Школа красивого письма а боярского

Обновлено: 05.07.2024

Александр Боярский — настоящий маэстро в мире российской каллиграфии. Его работы находятся в различных музеях и частных коллекциях, а благодаря разработанной им авторской системе преподавания каллиграфии множество молодых художников раскрыли свой творческий потенциал в искусстве красивого письма. Мы побеседовали с Александром в рамках Calligrafest и узнали, что роднит каллиграфию с музыкой и чем кириллица может помочь западным мастерам.

О самодисциплине

Я несусветный лентяй, но мне приходится держать себя в ежовых рукавицах, чтобы добиться хороших результатов. Я считаю, что ежедневные многочасовые тренировки — это часть моего искусства. Как любой профессиональный музыкант начинает свой день с исполнения гамм, так и я начинаю свою тренировку не с букв и слов, а с прямых, диагоналей, вертикалей, горизонталей и круговых элементов. На самом деле, я всем советую начинать с простых упражнений.

О разогреве руки перед работой

Разумеется, потребность в разогреве есть. Сначала рука совершенно деревянная, но уже через полчаса я начинаю чувствовать линию гораздо тоньше. Например, если я сяду писать букву прямо сейчас, не разогревшись, то понятно, что я напишу довольно неплохо. Но это будет совсем не та буква, которую я смогу написать через один или два часа тренировки.

О развитии и выборе стиля

Техника утончается, а тексты совершенствуются. Например, я уже несколько месяцев как погряз в кириллице по самую макушку. До этого я не испытывал особой потребности в кириллических шрифтах — полууставе или скорописи. Но сейчас все мои последние работы написаны скорописными буквами.
Что касается моего стиля, то он все такой же развязный, как и раньше. Я ни в чем себя не ограничиваю. Вот буквально вчера вечером я с невероятным удовольствием писал итальянским курсивом. Если я захочу использовать готику — пожалуйста! Могу начать писать фрактурой.

О стремлении к камерности

Сейчас мои этюды стали еще более камерными. Мне кажется, это логичный путь для каждого профессионального каллиграфа. Ты выбираешь более сложные композиционные решения, более изощренные конструкции букв. Небольшой по масштабу этюд сложнее написать, чем этюд на холсте размером в полтора метра или на стене десять на десять.

О каллиграфии как виде искусства

Каллиграфия — это однозначно искусство, абсолютно равноправное кинематографу, живописи или фотографии. Тем более сейчас она получила в России какое-то новое дыхание. За последний год очень много ребят сильно выросли в своей технике. Они выставляют довольно интересные работы, среди них есть совершенно колоссальные по силе этюды. Кто скажет, что это не искусство? Конечно, искусство!

Об отношении к собственным работам и будущей выставке

Например, я написал этюд вечером. Посмотрел — пока меня в нем все устраивает. Сфотографировал и выложил в Instagram. Смотрю на него утром и не могу понять, как он мне мог понравиться! Или мне мои друзья говорят, что пора уже делать выставку, так как скопилось очень много работ. Да, работ много, но я смотрю на них, и мне кажется, что выставлять особо и нечего. Они удивляются, куда еще расти. Но как иначе? Насколько ты требовательно относишься к себе, настолько твои этюды будут соответствовать твоим чаяниям.
Но, конечно, у меня есть желание показать мои новые работы публике. Невозможно постоянно работать в стол. Скорее всего я организую камерную выставку с черно-белыми этюдами небольшого формата.

О новых настроениях и трендах в каллиграфии

Пять лет назад каллиграфы активно пользовались готикой — фрактурой и текстурой. Три году тому назад было очень популярно острое перо, им повально занимались все девочки. В тренде были копперплейт и спенсериан. Сейчас, как мне кажется, все это немного пошло на спад.

В настоящее время очень востребована кириллица. Примерно шесть лет назад я хотел провести курс по полууставу, но не смог никого набрать. Народ не понимал, что это вообще такое, зачем нужен этот полуустав, на нем же церковные тексты пишут.

Также сейчас идет очень мощный поток современной экспрессивной каллиграфии, для которой характерны цвет и многослойные композиции. Но лично я очень жду, когда в моду войдет итальянский курсив. Это прекрасный, совершенно роскошный шрифт!

Об использовании кириллицы в европейской каллиграфии

Буквально несколько дней тому назад я разговаривал с американским каллиграфом Карен Несс. Я сказал, что часто пишу латинский алфавит и попросил ее написать кириллицу. Карен ответила, что она, конечно, может, это сделать, но она не чувствует пластики, ритма, конструкции наших букв.

О создании инструментов

Одно время мне не хватало диапазона инструментов для конкретных задач. Тогда я решил, зачем заказывать, если можно сделать самому. Сейчас я продолжаю создавать инструменты, правда, уже не так активно. Большую часть покупают европейские или американские каллиграфы. Часто поступают заказы из Нью-Йорка — для них это такой дремучий русский стиль. По полной программе заказывают шарки. Например, недавно я отправил семь штук в Португалию.

Шарки — это такой технологичный рулингпен. Причем он двухсторонний, и имеет около восьми пишущих зон. С его помощью можно и плоским пером писать и выдавать настоящую экспрессию. У меня есть много различных рулингпенов практически со всего мира, но с некоторыми из них приходится прям постараться, чтобы они сделали серию брызг. А тут достаточно немного прислонить инструмент — весь лист будет забрызган. Полный кайф! Есть шарки различной разрисовки: одни я утяжеляю, другие делаю легче. В последний год появились инструменты со специальными отверстиями, которые за счет циркуляции воздуха помогают стекать туши.

О поиске своего стиля в каллиграфии

Для того, чтобы найти свой стиль, нужно работать, работать и еще раз работать. А вообще я считаю, что стиль не надо искать, он сам вас найдет. Главное — прислушиваться к своим ощущениям и делать соответствующие выводы. Ведь у каждого человека свой внутренний мир, а это значит, что то, что нравится мне, не обязательно должно нравиться вам.

Изготовление каллиграфических инструментов: fLAtPenы и FoldedPenы на заказ (медное или алюминиевое кольцо, ручка бамбук, пишуший элемент из листового алюминия). Каллиграфические работы любой сложности, от рукописных визиток, до полноформатных композиций. Авторский леттеринг. Проведение мастер-классов.

World of Calligraphy

World of Calligraphy запись закреплена
Александр Боярский

Стоимость одного занятия 350 р. Стоимость курса 1750р. Оплачивать можно как за весь курс, за половину так и по занятиям.

Приобрести материалы можно разово на первом занятии, их стоимость 300р. (купленные материалы остаются у вас). В случае если у вас уже имеется плоская кисть (синтетика), плоское перо+перо-держатель берите их с собой.

Каллиграфия (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу), искусство красивого и чёткого письма.

Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.

Сейчас каллиграфия переживает очередное свое возрождение. Никакой, даже самый красивый компьютерный шрифт не заменит каллиграфическую надпись, несущую в себе частичку души каллиграфа.

Каллиграфия — это не просто умение красиво писать. Это НАСТОЯЩЕЕ искусство, способ творческого самовыражения.

World of Calligraphy

World of Calligraphy запись закреплена
Типографика

World of Calligraphy

World of Calligraphy запись закреплена
Военная история мира | MILITARY HISTORY

Мифы из жизни Гая Юлия Цезаря

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел
Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов. Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.
Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.
Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Где был убит Юлий Цезарь?
Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

О творческом пути рассказал мастер из Санкт-Петербурга Александр Веденьевич Боярский, участник VI Международной выставки каллиграфии в Москве. Он владеет различными стилями и техниками письма и активно делится знаниями в своем авторском образовательном проекте (Школа красивого письма).

— Александр Веденьевич, как можно научиться понимать и любить каллиграфию?

— А вы отслеживаете изменения, которые происходят с собственными работами? В чем они заключаются?

Сейчас в интернете очень много образцов неумелой, невежественной каллиграфии и леттеринга. Бытует мнение, что исторические шрифты устарели и малоинтересны. Однако даже в компьютерах мы видим, огромное количество шрифтов сделанных на основе исторических форм. Даже тот шрифт, которым написано это интервью.

— У вас есть любимые шрифты?

— Вы продумываете работы или творите спонтанно?

— Зависит от поставленной задачи. Есть каллиграфия, например, коммерческая, где существуют определенные правила: читабельность, определенный шрифт и прочее. И творческая каллиграфия, которая таких рамок не имеет. Человек пишет, как думает, как чувствует, какие эмоции переживает в конкретный момент. Иногда работы продумываются заранее, анализируется композиция, тщательно выбирается шрифт, инструмент, материал. Часто работа может писаться не один месяц. А бывает так, что за один вечер можно написать несколько этюдов, совершенно спонтанно, легко, используя самые смелые и необычные решения.

— Кто и зачем приходит заниматься каллиграфией?

— Над чем вы сейчас работаете, есть ли какие-то проекты?

— Проекты всегда есть, не бывает так, закончил что-то и ничего не делаешь. Иногда пишешь, пишешь и не можешь остановиться, как будто поток какой-то идет, должен все успеть зафиксировать. А бывают проекты затяжные, когда, что-то сделал и отложил работу. Бывают дни, когда сформулированных идей нет. Но и в этой ситуации есть большие плюсы: можно тренироваться, копировать уникальные образцы, что позволяет перенимать опыт великих каллиграфов, когда через каждый изгиб буквы чувствуешь и даже видишь движение пера мастера, это приносит колоссальную пользу.


О чем эта статья:

Причины неправильного и некрасивого почерка

Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.

В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.

На чистоту написания букв влияют и личные особенности. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки.

Графологическая экспертиза — один из методов исследований в криминалистике — позволяет определить по почерку не только темперамент человека, но и его пол, возраст, психическое состояние в момент письма. Анализируется размер букв, сила нажима, размашистость почерка. Некоторые компании используют подобную экспертизу для подбора кадров.

Определенный стиль письма формируется у ребенка в 5–6-м классе, а иногда и раньше. После этого почерк еще может меняться, но в целом манера написания букв остается прежней. Значит ли это, что если не удалось научить ребенка искусству красивого письма, он всегда будет писать неразборчиво? И стоит ли взрослым думать, как научиться красивому почерку? Стоит!

На самом деле почерк — это такой же мышечный навык, как умение забрасывать мяч в баскетбольную корзину или красивая походка. Безусловно, лучше, если он отрабатывается с детства, но и взрослому можно наверстать упущенное, если приложить немного усилий.

Сколько нужно времени, чтобы скорретировать почерк:

  • если заниматься ежедневно по 10–15 минут — первые результаты появятся через 3–4 недели. А через 2–3 месяца можно полностью изменить почерк;
  • если заниматься три раза в неделю — для заметных успехов нужно около полугода.


Плохой и хороший почерк с точки зрения графолога

Как научиться красиво писать буквы

Каллиграфию не зря считают одним из видов искусства. Симметрия и четкость линий делают ее схожей с графикой. Но, что приятно, для освоения этого искусства не обязателен талант — оно под силу каждому, кто проявит терпение. Начинать стоит с азов: тренироваться правильно держать ручку, привыкать к правильной посадке за столом, отрабатывать написание линий и завитков, как в начальной школе. Поэтому нет простых советов, как научиться красиво писать за 5 минут: чтобы улучшить почерк, нужно время.

Правильная посадка

Перед тем как писать буквы, выберите хорошо освещенное место для занятий, стол и стул нужной высоты. Чтобы правильно отрегулировать высоту стула, сядьте на него и обратите внимание на следующее:

  • столешница должна быть расположена примерно на уровне живота;
  • если вы опустите локти на стол, они должны быть согнуты под углом в 90°;
  • угол в коленях при условии, что стопы полностью стоят на полу, тоже должен составлять 90°.

Сидя на стуле, не касайтесь столешницы — между ней и вашим туловищем должно быть расстояние. Помните, что спинку стула можно и нужно использовать как опору для спины.

Многим такая посадка первое время кажется неудобной, но это лишь потому, что мышцы отвыкли от правильного положения тела. Возможно, для занятий стоит приобрести стол с наклонной поверхностью (такими часто оборудуют кабинеты для первоклассников) — он поможет избежать напряжения в шее.




Правильно держим ручку

  • держите ручку между большим и указательным пальцами, а средний палец должен служить опорой;
  • убедитесь, что захватили ее не слишком близко к стержню — до кончика должно оставаться около ⅓ длины;
  • верхняя часть ручки пусть находится у основания большого пальца и опирается на ложбинку между ним и указательным.

Для тренировок выбирайте шариковые или гелевые ручки умеренной или слегка увеличенной толщины. Отлично, если на ручке есть резиновая накладка. Детские накладки-рыбки помогают выработать правильный захват.




Одна из самых распространенных ошибок при письме — высоко поднятое запястье, которое вызывает лишнее напряжение в кисти. В норме запястье отрывается от стола или листа бумаги лишь на несколько миллиметров.

Прописная тетрадь

Например, детские прописи для дошкольников и первоклассников помогут научиться красиво соединять буквы, отработать наклон, петли и закругления. В них даются эталоны написания букв и цифр, но для занятий каллиграфией этого, конечно же, мало.

Есть прописи для взрослых — они помогут тем, кто хочет не просто научиться красиво писать ручкой, но и приобрести свой собственный стиль. Пробуя разные шрифты и многократно повторяя те или иные элементы, можно победить старые мышечные привычки и выработать новые — те, что ведут к красивому почерку.

Чтобы отработать новые навыки письма, на первых порах лучше использовать тетрадь в клетку и выписывать буквы в каждой клеточке — это удобнее. Для исправления наклона букв хорошо подходят детские тетради в мелкую косую линию.


Советы по улучшению почерка и обзор генератора прописей

Специальные упражнения

Кроме прописей помочь в борьбе за красивый почерк могут специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику рук. Некоторые из них знакомы нам с детства, но это не значит, что они подходят только дошкольникам — взрослым тоже пригодится.

Полезные упражнения:

  • Рисование букв и цифр в воздухе. Выберите незнакомый вам шрифт или возьмите в качестве образца написание букв в прописи и постарайтесь несколько раз повторить его в воздухе. Когда станет легко, переносите все на бумагу.
  • Письмо чернильной ручкой. Проведите свою обычную тренировку с прописями, используя не шариковую ручку, а чернила. Это самый простой способ научиться писать красиво, его часто используют в занятиях каллиграфией для начинающих, потому что так не получится торопиться — потребуется время и аккуратность.
  • Точечные фигуры. Забавный и на первый взгляд несложный, но очень полезный тренажер мелкой моторики. Можно скачать рисунки из сети, распечатать и двигаться от самых простых к более объемным, с большим количеством линий и точек.

Как изменить почерк пошагово

Шаг 1. Проанализировать свой почерк

Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.

Обратите внимание на следующие факторы:

  • встречается ли у вас печатное написание букв;
  • одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
  • какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
  • есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
  • насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.

Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт

Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:




Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради

Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.

Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.

Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее.

Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма

Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.

Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.

Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.

Читайте также: