Кружок по чтению в коррекционной школе

Обновлено: 04.07.2024

для 6-х классов

Учитель: Каберник С.В.

2015-2016 учебный год

Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы

Основное содержание тематического плана

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Состав кружка

Кружок состоит из учащихся 6-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Программа кружка адресована учащимся 5-9 классов и предназначена для использования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через знакомство с лучшими поэтическими образцами 19-20 века и сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.

Программа кружка призвана ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской литературы, проникнуть в тайны живого слова, в историю появления разных поэтических направлений, что будет способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Кроме того, занятия кружка позволят проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, литературы, с целью развития и реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Программа способствует воспитанию личности, гражданской позиции, отвечает условию последовательной индивидуализации обучения, помогает учащимся научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской литературе и культуре, развитие навыков речевой интуиции, воспитание интереса к родному языку, ценнейшему народному достоянию; литературе, важнейшей части культурного богатства человечества.

Задачи программы:

воспитание интереса к литературе как к учебному предмету;

развитие мотивации к чтению и изучению жизни и творчества русских поэтов;

развитие созидательных способностей, критического мышления;

совершенствование общего языкового развития и коммуникативной культуры учащихся;

воспитание читательского вкуса, культуры обращения с книгой;

обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

развитие умений пользоваться словарями, осуществлять поиск информации в сети Интернет по литературе и литературоведению.

В основу отбора текстов для чтения и интерпретации на занятиях кружка положены следующие критерии:

соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам образования;

эмоциональная ценность произведения, опора на предыдущий читательский опыт учащихся;

психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы школьников определенной возрастной группы.

Умения и навыки учащихся

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

Ожидаемый результат

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся более подготовленными к участию в конкурсах чтецов различного уровня, овладевают основными навыками написания творческих работ. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают когнитивные способности, овладевают нормами грамотной устной речи; формируется интерес к познанию тайн родного языка и уважение к родной речи, к истории русского народа, русской литературы в целом.

Программа рассчитана на 1 год обучения 1 час в неделю, 34 часа в год.

Список использованной литературы для учителя.

1. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
2. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
3. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
4. Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
5. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
6 Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"

Список использованной литературы для учащихся.

1. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2007

2. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи.

Русские поэты о осени

Подготовка к празднику осени.

Чтение стихов о осени. Подбор стихотворного материала для разучивания

Участие в школьном празднике

Разучивание стихов (миниатюр) о осени

Чтение стихов о осени. Подбор стихотворного материала для разучивания. Отработка выразительного чтения.

Конкурс чтецов на празднике

Выразительное чтение произведений

Подготовка ко дню государственности.

Познакомиться с историей праздника. Чтение стихов удмуртских поэтов. Подбор произведений удмуртских и русских поэтов.

Выступление на школьном мероприятии. Составление поздравительной презентации.

Разучивание произведений. подбор костюмов, оформления.

Чтение стихов о родине . Подбор стихотворного материала для разучивания. Отработка выразительного чтения.

Разучивание произведений. подбор костюмов, оформления.

Чтение стихов о родине . Подбор стихотворного материала для разучивания. Отработка выразительного чтения.

Выступление на школьном мероприятии

Выразительное чтение произведений.

Подборка произведений к дню Матери

Знакомство с праздником. Чтение стихотворений.

Выступление на школьном мероприятии

Разучивание стихотворений, миниатюр. подбор костюмов, оформления.

Чтение стихов о маме . Подбор стихотворного материала для разучивания. Отработка выразительного чтения.

Выступление на школьном празднике.

Выразительное чтение произведений, миниатюр.

Подготовка к новогоднему утреннику. подбор произведений, сценария, миниатюр

Подбор и разучивание произведений.Отработка выразительного чтения.

Разучивание произведений, подбор костюмов, оформления.

Подбор и разучивание произведений.Отработка выразительного чтения.

Выступление на школьном мероприятии

Показ новогоднего представления.

Выразительное чтение произведений, миниатюр.

Подготовка к 23 февраля. . подбор произведений, миниатюр

Знакомство с праздником. Чтение стихотворений.

Выступление на школьном мероприятии

Разучивание произведений, подбор костюмов, оформления.

Подбор и разучивание произведений. Отработка выразительного чтения.

Выразительное чтение произведений, миниатюр.

Выступление на конкурсе чтецов

Подготовка к 8 марта

Знакомство с историей праздника. Чтение произведений.

Выступление на школьном мероприятии. Составление поздравительной презентации.

Разучивание произведений, подбор костюмов, оформления.

Подбор и разучивание произведений.Отработка выразительного чтения.

Выступление на мероприятии

Выразительное чтение произведений, миниатюр.

Весна – прекрасная пора. Подбор произведений к Дню птиц.

Знакомство с историей праздника. Чтение произведений.

Отработка выразительного чтения.

Выступление на школьном мероприятии.

Разучивание произведений, подбор костюмов, оформления.

Знакомство с историей праздника. Чтение произведений. Составление презентации.

Отработка выразительного чтения.

Выступление на школьном мероприятии.

Подготовка ко дню космонавтики

Подготовка ко Дню Победы

Знакомство с историей праздника. Чтение произведений. Составление презентации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской активности. Способствовать развитию навыка грамотного, беглого,выразительного чтения.

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

- Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

- Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Цель программы:

- Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

- Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

- Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

- Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

- Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

- Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

- Расширение знаний о литературных произведениях.

- Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

- Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

- казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

- русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

- естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

- родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

- мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

- изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:


Формы и виды работы:

- Уроки- экскурсии в прошлые военные года

- Частично- поисковая работа

- Работа по иллюстрациям, рисование

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса “Художественное слово” имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся специальной коррекционной школы VIII вида выразительному чтению перед аудиторией, рассказыванию и инсценированию литературных произведений.

Педагогическая разработка факультативного

курса по чтению "Художественное слово"

Пояснительная записка

Программа факультативного курса “Художественное слово” имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся специальной коррекционной школы VIII вида выразительному чтению перед аудиторией, рассказыванию и инсценированию литературных произведений. Программа имеет тесную связь с основной программой по обучению чтению в коррекционной школе VIII вида.

Теоретический и практический материал программы построен по принципу “от простого к сложному”, учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с недостатками интеллектуального развития.

Факультативный курс “Художественное слово” имеет нормативный срок реализации – 1 учебный год, общий объем – 34 часа, режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.

Группа формируется на добровольном желании обучающихся, а также в результате отбора детей, имеющих артистические наклонности.

В реализации данной программы участвуют подростки 16–17 лет, так как в этом возрасте повышается внутренняя мотивация к активности в школьной и социальной среде.

Учебный материал программы спланирован по модулям: “Выразительное чтение”, “Рассказывание”, “Инсценирование литературных произведений”. Дан перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу “Художественное слово”. Представлен календарно-тематический план по каждому модулю обучения, теоретический и практический материал по каждой теме, примерные план – конспекты занятий.

Актуальность программы факультативного курса по чтению “Художественное слово”

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Актуальность программы обусловлена особенностями развития речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.

У детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, даже при первичном обследовании обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Как правило, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом.

Существует и другая сторона этого явления: в силу инертности психической деятельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.

Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с устной речью.

Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью эти средства представлены очень слабо. Учителям коррекционной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она звучит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замедленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной стороны речи определяют систему работы учителя коррекционной школы.

Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей с нарушением интеллектуального развития. Следует отметить, что в их активной речи отсутствуют разные формы лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговорно-бытовой с ограниченным запасом слов.

Важным моментом в характеристике речевой деятельности обучающихся коррекционной школы является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Существенным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и др.), являются условия, побуждающие к высказыванию.

Специальные психологические исследования и наблюдения учителей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.

Ребенок с таким нарушением речи не готов ориентироваться в информационном пространстве, интегрироваться в современный социум.

Факультативный курс “Художественное слово” позволит скорректировать недостатки произношения, расширить словарный запас обучающихся, развить грамматическую составляющую речи, поможет преодолеть речевую замкнутость, активизирует речевую деятельность.

Новизна программы

Программа факультативного курса “Художественное слово” составлена для удовлетворения потребностей обучающихся коррекционной школы VIII вида, в целях развития устной речи, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, работать в группе, что послужит для их успешной адаптации в социуме.

При составлении программы учитывались рекомендации ведущих специалистов в области дефектологии (см. список литературы).

Методической основой программы является учебник Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. для учащихся педагогических училищ – Выразительное чтение. М., “Просвещение”, 1978. После адаптации этого учебника, получилось единственное в своем роде пособие для коррекционной школы. Аналогичных программ факультативных курсов для коррекционной школы VIII вида не существует.

Предлагаемая программа апробируется на базе ОГСКОУ “Специальная коррекционная школа №2” г. Ангарска.

Формы обучения

Индивидуальная форма – осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся в соответствии с его способностями.

Групповая форма – занятия с группой из 4–5 человек осуществляются по одной теме.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу “Художественное слово”:

Учащийся должен знать:

Виды речевой деятельности

Основные правила русской орфоэпии (литературное произношение, согласование слов в предложении и т.д.)

Ключевые понятия курса (дикция, интонация, пауза, темп, ритм, тембр)

Жанры литературных произведений и особенности чтения произведений разных жанров.

Учащийся должен уметь:

Правильно использовать дыхание и голос

Ясно и чисто произносить звуки

Соблюдать правила литературного произношения

Использовать при чтении литературных произведений фразовое, логическое и эмфатическое ударение, соблюдать паузы, темп, ритм и тембр речи.

Составлять различные виды рассказов (рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, рассказ-очерк, рассказ с изменением лица рассказчика, творческий рассказ, рассказ-инсценировку)

Цели и задачи программы

Цель: Развитие коммуникативной функции речи через изучение художественного произведения. Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.

Задачи программы в общем виде формулируются следующим образом:

Расширение круга представлений

Повышение речевой мотивации

Развитие и коррекция всех сторон речи

Развитие умения выразительно читать и рассказывать

Изучение предлагаемых в программе тем имеет большое воспитательное значение, т.к. способствует формированию коммуникативной компетентности и умению сотрудничать, работать в группе.

Коррекционно-развивающие цели:

Коррекция фонетической стороны речи на основе упражнений в дикции.

Коррекция зрительного и слухового восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения.

Развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов.

Развитие эмоционально-образной памяти с помощью символического изображения на карточках со словарными словами.

Развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом.

Развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану.

Ожидаемый результат

По окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция фонетических недостатков, развитие грамматической структуры речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Выразительность речи обеспечиться рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом, тембром.

Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных, городских и областных мероприятий как чтецы, исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность в себе.

Содержание учебных модулей

“Выразительное чтение” – 19 часов

Подготовка текста к выразительному чтению

Знать ключевые термины модуля: дикция, темп, тембр, ритм, пауза, интонация, мелодика речи

Знать виды, особенности и назначение интонации, логических ударений, пауз;

Читайте также: