Кружок эколята в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Проанализировав некоторые программы по экологическому воспитанию младших школьников, мной была разработана и опробирована программа по экологическому воспитанию младших школьников “Юный ЭКОлог”.

Цель кружка “Юный ЭКОлог” – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Кружок “Юный эколог” призван решать следующие задачи:

Кружок “Юный ЭКОлог” предназначен для 3-4-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на два года, 68 занятий (2 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется сезоном года.

Каждое занятие состоит из двух частей:

  • Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
  • Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.

Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).

Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: снятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.

Содержание учебного материала кружка для наглядности можно разделить на плоскости и сферы:

“Горизонтальные” плоскости, определяют объем осваиваемой ребенком окружающей среды:

  • среда, связанная с ближайшим окружением ребенка (домашние растения и животные, школа, двор, село);
  • экосистемы ближайшего окружения (водоем, поле, болото);
  • сложные экосистемы (лес, пустыня, степь).

“Вертикальные” плоскости, определяют качественный уровень взаимодействия со средой:

    познавательная деятельность (посещение лекционных занятий, выступление с докладами, просмотр видео фильмов и др.); практическая деятельность (высаживание растений, полив цветов, уход за домашними животными и др.); творческая деятельность (рисунки, стенгазеты, коллажи, конкурсы и др.).

Обозначенные горизонтали и вертикали пересекают три сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром: с природой, с социумом, с самим собой (Рисунок 1).


Содержание дополнительной образовательной программы “Юный ЭКОлог”

Раздел I. Ведение в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.

Тема №3. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.

Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

• Практическая работа (деятельность) - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. (не забыть Москву) - отмечаем на карте

Тема №5. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза (или три занятия - по птицам и животным леса и по домашним животным).

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

Тема №6. Планете имя - Океан. Океан – моря – озера - реки.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

Тема №7. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.
Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы (или формы снежинок)
  • Картинки или истории - на карту

Тема №9. Горячее солнце пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №10. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

(Где жили динозавры - на карту -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)

Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
  • Собираем материал - фотографии по микрорайону.

Тема №12. Человеческий организм.

Человек - часть природы. Как мы растём 9 Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Тема №13. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

• Экскурсия в планетарий.

Тема №14. Экология Москвы. Проверь экологию своего района.

Итоги работы кружка подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями: “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, “Днем продовольствия”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.

Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

по курсу внеурочной деятельности

природоохранного социально-образовательного проекта

Стрельникова Вера Ивановна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Программа направлена на развитие личности в рамках деятельностного подхода, которое обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы по внеурочной деятельности.

Педагогическая целесообразность: заключается в формировании знаний экологического поведения, исторического, культурного и природного наследия родного края, формирование навыков изучения природы через проектную деятельность, реализация идеи развития личности ребенка, его творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании.

Цель: формировать экологическое поведение, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.

-формировать представление о целостности органического мира.

-сформировать знания о единстве человека-природы-общества.

-познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы.

-формировать исследовательские навыки.

-формировать знания и умения, способствующие творческой реализации обучающихся.

-развивать интерес к познанию природы родного края, России.

-развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор.

-развивать умение работать в коллективе.

-развивать навыки самообразования.

-воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.

-обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы.

-воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого.

Особенности содержания

Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты,объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования ихв убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).

Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

· обеспечивать восприятие и усвоение знаний;

· создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;

· уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;

· использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе.

Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

К метапредметным результатам относятся:

· Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать. Владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта.

· Регулятивные УУД- умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую.

· Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать – способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.

Предполагаемые результаты программы, ребёнок:

· осознаёт целостность окружающего мира, расширил знания об объектах и явлениях природы;

· осознаёт тесные связи между человеком и природой, понимает взаимозависимость существования природы, человека, общества. Понимает ответственность за состояние окружающей среды;

· овладел методами изучения окружающего мира: наблюдением, поиском, моделированием, проектированием.

· расширил кругозор, развил познавательные и творческие способности, память, логическое мышление, наблюдательность, внимательность, уверенность в себе.

· Научился работать в коллективе, в группе, в сотворчестве с родителями, самостоятельно.

· Использует полученные знания на практике.

Прогнозируемые результаты обучения.

учащиеся должны знать:

· - правила поведения в природе;

· - разнообразие растительного и животного мира родного края;

· - редкие растения и животных Красной книги ;

· - категории редкости растений и животных;

· - взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека;

· - вопросы рационального природопользования;

· - какую посильную помощь дети могут внести в дело охраны природы;

учащиеся должны уметь:

· - проводить поиск, создавать творческий проект;

· - отличать съедобные, лекарственные, редкие и ядовитые растения;

· - проводить самостоятельные наблюдения в природе;

· - отвечать на проблемные вопросы, находить выход из нестандартных экологических ситуаций.

· - подкармливать птиц в простейших кормушках;

· - работать в сотворчестве с родителями, родными и друзьями;

· - выполнять посильную работу по охране природы;

· -выпускать информационные экологические листовки, газеты, для населения родного посёлка;

· -создавать экологический плакат в защиту природы;

· - пропагандировать знания об охране природы.

· тематическое оформление классов и помещений;

· работа на природе;

· различные тематические книги;

· альбомы и тетради для раскрашивания;

· журналы и газеты;

· художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

· энциклопедические и справочные издания;

· аудио и видеоносители информации;

· художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

· музеи и картинные галереи;

· выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

· участок в школе, а также прилегающие к ним территории;

· элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Автор: Соколова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Акуловская СОШ
Населённый пункт: деревня Акулово, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: кружок для первого класса"Азбука эколят"
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Акуловская средняя общеобразовательная школа

начальной школе

"Азбука эколят"
1 класс Учитель: Соколова Екатерина Сергеевна Количество часов в неделю: 1 час Всего в год: 34 часа
2015 – 2016 учебный год

Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе

"Азбука эколят"

Пояснительная записка

Актуальность.
Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире. Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель:
формирование и развитие экологически грамотного поведения у младших школьников.

Задачи:
1. Сформировать знания о единстве живой и неживой природы; 2. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе; 3. Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и познавательном значении природы для людей; 4. Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды; 5. Воспитывать ответственное отношения к природе. Основные принципы содержания программы:  принцип единства сознания и деятельности;  принцип наглядности;  принцип личной ориентации;  принцип системности и целостности;  принцип экологического гуманизма,  принцип краеведческий,  принцип практической направленности. Теоретические основы программы – учитывание возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция лично стно ориентированного образования (В. В. Сериков).

раздела, темы

Характеристика видов

деятельности учащихся

Оборудование:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование экологического поведения, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.

-формировать представление о целостности органического мира.

-сформировать знания о единстве человека-природы-общества.

-познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы.

-формировать исследовательские навыки.

-формировать знания и умения, способствующие творческой реализации обучающихся.

-развивать интерес к познанию природы родного края, России.

-развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор.

-развивать умение работать в коллективе.

-развивать навыки самообразования.

-воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.

-обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы.

-воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого.

Читайте также: