Кружок финансовая грамотность в школе 8 9 класс

Обновлено: 16.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

Составитель: Трофимова Олеся Сергеевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа

Основной образовательной программы школы.

Авторская программа Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. Финансовая грамотность. 8–9 классы общеобразоват. орг. / — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями основной образовательной программы школы.

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию обще интеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Основными задачами являются:

- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
Формирование коммуникативных навыков и ответственности.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Урок моделирование: создание проектов разного вида: информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на занятии.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. Развитие навыка работы в программе MicrosoftExcel. Работа с конструкторами видео.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Урок дискуссионного размышления на тему

Принципы построения программы внеурочной деятельности:

принцип системно-деятельностной организации внеурочной деятельности;

принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;

принцип опоры на ценности программы воспитания и социализации пятиклассников;

принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности учителя, обучающихся и их родителей;

принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей.

Обоснование выбранных технологий средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности:

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Это способствует развитию навыков разумного финансового поведения.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Формы представления результатов: устный или письменный ответ, эссе, проект, исследовательская работа.

Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Л-Б – лабораторно-практическое занятие; П – проектная работа; ЗК – контроль по разделу; С – семинарское занятие.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Планируемые результаты обучения

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.

Например, в беседе о разумном финансовом поведении ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует разумное финансовое поведение.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения не только к социальной реальности в целом, но и к социальной реальности в сфере экономики и финансов.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, грамотным участником финансовых отношений, умеющим разумно решать финансовые проблемы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается разумное финансовое поведение

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Важное место занимает семья (родители).

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо

обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированностькоммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Структура курса

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Краткое описание разделов курса

Формы внеурочной деятельности по Общеинтеллектуальному направлению

Раздел 1 Управление денежными средствами семьи

Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как их контролировать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного иличного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния

Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Раздел 3 Риски в мире денег

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем может помочь страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Раздел 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть ,размещая сбережения в валюте.

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как ее сделать достойной.

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.


- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2017 года№10;

- Устав МОУ СОШ №5 им. О.В.Гудкова;

- Положение о рабочих программах учебных предметов, элективных курсов МОУ СОШ №5 им. О.В.Гудкова

- Учебный план МОУ СОШ №5 им. О.В.Гудкова на 2017 - 2018 учебный год.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Ставропольского края;

развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Ставропольского края.

развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Используемая литература:

Интернет-источники

Планируемые предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса:

сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми ин-

Метапредметные результаты освоения курса.

сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо

обратиться для их решения;

владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

сформированность коммуникативной компетенции:

вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Предметные результаты освоения курса.

владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

структуры денежной массы;

структуры доходов населения страны и способов её определения;

зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции;

основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;

видов страхования; видов финансовых рисков.

Тематическое планирование

МОДУЛЬ 1. Управление денежными средствами семьи

МОДУЛЬ 2 Способы повышения семейного благосостояния

МОДУЛЬ 3 Риски в мире денег

МОДУЛЬ 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

МОДУЛЬ 5 Человек и государство: как они взаимодействуют

Содержание курса

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. (4ч.)

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами? Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. (3ч.)

Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с их помощью. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Модуль З. Риски в мире денег. (3ч.)

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. (4ч).

Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют .(3ч)

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать ее достойной.


Рабочая программа включает в себя занятия по основам финансовой грамотности, интегрированные с темами по истории и обществознанию, изучаемыми в 8 классе.

Содержимое разработки

Отдел образования администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

СОГЛАСОВАНО

кафедры социально-экономических дисциплин
№____ от _________2020 г.

_________ Ширяева Н.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Ширяева Н.В.

Директор МОУ СОШ №1

________ Виноградова И.Б.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

на уровень основного общего образования

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Пояснительная записка

Президент РФ определил стратегические задачи развития Российской Федерации в Указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". В частности, , "обеспечение глобальной конкуретноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования".

Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности ее населения. Высокийуровень осведомленности жителей в области финансов в целомспособствует социальной и экономической стабильности встране. Рост финансовой грамотности приводит к снижениюрисков излишней личной задолженности граждан по кредитам,сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. Финансово грамотный человек обладает целым рядом навыков, которые позволяют ему эффективно распоряжаться своими доходами, делать накопления,инвестировать средства в недвижимость, ценные бумаги и т. п.

Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации является сегодня актуальной проблемой и требует не эпизодических, а системных и комплексных решений.

Знания в области личных финансов приобретают особую актуальность для подростка с 14 лет, когдасогласнороссийскому законодательству несовершеннолетний может открывать вклады и, как следствие, иметь дебетовые банковские карты. А на совершение покупок через Интернет, ведение электронных кошельков вообще нет возрастных ограничений. Именно сфера так называемых повседневных финансов вбирает в себя достижения науки и техники: появляются новые технологии оплаты и финансовые продукты, оградить от использования которых ни детей, ни взрослых практически невозможно. Тем более грамотное пользование финансовыми инструментами позволяет не только решать повседневные задачи (например, оплата покупок, совершение платежей, формирование накоплений и сбережений, инвестирование и др.), но и повышать личное и семейное благосостояние.

Современные дети быстрее взрослых начинают использовать различные инновационные финансовые технологии и продукты. Они очень быстро понимают принципы их работы, включают их в повседневную жизнь, используют для решения бытовых задач (например, покупка компьютерных игр в Интернете, оплата билетов в кино с помощью бесконтактных технологий и др.). Но нередко при совершении различных финансовых действий дети не задумываются об элементарных правилах финансовой безопасности и легко поддаются на уловки мошенников, поэтому необходимо обучить их не только грамотному взаимодействию с финансовыми организациями, но и безопасному использованию различных финансовых инструментов.

Современное школьное образование призвано не только заложить фундамент в понимании устройства мира и его составных элементов, но и научить действовать на опережение в этом мире. Это означает, что нужно не только дать обучающимся конкретную фактическую информацию, но и создать для них условия для освоения обобщённых способов разумного поведения в различных сферах жизни человека. Данный курс и по содержанию, и по формам организации учебной деятельности способен решить эту педагогическую задачу в части финансовой и во многом экономической и правовой грамотности.

Цель - создание условий для формирования финансовой грамотности у учащихся 8 классов на базовом уровне, отражающем финансовые потребности подростка 14—15 лет. В соответствии с этим в данном курсе актуализируются следующие задачи:

• формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной основы;

• формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;

• формирование представлений об основных социальных ролях в области взаимодействия с финансовыми организациями и управления личными финансами;

• формирование целостного мировоззрения в области общественных наук, соответствующего современному уровню развития науки и информационных технологий, включающего базовые знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;

• формирование умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);

• формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий;

• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по финансовой грамотности, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Практическая ценность курса состоит также в том, что он эффективно может реализовываться в рамках дистанционного обучения (или электронного обучения) с использованием интерактивных образовательных технологий.

Данный курс рассчитан на 17 часов для обучающихся 8 класса.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты обучения:

формирование субъектной позиции у обучающихся, понимание необходимости быть самостоятельными в принятии решений;

формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;

формирование элементарных финансовых знаний современного человека;

готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой грамотности на всех жизненных этапах;

формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;

готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в случае их нарушения;

готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми организации и государственными органами, роли и формы финансовой жизни семьи.

Метапредметные результаты обучения, включающие:

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал.

Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых организаций;

разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;

ставить финансовые цели свойственной деятельности;

формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели практической финансовой деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта, проведение исследования);

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Обучающийся сможет:

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

Познавательные универсальные учебные действия:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

критически оценивать содержание и форму текста.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;

Предметные результаты обучения:

освоение базовых понятийи знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципов его функционирования в современном обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, финансовые услуги и продукты,, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая система государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их оформления, освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчёты и использовать финансовую информацию для принятия решений.

Содержание и структура курса

Раздел 1. Что такое современные деньги.

Раздел 2. Финансовые организации и их услуги

Взаимосвязь финансовых потребностей и деятельности финансовых организаций. Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты.Финансовые организации (банк, микрофинансовые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании). Цели деятельности финансовых организаций. Платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт. Коммерческий банк, Банк России и его деятельность. Банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, доходность вклада.Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика. Банковская карта, виды банковских карт (дебетовая, кредитная), кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернет-банк.Издержки и выгоды пользования банковскими картами.Риски мошенничества при пользовании банковской картой.Правила безопасного использования банковских карт. Взаимные обязанности банка и держателя банковских карт. Накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка.

Раздел 3. Налоги в жизни современного человека

Финансы, финансовая система государства, общественные блага.Формирование и расходы государственных финансов, связь между налогами и общественными благами.Государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные). Основания для уплаты налогов. Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, прямые и косвенные налоги. Имущественный налог, кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ. Способы расчета подоходного и имущественных налогов. Факторы, влияющие на размер уплачиваемых налогов физическими лицами. Необходимость уплаты налогов и способы уплаты налогов, в том числе с помощью личного кабинета налогоплательщика.Ответственность за неуплату налогов. Пеня, штраф.Возможности возврата части уплаченных налогов через оформление налогового вычета. Налоговая декларация.Виды налоговых вычетов (стандартный, социальный, имущественный, профессиональный).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"реализуется в рамках ООП ООО и является продолжением учебного предмета "Обществознание".

Протокол заседания МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ ООШ №269

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По духовно-нравственной деятельности направлению внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Составитель программы: Долгова Анна Андреевна,

учитель истории и обществознания, 1 категория

г. Снежногорск

к рабочей программе внеурочной деятельности по обществознанию кружка

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями (Приказы Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);

• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями (Приказы Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459);

• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 269 (Приказ № 155 от 21.05.2018г.)

Рабочая программа реализуется с помощью:

1. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.

орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: ВИТА-ПРЕСС,

Пояснительная записка

Программа кружка разработана на основе нормативных Федеральных документов, регламентирующих предпрофильную подготовку, в соответствии с Положением об элективном курсе и Положением о порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов и предметов:

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

8. Письмо министерства образования Саратовской области от 28.052012 №4385 по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений в 2012-2013 учебном году.

9. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)

11. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

12. Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

13. Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

14. Устав МБОУ ООШ №269.

16. Программа развития школы.

17. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269.

Актуальность В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли

взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, семинары, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Структура курса

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Читайте также: