Повесть о начале москвы краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

(. ) Почему бы Московскому государству царством быть и кто то знал, что Москве государством слыть?

Благоверный тот князь Даниил стал четвертым но­вым мучеником, приняв мученическую смерть от пре­любодеев жены своей. Первыми же мучениками были Борис и Глеб, убитые братом своим, окаянным Святопол-ком, названным Поганополком. Дети же Кучки, приехав в город Суздаль, привезли одежду окровавленную вели­кого князя Даниила Александровича и отдали ее княги­не Улите, жене князя Даниила. И стали жить с нею убий­цы в том же любострастном беззаконии по-прежнему.

Многое же время спустя доходит во Владимир-город весть к князю Андрею Александровичу, что соверши­лось такое убийство брата его князя Даниила Александ­ровича. Сын его, Иоанн Данилович, внук Александра Невского, остался после него ребенком, только пяти лет и трех месяцев от рождения. Охранял его и уберег вер­ный раб отца его Давыд Тярдемив.

По смерти Даниила прошло уже два месяца. И сжа­лился тот верный слуга Давыд над княжеским сыном Иоанном Даниловичем: взял его тайно в ночь, вскочил на коня и помчался быстро с ним к городу Владимиру, к князю Андрею Александровичу, дяде его. И рассказал тому подробно слуга Давыд, как совершилось в городе Суздале над братом его князем Даниилом злое убийство.

Князь же Андрей повелел княгиню Улиту взять и мучить ее разными муками лютыми, а затем предал ее злой смерти, ибо совершила она, злая княгиня Улита, бесстыдное дело и не устрашилась бога и создателя, вельмож и знатных людей не постеснялась, добрых жен укора и насмешки не устыдилась, мужа своего, велико­го князя Даниила, злой смерти предала. Зато и сама окаянная княгиня лютую смерть приняла.

И собралось войску великого князя Андрея на по­мощь из суздальских граждан 3000. И пошел князь Андрей со всем своим войском на боярина Стефана Кучку и на убийц. А у боярина Стефана Кучки не бы­ло вокруг сел его красных ни ограды каменной, ни частокола деревянного, и не смог боярин Кучка против князя Андрея боем биться. И вскоре князь Андрей со всей своею силою захватывает приступом села и сло­боды красные. И самого боярина Стефана Кучку с деть­ми его в плен взял. И повелел князь Андрей заковать их в оковы крепкие, а потом приказал его, боярина Стефана, казнить, а детей его замучить лютыми разны­ми муками. И тут боярин Кучка и сыновья его злейшую кончину приняли.

И воздвиг благоверный князь Андрей Александро­вич церковь небольшую деревянную, во имя пречистой Богородицы, честного и славного ее благовещения, при­зывая на помощь себе в том бога и пречистую Богома­терь. Также повелел он и город основать около тех крас­ных сел по Москве-реке, и помогали ему и суздальцы, и владимирцы, и ростовцы, и окрестные села. И так по­строил он город помощию бога, Богородицы и всех свя­тых, закончив градостроительство в 6791 году в седьмой день июля. И с тех пор стал именоваться новосозданный город Москвою.

Публикации: Повести о начале Москвы, М.-Л., 1964.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Список утраченных памятников архитектуры Москвы — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Ниже представлен список утраченных памя … Википедия

Оборона Москвы (1238) — Взятие Суздаля монголами Монгольское нашествие на Русь вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237 1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236 1242 гг. под предводительством чингизида Батыя и … Википедия

Хроника Константина Манассии — – стихотворная хроника византийского писателя XII в. Константина Манассии, переведенная в XIV в. в Болгарии для царя Ивана Александра. Сохранились три списка среднеболгарского перевода (Синодальный список – ГИМ, Синод. собр., № 38, XIV в.;… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Москва в произведениях искусства — Существует множество произведений искусства, в которых изображается Москва. Содержание 1 Тексты 1.1 Поэзия 1.2 Художественная проза … Википедия

Сказание о Борисе и Глебе — – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский стол в 1015 г. Борисо … Словарь книжников и книжности Древней Руси







В лето 6889-е [1], октября 29-го дня в граде Владимире в державе князя Владимира правил князь Андрей Александрович Невский, а в граде Суздале – князь Даниил Александрович Невский.

Были на этом месте по Москве-реке красивые и богатые села боярина Стефана Ивановича Кучки. И были у Кучки два сына, таких красивых, что не было таких красивых юношей во всей Российской земле.

Боярин Стефан Иванович Кучка побоялся перечить князю Даниилу Александровичу, и отдал обоих своих сыновей ко двору князя Даниила Суздальского. Те два брата понравились князю Даниилу, и начал князь Даниил их любить и жаловать. Одного пожаловал в стольники, а другого – в чашники.

Те два брата понравились и жене князя Даниила – княгине Улите Юрьевне. И уязвил враг рода человеческого тех юношей блудной страстью, так как возлюбил красоту лица их, и дьявольской страстью смешался в них. И умыслили тогда братья с княгиней: как же им предать смерти князя Даниила.

И начали они звать князя Даниила в поле, который по обычаю предков любил утешаться охотой на зверей, ловлей зайцев в поле. Вот были они на поле, а когда въехали в дебри, стали они, братья Кучковичи, преследовать князя, чтобы убить его.

Но князь Даниил ускакал от них на коне своем в чащу леса, так как были тогда густыми леса. И бежал от них вдоль реки Оки, оставив на берегу коня своего. Они же, злые убийцы, как волки лютые, напрасно захотели догнать его. И сами были в ужасе, так как долго искали его, но не нашли, нашедши только коня князя.

Князь же Даниил, думая, что перед ним честный человек, который не солжет ему, положил ему на весло, наперед за перевозку, свой золотой перстень. Перевозчик же, взяв на весле золотой перстень от князя, отошел еще дальше от берега Оки-реки и не стал перевозить князя.

Князь же Даниил побежал дальше по берегу Оки-реки, боясь гнавшихся за ним людей. И пришел день к вечеру темных осенних ночей. И не имея возможности укрыться: не было пустого места в дебрях лесных, князь на прилучине нашел, что стоит возле дебрей струпец малый. Под ним прежде был погребен тут мертвый человек. Князь же влез в тот струпец малый, закрывшись в нем и забыв страх мертвого. И провел тут ночь темную до осеннего утра.

А злая княгиня Улита, наполнил ее дьявол в сердце злыми мыслями на мужа своего, князя Даниила Александровича, как лютую змею ядовитую, распалил ее сатана на вожделение блудные похотью, возлюбила еще больше окаянных недобрых наложников своих и любовников, Кучковых детей.

Пес же князя побежал перед ними, а они скоро за ним ехали. И бежал тот пес скоро по берегу Оки-реки, и добежал до струпа, где схоронился князь Даниил. Увидел он князя и начал хвостом махать, радуясь хозяину. Братья же, искавшие князя убийцы, увидели пса радующегося и машущего хвостом, скоро соскочили с коней своих, сорвали покров того струпца и схватили тут князя Даниила Александровича. И скоро учинили окаянные князю смерть лютую, мечами и копьями проткнув его ребра и отрубив ему голову, да еще в том же струпце спрятав его останки.

Сей благоверный князь Даниил Александрович был четвертый новый мученик, принял мученическую кончину от прелюбодеев жены своей. Первыми мучениками были Борис и Глеб, убиенные братом своим окаянным Святополком, прозванным Поганополк.

Кучковы же дети, приехавшие в град Суздаль, привезли кровавую ризу великого князя Даниила Александровича и отдали ее княгине Улите, жене князя Даниила. И жили с ней те убийцы в том же беззаконии любодейном по-прежнему.

Не скоро же дошла весть в град Владимир, к князю Андрею Александровичу Невскому, что сотворилось такое злодейство над братом его, князем Даниилом Александровичем. Сыну же убитого князя, Иоанну Даниловичу, внуку Александрову, остававшемуся еще совсем дитем, только пять лет и три месяца от рождения, хранил и соблюдал верность верный раб отца его, Давыд Тярдемив.

По смерти же Даниила князя прошло уже два месяца. И сжалился тот верный слуга князя о сыне его Иоанне Даниловиче, и, взяв его разрешение, сел на коня и погнал скоро к граду Владимиру, к князю Андрею Данииловичу, к дяде (стрыю) его. И рассказал все по порядку тот Давыд князю, что сотворилось злое убийство в граде Суздале над великим князем Даниилом, братом его.

Князь же Андрей сильно опечалился о брате своем, как и князь Ярослав Владимирович о братьях своих, Борисе и Глебе, на окаянного убийцу Святополка, прозванного Поганополк. И собрав себе Ярослав новгородцев, и, Бога себе в помощь призвав, с ратью отомстил за кровь праведных братьев своих Бориса и Глеба, победил окаянного Святополка.

И услышали в граду Суздале боярина Стефана Кучки дети, что идет на них из Владимира-града князь Андрей Александрович, с воинством своим, на отмщение неповинной крови брата своего, великого князя Даниила Александровича. И нашел на тех убийц страх и ужас, что напрасно они пролили кровь неповинную, убили господина своего, князя Даниила. И, не имея сил выступить против князя Андрея и воевать с ним, побежали они к отцу своему, боярину Стефану Кучке.

Князь же Андрей повелел княгиню Улиту схватить и замучить разными злыми муками, и лютой предать злой смерти. Поскольку она, злая княгиня Улита, безсудное нехристианское дело сотворила, и не устрашилась Бога и Создателя всех, и добрых жен укора и насмешек не постыдилась, - мужа своего, великого князя Даниила, злой смерти предала. И сама окаянная княгиня ту же лютую смерть приняла.

И собралось суздальское воинство, граждан, в помощь великому князю Андрею, числом 3000 воев. И пошел князь со всем своим войском на боярина Стефана Кучку и на убийц князя Даниила.

И не было у боярина Стефана Кучки вокруг сел его красивых ограды каменной, ни острога деревянного. И не мог боярин Кучка против Андрея князя боем биться. И вскоре князь Андрей Александрович всей своей силой взял приступом села и слободы красные, а самого боярина Кучку, с детьми его, в полон взял.

И повелел князь оковать их в железо крепкое, и потом повел боярина Стефана казнить, а сынов его лютым мукам разным мучить. Так и приняли: Кучка боярин, с детьми своими, блудниками и убийцами, злейшую кончину свою.

В лето 6890 (1382г.), месяца марта в 17-й день, князь Андрей Александрович Невский отомстил убийцам за кровь неповинную брата своего, великого князя Даниила Александровича Суздальского, победил боярина Стефана Кучку [2] и злых убийц, детей его, умучил разными муками. И все имение их, злато и серебро, разграбив, отослал себе, а сёл и слобод красных велел не разорять.

И о том воздал хвалу Христу князь Андрей, и Богородице, и всем святым, что дали ему помощь победить и отомстить за кровь брата своего, боярину Кучке и детям его, убийцам и блудникам. И наутро встав и осмотрев красные села и слободы казненного боярина, которые князю Андрею весьма полюбились, - рассмотрев, помыслил он в уме своем, как бы Бог дал ему помощь еще в этом месте город построить.

Тот же благоверный князь Андрей Александрович воздвиг Церковь Пречистой Богородицы честного и славного ее Благовещения, небольшую и деревянную, - и Бога на помощь себе призвал, и Пречистую Его Богоматерь Владычицу Богородицу.

Так же князь велел град основать возле трех сел по Москве-реке. Ему поспособствовали в этом суздальцы, и владимирцы, и ростовцы, и окрестности все. И так создавался град Москва, с Божьей помощью, и Богородицы, и всех святых, устроивших все градостроительное дело в лето 6891-е (1383г.), июля в 7-й день. И с тех пор начал именоваться новосозданный град Москва [3].

Тот же князь Иоанн Данилович, сын убиенного князя Даниила Александровича, вырос до полного возраста своего, и даровал ему Бог добрый разум и премудрость, и был он благодарственен и верен, и благочестив, и нищелюбив, как золотой сосуд, наполненный доброго и чистого бисера.

И взял он к себе Дмитрия Юрьевича (Георгиевича) Суздальского и Владимирского, сородича своего, и воспитал его в добром наказании, а грады, Суздаль и Владимир, под сию же область Московскую принял в свою державу.

Князь же великий Иоанн Данилович отдал Петру митрополиту пасти Церковь Божью, Престол Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа, дом Всемогущей и Живоначальной Святой Троицы и Пречистой Его Богоматери. И поставил его Митрополитом Московским и всея Руси.

И прославили все жители Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Богоматерь Владычицу Богородицу, и всех святых, и, воздав хвалу Богу, в Троице прославляемому, сотворили молебное пение. И с тех пор назвался и прославился сей град Москва.

Русское историческое повествование XVI - XVII веков /Составление, предисл., подгот. древнерусск. текстов, перевод и примечания Ю.А.Лабынцева. Оформление Б.Диодорова. Илл. В.Носкова. – М.: Советская Россия, 1984. – 352 с., ил. – (Сокровища дневнерусской литературы).

[6] Интересно – традиции писать дату в 3-ри цифры - позднее или новее традиции – писать дату в 4-ре цифры? Если взять Уваровскую летопись, то там сначала идет дата в 3-ри цифры, где описаны события образования Руси, а вот время Ивана III описано в летописи с датами в 4-ре цифры. Получается, что список, дописанный позднее, отражает моду на написание дат более позднюю.

Я думаю, что традиция писать даты в 4-ре цифры возникла во времена Михаила Романова, уже после Смутного времени, когда прервалась старинная традиция Московского царства, времен первых Московских князей и царей. Я даже думаю, что первые Романовы открывали для себя мир Древней Руси ничуть не меньше, чем русские современники времен 300-летнего юбилея Дома Романовых.

…с другой стороны, Ипатьевская летопись, по стилю, близка Уваровской летописи. Поэтому рассказ об убийстве именно Андрея Боголюбского – возможно, правда, а описание убийства Даниила – ошибка исследователей 17-го века.

Наблюдения С. К. Шамбинаго над текстом хронографической повести впервые с большой четкостью ответили на многие вопросы, возникающие при чтении повести о зачале Москвы. Так, С. К. Шамбинаго указывает, что источниками, которыми пользовался автор повести о зачале Москвы для своего рассказа, были, с одной стороны, живое предание о боярине Кучке как первом владельце Москвы, с другой — литературный источник (хроника Манассии). Вообще труды С. К. Шамбинаго насыщены интересными наблюдениями и основаны на большом рукописном материале. Однако возникновение повести о зачале Москвы рисуется нам по-иному, чем С. К. Шамбинаго.

Итак, элементы, вошедшие в повесть о зачале Москвы, сложились сравнительно рано, во владимирских памятниках. Этим и объясняется та странность, что автор повести так мало говорит о самой Москве, а главное внимание обращает на суздальские события. Только конец повести возвращается к московским князьям и оканчивается на княжении Ивана Калиты. Эта часть повести основана на московских источниках, причем также летописного характера 7 . Таким образом, автор повести связал предание о боярине Стефане Кучке, как о первом владельце Москвы, с суздальскими сказаниями.

Однако и невежество бывает разного рода. При всем своем невежестве автор иногда дает точные даты: 17 марта 1289 (6797) г. — день взятия Москвы князем Андреем Александровичем, 27 июня 1291 г. — устройство городских укреплений, смерть Андрея Александровича в 1300 (6808) г. Следует отметить, что подобные даты указаны в древнейшем тексте повести, помещенном в Сибирском сборнике. В изданных текстах эти события отнесены к концу XIV в. 11 . Откуда взяты эти даты — неизвестно, их нет в летописных памятниках, за исключением года смерти Андрея Александровича. Трудно настаивать на их достоверности, но нельзя и отвергать, имея в виду, что кончина того же Андрея Александровича в большинстве летописей отнесена к 1304 г., а в Рогожском летописце — к 1308 г. 12

Зачем же автору повести об убиении понадобилось вводить в свой рассказ забытого князя Андрея Александровича, оставившего по себе совсем не блестящую память? По-видимому, автор повести спутал двух Андреев. Почти современником Андрея Александровича был его дядя Андрей Ярославич, который считался родоначальником князей Шуйских.

Крайне запутанные родословные счеты легко позволяли отождествить Андрея Ярославича с Андреем Александровичем, а также их сыновей. Сами Шуйские в XVI в. указывали свой род только от великого князя Дмитрия Константиновича (умер в 1383 г.), не восходя к своему родоначальнику Андрею Ярославичу 14 .

Дата возникновения повести, по нашему мнению, — начало XVII в.; она возникла не позже 1610 г. — времени свержения Василия Шуйского. С этим сходятся и показания древнейшей рукописи повести. Названная рукопись лишь недавно поступила в собрание Исторического музея в Москве и подробно описана М. В. Щепкиной 17 . По почерку и водяным знакам она должна быть отнесена к первой половине XVII в. Следовательно, сама повесть об убиении Даниила никак не может быть датирована серединой XVII в.

Повести о начале Москвы и об убиении Даниила Московского, при всей их некнижности, могут быть причислены к той политической литературе, которая так развилась в Русском государстве XVI в. Повесть о зачале Москвы утверждает права на Москву родоначальника московских князей — Даниила Александровича, повесть об убиении Даниила Московского ставит другую цель — объяснить права суздальских князей на московский престол.

2. См. М.Н. Тихомиров. Древняя Москва, М., 1947, стр. 210 и сл.

3. С.К. Шамбинаго. Указ. соч., стр. 76.

5. Сборник начинается сказанием о Владимирской иконе (начало утеряно), далее следует повесть о сретении Владимирской иконы (л. 5 об.), сказание вкратце о премудром Киприяие митрополите (л. 41 об.), его прощальная грамота (л. 44 об.), об убиении Андрея Боголюбского (л. 49 об.), о доставлении церкви Владимирской (л. 54 об.), о преславном великом князе Всеволоде Георгиевиче (л. 56), о великом князе Георгии Всеволодовиче (л. 73 об.), о гневе божий и о нахождении безбожного Батыя (л. 81 об.), из летописной книги крещение Суздальской земли (л. 88 об.), сказание вкратце о Царьграде (л. 91), приход александрийского патриарха Иоакима (л. 124 об.), послание Ивана IV к александрийскому патриарху Иоакиму (л. 134 об.), сказание о Фотии митрополите (л. 138), страдание ключаря Патрикия (л. 143), краткий летописец с 6498 (т. е. 990) г. до возведения в митрополиты Алексея (л. 153), роспись родословию великим князьям, с указанием панихид, которые поются в Успенском соборе во Владимире.

7. Составитель повести о зачале Москвы пользовался каким-то кратким московским летописцем. Датировка событий в некоторых случаях у него спутана, но сами известия не заключают чего-либо легендарного. Сходный по типу краткий летописец см. в ЛСРЛ, т. VII, ктр. 231-238.

8. Новгородская летопись по Синодальному хоратейному списку, СПб., 1888, стр. 435-436.

9. Н.М. Карамзин. История Государства Российского, т. IX, СПб., 1821, стр. 201 (примечания).

10. Текст повести приводится по недавно приобретенной рукописи Государственного исторического музея под условным названием — Сибирский сборник (в четвертку, на 295 листах, скорописью первой половины XVII в., повесть об убиении Даниила помещена на лл. 189 об.-202).

11. Например, в сборнике конца XVII в. находим такие даты: взятие Москвы отнесено к 17 марта 6890 г. (1382), построение града — к 6891 г. (1383), смерть Андрея — к 6892 г. (1384).

12. ПСРЛ, т. VII, стр. 184; т. XV, изд. 2-е, вып. 1, стр. 35.

13. А.В. Экземплярский. Великие и удельные князья северной Руси, т. II, СПб., 1891, стр. 392 и сл.

15. РИБ, т. XIII, стб. 69.

16. СГГД, т. II, стр. 199 (No 141).

17. Это описание будет в ближайшее время издано. Автор приносит М.В. Щепкиной глубокую благодарность за указание на этот новый и древнейший список повести об убиении Даниила Московского.

18. РИБ, т. XIII, стб. 341-342. О том же говорит и Масса (И. Масса. Краткое известие о Московии, М., 1937, стр. 63).

Читайте также: