Кружок по лыжам в школе

Обновлено: 03.07.2024

Курса внеурочной деятельности

по направлению спортивно-оздоровительного

программа рассчитана на детей

2019-2020 учебный год

(срок реализации программы)

Губина Елена Геннадьевна

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)

с. Орджоникидзевское, 2019г.

Пояснительная записка

Также в основу разработки положены программы фи­зического воспитания для учащихся средней школы Ляха.В.И., Зданевич А.А. Матвеева. А.М.

Пособие по основам организации и методики лыжного спорта в школе Богданова Г.П.

Основными направлениями программы является

воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами лыжной подготовки.

Лыжный спорт, один из основных и наиболее массовых видов спорта. По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Лыжная подготовка имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности – в трудовой деятельности. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей).

Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 34 часа в год при 1 часовой нагрузке в неделю. Периодичность занятий-1 раз в неделю. Учебно-тренировочный процесс планируется в соответствии с общепринятой периодизацией (подготовительный и соревновательный периоды).

программа составлена для учащихся 5,6,7,8 классов (возраст учащихся – 11-14 лет).

Целью программы является – представление ребенку возможности для самореализации, через занятия лыжной подготовкой.

Задачи программы:

Предметные

вооружение знаниями по истории развития лыжных гонок, правилам соревнований;

обучение учащихся технике движений ;

привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта.

Оздоровительные

профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

укрепление связок нижних и верхних конечностей;

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств.

Личностные

развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, специальной и общей выносливости;

воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям по лыжным гонкам.

Содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу раздела по лыжной подготовке, подвижных игр, спортивных игр;
  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Основными формами подведения итогов программы являются:

  • тестирование;
  • умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
  • знание основ техники лыжных ходов, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
  • способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по лыжной подготовке.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

-вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

-итоговый , проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями выполнения программных требований являются:

  • выполнение контрольных нормативов;
  • овладение теоретическими знаниями;
  • знание и выполнение правил соревнований по лыжному спорту;
  • способность применять основные приёмы самоконтроля;
  • знание правил поведения на лыжне.

Содержание программного материала

Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учеб­но-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжны­ми палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыж­ного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных по­годных условиях

3.Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4 . Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортив­ных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при перед­вижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила пове­дения на соревнованиях.

Практическая подготовка

1 .Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3. Техническая подготовка.

4. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в соревнованиях различного рода по лыжным гонкам.

Ожидаемые результаты и диагностика результативности образовательного процесса (средства контроля).

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью учащихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-3 раза.

Форма организации учебных занятий – внеурочные занятия, соревнования, спортивные игры.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о лыжном спорте и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

-потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

-умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

-спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

-стремление индивида вовлечь в занятия лыжной подготовкой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Планируемые результаты уровня подготовленности учащихся:

характеризовать:

  • значение лыжного спорта в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • прикладное значение лыжных ходов;
  • правила безопасного поведения во время занятий лыжной подготовкой;
  • названия разучиваемых лыжных ходов;
  • технику выполнения предусмотренных учебной программой;
  • типичные ошибки при выполнении упражнений;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты.

уметь:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лыжной подготовкой;
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой контрольные упражнения (двигательные тесты);
  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по лыжной подготовке;
  • выполнять обязанности судей.

Список литературы для педагога:

2. Пособие по основам организации и методики лыжного спорта в школе Богданова Г.П. М., 1975.

3. Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры. М., 1982.

4. Донской Д. Д., Гросс Х. Х. Техника-лыжника-гонщика (техническое мастерство.) М., 1971.

5. Куколевский Г. М. Советы врача спортсмену. М., 1974.

6. Мантюрант Э. С косорога на лыжню чемпиона (перевод с финского). М., 1973.

7. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 1974.

Список литературы для детей:

1. Малеинов. А. А. Лыжня зовёт. – 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 80 с., ил.

2. Масленников И. Б. Капланский В. Е. Лыжный спорт – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96 с., ил. – (Азбука спорта).

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Причин для этого достаточно: плохая экология, падение уровня жизни во многих слоях населения. Полезно закладывать основы хорошего здоровья в детстве. Здоровье необходимо всем, независимо от сферы их деятельности, возраста, социального статуса.

Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности он охватывает спортсменов-любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.

Данная программа актуальна, так как трех занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время.

В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей.Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы младшие школьники. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Данная программа имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Программа рассчитана на 3-летнее обучение учащихся с 8 до 11 лет. Количество занимающихся – 17 человек. Учебная нагрузка – 3 часа в неделю (в год - 102 часа).

– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;

Для реализации данной цели решается следующие задачи:

- прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;

– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;

– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;

– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;

– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:

–легкая атлетика (сентябрь, октябрь)

– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)

– лыжный спорт (январь – март)

– легкая атлетика (март – май)

Условия зачисления учащихся и переводы на последующие годы обучения на этапе спортивно-оздоровительной подготовки проводиться в следующем порядке:

- принимаются дети, желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний, установленных для данного вида спорта, при письменном заявлении родителей и разрешении врача. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста показателей;

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в учебно-тренировочных группах являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками, успешное выступление в соревнованиях.

Основные направления работы:

1. Проведение теоретических занятий.

2. Проведение практических занятий.

3. Участие в спортивных соревнованиях разных уровней.

4. Проведение воспитательных и культурно- массовых мероприятий.

В результате регулярного посещения занятий лыжным спортом занимающиеся должны:

1. Повысить уровень своей физической подготовленности.

2. Уметь технически правильно выполнять двигательные действия (технику ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов).

3. Использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.

4. У занимающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям лыжным спортом и дальнейшему самосовершенствованию.

Задачи и преимущественная направленность тренировки:

-привитие интереса к занятиям лыжным спортом;

-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;

-овладение основами техники передвижения на лыжах;

-выявление задатков, способностей и спортивной одаренности

Критерии определения усвоения заним –ся содержание курса

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

Знать порядок и содержание работы секции; значение лыж в жизни человека, эволюцию лыж

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь

Поведение на улице во время движения к месту занятия Правила обращения с лыжами. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение.

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

Личная гигиена, гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Составление рационального режима дня

Краткая характеристика техники лыжных ходов.

Значение правильной техники для достижения высоких результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, подъемах, спусках, повороты.

Комплексы общеразвивающих упражнений

Выполнять упражнения на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.

Самостоятельное составление комплекса упражнений

Спортивные и подвижные игры

Знать и уметь играть в игры

Пробегать в равномерном темпе до 5-8 мин.

Бег от 500 до 1500м

Знать имитационные упражнения

Передвижение на лыжах

Передвижение на лыжах разными ходами

Передвижение классическими лыжными ходами

Знать схему передвижений классическими лыжными ходами.

Выполнение одновременных и попеременных ходов

Специальные подготовительные упражнения

Техника спуска со склонов, преодоление подъемов

1.Спуски с заданием;

2.Подъемы с препятствиями

Торможение и повороты

1.Повороты на месте;

2.Повороты в движении

3.Торможения разными способами

Знакомство с основными элементами конькового хода.

Знать коньковые лыжные ходы

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности

Уметь выполнять упражнения для общей физической подготовки

Выполнять упражнения на быстроту, координацию, выносливость

Участие в соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам

Соответствовать уровню показателей контрольных упражнений с учетом индивидуальных возможностей

Учебно-тренировочные соревнования; соревнования районного уровня

1.Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни людей. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом.

2.Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятиях. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двушажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двушажного и одновременных лыжных ходов.Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.

5.Общая физическая подготовка. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

6.Специальная физическая подготовка. Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика.

8.Контрольные упражнения и соревнования. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 10 соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам на дистанциях 1 — 2 км.

9.Диагностика. По теории “Основы знаний”: тесты, беседы. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке на развитие основных двигательных качеств. Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и по лыжным гонкам (школьных, районных).

В результате освоения программы первого года обучения дети должны знать / понимать:

- значение лыж в жизни людей;

-индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей.

-подготовку инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

- формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
- требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

- планировать индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту;
-выполнять приемы страховки и самостраховки;
-выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
- выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
- выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
-владеть техникой основных лыжных ходов;

- использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.

Ляха В.И. Физическое воспитание. – М., 2004.

2.Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педагогических

3 . Видякин М.В . Система лыжной подготовки детей и подростков. –

Волгоград: Учитель, 2008 г.

4 . Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не

только. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

5. Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. С-Петербург; Союз 1999г.-96с.

6.Лыжный спорт. Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. -

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения.

Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов. Программа дополнительного образования по начальной лыжной подготовке ориентирована на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни школьников.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.

Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и занятий по лыжной подготовке, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.

Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, кото рым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует учас тия гораздо большего количества мышц.

Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для ра боты сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.

Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхатель ную систему. В процессе систематических занятий хорошо раз вивается грудная клетка, увеличивается сила дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизнен ная емкость легких (ЖЕЛ). Через легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что увеличивает максимальное потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.

Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на цент ральную нервную систему. Это дает возможность лыжнику точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро заме няя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате повышения возбудим ости периферических элементов сетчатки.

Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют высокой чувствительности вестибулярн ого аппарата, а также его значительной функциональной ус тойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечи вает своевременные реакции, способствующие перераспределе нию мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.

Активное влияние природы при занятиях лыжами оказы вает сильное воздействие на эмоциональное состояние ребенка . Созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена и изменение ландшафта, спокойные и размеренные движения умиротворяют лыжника, способствуют устранению негатив ных переживаний, нормализуют и стабилизируют его настро ение.

Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они про ходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что уси ливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует с гемоглобином крови.

Передвижения на лыжах улучшают обмен веществ. Опре деленное количество энергии, поступающей с пищей, удаляет ся из организма вместе с теплым и влажным воздухом, предот вращая накопление излишнего жира. Кроме того, организм активно очищается от шлаков. Во время передвижения на лыжах выделительные системы особенно активизируются.

Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах и детей младшего школьного возраста. Ими наиболее остро воспринимается чувство новизны зимнего пейзажа. Это особенно проявляется во время групповых прогулок на лыжах, которые сочетаются с играми и развлечениями. Все это делает занятия лыжами увлекательными, разнообразными, эмоциональными, всесто ронне укрепляющими и закаливающими организм ребенка.

При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмо циональностью, стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и фи зических сил, а также сплочению в коллективе.

Одновре менно с этим на всех этапах обучения решается задача повыше ния их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эф фективности обучения детей, что позволяет уже в раннем воз расте заложить основы правильной техники, которые в даль нейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной систе мы способствуют лучшему и более быстрому освоению двига тельных навыков.

Методика начального обучения технике передвижения на лыжах разработана в соответствии с особенностями рас тущего организма. При недостаточном еще физическом разви тии современная высшая техника упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закла дывались такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться, а не будут отбрасываться, и разрушаться, как малосовершенные или устаревшие. Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделя ют в нем два компонента, которые учитывают при первоначаль ном обучении: 1) устойчивое равновесие при скольжении на уз кой опоре (лыже);
2) определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений. В соответствии с подобным рассмотрением техники передвижения на лыжах многие учеб ные пособия и программы рекомендуют придерживаться опре деленной последовательности в обучении, а именно: вначале научить детей устойчивому равновесию, а затем приступить к обучению попеременному двухшажному ходу и, добившись прочного его усвоения, переходить к другому лыжному ходу.

На сегодняшний день в связи с отсутствием необходимой материальной базы ни в одной из школ города лыжная подготовка не включена в учебную программу по физической культуре. В городе не существует ни одной организации поддерживающей детский лыжный спорт. Дети не умеют стоять на лыжах.

При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.

Цель программы – создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем во влечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке

Задачи программы:

научить основам техники передвижения на лыжах;

научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;

приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий (наука быть здоровым);

учить использовать в своей речи спортивную терминологию.

развивать природный потенциал каждого ребенка;

развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;

развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);

способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;

воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Основополагающие принципы программы:

принцип учета реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными, технологическими ресурсами;

принцип педагогики сотрудничества и единства требований (отношение к воспитанникам строится на доброжелательной и доверительной основе);

принципы индивидуализации и дифференциации, подбор для каждого учащегося соответству ющих методов и методических приемов обучения и воспитания;

принцип личностно-ориентированного подхода, обращение к субъективному опыту обучающихся, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребенка;

принцип природосообразности, учитывающий возраст, а так же уровень его физической подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;

принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

принцип сознательного усвоения обучающихся учебного материала;

принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения;

принцип комплексного подхода, позволяющий воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе.

Формы занятий

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 3-7-х классов.

Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям, и с согласия родителей.

Продолжительность занятия – 2 час.

Периодичность в неделю – 1 раз

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в год – 70 часов

Занятия проводятся в свободное от уроков учащихся время.

В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей физической подготовке), с применением имитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.

Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.

Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.

Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.

Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного урока.

Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения.

Результаты освоения курса

В результате дополнительных занятий по лыжному спорту учащийся должен

знать/понимать:

историю возникновения Олимпийских игр;

историю развития лыжного спорта;

способы закаливания организма;

основы и приемы развития физических качеств;

способы подготовки инвентаря к занятиям;

способы передвижений на лыжах;

составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической гимнастики;

проводить комплексы ОРУ, комплексы на развитие физических качеств самостоятельно;

измерять ЧСС, определять режим нагрузки, направленность воздействия освоенных физических упражнений.

готовить инвентарь к занятиям;

регулировать величину нагрузки во время занятий (выбирать оптимальные параметры продолжительности нагрузки и отдыха);

проводить рекреативные формы занятий по лыжной подготовке;

демонстрировать:

в технической подготовке:

технику попеременного двухшажного хода;

технику попеременного четырехшажного хода;

технику одновременного одношажного хода;

технику одновременного двухшажного хода;

технику бесшажного хода;

технику перехода с хода на ход;

технику одновременного конькового хода;

технику попеременного конькового хода;

технику полуконькового хода;

горнолыжную технику (спуски и подъемы, повороты, преодоление неровностей);

в физической подготовке:

прохождение дистанций 0,5; 1; 1.5; 2; 3 км в скоростном режиме, дистанции 5-10 км без учета времени в умеренном режиме передвижения;


Программа предназначена для обучающихся средних общеобразовательных учреждений, а так же для учреждений дополнительного образования. Возраст 9 -16 лет.

Содержимое разработки

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Афанасьева Эмма Аркадьевна,

педагог дополнительного образования

Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 26 лет

Продолжительность образовательного процесса: 3 года

Возраст обучающихся: 9-16 лет

Первый год – 216 часов

Второй год – 216 часов

Третий год – 288 часов

1. Пояснительная записка………………………………………………………2 - 13

2. Учебный план 1,2,3-го года обучения…………………………………………. 14

3. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………..15.

4. Содержательная часть программы 1-го года обучения…………………….15-16

5. Учебно-тематический план 2-го года обучения…………………………. 16.

6. Содержательная часть программы 2-го года обучения……………………..17

7. Учебно-тематический план 3-го года обучения…………………………..18

8. Содержательная часть программы 3-го года обучения……………………19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В физическом воспитании школьников лыжный спорт занимает одно из ведущих мест.

Программа по лыжным гонкам составлена в соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, на основе типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников – гонщиков на этапах от начальной подготовки до спортивного совершенствования.

Программа ориентирована на детей 9 – 16 лет. В основу комплектования учебных групп положена научно – обоснованная система многолетней подготовки с учётом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом. Зачисление во все группы производится по заявлению поступающего при согласии родителей и разрешения врача – педиатра или медсестры общеобразовательной школы. Этап начальной спортивной специализации наиболее важный этап, т.к.:

- закладывается базовая основа разносторонней физической и функциональной подготовленности с использованием самых разнообразных средств;

- в более раннем возрасте легче обучаются технике лыжных ходов;

- быстрее овладевают умениями и навыками всех видов упражнений тренировочного процесса;

Продолжительность занятия не должна превышать 2-х академических часов. Перевод занимающихся в группу следующего года обучения осуществляется на основании выполнения переводных нормативных показателей. Занимающиеся, не выполнившие эти требования, могут продолжить обучение повторный год. В учебно – тренировочных группах вводится специальная физическая подготовка, ориентированная на лыжные гонки и в более старшем возрасте она занимает большую часть времени. Продолжительность занятия в учебно – тренировочных группах не должна превышать

3-х академических часов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

создание оптимальных условий для личностного развития детей, укрепление их здоровья, удовлетворение интересов, склонностей и дарований, организация разумного досуга на основе занятия лыжным спортом.

Программа позволяет последовательно решать

ЗАДАЧИ физического воспитания занимающихся на протяжении всего периода обучения, формируя у них:

укрепление здоровья и всестороннее развитие занимающихся на занятиях по лыжной подготовке;

потребность в регулярных занятиях и осмысленного отношения к ним как к способу самореализации личности;

арсенал разносторонних двигательных умений и навыков: лыжных, легкоатлетических, гимнастических, силовых, игровых;

морально - волевые и нравственные качества;

высокий уровень работоспособности;

стремление к достижению высоких спортивных результатов по лыжным гонкам, ОФП, кроссу.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Улучшение материально-технической базы: приобретение беговых лыжных ботинок, палок, беговых лыж, комбинезонов, тренажёров;

Обеспечение нормативно - правовой базы школы;

Повышение массовости занимающихся лыжным спортом детей, подростков и молодежи через: СМИ, наборы учащихся в начальных классах, индивидуальные беседы, посещение уроков физической культуры, агитацию на родительских собраниях, постоянная подготовка информации о ведущих российских и зарубежных лыжниках – гонщиках, организация походов, спортивно - оздоровительных лагерей;

Выявление и реальная поддержка перспективных спортсменов и повышение уровня их спортивного мастерства путём дифференцированного обучения, участия в районных, отборочных областных соревнованиях и матчевых встречах.

Совершенствование учебно - воспитательного процесса: развитие мотивации личности, взаимодействие с семьёй, помощь в профессиональном определении, торжественное присвоение спортивных разрядов.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

формы учебно – тренировочного процесса:

групповые учебно - тренировочные занятия;

соревнования, матчевые встречи;

спортивно – оздоровительные лагеря;

судейская практика учащихся;

однодневные и многодневные туристические походы;

творческие - развлекательные спортивно – массовые мероприятия;

методы учебно – тренировочного процесса:

перспективное, гибкое планирование с учётом погодных условий и состоянием занимающихся;

беседы, направленные на воспитание: волевого, целеустремлённого характера; психологической устойчивости; саморегуляции; преодоление неожиданных и трудных препятствий; морально – этических норм; командного духа;

анализа, обобщения, выводов и принятия решений;

принципы учебно – тренировочного процесса:

принцип доступности и добровольности;

принцип личностно - ориентированного подхода к воспитанникам;

принцип практической направленности;

принцип непрерывности и последовательности;

принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей занимающихся;

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

в группах начальной подготовки( 1год обучения)

стабильность состава групп;

выполнение требований - тестов по ОФП;

количество занимающихся, переведённых в учебно – тренировочные

в учебно – тренировочных группах(2,3 год обучения)

стабильность состава групп;

уровень физического развития и функционального состояния;

выполнение контрольных, переводных и выпускных нормативов;

результаты, достигнутые в областных соревнованиях и матчевых

динамика спортивно – технических показателей;

подготовка спортсменов - инструкторов и судей по спорту;

Условия реализации программы:

- совершенствование техники имитационных упражнений;

- овладение теоретическими знаниями по принципам самоконтроля, питания, гигиены, восстановления организма

- развитие и совершенствование основных физических качеств и функциональных возможностей;

- увеличение интенсивности тренировочных занятий;

- развитие специальной выносливости;

- поддержание высокого уровня

общей и силовой выносливости;

техники передвижения на лыжах;

- приобретение опыта выступлений в соревнованиях

- элементы гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, единоборства;

- походы пешие, на велосипедах

- кроссы различной интенсивности и объёмов;

- имитация лыжных ходов в подъёмы: шаговая, прыжковая с палками и без них;

- прыжки и многоскоки;

-специальные силовые упражнения;

- передвижение на лыжероллерах;

- спортивные и подвижные игры;

- плавание и гребля;

- езда на велосипеде

- передвижение на лыжах с

и на различном рельефе;

- спортивные и подвижные игры

- распределённый (силовой подго -товки);

Программа предназначена для детей 9 – 11 лет - 1 год обучения ( 6 часов в неделю), 12-13 лет – 2 год обучения( 6 часов в неделю), для детей 14 – 16 лет – 3 год обучения (8 часов в неделю). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа для группы 1,2 года обучения на базе начальной и основной школы – в понедельник, в среду, в пятницу.

Материально-техническая база:

- спортивный зал (предоставляется школой, на базе которой проходят занятия объединения);

Перечень необходимого оборудования:

Мячи для спортигр

- родительские средства, т.к. расходы на участие в походах и соревнованиях несут родители обучающихся.

Кадровое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение:

- методическая и учебная литература

- взаимодействие с учреждениями и организациями, занимающиеся спортивной деятельностью.

4. Дети, желающие заниматься по этой программе.

Организация процесса обучения

Объединение создается на добровольных началах. При зачислении каждый ребенок предоставляет медицинскую справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься лыжными гонками.

Занятия в объединении проводятся на базе школы, для работы объединения необходимо помещение для теоретических и практических занятий (класс, кабинет) и спортивный зал для занятий общей физической подготовкой. Часть занятий проводится в близлежащей зоне села или на школьном стадионе.

Одно из важнейших требований - соблюдение правил безопасности и предупреждения травматизма при проведении каждого занятия, тренировки, старта, похода. Руководитель постоянно знакомит детей с правилами техники безопасности.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуемый состав группы 1-го года обучения – 15 человек, 2-го и 3-го года обучения – 12 человек.

Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в 1-й и 2-й год обучения и 288 в 3-й год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия для учащихся 1-го и 2-го года обучения 2 часа по 45 минут с перерывом в 15 минут. Продолжительность занятия для учащихся 3-го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа, в воскресный день 4 часа, проводимые в форме практического занятия на местности и в помещении.

Темы занятий выбираются с логикой образовательного процесса. Так, например, занятия по общей физической подготовке реализуются в течение всего учебного курса, что позволяет ребятам получать необходимые физические нагрузки.

Практические занятия на местности (для обучающихся 1-го и 2-го годов обучения), походы выходного дня, двухдневные походы организуются в каникулярное время не только с учебно-тренировочной целью, но и с целью наполнения активно-деятельным содержанием свободного времени детей и подростков. Для практических занятий и для участия в соревнованиях имеется лыжный инвентарь. Личное снаряжение рекомендуется подготовить каждому учащемуся индивидуально.

Основной формой организации процесса обучения является учебное, тренировочное занятие. В зависимости от целей и задач программа предусматривает следующие типы занятий:

собственно обучающее занятие - овладение знаниями и умениями, передача знаний от педагога к учащимся;

учебное занятие по осмыслению знаний их закреплению;

учебное занятие - формирование умений, навыков и применение знаний на практике;

тренировочное учебное занятие - отработка умений и навыков;

контрольное занятие;

общеразвивающее и воспитательное занятие - формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка.

результатов обучения и диагностика достижений

Формы и методы диагностики освоения учащимися программы:

непрерывное наблюдение за детьми на занятиях;

тестовые, контрольные задания учащимся;

демонстрационные методы (соревнования);

анализ выступлений на соревнованиях ;

анализ и отслеживание состава сохранности контингента;

беседы с родителями.

По каждому методу составляется диагностическая карта, которая выглядит следующим образом:

Содержание контрольного задания.

Задачи (для чего дается каждое задание?).

Показатели (что проверяется?).

Критерии (за что и какие оценки/баллы ставятся, как оценивается?).

Статистика выполнения в процентном соотношении

Анализ и выводы.

Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, уровень усвоения основных знаний и умений. Кроме этого, проводятся тесты с целью определения общего физического и функционального уровня развития воспитанников, с целью сопоставления и прослеживания динамики физического развития обучающихся. В начале учебного года проводится входное тестирование и диагностика, а в конце учебного года – констатирующее тестирование и диагностика. Этим диагностика не исчерпывается. Она осуществляется в течение всего учебного времени, т.е. проводится текущий контроль.

Диагностика достижений учащихся устанавливается по следующим показателям:

- уровень усвоения основных знаний, умений и навыков;

- уровень развития физических данных учащихся;

- выполнения спортивных разрядов .

Уровень усвоения основных знаний и умений проявляется через:

- системность знаний учащихся;

- способность применения полученных знаний и умений на практике;

- участие в соревнованиях и массовых мероприятиях.

Успешность освоения программы оценивается на основании контрольных занятий, результатов соревнований, выполнения спортивных разрядов.

Использование вышеперечисленных методов диагностики и формы их применения дают педагогу достаточно полную, всестороннюю информацию об уровне физического развития детей и результативности их обучения.

Знания и умения, которыми овладели подростки и которые выясняются в процессе общения с педагогом (особенно в условиях походов, практических занятий на местности, соревнований, когда педагог находится с детьми в тесном контакте на протяжении продолжительного времени) и являются показателями результативности обучения и воспитания.

Показателем освоения программы может служить выполнение учащимися спортивных разрядов по лыжным гонкам.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Знания, умения и навыки членов объединения

при завершении 1-го года обучения

В результате освоения образовательной программы занимающиеся должны:

знать и иметь представление:

- о правилах лыжного спорта.

- об истории развития лыжного спорта в России.

о роли и значении занятий физическими упражнениями в будущей жизни;

о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;

о физической нагрузке и способах ее регулирования;

о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;

вести дневник самонаблюдения;

подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;

классифицировать способы лыжного хода;

владеть техникой ходьбы на лыжах классическим способом

оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях, при обморожении;

Читайте также: