Еврипид троянки краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Еврипид (Euripides) 485 (или 480) — 406 до н. э.
Алкестида (Alcestis) — Трагедия (438 до н. э.)
Это трагедия со счастливым концом.

Геракл

Геракл (Heracles) — Трагедия (ок. 420 до н. э.)
Имя "Геракл" означает "Слава богини Геры". Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам, но после Алкмены, матери Геракла, — уже ни к кому.

Ипполит

Ипполит (Hippolytos) — Трагедия (428 до я. э.)
В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта.

Ифигения в Авлиде

Ифигения в Тавриде

Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois) — Трагедия (после 412 до н. э.? )
Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница.

Медея

Медея (Medeia) — Трагедия (431 до н. э.)
Есть миф о герое Ясоне, вожде аргонавтов. Он был наследным царем города Иолка в Северной Греции, но власть в городе захватил его старший родственник, властный Пелий, и, чтобы вернуть ее, Ясон должен был совершить подвиг: с друзьями-богатырями на корабле "Арго" доплыть до восточного края земли и там, в стране Колхиде, добыть священное золотое руно, охраняемое драконом. Об этом плавании потом Аполлоний Родосский написал поэму "Аргонавтика".

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Еврипид (Эврипид) – великий древнегреческий драматург, младший современник Эсхила и Софокла. Его биография была бы находкой для современной желтой прессы: интриги и соперничество с другими поэтами, 2 распавшихся из-за измены брака, отъезд с родины и таинственная смерть, предположительно, наступившая в результате придворного заговора.

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.

Портрет Еврипида


Портрет Еврипида

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Еврипид


Еврипид

Также найдены еще 2 источника, указывающие разную информацию о времени рождения Еврипида: согласно надписи на Паросском мраморе, это произошло в 486 году до н. э., а по другим свидетельствам современников – в 481.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Орестея. Еврипид

Орестея. Трагедия (458 до н. э )

У Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай — на Елене, Агамемнон — на Клитемнестре (или Клитеместре). Когда из-за Елены началась Троянская война, греческие войска под начальством Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлида. Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Гадатель сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покровительницы беременных и рожениц. И действительно, Артемида насылает на греческие корабли противные ветры, а в искупление требует себе человеческую жертву — юную Ифигению, дочь Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца: он отдает Ифигению на смерть. (О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Клитемнестра, мать Ифигении, помышляя только об одном — о мести за дочь.

Двое мстителей находят друг друга: Эгисф и Клитемнестра становятся любовниками и десять лет, пока тянется война, ждут возвращения Агамемнона. Наконец Агамемнон возвращается, торжествуя, — и тут его настигает месть. Когда он омывается в бане, Клитемнестера и Эгисф накидывают на него покрывало и поражают его топором. После этого они правят в Аргосе как царь и царица. Но в живых остался сын Агамемнона и Клитемнестры Орест; чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы, она отсылает его в чужой край, чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына.

Орест растет в далекой Фокиде, помышляя только об одном — о мести за Агамемнона.

Орест вырос и приходит мстить.

С ним его фокидский друг Пилад — имена их стали в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, принесшими весть, сразу и печальную и радостную: будто бы Орест умер на чужбине, будто бы Эгис-фу и Клитемнестере больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает отчима и родную мать.

Действие второй трагедии — восемь лет спустя: Орест вырос и в сопровождении Пилада приходит мстить.

Он склоняется над могилой Агамемнона и в знак верности кладет на нее отрезанную прядь своих волос. А потом прячется, потому что видит приближающийся хор.

Является тень Клитемнестры.

Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 14958 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Категория трагическое в античном театре и музыке

Древнегреческая женщина: идеальная двойственность


… женщины в любовных взаимоотношениях. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Глава 1. Положение гречанки в семье и обществе 1.1 Внешний облик древнегреческой женщины Полисная мораль и родовые нормы семейной жизни регламентировали все аспекты жизни древнегреческой женщины: как должно производиться воспитание ребенка, когда женщина может и …

Курс лекций по культурологии

Драматургия

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Творчество драматурга делится на 2 категории: собственно трагедии, где часто фигурируют боги, и социально-бытовые драмы, в которых действуют обыкновенные люди. В работах Еврипида нашли отражение и политические события того времени. Трагедии он писал в эпоху Пелопонесских войн, против которых выражал горячий протест. В его творчестве сохранился созданный им образ миролюбивых Афин, которые драматург противопоставлял агрессивной олигархической Спарте.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

В своем творчестве он нередко упоминал и рабов, при этом выводил их не бездушными статистами, а полноценными персонажами с непростыми характерами. Что касается единства и законченности действия, то этому требованию удовлетворяют лишь немногие из его работ. Сила Еврипида – в тонкости и психологизме сцен и монологов, но в эффектных концовках он был не силен.

Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу


Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу

В 408 году до н. э. Еврипид уехал из Афин и поселился в Македонии. Причины его решения покинуть город точно не известны: возможно, ранимый и чуткий поэт обиделся на своих земляков, не ценивших его творчество по достоинству (из 95 его пьес при жизни автора награду получили только 4).

Биография Еврипида

Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора, знал Продика, Протагора и Сократа.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес.

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима.

Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. По легенде, переданной Плутархом, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

Библиография

Ключевые слова: ​Эврипид,Еврипид,Εὐριπίδης,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,древнегреческая литература,трагедия,евріпід

Личная жизнь

Бюсты Еврипида


Бюсты Еврипида

Плутарх упоминал о страсти драматурга к юношам, в частности о его романе с Кратером, юным любовником македонского царя Архелая.

Согласно античным описаниям, Еврипид предпочитал тишину и одиночество и терпеть не мог шума толпы. На Саламине он часто проводил целые дни в уединении в морском гроте, любуясь морем и размышляя о сюжетных ходах новых произведений.

Смерть

Статуя Еврипида


Статуя Еврипида

Современные историки склоняются к более простому варианту – скорее всего, Еврипид, уже доживший до почтенного возраста, просто не выдержал суровой македонской зимы и умер от болезни. Афиняне, бывшие земляки драматурга, предложили забрать тело Еврипида для похорон, но по распоряжению Архелая его погребли в столице Македонии – Пелле.

Когда Софокл узнал о его кончине, велел актерам в знак скорби играть очередную пьесу с непокрытыми головами. По легенде, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Характеристика героев по трагедиям Еврипида | ЕЛЕНА

ЕЛЕНА

Представ перед мужем после окончания Троян­ской войны, Елена, не испытывая ни смущения, ни стыда, оправдывает свой побег божественной необ­ходимостью. Однако Гекуба утверждает, что причи­ной побега была страсть к Парису и желание восполь­зоваться его богатством. Елена пытается убедить мужа в том, что когда погиб Парис, она жила в Трое как пленница, но, согласно Гекубе, Елена наслаждалась в Трое роскошью и не хотела оттуда возвращаться. Этот эпи­зод получает особое звучание, так как всем известно, что Менелай не убьет Елену, а наоборот — подчинится ей и вернет ее домой невредимой. Судьба Елены отлична от судеб других троянок, которые, не имея за собой ни­какой вины, подвергаются насилию, издевательствам, оказываются обреченными на гибель.

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

 Еврипид - Троянки

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Троянки"

Описание и краткое содержание "Троянки" читать бесплатно онлайн.

Посейдон (II)

Кассандра (III)

Афина (I)

Андромаха (III)

Гекуба (I)

Менелай (II)

Хор троянских пленниц

Елена (III)

Талфибий (II)

Действие происходит в ахейском стане после разрушения Трои. У шатра распростертая на земле Гекуба.

Посейдон

Соленую Эгейскую пучину

Покинул я, где хоры Нереид,

Свиваяся следами, дивно блещут…

О, никогда с тех пор, как с Фебом мы

Вокруг земли Троянской по отвесу

Расставили твердыни камней, нет,

На миг с тех пор благая мысль о Трое

Не покидала сердца, а теперь

Что Троя? дым да тяжкие следы

По замыслу Паллады, муж парнасский

Из дерева коня им смастерил

И ратными наполнил; этот дар

Погибельный троянцами был принят.

Что копья им во чреве сохранил он.

Безлюдны рощи наши, и вокруг

Убийство нам чертоги обагрило.

Великий царь и тот близ алтаря,

Хранителя оград, лежит, настигнут.

А золота, доспехов-то из Трои

На корабли что греки носят. Им

Лишь ветер бы теперь попутный. Семьи

Там заждались их: шутка – десять лет

В родной земле посева не встречали.

Приходится и мне отсюда. Сам

Афиною и Герой я осилен,

Как и мои фригийцы. Покидаю

И славу стен, и прелесть алтарей.

Ведь и богов тот ужас запустенья,

Та язва не щадит. До них ли людям…

Когда гудят от стонов берега

Троянских рек, ахейцы ж женщин делят?

Да, жребий их уж вынут. И одни

Аркадянам достались, а другим

В Фессалию дорога. Не без дела

Остались и в Афинах Тесеиды.

Ушедшие от жребия вон там

Под сению томятся, для вождей

Назначены, – меж ними и Елена,

Тиндара дочь, спартанка, и закон

От пленницы ее не отличает.

А близ ворот несчастную жену

Гекубу, кто захочет, видит: вот

Она в слезах обильных… да и ей ли

Не исходить слезами? Втихомолку

Злодейски дочь убита Поликсена

Над насыпью Ахилловой могилы.

А где Приам? Где дети? Если царь

Сам Аполлон из бешеного бега

Девицею Кассандру отпустил,

То ложе ей, презрев закон и бога,

Осквернено девичье ей Атридом

Насильно и во мраке. Но, прости,

О Илион, блаженный град когда-то!

О, главная твердыня, до сих пор

Ты высилась бы, если б не Паллада,

Кронида дочь: она тебя сгубила.

Появляется Афина Паллада.

Афина

Дозволишь ли, ближайший к Зевсу бог,

Великий бог, чтобы к тебе я слово,

Забыв вражду, с приветом обратила?

Посейдон

Владычица Афина, чары сердцу

В беседе меж родными… Говори.

Афина

Хвалю я мир души твоей. А дело

Коснется нас обоих, Посейдон.

Посейдон

Но чья же весть? Иль от кого из дивных?

Не Зевсова ль? Или кого ль еще?

Афина

Недалеко искать: о Трое речь.

Из-за нее ищу в тебе опоры.

Посейдон

Иль, прежний гнев покинув, ты теперь

Ее, в огне истлевшей, пожалела?

Афина

Скажи сперва: коль я открою план,

Ты мне помочь в желанном согласишься ль?

Посейдон

Конечно да. Но знать и я хочу:

Ты с кем теперь: с ахейцем иль фригийцем?

Афина

Обрадовать троянцев и возврат

Хотела б я ахейцев сделать горьким.

Посейдон

Но поворот такой я не пойму:

За что же друг тебе стал ненавистен?

Афина

Иль не слыхал ты, бог, что надо мной

И над моей святыней насмеялись?

Посейдон

Аякс когда Кассандру волочил.

Афина

А эллины глядели – и ни слова.

Посейдон

Но не твоей ли силой Трою взяли?

Афина

Твоей теперь я эллинов казню.

Посейдон

Что ж, я готов. Но что проделать хочешь?

Афина

Чтоб их возврат был злой возврат, хочу.

Посейдон

На суше ль здесь иль на соленой влаге?

Афина

Едва домой из Трои корабли

Направятся, и дождь и град на них

Безмерные посыплются, и неба

Им черное пошлет Кронид дыханье,

А мне перун вручит, и, поразив

Ахейские суда, испепелю их…

Ты ж, бог, заставь Эгейские пути

Греметь от треволнений и в пучину

Открой водовороты да наполни

Их трупами земли Евбейской: пусть

Научатся мои чертоги чтить,

Да и других бессмертных не порочить.

Посейдон

Да будет так. Услуга эта слов

Не требует обильных. Растревожу

Я зыбь пучин Эгейских. А коса

Миконская, делосские утесы,

И Лемн, и Скир, и Кафарейский мыс

Все трупами усеются. Ступай.

Из отчих рук приявши на Олимпе

Его перун, ты жди, чтобы канат

На эллинских судах был отдан, дева.

Не слеп ли меж людей, кто рушил город,

И храмы и могилы, честь умерших?

Предавши их опустошенью, он

Хоть позже, сам за это погибает.

Посейдон и Афина исчезают.

Гекуба

О злосчастная, встань! Головой и земли

Не томи. Не твоя и земля.

Царства нашего нет.

Демон сменился, а ты крепись,

Ты по волне плыви, ты за судьбу держись.

Жизни нельзя вперерез идти,

Против волны тебе нет пути.

Только без слез обратиться к чему ж?

Если ушла и отчизна, и дети, и муж,

Если, трудами отцов нажито,

Гордое счастье и то оказалось ничто…

Так о чем же молчать и о чем не молчать?

И о чем только плакать?

О, как твердо оно, это ложе,

И как тело согнутое ноет мое,

Голова, и виски, и бока,

Как со стоном покоя ищу я спине,

С боку на бок ворочаюсь тяжко.

Но утеха и скорбному есть.

Это Муза с унылым стенаньем.

Строфа

Увы, о ладьи Эллады,

О, зачем вы, ладьи, на веслах

По пурпурному морю бежали

Из заводей тихих

И у Трои зачем священной

Канаты свитые кидали,

И пеан звучал ненавистный

В сладкой музыке флейт и свирелей…

Не за той ли, проклятой, вы мчались, ладьи,

Что была Менелаю женою,

И позором для Кастора-брата,

И бесславьем родимой,

Не за той ли, что убийцей была

Для Приама, со мной пятьдесят

Подъявшего славных детей,

Что Гекубе прибила ладью

Антистрофа

Увы! Куда ж я пришла сидеть?

Шатер сторожить Агамемнону?

Рабыней меня из дворца вели,

Старуху, печально обритую,

Гей, вы, меднокопейщиков

Горькие жены… Девушки,

Трои краса злоневестная,

Троя курится священная,

Троя дымится… восплачемте!

Я, точно птица птенцов своих,

Жалобе вас обучу сейчас.

Новая песня – не та, увы,

Что запевала когда-то я,

Славя небесных и к пляске вас

Голосом звала, Приамовой

Гордая силой… О, горе мне…

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ ХОРА

Из шатра выходит первое полухорие.

Корифей первого полухория

Строфа I

Гекуба? что стонешь? о чем говоришь?

Темна твоя речь. В шатер к нам проник

Твой жалобный крик, твой грустный напев,

И ужас объял нас, троянок,

Нас, которые здесь

Над жребием плачутся рабским.

Гекуба

О дети! Ахейцы готовят возврат.

Гребцы хлопочут у весел.

Корифей первого полухория

Что слышу? меня повлекут

На муку с родных побережий?

Гекуба

Не знаю, но чую беду.

Корифей первого полухория

Троянки, несчастные девы,

Из шатров выбирайтесь. Аргосцы

Гекуба

Кассандру, смотрите, не звать,

Деву, полную Вакха,

На глумленье аргосцам,

Мне на новое горе…

Троя, погибшая Троя!

О, горькая участь – расстаться с тобой,

Живым или мертвым!

Из шатра выходит второе полухорие.

Корифей второго полухория

Антистрофа I

Увы мне! Дрожа, я покинула сень

Атрида… Скажи, царица, скажи,

Скажи мне: убить меня собрались

Аргосцы – иль там мореходы

Весла спешно берут,

Ладьи – тюрьму нашу – ладят?

Гекуба

О дочь моя! Крылья смелее расправь,

Что страх и ужас зажали…

Корифей второго полухория

А весть та из войска придет,

Кому я достанусь рабою?

Гекуба

Твой жребий, дитя, недалек.

Корифей второго полухория

На нивы ль Ахайи, во Фгию ль,

Иль на остров какой средь пучины

Гекуба

А я в услуженье кому,

Трутень старый, достанусь,

Точно труп или призрак,

Тень, которая гаснет?

Буду ли дом караулить

Иль нянькою в доме малюток качать

img


Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Троянки"

Книги похожие на "Троянки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Читайте также: