Кружок вышивания в школе

Обновлено: 06.07.2024

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для

дальнейшего успешного обучения в школе.

Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель:

Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе

обучения основам работы на ткани; развитие художественно-эстетического творчества; ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.

Задачи:

вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;

расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.);

закреплять цвета и оттенки;

познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);

формировать умение работать с пооперационными картами;

овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;

познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке;

учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;

формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.

развивать умение доводить работу до конца;

развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию;

навыки ручной умелости;

творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;

интерес к русскому народному творчеству;

стремление ребенка к самостоятельности;

творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей;

формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;

формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

Форма организации детей: групповая

Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год

Время проведения: 1 раз в неделю по 30 минут

Формы работы с детьми:

Методы работы с детьми:

Материала и оборудования:

2. Нитки мулине, шерстяные

3. Иглы вышивальные

5. Ножницы с тупыми концами

7. Пяльцы пластмассовые

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов

8. Карандаши простые, фломастеры

9. Копировальная бумага

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см

Работа с родителями:

вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников;

распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей;

приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Перспективный план

- Знакомство с вышивкой как видом народного творчества Рассматривание вышитых изделий - примеров народного творчества. Показ видеоряда иллюстраций.

Развивать интерес к русскому народному творчеству. Примеры изделий народного творчества, украшенные вышивкой; изделия, выполненные педагогом; иллюстрации на заданную тему.

- Материалы и инструменты, правила обращения с ними Организация рабочего места, уточнение знаний о видах ткани, видах нити, загадки об иголке, нитках, ножницах, наперстке, игольнице; знакомство с правилами техники безопасности при работе с инструментами для вышивания, демонстрация педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу. Расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки;

познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке.

Лоскутки различных тканей, иголки, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы.

- Упражнения по основным приемам вышивки (2 недели)

Демонстрация педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу. Упражнение в отмеривании нити заданной длины, отрезание ее ножницами под острым углом, вдевании нити в иглу, завязывание узелка. Познакомить с основными приемами вышивки (вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия).

Приложение – Сказка о принцессе Иголочке и Правила Иголочки, нити, иглы, ножницы.

- Знакомство с пяльцами (2 недели)

Знакомство с пяльцами (деревянные, пластмассовые, разной величины, крепления, демонстрация запяливания ткани, упражнение детей в запяливании ткани, обучение работе по пооперационной карте. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами; расширять словарь детей (пяльцы); формировать умение работать с пооперационными картами Пяльцы различных видов для демонстрации, пяльцы (каждому) 15 см. в диаметре, лоскутки ткани (каждому) 20 на 20см., пооперационные карты (последовательность запяливания ткани).

- Вышивка салфетки (2 недели)

Листы клетчатой бумаги, карандаши, лоскутки ткани размером 20 на 20 см. (каждому) с полотняным переплетением нитей с разметкой узора для вышивки, нитки мулине двух цветов, игольница с иголками, ножницы. Образцы вышитых салфеток с разным подбором цвета ниток в узоре.

- Бахрома на салфетке как способ украшения изделия (2недели)

Демонстрация украшения края салфетки бахромой. Выполнение бахромы детьми.

Воспитывать усидчивость, самостоятельность; формировать умение старательно и аккуратно выполнять поручения Салфетки, с выполненной детьми вышивкой, иголки (для выполнения бахромы).

- Перевод рисунка на ткань (2 недели)

- Знакомство с пуговицами (1 неделя)

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями Подготовка ткани к пришиванию пуговиц: обучение обведению шаблона цветка на ткани, вырезание фигуры, подбор пуговиц по цвету и форме. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Работа с пооперационными картами. Упражнение в действии. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы работы; закреплять цвета и оттенки; воспитывать интерес к ручному труду. Лоскутки ткани 15 на 15 см. (каждому, картонные шаблоны цветков, карандаши, ножницы, пуговицы, пооперационные карты (последовательность пришивания пуговицы к ткани с двумя и четырьмя отверстиями, модели пришивания пуговиц, нитки.

Май: См. апрель (неделя 4)

- Вышивка салфетки по собственному замыслу (3 недели)

Самостоятельное планирование и выполнение работы по вышивке: выбор узора салфетки из предложенных вариантов (схема, изображение, выбор ткани, ниток, перевод рисунка на ткань, выбор видов вышивке (одного или несколько, выполнение вышивки, оформление работы. Развивать эстетический вкус.

Развивать творческое мышление, воображение, фантазию; развивать координацию движений обеих рук; воспитывать усидчивость; закрепить умения закрепления нити в начале и конце работы; развивать стремление ребенка к самостоятельности. Лоскутки ткани для салфеток, канва, схемы узоров, копировальная бумага, английские булавки, карандаши, иглы, ножницы, нитки мулине различных цветов, образцы вышивок (для напоминания).

Ожидаемые результаты:

интерес к вышивке, желание самому научиться вышивать;

интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

умение владеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;

готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

Программа Волшебная клетка Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный план мероприятий 3. Список используемой литературы.. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. С.

Автор: учитель начальных классов

Галкина Светлана Юрьевна

Цель программы : Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.

Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.

Формы и режим занятий.

Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. День занятий руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

Формы подведения итогов реализации программы:

- подготовка и проведение выставок детских работ;

- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

- отбор лучших работ для портфолио;

- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;

Краткое описание тем.

Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.

Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).

Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

Окончание вышивки. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .

Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.

Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

Практическое освоение выполнения креста двойного.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.

Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест.

Кружковая деятельность приобщает подростков к эстетическому труду, предоставляет свободу выбора, развивает комбинаторные умения, способствует выработке индивидуального стиля и темпа деятельности, повышению самооценки, расширяет кругозор.

Актуальность

Занимаясь художественной вышивкой, подростки проявляют свои скрытые творческие задатки и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что способствует выработке волевых качеств, важно в эмоционально-поведенческом аспекте: сотрудничество в доброжелательной атмосфере положительно влияет на взаимоотношения агрессивных подростков. Конечный результат художественного творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда. Работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на уроках.

Программ по обучению художественной вышивке юношей, пребывающих в воспитательных колониях, не существует. Кружки же с идентичным названием рассчитаны в основном для детей дошкольного и младшего школьного возраста и посещающих кружки в домах детского творчества. Потребовалось создание адаптированной к условиям воспитательной колонии программы обучения ручной вышивке.

Цель программы

Ознакомление юношей с разными видами ручной вышивки; обучение основным приёмам работы с иглой; развитие скрытых творческих способностей и задатков и их реализация; освоение позиции равноправного субъекта эстетической трудовой деятельности; подготовка к возможной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы (отдельным слайдом)

обучить подростков основным приёмам ручной вышивки, выработать специальные трудовые умения и навыки

способствовать развитию творческой активности;

формированию психических процессов;

расширению кругозора; развитию мелкой моторики пальцев рук;

укреплению волевых качеств личности

воспитывать эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; художественный вкус;

интерес к декоративно-прикладному искусству, к художественным традициям своего народа;

способствовать воспитанию гармонично развитой личности; её социализации; духовных запросов; расширению общего духовного богатства человека

Возраст детей (отдельным слайдом)

Возраст участвующих в реализации данной программы – 14-18 лет. Этот возраст традиционно считается самым сложным в жизни любого человека. Но совершённое подростком - в прошлом, в настоящем же это школьник, постигающий искусство ручной вышивки, желающий проявить индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы

Программа рассчитана на один год работы с учащимися 5-12 классов. В вечерней школе состав учащихся часто меняется. Руководителю кружка очень важно видеть профессиональный рост своих учеников, в течение одного учебного года это легче проследить и сделать выводы о совместной деятельности.

Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся один раз в неделю согласно расписанию в течение 40минут. При реализации творческих замыслов количество занятий для отдельных подростков регулируется индивидуально.

Каждый подросток находится на определённом этапе реализации своего замысла и трудится согласно своему уровню сложности, скорости выполнения работы.

Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических видов деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа, подготовка и проведение выставок, непосредственное вышивание, обсуждение и выбор рисунка, конкурс рисунков и эскизов, подготовка подарков и др.

Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и совершенствовать основные умения и навыки вышивания и оформления предметов декоративно-прикладного характера, способствующая зарождению стойкой мотивации к труду.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Активно используются: упражнение; моделирование; игровой метод. Словесные методы: рассказ, беседа. Словесные приёмы: объяснение, пояснение, оценка. Наглядные методы и приёмы: наблюдение, рассматривание образцов, показ образцов, показ способа вышивания и др. Методы и приёмы используются в комплексе. Организовывается прослушивание классической и народной музыки, просмотр технологических операций на экране.

Ожидаемые результаты

Предполагается овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, выявление, осознание и реализация подростками своих творческих задатков, формирование стойкой мотивации к занятиям декоративно-прикладного характера.

Подростки должны научиться:

планировать свои действия; знать последовательность основных этапов воплощения замысла;

уметь учитывать размер изделия, цветовую гамму, способ вышивки;

владеть культурой труда на всех этапах трудового процесса;

рационально расходовать материалы;

участвовать в подготовке работ на выставки разного уровня;

соблюдать правила техники безопасности, элементарной гигиены и санитарии.

проявлять творческое отношение к любому общественно значимому и индивидуальному труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

Программа кружка рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю.

Цель программы:

-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

-систематизация знаний о различных приемах вышивки,

-развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

-освоение приемов вышивки крестом,

-выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

-Занятия с элементами лекций.

-Самостоятельная работа с литературой.

-Работа над проектом.

Наглядность:

Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Содержание учебного материала

Данная программа содержит 12 разделов.

Раздел 1. Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства.

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой кубанского казачества

Раздел 2. Инструменты и приспособления для вышивания.

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

Увеличение и уменьшение рисунка

Раздел 3. Технология выполнения свободных швов

Раздел 4. Технология выполнения счетных швов

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке.

Кресты в наклонном ряду.

Кресты в два ряда.

Раздел 5. Французская вышивка

Раздел 6. Другие виды вышивок, их использование

Раздел 7. Композиция, цветовой круг, орнамент

Орнамент, цветовой круг.

Раздел 8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

Раздел 9. Практическое занятие; шов крест.

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной — пейзажем или натюрмортом, а сколько радости у родителей от подарка своего ребенка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук ребенка благотворительно влияют на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Современная вышивка восприняла лучшие традиции прошлого и взяла в свой арсенал достижения прогресса. Созданы компьютерные программы(Pattern Maker,PCStitich 7 и др.) для разработки и для просмотра схем, которые не просто упростили процесс создания схем, а открыли новые возможности по развитию творческих способностей. Поэтому изучение данных программ стало необходимым.

Подбор ниток, выбор рисунка, модели, создание самого изделия — занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию навыков и умений, но развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе.

Настоящая программа предлагает знакомство детей с этим удивительным видом декоративно- прикладного творчества и внесение его в свой дом, свою жизнь.

Общий срок реализации программы — 1 год, по 1 занятию на подгруппу в неделю. Так как все работы проводятся с колющими и режущими инструментами, а возраст воспитанников мал (учащиеся первых классов), то требуется проводить занятия по подгруппами по 6-7 человек. В последующие года обучения, когда уже не будет требоваться много индивидуальной работы с каждым учащимся, занятия будут проводиться уже в подгруппах по 10- 12 человек

Читайте также: