Французская школа проблема гипноза в исследованиях а льебо и ж шарко

Обновлено: 07.07.2024

Золотой век гипноза (1880-1890) совпадает с периодом расцвета французской медицины. В течение этого периода гипноз пользовался официальным признанием Медицинского факультета и очень многие известные врачи того времени интересовались им и изучали его.

Период упадка гипноза начинается после смерти Шарко (1893).

Упадок был полным; пришли едва ли не к абсолютному отрицанию существования гипнотических феноменов. Так, Babinski заявил в 1910 г., что гипноз, как и истерия, является некоей симуляцией. Подобное представление, впрочем, все еще бытует среди некоторых врачей. Поэтому знаменателен тот факт, что наш друг Koupernik несколько лет назад в хронике, появившейся в одном из еженедельников по поводу сеансов гипноза в мюзик-холле1, счел необходимым с уверенностью подтвердить существование гипнотических феноменов.

' Напомним, что известные врачи заинтересовались феноменами гипноза именно на публичных демонстрациях гипнотизма. Так было, например, с Braid, который начал свои работы после того, как увидел в Манчестере опыты знаменитого гипнотизера той эпохи Lafontaine.

В то время как за рубежом возрождался интерес к гипнозу, во Франции число публикаций, посвященных этому методу психотерапии, за последние 50 лет было ничтожным. Проблема гипноза казалась исчерпанной.

Трудно в небольшой работе охватить столь обширную проблему. Я задался целью в первой части дать краткий исторический обзор, изложить выдвинутые теории, исследовать связи между гипнозом и сном, посвятить главу гипнозу животных, обсудить вопрос гипнабельности. Затем я намерен рассказать о терапевтических приемах и способах овладения ими, а также о медицинских показаниях. Вторая часть будет посвящена проблемам техники гипнотизирования.

1. Из истории вопроса

Проникновение психологии в область медицинских наук было исключительно бурным. Как известно, в конце XVIII в. оно было отмечено страстными дебатами, отголоски которых слышны еще и сегодня.

Фрейд утвердился в реальности гипнотических феноменов после демонстраций опытов Hansen, на которых он присутствовал. На Шарко оказали влияние опыты Donate.

тщательностью готовились коллективные сеансы (то, что теперь мы называем групповой психотерапией); маэстро облачался в лиловые шелка, важную роль в сеансе играла музыка (Месмер был другом Моцарта).

Хотя раппорт и присутствовал в опытах Месмера, он им не занимался; его интересовала только физиология. Когда маркиз де Пюисегюр в 1784 г. сообщил Месмеру о своем открытии провоцированного сомнамбулизма и возможности входить в словесный контакт с субъектом, Месмер недооценил значения этого феномена.

О существовании подобных явлений он уже знал, но не задерживал на них своего внимания, не желая выходить за рамки физиологии. Вот почему Месмера можно считать родоначальником физиологического течения в объяснении гипноза. Психология была для него продуктом воображения и как таковая представлялась трудной для изучения.

С психоаналитической точки зрения можно предположить, что для Месмера существовала проблема контрперенесения (contre-transferentiel). В связи с этим, по-видимому, он придавал наибольшее значение конвульсивному кризу, тогда как Пюисегюр довольствовался словесным общением с пациентом. Далее мы увидим причину этого.

Мотивировки оппонентов Месмера и мотивировки противников Фрейда имеют общий корень: бессознательное подчинение сексуальному табу. Фрейд открыто говорил о сексуальных проблемах и был обвинен в пансексуализме. Месмер о них не упоминал, но его противники их предчувствовали; уполномоченные короля опубликовали в 1784 г. наряду с официальным докладом конфиденциальный рапорт, в котором говорилось о нарушениях сексуального порядка у пациенток, подвергавшихся гипнозу.

Таким образом, члены Академии, сами того не желая, подчеркнули роль психологического фактора в межличностных отношениях. Сформулированные ими заключения, как заметил Раймон де Соссюр, являются первыми документами экспериментальной психологии.

Отчет Академии Наук был подписан, в частности, Bailly, Franklin, Guillotin, Lavoisier. Наблюдения, проведенные академическими комиссиями, основывались на обследовании больных D'Eslon. Месмер выразил протест против подобного подхода и предложил строго научный подход с использованием контрольных групп. Он предлагал провести исследование, включающее 24 больных, лечившихся его методом, и такое же количество больных, лечившихся обычными для того времени методами. Его предложение не было принято.

1 Эту методику использовал в своих опытах и Месмер, но он не считал фиксацию индуктивным агентом,

Как мы можем сегодня оценить приведенные выше наблюдения Льебо? Прежде всего следует отметить, что в них недостает строго научного подхода: в частности, отсутствие контрольных групп снижает достоверность результатов. Между тем данные современной психосоматики проливают на них некоторый свет. Большинство заболеваний у наблюдавшихся детей по современным представлениям относится к психосоматическим расстройствам, а тесная связь этих симптомов с тревожным душевным состоянием матери хорошо известна. Положительные результаты в ряде случаев могут объясняться психотерапевтическим действием, оказываемым на мать при контакте с врачом, что приводит к исчезновению указанных симптомов у ребенка (известно, что некоторые нарушения у грудных детей, такие как рвота, анорексия и др., нередко исчезают в результате психотерапевтического воздействия на мать).

Колебания Льебо, очевидно, были обусловлены отсутствием в то время современных психосоматических концепций. Но они могут объясняться также иррациональными мотивировками, которые часто являются предопределяющими в научной ориентации. Если Льебо принимал во внимание в основном психологический аспект гипноза, то Шарко, наоборот, своей главной задачей считал изучение его физиологических факторов.

Конечно, исследователям хотелось иметь точную клиническую картину, четкие признаки болезни. Конец XIX в. ознаменован триумфом позитивных идей, заявивших о себе в области медицины господством вирховской атомистической теории. Считалось, что психология не может предложить врачу верных ориентиров. Но этого, вероятно, недостаточно для объяснения ожесточенной оппозиции против психологии. Приходится признать существование элементов бессознательного сопротивления, которые неизбежно возникают при столкновении с психотерапевтическими проблемами.

Чтобы проиллюстрировать эту оппозицию психологической теории, надо упомянуть об исследованиях металлоскопии, весьма любопытной главе в истории медицины, безусловно, заслуживающей более глубокого изучения. Впрочем, именно это привело Шарко к изучению гипнотизма. Странно, что в то время, о котором идет речь, известные врачи, отвергая существование внушения, экспериментировали с металлоскопией, металлотерапией, передачей симптомов посредством магнита или действием медикаментов на расстоянии.

Действие металлов на больных истерией было открыто Burq около 1850 г. Он наблюдал у женщины, страдавшей сомнамбулизмом, каталептическое состояние, наступавшее при прикосновении к медной ручке двери. Этого не происходило, когда на ручку надевали кожаный чехол.

Burq (1883) изучал металлоскопию в течение 25 лет; в 1876 г. он обратился к президенту Биологического общества Клоду Бернару, который назначил комиссию в составе Шарю, Люиса и Дюмонпалье с целью проверки фактов, сообщенных Burq. Комиссия в течение года работала в отделении Шарко, проводя эксперименты с истериками, и представила отчет, подтверждающий открытие Burq. Исследования металлоскопии, по признанию Дюмонпалье, сделанному на конгрессе по гипнотизму в 1889 г., привели членов этой комиссии к заключению о том, что для понимания сомнамбулизма, каталепсии и летаргии необходимо изучать действие электричества, электромагнитов, намагниченного железа, а также различных методов, применяемых гипнотизерами. По мнению Дюмонпалье, в возникновении гипнотического состояния роль играют не сосредоточение внимания, не суггестия, а исключительно физические факторы — свет, температура, вибрация атмосферы, электричество, магниты. Все эти факторы вызывают изменения состояния нервной системы.

Школа Сальпетриера, включая Шарко, рассматривала гипноз как патологическое состояние — искусственный истерический невроз 1 . Напротив, школа Нанси во главе с Бернгеймом, Льебо, Бонн и Льежуа считала, что это психологически нормальный феномен. Между двумя школами шла ожесточенная борьба. Заметим, что такие ученые, как Жане и Фрейд, защищали вначале школу Сальпет-риера.

'Хотя Шарко рассматривал истерию как психическое заболевание, он не попытался углубиться в изучение психологических факторов и гипноза

Фрейд в предисловии к книге Бернгейма, изданной в 1888 г., также защищает школу Сальпетриера. Его смущало только одно: если допустить, что внушение способно вызывать любое гипнотическое явление, следует признать, что оно может спровоцировать и истерию; с этим он не хотел соглашаться.

Впоследствии Ferenczi попытался примирить позиции обеих школ, доказывая обоснованность каждой теории. Для объяснения гипнотической реакции он воспользовался фрейдовской концепцией перенесения.

Возникновение симптомов истерии, как и гипнотических явлений, зависит от аффектов, испытываемых субъектом по отношению к лицу, связанному для него с прошлым в первом случае, и по отношению к гипнотизеру — во втором.

Победа школы Нанси была признана за границей. Среди других павловская школа признала значение внушения и интерперсонального раппорта, но не занималась их углубленным изучением. Она довольствовалась объяснением внушения в физиологических терминах.

Так, А. П. Николаев, используя язык, напоминающий язык Дюмонпалье, писал в 1927 г., что гипноз достигается стимуляцией посредством физических агентов', которые он классифицирует в иерархическом порядке: наиболее эффективные стимулы — термические, затем тактильные и слуховые. Русские авторы используют также пассы, давая им физиологическое объяснение. Это стимулы тактильные (И. П. Павлов) или термические (А. П. Николаев). Ими были введены и световые пассы, которые расцениваются как визуальные (А. Г. Иванов-Смоленский) или как термические (А. П. Николаев) стимулы.

Во Франции исследователи полностью охладели к гипнозу. После работ Жане, опубликованных в 1918 г., последовало глубокое молчание (за исключением уже упомянутой статьи Parcheminey). Конечно, некоторые отдельные исследователи пользовались гипнозом, но

1 Доклад Husson, однако, был встречен академией весьма сдержанно не было ни его публикаций, ни открытых обсуждений.

практически полулегально 1 . Общая атмосфера была враждебной, причем особая враждебность чувствовалась со стороны бывших учеников Babinski 2 . С одной стороны, стали отрицать существование гипноза, с другой — он был объявлен неэффективным, опасным и расценивался как смесь игры, обмана и симуляции 3 .

Известно, что школа Нанси начала уклоняться от применения гипноза с того момента, когда она стала придавать внушению большее значение, чем гипнозу. Все теперь сводилось только к внушению. Так, фармацевт Coue, считавший себя последователем этой школы, ввел знаменитое самовнушение, которое неожиданно получило мировой резонанс. Но со смертью Coue (1926) популярность его метода начала снижаться.

В то же время психиатры (Baruk и его ученики), которые возобновили работы Brotteaux, полностью игнорировали психологическую сторону этого способа. Они не принимали во внимание состояние сознания, вызванное медикаментами, полагая, что химические препараты способны действовать на истерическое расстройство.

2 Возможно, психобиография этого автора обнаружит когда-нибудь существование бессознательных аффективных проблем по отношению к своему учителю Шарко. Но, будучи великим неврологом и заслуженным исследователем, Babinski был лишен гениальной интуиции своего учителя и не мог предчувствовать роль психологических проблем в генезе некоторых болезненных проявлений.

3 Такое положение встречается еще и в наши дни, о чем свидетельствуют критические, но вместе с тем весьма учтивые высказывания одного из психиатров по поводу второго издания настоящего труда. Он вновь выдвигает тезис о неэффективности гипноза, его обманчивом характере и предлагает возобновить дебаты по этому поводу.

В 1954 г. появляется другое исследование двух психиатров (Faure и Burger). В следующем году Lassner публикует работу о применении гипноза в анестезиологии.

В том же 1953 г. начинается взлет аутогенного тренинга — техники, произошедшей от гипноза. Этот процесс шел параллельно развитию гипноза в других странах. Хотя аутогенный тренинг своими корнями уходит в гипноз, он избежал во Франции табу, довлевшего над последним.

2 Она занимает всего 7 страниц, хотя технике расслабления посвящено 8, а наркоанализу 10 страниц. Это объясняется тем небольшим интересом, который вызывает гипноз во Франции. В США существуют три периодических издания, посвященных гипнозу, в Великобритании — одно и одно в Южной Америке. Два общества находятся в Северной Америке, Латиноамериканская федерация клинического гипноза объединяет 18 обществ, учрежденных на американском континенте, три общества имеются в Испании и одно — в Италии.

На рубеже 19-20 вв. самый пристальный интерес был направлен на изучение социальных факторов, влияющих на содержание психики и бессознательные установки, воздействующие на поведение человека. Это привело к появлению ряда научных школ, в т.ч. школ гипноза в Париже и Нанси. Школой в Нанси руководил А. Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении соматических заболеваний.

Льебо выдвинул концепцию, в которой гипноз рассматривался как внушенный сон. Он утверждал, что путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние (сна) практически у любого человека. Связывая психологические особенности гипнотического состояния с действием воображения Льебо разработал методы словесного внушения.

Парижскую школу возглавил Жан Шарко (1825-1893). Он изучал наследственные формы нервных болезней и заболеваний нервной системы, проблемы истерии. Отметил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. Утверждал, что гипнозу

А. Льебо активно занимался гипнозом. Выдвинул концепцию, в которой рассматривался гипноз как внушенный сон. При этом, он утверждал, что путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние практически у любого человека. Связывая психологические особенности гипнотического состояния с действием воображения, Льбо разрабатывал методы словесного внушения.

Шарко занимался истерией и гипнозом. Он выделил истерию как заболевание и объяснил ее симптомы — параличи, амнезии, припадки — физиологическими причинами. Он подчеркивал значение гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Гипнотическое состояние он рассматривал как болезненное состояние сознания — помрачения сознания, аналогичные истерическим.

Психологические идеи Т.Рибо

Теодголь Рибо (1839-1910) основатель парижской школы, один из крупнейших представителей экспериментальной психологии.

Психология должна строиться на принципах эволюции на сравнительных принципах. Хотел сделать из психологии точную науку. Доказывал, что в основе психологии должны лежать естественные науки (биология и др.). он подчеркивал, что психические явления представляют собой по сути эпифеномены различных состояний мозга, поэтому он считал необходимым рассматривать их в неразрывной связи с нервными процессами. Подчеркивал, что психическое и физическое не разные сущности, а две стороны одного и того же явления.

Особое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо естественного эксперимента или эксперимента, поставленного природой. Считал, что природа сама создает объекты исследования (люди с разным развитием и т.д.).

Рибо создал свою физиологическую теорию внимания. Оно сопровождается движением.

Психологические взгляды П. Жане.3

Направление Рибо (физиологическая теория внимания) было продолжено Пьером Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к. зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Он разработал методы исследования восприятия, памяти и т.д.

Жане по-новому рассматривал проблему свободы воли. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной элементарной форме, есть деятельность автоматическая, в ее основе лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он утверждал, что воля производна от объективного, не зависящего от нас процесса, в котором обязательно представлен другой человек, т.к. при волевом акте мы испытываем чувство усилия, в отличие от др. психических процессов.

Т.о., Жане выстроил трехуровневую структуру:

1) элементарные ощущения;

3) личность или Я.

Значительный интерес большой группы французских ученых к проблемам содержания и структуры личности закономерно привел их к мысли о важности исследования роли культуры и социальной среды в процессе становления психики. Одним из центральных стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношения друг с другом.

Школой в Нанси руководил А.Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении различных соматических и невротических заболеваний, добиваясь значительных терапевтических результатов. Исследуя природу гипноза, Льебо выдвинул свою концепцию, в которой рассматривал гипноз как внушенный сон. Путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние (состояние сна) практически у любого человека. Связывая психологические особенности такого состояния в том числе и с действием воображения, Льебо, а затем его ученик И. Бернгейм разрабатывали методы словесного внушения.

Парижскую школу возглавлял Ж.Шарко. Шарко изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, а также различные (в том числе хронические) заболевания нервной системы; он разработал ряд новых методов психотерапии (например, душ Шарко). Увлекаясь вопросами психологии художественного творчества, он также одним из первых отметил психотерапевтическое воздействие произведений искусства. Несмотря на широту профессиональных интересов, наиболее серьезное внимание Шарко уделял проблеме истерии, различные проявления которой им были впервые описаны и исследованы. Разрабатывая травматическую теорию истерии, Шарко отметил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. В противовес работам нансийской школы он утверждал, что гипнозу подвержены главным образом лица, склонные к истерии. Исходя из этого, Шарко впервые начал широко использовать гипноз при лечении истерии. Однако основателем французской школы психологии по праву считается другой выдающийся ученый, Т. Рибо. Рибо был одним из крупнейших представителей экспериментальной психологии. В развитии этого направления во Франции он сыграл роль не менее значительную, чем Вундт в Германии. Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод “естественного эксперимента”. Идея “естественного эксперимента”, или “эксперимента, поставленного природой”, была навеяна работами К. Бернара. С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития (дикари, дети, взрослые цивилизованные люди) и разным уровнем психического здоровья (невротики, умственно отсталые люди и т.д.). Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, который также называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому.

Развитие этого психологического направления было продолжено учеником Ж.Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Вслед за К. Бернаром он утверждал, что болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам, так как при болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии. Совершенно по-новому, наперекор традиционным для того времени подходам, рассматривал Жане проблему свободы воли. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, элементарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли.

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые действия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции. Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется “Я”, или личность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о “Я” изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область “Я”. Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических явлений, подразумевая под этим не просто смену одной ступени другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических образов.

Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Наиболее важным результатом их исследований стало осознание нового фактора, влияющего на становление психики, - культуры, исторического развития общества.

Здесь не может быть дана подробная история развития учения о гипнозе и только главнейшие этапы будут указаны в нижеследующем изложении.

Шарко (Charcot Jean-Martin, 1825 — 1893) родился в Париже, где и воспитывался, и после защиты диссертации об arthritis nodosa (1858) вскоре сделался врачей в Сальпе-триере. Начавши здесь (1862) с очень малого, он создал величайшую неврологическую клинику конца XIX в., куда стекались ученики со всех концов цивилизованного мира. Пять томов его Lemons du Mardi — собрание лекций за двадцатилетний период (1872—1892) служат памятником его жизни и деятельности. Гениальный клиницист, обладавший совершенно исключительным даром наблюдения, Шарко был одинаково велик во всех областях медицины. Особенно замечательны его исследования о распределении моторных и сенсорных функций в мозговых извилинах (1885), выяснение анатомии внутренней капсулы и ее пучков, описание ряда отдельных синдромов при ее поражении: гемиплегии, гемихореи, гемианестезии. Ему принадлежит (вместе с Пьером Мари) систематизация учения о мышечных атрофиях, созданного Дюшеном, выделение амиотрофического бокового склероза, описание гастрических криз и молниеносных болей при табесе. Исключительно блестящим периодом деятельности Шарко были 1879—1885 гг., когда вместе с Ш. Рише, Жиль — де — ла — Турет, Пьером Жане и другими, он усиленно занимался гипнотическими опытами и заложил основание новому учению о психогенной природе истерии.

Шарко назвал истерию психозом. Если принять во внимание пестроту, многообразие и кажущуюся разнородность истерических симптомов, которые, поражая наблюдателей отсутствием всякой закономерности, ставили их в тупик и в конце концов принудили отказаться от дальнейших попыток отыскания анатомической локализации истерии, станет понятным то внезапное просветление и мгновенное разрешение запутанной проблемы, которое дал Шарко. Перенос вопроса о патогенезе истерических явлений из одной плоскости в другую — из физиологии в психологию, послужил исходной точкой для немногочисленных исследований функциональных неврозов, или психогенных расстройств. Шарко считал, что восприимчивость к гипнозу свойственна только лицам, предрасположенным к истерии; в происхождении гипнотического сна он приписывал большое значение чисто физиологическим изменениям периферических аппаратов. Но, несмотря на ясное понимание многих особенностей психики истеричных, он еще не оценивал с полной ясностью преобладающей роли внушения, как гипнозогенного фактора. Эту задачу исполнила так называемая Нансийская школа, в лице ее главных представителей — Льебо и Бернгейма.

В Германии вопросы гипнотизма нашли многочисленных и усердных исследователей. Одним из первых выступил Гейденгейн в Бреславле. Он всецело стоял на точке зрения Нансийской школы. В ближайшие годы в этой области работали: Прейер, Чермак, Мебиус, Форель, Штрюмпель, Десуар, Молль, Левенфельд, Шренк-Ноптгаг и, в более позднее время — Блейлер, Оскар Фохт, Бродман. В Швеции в девяностых годах многочисленные опыты производил Веттерштранд. В России первыми учеными, занявшимися этой областью, были Мочутковский и Оке. Из психиатров Петербургской школы следует назвать Рыбалкина, Даиилло, Розенбаха, Мендельсона и, наконец, Бехтерева. В Москве впервые, в девяностых годах, читал в университете курс лекций о гипнотизме Токарский, а впоследствии — Рыбаков.

Читайте также: