандалом уходит от Анны и решает вернуться к Гале, которая легко принимает его.

В сентябре при попытке штурма альбиносы взрывают свой бункер и самих себя. Уцелевший Ключников выбирается из подземелий прямо перед домом Анны, и узнаёт, что она уехала.

Похожие произведения:

Auriga, 31 июля 2018 г.

VovaZ, 14 марта 2017 г.

Поскольку роман, в результате, понравился, начну пожалуй с критики. :)

Основный же сюжет выписан слабо. Его линия, собственно, реально начинается с последней трети романа, и избражается крайне экономно, не составляя и 15% романа. Финал выписан слабо, все сюжетные развязки чрезмерно дидактичны — нужных поженил и наградил, лишних убрал. Кого в могилу, кого в Израиль.

Вторая проблема, которая и подводит автора в оценке романа уважаемыми коллегами, линия политики горбочёво-ельцинских времён. Идея низкопоклонничества, на грани русофобии, а так же гротескный антисталлинизм, и вправду были в моде в начале 90-х, когда роман писался. Сегодня же, кажется, воспринимаются современным российским читателем скверно, вплоть до антипатии к автору.

Вместе с тем, драматическая линия, вместе с хорошей осведомлённостью автора, делают чтение достаточно интересным и захватывающим. Понравились продуманность сцен и персонажей. Сценизм относительно высок. Сильно, верно и безжалостно показана история неонацистких движений ранней России, их интеракция с властями и спецслужбами. В этом вопросе Гоник проявил большую оседомлённость и предвидение.

Осведомлённость автора в истории подземной Москвы, центральном месте событий романа, к сожалению оценить не могу, так как совершенно не владею этой замечательной темой. Однако, читал, затаив дыхание, не отличая вымысла от правды.

Читайте также: