Куда поступили выпускники школы 548

Обновлено: 05.07.2024

Школа накладывает собственный особенный отпечаток на души ее выпускников, на их поведение и стиль общения. Это своеобразный "знак фирмы", который они несут всю жизнь. С уверенностью можно сказать, что этот знак, полученный человеком в школе, влияет и на его детей и внуков.

Школа Рачевского - учебное заведение, оставляющее нестираемый отпечаток на характере, уровне образования и культуры, общем отношении к жизни выпускников.

Условия для воспитательного воздействия

Исследования психологов свидетельствуют, что около 30 % значимой информации школьники получают из объяснений учителей, остальные 70 % – от своих одноклассников. Главной задачей директора, школьного коллектива, учителей является создать школьную среду, во время пребывания в которой ученик получал бы и осваивал необходимую информацию.

Кому понравится, чтобы его воспитывали? Школа Рачевского предоставляет учащимся такую среду, в которой ненавязчиво, естественно, без применения методов прямого воспитательного воздействия вырабатываются стиль поведения и желаемые навыки.

школа рачевского москва

Школа Рачевского: основное качество лидера

Не каждому по силам создать или же изменить окружающую среду. Большинству гораздо проще самому приспособиться, измениться. Под силу это лишь людям, имеющим активную жизненную позицию. Кто-то активное (креативное) отношение к жизни получил от природы, а кто-то постепенно, в процессе упорного труда вырабатывает его в себе. Есть и такие, кто вовсе не задумывается об этом, плывет себе по течению.

Лидер, имеющий активную жизненную позицию, оказывает влияние не только на подчиненных, но и на тех, кто на ступеньках управления стоит выше. Счастьем быть возглавляемой именно таким лидером обладает школа Рачевского.

Школа Рачевского 548 — в авангарде всевозможных рейтингов московских школ. Престижные премии, победы в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, огромный комплекс дополнительного образования, передовые талантливые учителя и две с лишним тысячи воспитанников — таков багаж, с которым центр образования подходит к своему 80-летнему юбилею, отмечаемому в этом году.

Этот гимн известен не только ученикам, но и родителям — его поют на школьных мероприятиях, в походах у ночного костра. По словам многих выпускников, ЦО Школа Рачевского действительно сразу становится родной тем, кто решил быть ее учеником. Очень быстро здесь стираются границы, разделяющие школьную и внешкольную жизнь. Нередко после уроков дети остаются в школе и не торопятся домой — их интерес занимают кружки, спортивные секции, музыкальные студии. Педагоги, приветствуя, обмениваются с ребятами рукопожатиями, обсуждают с ними школьные вопросы, делятся идеями.

Школа имени Рачевского: история

школа рачевского 548 отзывы

Директор

Ефим Лазаревич Рачевский начал работать в школе в 1980 году на должности учителя истории, с 1984-го и по настоящий момент является директором ЦО Школа Рачевского 548.

школа рачевского платное обучение

Призвание

Именная школа является результатом напряженной работы всего коллектива. Она – плод труднейшего процесса становления, ошибок и достижений. В том числе ошибок и достижений управления. Ефим Лазаревич Рачевский прошел в своей профессии непростой путь.

Структура и расположение

школа рачевского

Здания ЦО Школа Рачевского (адрес можно найти ниже) расположены в трех муниципальных районах юга столицы:

Атмосфера

Каждый корпус отличается особенной атмосферой. В начальной школе она слегка консервативная, зато уютная. В подростковой – демократичная и отнюдь не пафосная, что совершенно неожиданно для здания, где находится приемная и кабинет директора. В старшей - дружелюбная от самого порога.

Одним из положений философии школы является утверждение, что, слушая учителя, ребенок получает лишь малую часть знаний. В основном он узнает о чем-то новом самостоятельно. Такой подход стал причиной легализации в заведении пропуска занятий по необходимости. Ученик может остаться дома просто потому, что устал. Ему достаточно для этого поставить в известность классного руководителя. Не нужны никакие семейные обстоятельства или болезни.

Начальная школа

Четыре важных года своей жизни ребята проводят в начальной школе. В первом и втором классах они обучаются без отметок. В третьем классе, через две недели с начала учебного года, ученикам начинают выставлять отметки.

В начальной школе огромен выбор кружков и секций: балет, студии декоративно-прикладного искусства, эстрадные танцы, вокал и др., 80 % из них – бесплатные.

Нормативно-душевое финансирование предусматривает осуществление набора количества учеников прямо пропорциональное возможностям школы. Больше детей — больше денег. Полученные средства позволяют содержать необходимое школьное имущество, сохранить достойную зарплату учителям. В здании начальной школы находится штаб психологической службы учреждения (девять психологов, два дефектолога, логопед).

Подростковая школа

Срок обучения здесь - три года (с 5-го по 7-й класс). Классы китайского, инженерно-математического и художественного направлений остаются в этом здании до 11 класса.

цо школа рачевского

Художественная школа

Художественная школа как пристройка примыкает к зданию подростковой. Здесь проходят основные занятия художественных классов. Непередаваемое ощущение свободы и творческого полета создают картинная галерея, мастерские живописи, керамики, ученические пленэры в парке неподалеку от школы.

школа рачевского 548

Поступить сюда могут все желающие после прохождения вступительных испытаний. Преимущественно ученики художественной школы отдают предпочтение классам художественного направления. Помимо основных предметов, в них 12 часов в неделю проводятся занятия живописью, рисунком, лепкой. По окончании художественной школы выпускники становятся обладателями двух дипломов: об общем среднем и художественном образовании.

Китайская школа

О желании учиться в школе китайскому языку можно заявить всем желающим. Для этого нужно заполнить анкету на сайте.

Старшая школа

В здании старшей школы размещены два спортзала, имеется отличная библиотека, стадион для школьной команды регби, тренажерный комплекс.

Интересные факты

Отзывы

Условия

Пользователи рассказывают об условиях, в которых обучаются дети:

  • Режим обучения: 5 дней в неделю. При изучении ребенком дополнительного иностранного языка придется ходить в школу еще и по субботам.
  • Территория охраняется.
  • Оплата за дополнительные предметы - английский, математику, естествознание - в пределах 3000 р. в месяц. В инженерных классах - до 4000-5000 р.
  • Бытовые условия родители считают вполне приемлемыми. Так, родители учащихся подростков отмечают, что здание подростковой школы имеет удобную квадратную форму (внутри имеется большой двор), вмещает до 1000 детей. К сожалению, как отмечают авторы отзывов, столовая с этим справляется не очень успешно.
  • Количество учащихся в классах – до 30 человек.
  • Многие пользователи довольны подушевым финансированием, которым обеспечена школа. Таким образом обеспечена возможность для педколлектива обеспечить учеников домом отдыха, проведением различных интересных мероприятий, занятиями во всевозможных кружках: спортивном, математическом, кружке ракетомоделирования, робототехники, по типу "сделай сам", музыкальном, театральном и др.

цо школа рачевского царицыно

Что вызывает тревогу?

Тревогу у родителей вызывает то, что часто учителя не успевают объяснить детям материал урока. Поэтому папам и мамам приходится самим заново им всё объяснять и учиться вместе со своими детьми. В школе конкретным ребенком некому и некогда заниматься. По наблюдениям родителей, учителя и дети в заведении перегружены, мотивация к учебе в конце года снижается.

Желающих устроить ребенка на обучение в школу Рачевского авторы отзывов предупреждают: в школе порой воруют вещи из шкафчиков, поэтому не стоит оставлять в них ничего ценного на ночь или на выходные.

Для тех, кто желает для детей большего

Куда бы вы пошли учиться, где уже учитесь или закончили стадию этого бесконечного процесса? :) И почему. ?

Наталья Гудович

Самые популярные творческие ВУЗы среди наших выпускников.

Irina Zhivotovskaya

Елизавета Сорокоумовская

Среди выпускников 548 учится во ВГИКе АЖ целых 5 человек))) Народ, атакуйте ВГИК!
Все говорят, что туда нереально поступить - это только доводы! Там большие перспективы и учёба очень интересная, ну, а про среду даже нечего говорить - замечательная!)))

подскажите плиз, кто учится/учился недавно в школе 548 Рачевского:
1. как качество образования? довольны? многие ли поступают в итоге на бюджетные места в вузы?
2. ежемесячные сборы денег сколько?

У меня сын учится в восьмом классе, дочку я решила все-таки в другую школу отдать - но я не очень объективна в данном вопросе, поскольку у меня сын не очень хорошо учится, и я просто устала от этой школы. Те, у которых дети учатся сами и хорошо - довольны. По поводу поступлений в ВУЗы есть информация на сайте, к тому же школа вошла в десятку лучших школ Москвы по результатам олимпиад и ЕГЭ. Я плачу за школу 2900 в месяц. Те, кто учат второй язык платят чуть больше. Вообще есть те, кто очень доволен, а есть те, кто нет и переводят детей в лицеи. Одно могу сказать с определенностью - атмосфера в школе очень хорошая и сам Рачевский - ну очень приятный, особенно папам он нравится.

Спасибо за отзыв, можно еще вопросы? Если не секрет, куда дочку планируете отдавать? Прошерстила все в нашем районе Орехово-Борисово, Зябликово, ничего приличного кроме "Ники", Рачевского и кадетского найти не могу. Слышала про 548, что якобы очень хромает качество образования по точным наукам. Правда? Слышала, что результаты олимпиад в прямой зависимости от количества денег, потраченых на репетиторов, якобы просто посещая школу никуда не поступишь, тоже не знаю верить - нет. А у вас ребенок почему не очень учится? Скучно? Лень? Или педагоги такие?

Сын учится, но очень неровно, долго расказывать почему, да и не от школы это зависит. С чем я столкнулась: если ребенок не записывает домашнее задание и не пишет в тетрадях (а на листочках), то никто не будет вам об этом писать в дневнике, ставить двойки и вообще пытаться как-то повлиять на процесс. Не пишет - и не надо, никому, кроме родителей это неинтересно. Но по-моему сейчас все учителя так к этому относятся: учат тех, кто хочет учиться. Я 548 оцениваю так - это хорошая школа, как была в наши 80-ые обычная дворовая школа плюс много секций, кружков и объединений. Про олимпиады ничего сказать не могу - нам бы просто нормально учиться. Вообще, если поступаете в седьмой, восьмой классы я бы выбрала лицей.

У меня дочь учиться в восьмом классе с изучением двух ин. языков (англ. и китайского). Оплата за доп. часы осуществляется согласно договору в размере 4100 руб. в месяц. В течение года сдаем деньги на учебники, подарки и прочие расходы (не много).
У меня сестра в своей школе, только за доп. англ. платит 2800 руб., а тут за эти день куча доп. предметов.
Нравится хорошее отношение к детям. Если ребенок плохо написал работу, то можно всегда подойти и переписать, но зависит от ребенка, за руку его никто не потащит переписывать, ну так напомнят пару раз.
По поводу качества преподавания, мое мнение, что если ваш ребенок потянет многопрофильную гимназию, то конечно знаний он получит больше.
Но и здесь можно при желании получить хорошие знания. Например, на уроках по алгебре и геометрии дети из двух параллельных классов делятся на три подгруппы, дети со знанием предмета на 3-4, на 4-5, и на твердую пятерку с возможностью решать задачи олимпиадного уровня.
В восьмом классе плюс к основным предметам добавляются элективные курсы: русский и литература, алгебра и логика, геометрия, решение задач по физике, русский и литература, экономика. Всего пять курсов, по окончании года дети выберут для себя один предмет который, кроме нашего китайского языка, будут изучать углубленно.
Один из плюсов этой школы в том, что это действительно многопрофильная школа, тут есть художественные классы, классы с изучением кит. и англ. языков, классы с изучением англ. и нем. или франц. языков, обычные с изучением только англ. языка, а в этом году набрали еще какой-то, не уверена как он точно называется, то ли технический, то ли инженерный в нем будут углубленно изучать математику, физику, информатику и черчение (со слов моей дочери).

Конечно же, многое зависит от желания ребенка учиться и Вашего желания и возможности контролировать этот процесс.

А я вопрос задам по другому :у вас есть шансы попасть в эту школу?Они берут только детей из своего сада и детей со со своих курсов.Разговаривала с мамой,у которой ребенок пошел в этом году в этом году-они заявления писали еще за неделю до 1 апреля,фактически 1 апреля никакого набора не было.Курсы если мне память не изменяет двухгодичные и на них таки еще умудрится надо попасть-с этим тож гимор.
Моя учится в 544,с лицейскими классами но с поступлением и в нее в этом году был мрак полный.Списки и круглосуточные дежурства.

Вы конечно же правы, несмотря на то, что 548 школа набирает 6 первых классов, попасть со стороны в нее очень проблемытично. У них действительно 2 группы из детского сада и полно с подготовительных курсов (они теперь трехгодичные - со слов родителей со дня открытых дверей в начальной школе).
Но всегда можно попасть в новые пятые классы, если вы поняли, что уровень Вашей школы ниже.

Недавно департамент образования Москвы опубликовал рейтинг из 399 лучших школ по итогам 2017/18 учебного года. Школы отбирали по нескольким критериям: качественное образование, развитие талантов школьников и их профессиональное мастерство. Мы выяснили, как поступить в десятку лучших школ Москвы, какие у них профили и что в них можно делать (помимо учёбы).

1. Школа № 1535


Поступление и профили. В лицее четыре профильных класса: социально-экономический, технологический, гуманитарный, медицинский. Во всех профилях с 10 класса есть дополнительное деление.

  • экономико-математический (специализированный при НИУ ВШЭ);
  • социально-экономический.
  • историко-филологический;
  • социально-гуманитарный.
  • медико-биологический с изучением математики на продвинутом уровне (специализированный при Первом МГМУ имени И. М. Сеченова);
  • медико-биологический с изучением латыни и психологический (специализированный при Первом МГМУ имени И. М. Сеченова);
  • психологический (специализированный при факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова).
  • физико-математический;
  • информационно-технологический.

Основной набор учеников проводится на конкурсной основе в период весенних каникул и в выходные дни марта-апреля. Конкурсные отборы начинаются с 7 класса. Примерные варианты вступительных испытаний можно посмотреть в специальном разделе на сайте школы.

Что ещё интересного. Кроме английского языка в лицее изучают второй иностранный язык (французский, немецкий и даже китайский). А ещё в школе есть оборудованный медицинский класс.

4 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, которые поступили в ведущие вузы России.

2. Лицей НИУ ВШЭ


Поступление и профили. Учёба в лицее начинается с 9 класса. Чтобы туда поступить, сначала нужно заполнить электронную заявку и написать мотивационное письмо, а затем пройти тест. График тестирования можно посмотреть здесь. Просто перевестись из другой школы не получится.

Что ещё интересного. В лицее нет классов — есть учебные группы, и на каждом предмете их состав меняется. Ещё в лицее нет уроков, вместо них — пары. Они длятся столько же, сколько в университете — 1 час 20 минут. В середине пары есть перерыв пять минут. Один раз в неделю ученики занимаются на факультете Вышки.

6 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.


Поступление и профили. В лицее нет младших классов, набор проводится в 6-7 классы, дополнительный набор — в 8, 9 и 10 классы. Профиль у всех классов один — физико-математический. Примеры вступительных испытаний можно посмотреть в специальном разделе на сайте школы.

Для того чтобы поступить в 6, 7 или 8 класс, ученик должен пройти устное и письменное испытание по математике, написать диктант по русскому языку. Для поступления в 9-10 класс нужно пройти письменное и устное испытание по математике и физике, написать диктант по русскому языку. Ещё для всех поступающих проводится психологическое собеседование.

Что ещё интересного. В лицее шестидневная учебная неделя, занятия начинаются в девять утра. В школе есть элементы вузовской системы обучения: лекции, семинары, зачёты, экзамены. Там же проводят разные школьные конференции, например, на английском языке.

12 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

4. Школа № 57


Поступление и профили. В школе есть все параллели c 1 по 11 класс, распределение по профилям начинается в 8 классе. В 2018 году в школе открыты три математических профиля: фундаментальная математика и прикладная математика, математико-экономический класс.

На фундаментальной математике ученики углублённо изучают алгебру, геометрию и программирование. В классе прикладной математики можно выбрать специализацию: программирование или физика. В математико-экономическом классе школьники углублённо изучают экономическую теорию и математику, выполняют несколько исследований разного уровня сложности. Для того чтобы поступить в этот класс, нужно пройти от двух до шести собеседований (в зависимости от класса), на которых поступающим предлагают решать задачи по математике.

В школе есть два биологических класса: биолого-экологический (совместный проект с МГУ) и биомедицинский. Чтобы поступить в биологические классы, нужно пройти четыре испытания: два письменных по биологии и математике, устное по биологии и химии.

В гуманитарном классе школьники изучают русскую и зарубежную литературу, латынь, некоторые занятия проводятся на английском языке. Для того чтобы поступить в гуманитарный класс, нужно пройти письменные и устные испытания по литературе и истории, и ещё написать проверочную работу по математике (да, мы тоже удивились).

Что ещё интересного. Школа проводит открытую устную (да-да) олимпиаду по математике с участием преподавателей из МГУ, ВШЭ И МФТИ. А ещё в ней действуют кружки по биологии и математике, в которые могут ходить ученики из любых школ.

19 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

5. Школа № 1514


Поступление и профили. В гимназии есть все классы, приём в первый класс проводится без тестов — они начинаются с пятого класса. При поступлении в школу на гуманитарный или математический профиль учитываются также результаты независимого мониторинга, который проводит Московский центр качества образования, результаты участия во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников, результаты итоговой аттестации и результаты участия в открытой олимпиаде гимназии. Подробнее о том, что нужно сдавать для поступления в тот или иной класс, можно посмотреть на сайте гимназии.

Что ещё интересного. В 2017 году 17 учеников гимназии сдали ЕГЭ на 100 баллов.

21 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

6. Лицей № 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана


Поступление и профили. В лицее есть все классы, экзамены при поступлении начинаются с 5 класса. Для поступления в 5,6 и 7 классы проводится письменное тестирование по математике и русскому языку. Начиная с 8 класса школьникам придётся дополнительно сдать физику. В 10-11 классах появляется разделение на пять профилей:

  • физико-математический;
  • информационно-технологический;
  • физико-химический;
  • химико-биологический;
  • социально-экономический.

Для поступления на первые четыре профиля школьникам нужно сдать математику, физику и русский язык. Если ученик хочет учиться в социально-экономической классе, вместо физики — английский язык. Примеры вступительных испытаний можно посмотреть на сайте лицея.

Что ещё интересного. В школе проводятся олимпиады по математике, физике, черчению, компьютерному моделированию и даже авиации. В 2018 году 29 человек сдали ЕГЭ на 100 баллов, из них 17 школьников получили высший балл по физике.

1 место в рейтинге школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

7. Школа № 1568 имени Пабло Неруды


Поступление и профили. В школе есть все классы, приём в первый класс проводится без вступительных испытаний, но после зачисления ученикам могут предложить пройти собеседование, чтобы определить стартовые возможности ребёнка. Поступить в другие классы можно, если в них будут свободные места.

В основной школе пять профилей:

  • математический;
  • физико-математический;
  • физико-химический;
  • информационно-технологический;
  • лингвистический.

Школа отбирает учеников по нескольким критериям, среди них участие во Всероссийской и Московской олимпиаде школьников, результаты государственной итоговой аттестации и вступительные испытания, которые организует сама школа. За расписанием вступительных экзаменов можно следить на сайте школы.

24 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

8. Школа № 179


Что ещё интересного. В школе проводится много дополнительных занятий: математические и биологические кружки, занятия по наглядной геометрии и топологии, факультатив по астрономии и физике космоса. А как вам занятия по фехтованию, кружок бардовской песни и пряничная мастерская?

20 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

9. Школа № 1329


Поступление и профили. В школе есть все классы, приём в первый класс проводится без вступительных испытаний. В 10 классе проводится набор по четырём профилям обучения: социально-экономический, естественно-научный, технологический, гуманитарный.

Зачисление в профильные классы проходит по результатам ОГЭ и дополнительных вступительных испытаний, которые проводит школа. Объявления о наборе в профильные классы появляются на сайте школы в конце января — начале февраля. Чтобы поступить в общеобразовательный класс, вступительные испытания проходить не нужно, но важно, чтобы в школе были вакантные места для перевода.

Что ещё интересного. Школьники могут ходить на разные дополнительные занятия. Стрельба из лука, мастерская игрушек, Lego-конструирование, основы медицинских знаний — скучать после уроков точно не придётся. Это не мешает ученикам школы побеждать на международных олимпиадах и конкурсах.

16 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

10. Школа № 1502 при Московском энергетическом институте


Поступление и профили. В школе можно учиться с первого класса. Начиная со средней школы поступить можно по результатам межшкольной комплексной олимпиады (а при поступлении в 10 класс ещё учитываются результаты ОГЭ). Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в тот или иной класс, можно посмотреть на сайте школы.

В основной школе семь профилей:

  • физико-математический;
  • экономико-математический;
  • физико-химический (для поступления нужно пройти дополнительное тестирование по химии);
  • химико-биологический (для поступления нужно пройти комплексное тестирование по химии и биологии);
  • IT класс (для поступления нужно пройти дополнительное тестирование по информатике);
  • инженерный класс;
  • класс с углублённым изучением английского языка.

8 место в рейтинге российских школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Народный учитель России вывел закон Митрофанушки

— Я не уверен, что надо обязательно привлекать правоохранительные органы. Вполне убедительный и умный ответ на эту реплику дал Евгений Александрович Ямбург. Для таких, не последних в медийном поле лиц, как Владимир Соловьев, мне кажется, важнее всего репутация. И он сам себе нанес урон. Обычно подобного рода всплески в СМИ быстро забываются, но учителя все помнят. (Улыбается.)

— Понимаете, еще в ХIХ веке профессия учителя была эксклюзивной. Педагогу всегда платили немного, но общественное признание компенсировало экономический дефицит. Поэтому учитель ощущал себя сеятелем разумного, доброго, вечного. Это чувство, граничащее с мессианством, осталось в сознании учителей. А мессианство безгрешно. В современной школе учитель, увы, не на пьедестале, хотя заработок стал достойным.

Но даже в 90-е годы, в периоды задержек заработной платы, учителя не бастовали — не по причине их политической пассивности! В сознании не укладывалось: не прийти на урок. Большего греха не бывает.

— Бывает! В Альметьевске учительница недавно призналась в сексуальной связи с ученицей. Это не первый секс-скандал в стенах российских школ.

— Хорошо, что о таких случаях пишут, — это приводит к очищению рядов. И все же давайте не забывать, что учитель — массовая профессия, в которой работают миллион сто тысяч человек!


Фото: Елена Светлова

— Мне кажется, престиж учительской профессии пошатнулся еще во времена СССР. Выпускник, который не мог поступить на филфак или проваливался в иняз, шел в педагогический.

— Не только в советские времена. Относительно недавно, еще лет пять назад, действительно говорили о том, что выпускники педагогических вузов проходят двойной негативный отбор. Туда поступали не самые сильные выпускники школ, и, соответственно, потом они шли работать в школу. Сегодня ситуация изменилась. В этом году конкурс в Московский городской педагогический университет был 12 человек на место! И еще. Если лет пять назад директора школ с ужасом ждали августа, потому что для учителей летний период — это Юрьев день, когда они по разным причинам меняют школы, то сегодня мы спокойны: работа учителя стала востребованной и есть серьезная конкуренция на рынке учительского труда.

— Я их называю репатриантами. В экономический кризис начались сокращения, вчерашние переводчики и системные администраторы с дипломами педвузов вспомнили о своей профессии учителя и потянулись в школы, но мы их не берем. Не потому, что мы злые, а потому что вакансий нет. На мой взгляд, дефицитность рабочего места ярче всего свидетельствует о престиже и статусе.

— Есть множество примеров, когда из бывших троечников вырастали гении. Пушкин учился посредственно, не блистал Менделеев, а Агата Кристи могла сделать 25 ошибок в диктанте.

Почему великие были аутсайдерами? Скорей всего, причина кроется в том, что эти яркие личности во времена стопроцентной унификации и заучивания наизусть стали жертвами своей индивидуальности. Они были не такими, как все, а к ним подходили с общей меркой. Фантаст Артур Кларк сказал, что если учителя может заменить робот или компьютер — такого учителя надо заменить.

— Вы упомянули ЕГЭ. Средние баллы аттестатов об общем образовании и итогов ЕГЭ у многих абитуриентов южного региона России в этом году оказались выше, чем у москвичей. В Сети фигурируют списки фамилий.

— Я знаю точно, что в прошлом году количество москвичей, занявших бюджетные места, было примерно равно количеству немосквичей. Вузы, к слову, федеральные, а не московские. А в этом году около 30 процентов победителей всероссийской олимпиады — московские школьники. ЕГЭ сделал высшую школу более доступной для детей, которые этого заслуживают. У семей, живущих в экономически депрессивных регионах, меньше возможностей нанять репетиторов. Ребенок из сельской школы, где учитель физики одновременно вел биологию и литературу, по уровню знаний вряд ли мог конкурировать с выпускником хорошей московской школы.

Действительно, коррупционная составляющая играла колоссальную роль, а сегодня это невозможно благодаря единой информационной базе данных, которую взломать нереально. Задания стали открытыми, и процедура выравнивает разные социальные группы. Исчез егэшный туризм. Это когда получали временную прописку там, где легче было дать взятку. Почти 6 процентов выпускников этого года не смогли получить аттестат благодаря честной и прозрачной процедуре ЕГЭ.

— В старших классах все нацелено только на подготовку к ЕГЭ.


— А как найти приличную школу?

— У нее есть внешние признаки. В хорошей школе количество желающих попасть превышает количество мест, а учителя не кричат на детей. В ней не пахнет тем, что готовят в столовой. Для детей подросткового возраста достаточно большое количество бесплатных кружков и спортивных секций. Школьный сайт очень активен, и там есть диалоговая форма общения с администрацией. На родительских собраниях не проводят анализ успешности и неуспешности учеников: эти вещи рассматриваются индивидуально. Учитель физики примерно знает, какое домашнее задание дал математик, а тот представляет себе объем, заданный учителем истории. В такой школе библиотека закрывается не ранее 5–6 часов. У нас есть зона, где книги находятся в открытом доступе: приходи и бери. Хорошая школа не закрывается на замок в 8 вечера, и окна ее светятся допоздна.

Ну и мы никогда не поставим ребенка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, даже если есть основания — сами разберемся.

— Какая сегодня у школьников мотивация учиться? Раньше говорили: не будешь стараться — пойдешь дворником, метлой махать.

— Если мотивация навязывается угрозами учителя, то у меня возникают сомнения в его профессиональной пригодности. Все дети чего-то хотят. Петя не хочет заниматься алгеброй, зато увлекается баскетболом или поет. Поет. Замечательные слова сказал Тони Блэр: Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. У нас есть выпускник, который очень дурно знал математику, он стал хорошим футболистом, играет за европейский клуб и получает миллионы.

Успехи в том же футболе влекут интерес к математике или истории — эту закономерность я наблюдаю много лет.

— Очень мало ребят, которые сделали выбор, куда идти после школы. Петя силен в математике — ему на физмат, Вася зачитывается Ключевским — будет историком. Но у большинства не сформировалась склонность.

— Вы еще забыли про Машу, которая просто хочет замуж и родить ребенка. Какая-то часть пойдет туда, куда возьмут. К сожалению, за последнее десятилетие Россия стала страной всеобщего высшего образования. Куда пойти? Конечно, в университет, пусть он будет хоть пятого сорта. А сегодня одинаковый диплом государственного образца после курсов Натальи Нестеровой и после физтеха. Но я замечаю, что все больше выпускников начинают выбирать те направления социального роста, которые никак не связаны с университетом. Один из моих ребят, победитель олимпиад, стал очень хорошим поваром. На него идут как на хорошего певца.

— А что делать с современными Митрофанушками, которые не хотят учиться?

— Пусть не учатся.

— Но вы же должны дать им аттестат.

— Никто ничего не должен. Если Митрофанушка не хочет ходить в школу, переведите его на семейную форму образования. В 14 лет он получит паспорт — пусть учится и работает. Лентяй по природе, который спит до полудня, может учиться по индивидуальной программе. Вариантов много. В таких случаях важно узнать причины. У кого-то задержка психического развития, которую проглядели. Кто-то попал в сложную жизненную ситуацию: папа бросил семью, а мама ушла в запой. Кому-то приходится подрабатывать вечером, чтобы пополнить семейный бюджет. Есть еще жертвы учительского непрофессионализма.

— Бывают случаи, когда приходится с учителем расставаться?

— Да, конечно. Когда нанимаешь на работу учителя, он должен провести несколько пробных занятий с детьми. Иногда первое впечатление обманчиво. У нас был такой случай: пришлось уволить учительницу русского языка высшей категории, отличника народного образования. Лет пять ушло на расставание. Закон на стороне работника.

— А что было с ней не так?

— Ефим Лазаревич, а вам не кажется, что старшеклассники перегружены? В Германии, к примеру, намного меньше обязательных предметов, чем у нас.

— Перегружены, конечно, но есть новый стандарт, по которому работают многие школы. Это когда обязательными остаются девять предметов, остальные — по выбору. Старшеклассник может выбрать предметы, которые связаны с его будущей профессией, остальные он будет изучать с помощью дистанционных технологий или в форме консультаций. Несколько лет назад мы проводили анонимный опрос 10–11-х классов, который показал, что треть предметов ученикам необходима, треть изучается время от времени и треть — чистая имитация для получения аттестата. Поверьте, это иллюзия, что если ученик не будет изучать химию, собираясь на журналистику, то потом это фоновое знание собьет его с жизненного пути. Мой друг, скульптор Володя Лавинский, лепил бюст Эйнштейна. Он неожиданно подсел на лекции и книги об отце теории относительности и сделал бюст только через три года.

— В вашем центре есть школа китайского языка. Есть спрос на изучение иероглифов?

— Скажите, а в вашей школе бывают ЧП?

— Два года назад восьмиклассники выехали в Китай и двое напились. Пришлось их родителям лететь в Пекин и забирать своих детей. Что еще? Однажды ученик пронес на ЕГЭ мобильный телефон. Что-то еще было, но мы не коллекционируем плохое.

Читайте также: