Курс общей лингвистики соссюр краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

История текста

Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя

принадлежит не Соссюру, а его ученикам (и даже противоречит другим несомненно соссюровским идеям). Соссюр в области созданной им семиологии не опубликовал ничего, существуют лишь его разрозненные заметки по данной проблематике, которые были найдены и опубликованы только во второй половине XX века.

Основные положения

Семиология — новая наука

Язык и речь

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью.

Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие: физическую (распространение звуковых волн), физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи), психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).

Языковой знак


Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого. Языковой знак имеет два основных свойства. Первое заключается в произвольности связи между означающим и означаемым, то есть в отсутствии между ними внутренней, естественной связи. Второе свойство языкового знака состоит в том, что означающее обладает протяжённостью в одном измерении (во времени).

Единицы языка

Язык составляют языковые сущности — знаки, то есть единства означающего и означаемого. Языковые единицы — это разграниченные между собой языковые сущности. Единицы выявляются благодаря понятиям (отдельно взятая акустическая составляющая делению не поддаётся): одной единице соответствует одно понятие. Языковая единица — это отрезок звучания (психического, а не физического), означающий некоторое понятие.

Что представляет собой языковая единица, понять не легко. Это совсем не то же самое, что слово. Разные формы слова — разные единицы, так как различаются и по звучанию, и по смыслу. Суффиксы, падежные окончания и т. п. также являются единицами. Решение, которое предлагает Соссюр, таково.

Значимости

Язык — система значимостей.


Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость — с отношениями между несколькими листами.

Синтагматические и ассоциативные отношения

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения — это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

Синтагматические и ассоциативные отношения обусловливают друг друга. Без ассоциативных отношений было бы невозможно выделить составные части синтагмы, и она перестала бы быть разложимой и превратилась бы в простую единицу без внутренних синтагматических отношений. Так, если бы из языка исчезли все слова, содержащие единицы раз- и -бить, исчезли бы и синтагматические отношения между этими единицами в слове разбить, их противопоставление друг другу. С другой стороны, синтагматические единства представляют собой материал для установления ассоциативных отношений их членов с формами, которые им ассоциативно противопоставляются.

Синхроническая и диахроническая лингвистика

Затрагивая коренные вопросы диахронической лингвистики, Соссюр определяет изменение знака (в эволюции языка) как изменение отношения между означающим и означаемым. Оно происходит при изменении одного, другого или обоих. Эволюция языковых знаков не имеет своей целью создание определённой новой значимости; она вообще не имеет цели. Просто, с одной стороны, происходят изменения понятий, с другой — изменения акустических образов. Но изменение означающего не направлено на выражение определённого понятия, оно происходит само по себе. Более того, изменения происходят в отдельных знаках, а не в системе языка в целом.

Влияние

Положения Соссюра непосредственно развивала Женевская лингвистическая школа, крупнейшими представителями которой были Балли и Сеше.

Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913) называют Коперником современного языкознания. Лингвистическая концепция Соссюра основанана идеях знаковой природы и системности языка . Идеи Соссюра послужили основой для возникновения структурализма XX в. Они помогли в пре­одолении кризиса мирового языкознания в конце XIX - нача­ле XX в.

Так, он пришёл к выводу, что все индоевро­пейские корни имели единообразную структуру:

Таким образом, аргументы системного характера обеспечи­вают надёжность реконструкции праязыка.

В 1880 г. Соссюр защитил докторскую диссертацию по синтаксису. Он начинает работать в Парижском университе­те, и в Париже знакомится с И.А. Бодуэном де Куртенэ. Потом между ними завязалась переписка. В 1891 г. Соссюр переезжает в Женеву. Здесь учёный занимался классическими и германскими языками, лингвистической географией, эпосом Нибелунгов, французским стихосложением и греческой мифологи­ей. Осталось 99 его тетрадей по анаграммам в греческой, латинс­кой и ведийской поэзии.

Соссюр вёл замкнутый образ жизни. В глазах окружающих он выглядел неудачником, который так и не смог подняться до уровня своей первой талантливой книги.

В 1906 г. Соссюру предложили место профессора Женевского университета.

1) Противопоставление языка и речи .

Язык и речь - две стороны речевой дея­тельности. Речевая деятельность многообразна, она вклю­чает социальное и индивидуальное, потому что человек выражает свои мысли, чтобы быть понятым другими. В речевой деятельности выделяется внешняя звуковая и внутренняя, психо­логическая сторона. Из двух сторон речевой деятельности язык - одна, но наиважнейшая сторона, определяющая все остальные.

Главное различие между языком и речью в том, что язык социален, а речь индивидуальна. Социальность языка состоит в том, что он функционирует лишь в человеческом обществе. Язык - продукт речевой спо­собности и совокупность языковых навыков. Ребёнок усваивает его, живя в человеческом обще­стве. Язык пассивно ре­гистрируется человеком и навязывается ему. Инди­вид не может ни создать, ни изменить языка.

Язык, по Соссюру, - это код, образующий средство для речевой деятельности. Но язык - и клад, от­кладывающийся практикою речи во всех членах коллектива. Это грамматическая и лексическая система, потенциально существу­ющая в мозгу сово­купности индивидов.

Язык - психическое явление, но в нём есть только общее, абстрактное, отвлечённое. Психичность языка не отрицает его реального существования. Доказа­тельством его реальности Соссюр считает возможность графи­чески, на письме отразить язык. Реальность языка подтверждается возможностью изучать мёртвые языки по памятникам.

Речь целиком индивидуальна. Она - акт воли и сознания отдельного человека, ею полностью распоряжается индивид.

В речи есть:

1) комбинации, которые говорящий образует для выражения своей мысли, используя социальный код;

2) психо-физиологический механизм, с помощью которого мысли объективируются, становятся общим достоянием. К речи отно­сятся звукоподражательство, артикуляция.

2) Противопоставление синхронии и диахронии .

Второй перекрёсток на пути лингвиста - синхрония/диахрония, то есть изучение языка в момент покоя и в развитии. Соссюр предлагает разграничивать 1) ось одновременности (АВ) и 2) ось последовательности (СD).

Ось одновременности (АВ) касается отношений между сосу­ществующими последовательностями, где исключено всякое вме­шательство времени. На оси последовательности (СД) распола­гаются все явления первой оси со всеми их изменениями, на ней никогда нельзя рассматривать больше одной вещи сразу.

Понятие системы Соссюр связал только с синхронией, ко­торая совпадает с осью одновременности. В диахронии, совпа­дающей с осью последовательности, по его мнению, происхо­дят лишь смещения, которые могут привести к изменению си­стемы. Переход от одного состояния системы к другому - результат диахроничных смещений отдельных членов.

Если лингвистика языка находится в области синхронии, говорит Соссюр, то лингвистика речи - в области диахронии. Диахронические исследования возможны в проспективном и рет­роспективном планах. Можно предсказать развитие языка или заниматься реконструкцией праязыка. Лингвистику, которая должна заниматься покоем языка, Соссюр предлагает на­звать статической или синхронической лингвистикой, а науку, которая должна описывать последовательные состояния языка, - эволюционной или диахронической лингвистикой.

3) Противопоставление внешней и внутренней лингвистики .

К внешней лингвистике Соссюр от­носил все аспекты, связанные с историей общества; внутреннюю политику государства; уро­вень культуры; отношения между языком и церковью, языком и школой; географическое распространение языков и их дроб­ление на диалекты. Язык и социальные факторы взаимно влияют друг на друга.

Каждой из лингвистик присущ свой особый метод, говорит Соссюр. Внешняя лингвистика может нагромождать одну подробность на другую, не чувствуя себя стеснённой тисками системы. Во внутренней лингвистике исключено всякое произвольное расположение материала, так как язык есть система, которая подчиняется лишь своему собствен­ному порядку. Соссюр отдаёт предпочтение внутренней лингви­стике, так как её недооценивали современные ему лингвисты.

4) Соссюр рассматривал язык как знаковую систему .

Соссюр первым обособил язык как знаковую систему от других знаковых систем: письма, азбуки глу­хонемых, военных сигналов. Он первым предложил выделить науку о жизни знаков в обще­стве - семиологию (гр. semeon 'знак'). Семиология, по мнению Соссюра, должна входить в соци­альную психологию как раздел общей психологии. Позднее эту науку стали называть семиотикой.

Определение языка как знаковой системы было направлено и против индивидуализма младограмматиков, и против понима­ния языка как организма сторонниками натурализма. Любая лингвистическая проблема, по Соссюру, есть, прежде всего, проблема семиологическая, так как большинство из свойств языка общие с другими знаками и лишь некоторые специфичны. Семиологическое изучение языка, полагает Соссюр, поможет понять обряды, обычаи народов. Но главная цель лингвистики - отделить язык от других семиотических явлений и изучать его специфические свойства.

5) Учение о лингвистическом знаке и значимости .

Схематично лингвистический знак можно изобразить так :


Изображение показывает, что лингвистический знак двусторонен. Понятие без акустического образа относится к психо­логии. И только в соединении с акустическим образом понятие становится языковой сущностью. Акустический же образ не есть нечто звучащее, материальное, но лишь его отпечаток в созна­нии человека. Наиболее существенны в акустическом образе его отличия от других акустических образов. Акустические образы могут быть представлены на письме, знаки которого отпечаты­ваются в сознании в виде зрительных образов, заменяющих акустические.

Языковые знаки, по Соссюру, реальны, так как имеют ме­стонахождение в мозгу. Они-то и составляют предмет лингвис­тики языка. Языковые знаки - это, прежде всего, слова, не­что центральное в механизме языка.

Дав определение языковому знаку, Соссюр называет два определяющих признака, отличающих языковую систему от других знаковых систем и от общественных явлений: 1) произволь­ность и 2) линейность .

Произвольность знака Соссюр понимал как условность и как немотивированность. По Соссю­ру, знак произволен, условен, не связан внутренними от­ношениями с обозначаемым предметом (рус. бык, нем. Ochs). Таким образом, связь означаемого (значения) и означающего (материальной формы) произвольна. Это проявляется в отсутствии мотивированности. В язы­ке мотивировано лишь небольшое количество звукоподражательных слов и выражений (рус. кукареку, мяу-мяу, гав-гав).

С мотивированностью связана морфологическая характеристика языка. Языки с максимальной морфологической мотивированностью Соссюр называет грамматическими, а с минимальной - лексикологи­ческими. В истории языкознания наблюдаются постоянные переходы мотивированных знаков в произвольные. Языковые знаки отличаются от знаков других семиотических систем тем, что в символе сохраняется доля естественной свя­зи с обозначаемым. Например, символ справедливости - весы, а не колесница; символ мира - голубь, а не ястреб.

Следствием произвольно­сти является антиномия изменяемость/неизменяемость знака. Язык навязывается говорящему и даже массе, так как она следует традициям прошлого. И поскольку знак не знает иного закона, кроме закона традиции, он произволен. Однако истории язы­ков дают примеры изменения обеих сторон языкового знака: и смысла, и звукового состава. Таким образом, в языке действу­ют факторы, приводящие к сдвигу означаемого и означающего именно потому, что между ними нет никакой необходимой связи и знак произволен. Развитие языка происходит независимо от воли и сознания говорящего на основе произвольности знака.

Линейность лингвистического знака означает, что обозначающее представляет собою протяжённость, которая разворачивается во времени, линию. Акустические образы следуют один за другим в виде цепи и не могут возни­кать одновременно. Свойство линейности впоследствии было отвергнуто языкознанием. Линейность свойственна речи и не может характери­зовать знак как член системы. Вполне очевидно, что в учении Соссюра о линейности знака наблюдается смешение лингвис­тики языка с лингвистикой речи.

В силу того, что языковой знак произволен и двусторонен, Соссюр говорит о двух типах ценностей : 1) концептуальной и 2) материальной.

Концептуальная ценность знака выявляется в пределах дан­ной языковой системы с учётом слов того же семантического поля, синонимических и антонимических рядов. Концептуаль­ная ценность характеризует и грамматику. Так, русское мн. число отличается от старославянского, ибо является членом двоично­го противопоставления (ед. - мн.), а не троичного (ед. - дв. - мн.). Следовательно, концептуальные ценности знаков определяются их отношениями с прочими членами системы, утверждает Соссюр.

6) Учение о языке как системе .

Системность языка проявляется на фоне­тическом, грамматическом и лексическом уровнях. Система языка обладает двумя свойствами: 1) она находится в равновесии и 2) она замкнута. В ней обнаруживается два типа отношений: син­тагматические и ассоциативные. Эти типы отношений соответствуют двум формам на­шей умственной деятельности.

Синтагматические отношения возникают, когда элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочета­ния, имеющие протяжённость, можно назвать синтагмами. Син­тагма всегда состоит как минимум из двух следующих друг за другом единиц: морфем, слов, словосочетаний, предложений. Член синтагмы получает значимость в меру своего проти­вопоставления тому, что с ним соседствует. Это отношения по смежности.

Ассоциативные (термин Соссюра), или парадигматические (новый термин) отношения возникают вне процесса речи, в мозгу чело­века на том основании, что слова, имеющие нечто общее, ассо­циируются в памяти. По сходным чертам они могут объединяться в группы (например, по общности корня или суффикса; по общ­ности грамматических форм).

Синтагматические и ассоциативные отношения в их сово­купности, по Соссюру, определяют каждый язык: они объеди­няют фонетику, лексику, морфологию, синтаксис в единое целое. С этими двумя типами отношений и связана лингвистическая методика Соссюра - целое разлагать на части на основе син­тагматического и ассоциативного сравнения.

С дея­тельностью Соссюра связаны Женевская (Швейцарская) линг­вистическая школа (Шарль Балли, Альбер Сеше, Сергей Осипович Карцевский, Роберт Гёдель) и Парижская школа (Антуан Мейе, Жозеф Вандриес, Мишель Граммон, Марсель Коэн). Обе эти школы можно назвать соссюрианскими.

С 1928 г. соссюрианство постепенно перерастает в структу­рализм, хотя само это название появляется лишь в 1939 г. На знамени структурализма - основные тезисы Соссюра: язык/речь, синхрония/диахрония, внутренняя/внешняя лингвистика, сис­темность и знаковость языка.

Фердинанд де Соссюр. История создания и краткий путеводитель по курсу общей лингвистики

Ее называют одной из самых влиятельных лингвистических работ XX века; книгой, давшей начало новой эпохе в истории языкознания; работой, произведшей настоящую революцию в лингвистике. И это совсем не преувеличение.

Жизненный путь Фердинанда де Соссюра

В этой работе де Соссюр впервые пытается подойти к лингвистике с системных позиций и выдвигает гипотезу, которая блестяще подтвердилась в более поздних исследованиях, о необычных сонантах, присутствовавших в индоевропейском праязыке. Сонантах, которые, хоть и были утрачены в процессе эволюции, но косвенно обнаруживаются в чередованиях гласных современных языков индоевропейской семьи. Сегодня идеи де Соссюра, изложенные в его первой книге, считаются образчиком научного предвидения.

К сожалению, современники оказались не готовыми к столь радикальным идеям и разнесли теорию юноши в пух и прах. Оказалось, что Фердинанд де Соссюр – блестящий теоретик, но никакой боец. После провала своего первого серьезного труда он отказался от публикации дальнейших работ и занимался лишь преподавательской деятельностью, живя, по словам очевидцев, затворником.

Достаточно сказать, что почти до самой смерти Фердинанд де Соссюр нигде и никак не озвучил или опубликовал свои взгляды по проблемам языкознания. О его исследованиях не знали даже самые близкие ему люди.

В 1880-м году де Соссюр защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам синтаксиса, и вскоре стал профессором Парижского университета. А в 1891-м году он уже стал профессором Женевского университета.


Сказать, что новый профессор был рад получить такую возможность и поспешил посвятить новых учеников в свои изыскания, точно не получится. Изучение заметок, выполненных Фердинандом де Соссюром для подготовки к лекциям, приводит к выводу, что профессор даже не удосужился сделать конспекты к занятиям, не говоря уже о том, чтобы разработать план целостного курса читаемой дисциплины.

В целом, де Соссюр вел курс лекций по общей лингвистике в Женевском университете в течение 3 учебных лет, а на эти лекции ходили в общей сложности… всего 29 студентов! Тем не менее, именно на этих лекциях и состоялось рождение того, что мы сегодня обозначаем, как Лингвистическая концепция де Соссюра.

То есть, к системному анализу в языкознании де Соссюр приходит только в процессе проведения лекционных занятий. По крайней мере, такой вывод можно сделать, анализируя конспекты лекций. А если бы лекции читать не пришлось? Возможно, мир никогда бы не узнал лингвистическую концепцию де Соссюра!

Основные идеи Лингвистической концепции де Соссюра

Фердинанд де Соссюр первым обозначил необходимость создания новой общественной науки, которую он назвал семиологией. Это наука о системах знаков и символов, которые имеют хождение в социуме. Лингвистика имеет дело с языковыми знаками и таким образом, является частью семиологии.

Лингвистика условно делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя лингвистика исследует внешние условия существования и развития языка, а внутренняя изучает его структуру и свойства.

Языковой знак образует единство двух компонентов: означаемого (понятия) и означающего (выражения понятия путем создания акустического образа). Де Соссюр образно сравнивал означаемое и означающее с разными сторонами единого листа бумаги.

Различаются также диахроническая и синхроническая лингвистика. С первой связана фонетика, а со второй – грамматика.

Ф. де Соссюр поднял много новых проблем в языкознании, выявил ряд важных аспектов в изучении языка, способствовал более глубокому пониманию специфики языка. Но вместе с тем в его учении немало внутренних противоречий. В нем также заложена отчетливая тенденция к антиисторическому подходу к изучению языка, к метафизическому представлению о языке как системе чистых отношений, не обремененных никакими материальными формами. Именно эти моменты его лингвистической теории и получали в дальнейшем преимущественно развитие в некоторых направлениях структуральной лингвистики.

Читайте также: