Ктп по чтению 4 класс школа 8 вида 4 часа в неделю

Обновлено: 02.07.2024

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

Учить самостоятельно работать с книгой.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

развитие артикуляционной моторики;

формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи, владение техникой речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов : техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Понимание прочитанного

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный

Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

Активно участвовать в анализе произведения;

Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант. Учебник "Чтение. 4 класс" в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные, автор-составитель С.Ю. Ильина.

________ А.Н. Дубровина

с методическим советом,

_________ С.В. Негодина

_____________ Г.Н. Гузий

Адаптированная рабочая учебная программа

в 4а классе

на 2019-2020 учебный год

Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1"

(наименование программы)

Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

г. Железноводск

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цель курса: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

• формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;

• развитие связной речи и обогащение словаря;

• развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи:

˗коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

˗коррекция и развитие зрительного восприятия;

˗ развитие слухового восприятия;

˗коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- самостоятельность в выполнении поручений;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями;

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Минимальный уровень:

• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• использовать знако-символические средства с помощью учителя;

• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.

Достаточный уровень:

• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

• пересказ текста полностью и выборочно;

• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 134 часа (4 часа в неделю).

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена рабочая программа по чтению в 4 классе.



Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.

В 4 классе для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию тексты.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.

В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Цель рабочей программы:

научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи рабочей программы:

Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

Учить самостоятельно работать с книгой.

Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих и коммуникативных способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках литературного чтения.

Содержание программного учебного предмета

Техника чтения

правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла, читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Внеклассное чтение проводится после изучения каждого раздела.

Примерная тематика

чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

общественно полезные дела школьников.

чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

Программа включает следующие разделы:

Что такое хорошо…

Уж небо осенью дышало.

О труде и трудолюбии.

Что такое хорошо.

Произведения русских и зарубежных писателей.

Идёт волшебница зима.

Весна в окно стучится.

Формы и методы обучения:

Основная форма организации учебного процесса – урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в парах и группах, коллективную работу. На уроке учитель использует словесные, наглядные методы обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.

Учебно-методический комплект

1.Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание –М. Просвещение, 2012

2. Книги для внеклассного чтения.

Методические пособия:

Л.И. Рудченко Чтение. Коррекционно – развивающие занятия. – Волгоград: Учитель 2007


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

_________ /Гончарова Н. В./

от____________ 2016 г.

__________ /Мартынченко О.П./

от _________________2016 г

от _________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа составлена на основе программы

Учитель: Петрова Ирина Викторовна

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

При составлении данной рабочей программы по чтению в авторскую программу

В.В. Воронковой были внесены изменения.

Рабочая программа по чтению составлена на 67 часов в год (2 раза в неделю), в соответствии с годовым календарным графиком школы, так как выпадают на дополнительные праздничные дни.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект :

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитаном, пересказывать текст.

развивать навык правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения

формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;

формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

учить работать самостоятельно с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

развитие артикуляционной моторики;

формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи, владение техникой речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание учебного предмета

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Выделение главной мысли произведения, осознание по­следовательности, причинности и смысла читаемого. Деле­ние текста на законченные по смыслу части по данным за­главиям. Придумывание заглавий к основным частям тек­ста, коллективное составление плана. Объяснение выделен­ных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рас­сказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рас­сказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во времявойны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения, правописа­ние и развитие речи.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

осознанно, правильно, выразительно читать текст, вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

читать про себя;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

определять главную мысль произведения;

читать отрывки по ролям;

пересказывать содержание прочитанного;

отличать сказку от рассказа;

читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Читайте также: