Кружки в 2001 школе

Обновлено: 02.07.2024

Сергей Шедов — основатель и директор Московской школы программистов. Закончил МГУ, факультет вычислительной математики и информатики и магистерскую программу MBA. Преподает в МФТИ на кафедре алгоритмов и технологий программирования, входит в Федеральную предметную комиссию авторов ЕГЭ по информатике. В 2001 году основал в Мытищах Школу программистов. Председатель предметно-методической комиссии по информатике Министерства образования Московской области.

Семен Обухов — директор по развитию Московской школы программистов. Окончил факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в 2018 году. С 2018 года учится в Институте образования НИУ ВШЭ. На протяжении пяти лет преподает ИТ-дисциплины в Школе программистов. С 2015 года занимается организацией олимпиад, в том числе школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Московской области, а также ежегодная Международная космическая олимпиада.

О том, как стать программистом до того, как это стало трендом

Сергей Шедов:

— Программировать я начал еще в старших классах школы, в начале девяностых. Родители купили компьютер, но без монитора — на него просто не хватило денег. Ждать, когда он появится, я не стал, и начал составлять программы на Basic, ориентируясь на звуковые сигналы системного блока.

После окончания МГУ два года работал в офисе программистом. Но скоро понял, что мне это неинтересно. И когда моя учительница информатики предложила поработать в школе, которую я закончил, сразу согласился. Сначала это были занятия только по субботам, а потом принял решение окончательно поменять работу. Родители это решение не одобрили, потому что я сильно потерял в деньгах — в офисе получал $1 000, а в школе зарплата была всего $50. Но я понимал, что мне это нравится, да и запросы у меня тогда были небольшие — лишь бы хватало на интернет.


Я понимал, что не всем ученикам интересно программирование, и что на уроках информатики готовить айтишников невозможно. Тогда решил создать свою школу программистов. Это было в 2001 году. Сначала это был обычный кружок, куда ходили дети из окрестных школ. Мало кто понимал, что такое программирование, это еще не стало трендом.

Постепенно кружок рос, и через шесть лет я зарегистрировал частное учреждение дополнительного образования. Сейчас у нас учатся чуть более 4 000 детей, из них 30% — онлайн. Очно занимаются ребята из Москвы и Московской области — кроме Мытищ, есть отделения в Москве, Пушкине, Королеве и Долгопрудном, всего их девять. Онлайн учатся дети со всей России, есть даже ребята из Казахстана.

О фундаментальных знаниях, музыке и программировании

Сергей Шедов:

— В 2001 году аналогов такой школы еще не было. Нужно было нарисовать идею в голове. Я 10 лет учился в музыкальной школе и решил объединить этот опыт с опытом обучения в МГУ. Так родилась идея, что ребенок должен не просто поучиться несколько месяцев и уйти. Я хотел давать не только прикладную информацию, но и фундаментальные знания, потому что без этого невозможно стать серьезным программистом. Поэтому в школу не принимают 11-классников — за один год дать серьезные знания невозможно, а мы не хотим заниматься профанацией. В школу берут учеников со второго класса и учат их до 11-го.

Есть мнение, что для программирования не нужно высшее образование. Это зависит от того, чем человеку предстоит заниматься. Например, человек, занимающийся машинным обучением, должен закончить вуз, потому что для этого нужны знания по математике, которые не дают в школе. Надо смотреть в перспективе, что будет востребовано в будущем. Сейчас ты будешь писать программы в скриптовом языке программирования, а через 20 лет это будет не нужно. А для поступления в хорошие университеты надо начинать заниматься информатикой еще в школе.

Мы стараемся идти в ногу со временем и постоянно вводим новые дисциплины. Сейчас в школе есть курсы по интернету вещей, блокчейну, кибербезопасности, большим данным — всё то, что появилось относительно недавно, но без чего уже невозможно обойтись.

Семен Обухов:

— При приеме на работу кандидаты проходят многоступенчатый отбор. Первичное собеседование для преподавателей — открытый урок. В роли учеников выступают наши методисты, которые имитируют поведение детей. Например, если преподаватель собирается работать с пятиклассниками, методисты могут начать драться линейками. Мы смотрим, как человек справляется с такой ситуацией. Тех, кто прошел первичный этап, приглашают на тренинги по педагогическим приемам. Среди тех, кто приходит преподавать, много айтишников и студентов ИТ-вузов, которые до этого не работали с детьми. Поэтому им очень важно дать педагогические навыки. Окончательное решение принимается после финального экзамена, который также проходит в формате открытого урока для методистов. Там кандидаты должны продемонстрировать, насколько хорошо они освоили педагогические навыки, полученные на тренингах.


Сергей Шедов:

О предрасположенности к программированию

Сергей Шедов:

— Я не встречал детей, у которых были бы противопоказания к программированию. Но для успешного обучения ребенку нужно любить и понимать математику. При поступлении мы не требуем начальных знаний по программированию, но проверяем именно математические знания.

Если говорить про личные качества, главное для ребенка, который занимается программированием, — целеустремленность. Он должен не бояться ошибок, относиться к ним спокойно и уметь их исправлять.

Не все хотят быть программистами. Бывает такое, что родители приводят ребенка и говорят, что он будет, например, стоматологом. Но при этом они хотят, чтобы у него были навыки программирования, потому что это пригодится в профессии. В школе готовят не только программистов, выпускники могут работать на стыке наук. Есть примеры, когда дети пришли учиться на программиста, а в итоге пошли в Институт Останкино, потому что им понравился видеомонтаж. Среди наших выпускников есть человек, который увлекся монтажом, уехал в Голливуд и выкладывает фотографии со Спилбергом.

Обучение разбито по семестрам, одновременно в одном семестре у ребёнка, в зависимости от возраста, может идти от одного до трёх предметов. По каждому предмету предусмотрено два контрольных мероприятия — в середине семестра и в конце семестра. Это, в основном, практические работы — нужно написать задачи на программирование или сдать проект. Но бывают и предметы с более сложной, вузовской, системой. Где сначала нужно написать практические задачи, а потом ты сдаешь устную часть. Такого мало, это предметы, связанные с олимпиадным программированием, алгоритмами и структурами данных. Олимпиады не привязаны к предметам и являются отдельным состязанием, независимой проверкой знаний. Они идут, обычно, во второй половине марта — первой половине апреля.

Если ребенок не сдал со второго раза, его могут отчислить. Также ученик может быть отчислен за непосещаемость. Меняются обстоятельства или интересы, он больше не может или не хочет ходить — это нормальная ситуация для дополнительного образования. Но в школе хороший показатель детей, которые остаются — 91%.


Семен Обухов:

— Вступительные экзамены различаются по возрасту. Для маленьких детей они проходят в форме открытого урока, когда нужно отвечать на вопросы на компьютере. Начиная с пятого класса — это классический письменный экзамен по математике, у старшеклассников мы проверяем знания школьной программы. Много нестандартных заданий, чтобы проверить умение логически мыслить. Все тесты разрабатываются преподавателями школы. Но многие дети боятся написать что-то нестандартное, что-то, чему их не учили. На собраниях им объясняют, что не надо бояться писать самые нестандартные решения, ведь этому, к сожалению, не часто учат в общеобразовательной школе.

Если ребенок не прошел по баллам, но мы видим, что он хочет заниматься, предложим пройти вступительные испытания еще раз. На каждом экзамене мы раздаем значки как свидетельство того, что ребенок сдавал экзамен. Был мальчик, который ездил по всем нашим отделениям и с четвертого раза все-таки поступил.

В каждом отделении школы кабинеты называются по-разному. Это сделано для того, чтобы мотивировать детей к большим достижениям. Школа должна создавать сказочную атмосферу, куда хочется вернуться. Мы хотим, чтобы дети шли к нам, предвкушая что-то интересное.

О реальной практике в Яндексе

Сергей Шедов:

— У нас есть завершающий обучение курс — промышленное программирование, аналог производственной практики. Реальное программирование, работа в команде, и мы учим этому ребят. Они выбирают проект и распределяют роли: кто-то будет программистом, кто-то — дизайнером, тимлидом и так далее.

Все наши ученики делают выпускные проекты за рамками школы, чтобы можно было попробовать применить навыки в реальной жизни. Например, они придумали пауэрбанкшеринг: когда человек на одной станции метро берет пауэрбанк и заряжает по дороге телефон, а потом на другой станции сдает устройство. Это был не просто проект на бумаге: была станция, которая выдавала пауэрбанки, и база, считавшая минуты, виртуальные деньги. Этот и подобные проекты — фактически ИТ-стартап, которые старшеклассники делают в течение года и защищают в офисе Яндекса.

Об олимпиадах и соревновательном духе

Семен Обухов:

— Все ученики школы участвуют в олимпиадах по программированию. У нас два типа олимпиад: личные и командные. На командных детям специально дают один компьютер на троих, чтобы они учились договариваться и распределять работу.

В информатике, кроме программирования и робототехники, есть олимпиады по информационной безопасности, которые очень популярны среди студентов. В 2014 году ее первый раз провели для школьников в Москве, до этого были такие соревнования в Екатеринбурге. В первый год анонсировали за месяц до мероприятия и все поехали с теми знаниями, которые были, потому что никто не знал, как готовиться. Наша команда ее выиграла, и потом в течение четырех лет занимала первые места, при этом вчерашние победители возвращались в качестве тренеров и готовили новых участников. Через четыре года организаторы отказались от проведения этих соревнований. Но за это время сложилось сообщество учащихся, которые хотели заниматься именно этим направлением. И мы на базе технопарка провели новую олимпиаду, которая сейчас — самая большая в московском регионе по информационной безопасности.


Наше последнее достижение — победа во Всемирной олимпиаде по робототехнике. В этом году там было более 70 стран, и команда учеников из нашей школы завоевала для России золотую медаль в самой престижной старшей возрастной группе.

Проходные баллы в 2019 году в крупные вузы на ИТ-специальности*:

  • МГУ: информатика — 440, фундаментальная информатика и информационные технологии — 438;
  • ВШЭ: информатика и вычислительная техника — 275, программная инженерия — 300;
  • МГТУ имени Баумана: информатика и вычислительная техника — 280, прикладная информатика — 279;
  • МФТИ: информатика и вычислительная техника — 389.

*В вузах сдают разное количество предметов, от трех до пяти.

О школьном ИТ-образовании

Сергей Шедов:

— Мировая тенденция — дети начинают программировать всё раньше. Когда я начинал программировать, это делали только старшие школьники, а сейчас уже в начальных классах используют планшет. Со временем базовые навыки написания скриптов станут такими же обычными, как и умение читать и писать. Обучаясь программированию, ребенок развивает алгоритмическое мышление — учится планировать деятельность, разбивать задачу на подзадачи — и получает навыки работы с информацией. Сейчас проблема в мире в том, что информации много, и непонятно, как найти нужные данные и проанализировать их. Поэтому, например, во ВШЭ навыкам работы с данными студентов учат независимо от специальности.

Несколько лет назад появилось много школ программирования. Конкуренция выросла, но для нас это стало только плюсом. Когда много школ, уже не надо объяснять, почему это хорошо — обучаться программированию, достаточно продемонстрировать хорошее качество.

Школа №2001

В школе №2001 начался набор на курсы дополнительного образования следующего учебного года. Об этом учреждение сообщило на своем официальном сайте.

Для начального, среднего и старшего образовательных звеньев запланировано более сорока видов деятельности, куда помимо спорта, творчества и языков входят робототехника, программирование и 3D-моделирование.

В первый класс ребёнку идти весело, интересно и немного волнительно. Еще волнительнее — его родителям.

Мы понимаем волнение будущих первоклассников, их мам и пап.

На этой странице вы найдете ответы на популярные вопросы родителей будущих первоклассников. Школа №2001 постарается сделать все возможное для вашей комфортной адаптации к новому периоду школьной жизни.

Каждый год приказом директора в Школе №2001 создается комиссия по организации приема детей в первый класс. При распределении по классам она руководствуется следующими принципами:

  • равномерность и пропорциональность;
  • учёт аргументированных пожеланий родителей при условии соблюдения принципа равномерности и пропорциональности.

Повседневная одежда
В начальной школе существует регламент в одежде (дресс-код).
Мальчики ходят на занятия в классических брюках, свитерах, рубашках, водолазках, жилетах, костюмах. В одежде девочек допускаются юбки, брюки, классические сарафаны, блузки, водолазки. Обязательно наличие сменной обуви без высоких каблуков.

Торжественные мероприятия
На торжественных мероприятиях приветствуется наличие белой рубашки (блузы).

Спортивные занятия
Уроки физической культуры учащиеся посещают в спортивной форме (спортивные шорты, футболка, леггинсы, тренировочные костюмы). На урок физической культуры необходимо иметь спортивную обувь.

Рекомендуем подписать все вещи первоклассника. Вся одежда должна быть удобна для ребенка: легко застегиваться/расстегиваться.

Обучающиеся начальных классов обеспечиваются горячим питанием (завтраками) на бесплатной – за счет средств бюджета школы - основе. Льготные категории - горячим питанием (обедами) на бесплатной – за счет средств бюджета школы - основе. Также обеды можно заказать на платной - за счет средств родителей (законных представителей) - основе. Подробную информацию об организации питания можно узнать здесь

Все учебники и учебные прописи, которые необходимы первокласснику в рамках освоения основной образовательной программы начального общего образования, предоставляются школой бесплатно. Со списком того, что необходимо еще собрать в портфель первокласснику можно ознакомиться здесь

Рекомендуем не приносить на занятия гаджеты и другие ценные вещи.

Пятидневная учебная неделя. Начало занятий в 08.30 Ребенок должен прийти за 15-20 минут до начала занятий. Расписание звонков здесь

До 14.30 для учащихся начальной школы проходит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Во второй половине дня для учащихся проводятся:

  • занятия со специалистами, подробная информация здесь
  • работает группа по присмотру и уходу, подробная информация здесь
  • работают кружки и секции дополнительного образования.

В 2020-2021 учебном году планируются следующие сроки каникул в начальной школе:
• 11.10.2021 – 17.10.2021
• 22.11.2021 – 28.11.2021
• 31.12.2021 – 09.01.2022
• 21.02.2022 – 27.02.2022
• 11.04.2022 – 17.04.2022

Первая встреча родителей с классным руководителем в этом году состоится в конце августа.
В школе существует множество различных форм взаимодействия родителей с учителями и администрацией.

  • Тематические родительские собрания
  • Дни открытых дверей (консультации)
  • Родительские субботы.
  • Родительские гостиные
  • Личные встречи со специалистами, администрацией

В учебном плане 1 класса есть следующие предметы:
• "Русский язык" (4 часа);
• "Математика" (4 часа);
• "Литературное чтение" (5 часов);
• "Окружающий мир" (2 часа);
• "Изобразительное искусство" (1 час);
• "Технология" (1 час);
• "Физическая культура" (3 часа);
• "Музыка" (1 час).

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе — это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.

В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь, с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники (неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).

Как родитель может помочь своему ребенку? Как самостоятельно оценить готовность ребенка к школе? Читайте рекомендации наших специалистов здесь

В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.

В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.

Чаще всего младших школьников забирают из образовательной организации их родители.

В первом и во втором классах редко встречаются случаи, когда дети уходят из школы самостоятельно. В третьем и четвертом классах дети часто могут проделать путь из школы до дома одни.

Сделать они могут это только по письменному заявлению родителей. В заявлении родители указывают, что разрешают своему ребенку одному уходить из школы домой и ответственность за жизнь и здоровье детей берут на себя. Если же такого заявления у классного руководителя нет, то учащийся находится под присмотром учителя до прихода родителей.

Только родители могут решить, с какого возраста их дети будут ходить домой без сопровождения взрослых. Современные средства связи позволяют папам и мамам полностью контролировать этот процесс.

Ещё больше информации для родителей будущих первоклассников Школы №2001 можно найти в специальной памятке

Информация об образовательном комплексе, учебные программы, кружки и секции дополнительного образования, советы родителям и детям

Сергей Шедов — основатель и директор Московской школы программистов. Закончил МГУ, факультет вычислительной математики и информатики и магистерскую программу MBA. Преподает в МФТИ на кафедре алгоритмов и технологий программирования, входит в Федеральную предметную комиссию авторов ЕГЭ по информатике. В 2001 году основал в Мытищах Школу программистов. Председатель предметно-методической комиссии по информатике Министерства образования Московской области.

Семен Обухов — директор по развитию Московской школы программистов. Окончил факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в 2018 году. С 2018 года учится в Институте образования НИУ ВШЭ. На протяжении пяти лет преподает ИТ-дисциплины в Школе программистов. С 2015 года занимается организацией олимпиад, в том числе школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Московской области, а также ежегодная Международная космическая олимпиада.

О том, как стать программистом до того, как это стало трендом

Сергей Шедов:

— Программировать я начал еще в старших классах школы, в начале девяностых. Родители купили компьютер, но без монитора — на него просто не хватило денег. Ждать, когда он появится, я не стал, и начал составлять программы на Basic, ориентируясь на звуковые сигналы системного блока.

После окончания МГУ два года работал в офисе программистом. Но скоро понял, что мне это неинтересно. И когда моя учительница информатики предложила поработать в школе, которую я закончил, сразу согласился. Сначала это были занятия только по субботам, а потом принял решение окончательно поменять работу. Родители это решение не одобрили, потому что я сильно потерял в деньгах — в офисе получал $1 000, а в школе зарплата была всего $50. Но я понимал, что мне это нравится, да и запросы у меня тогда были небольшие — лишь бы хватало на интернет.


Я понимал, что не всем ученикам интересно программирование, и что на уроках информатики готовить айтишников невозможно. Тогда решил создать свою школу программистов. Это было в 2001 году. Сначала это был обычный кружок, куда ходили дети из окрестных школ. Мало кто понимал, что такое программирование, это еще не стало трендом.

Постепенно кружок рос, и через шесть лет я зарегистрировал частное учреждение дополнительного образования. Сейчас у нас учатся чуть более 4 000 детей, из них 30% — онлайн. Очно занимаются ребята из Москвы и Московской области — кроме Мытищ, есть отделения в Москве, Пушкине, Королеве и Долгопрудном, всего их девять. Онлайн учатся дети со всей России, есть даже ребята из Казахстана.

О фундаментальных знаниях, музыке и программировании

Сергей Шедов:

— В 2001 году аналогов такой школы еще не было. Нужно было нарисовать идею в голове. Я 10 лет учился в музыкальной школе и решил объединить этот опыт с опытом обучения в МГУ. Так родилась идея, что ребенок должен не просто поучиться несколько месяцев и уйти. Я хотел давать не только прикладную информацию, но и фундаментальные знания, потому что без этого невозможно стать серьезным программистом. Поэтому в школу не принимают 11-классников — за один год дать серьезные знания невозможно, а мы не хотим заниматься профанацией. В школу берут учеников со второго класса и учат их до 11-го.

Есть мнение, что для программирования не нужно высшее образование. Это зависит от того, чем человеку предстоит заниматься. Например, человек, занимающийся машинным обучением, должен закончить вуз, потому что для этого нужны знания по математике, которые не дают в школе. Надо смотреть в перспективе, что будет востребовано в будущем. Сейчас ты будешь писать программы в скриптовом языке программирования, а через 20 лет это будет не нужно. А для поступления в хорошие университеты надо начинать заниматься информатикой еще в школе.

Мы стараемся идти в ногу со временем и постоянно вводим новые дисциплины. Сейчас в школе есть курсы по интернету вещей, блокчейну, кибербезопасности, большим данным — всё то, что появилось относительно недавно, но без чего уже невозможно обойтись.

Семен Обухов:

— При приеме на работу кандидаты проходят многоступенчатый отбор. Первичное собеседование для преподавателей — открытый урок. В роли учеников выступают наши методисты, которые имитируют поведение детей. Например, если преподаватель собирается работать с пятиклассниками, методисты могут начать драться линейками. Мы смотрим, как человек справляется с такой ситуацией. Тех, кто прошел первичный этап, приглашают на тренинги по педагогическим приемам. Среди тех, кто приходит преподавать, много айтишников и студентов ИТ-вузов, которые до этого не работали с детьми. Поэтому им очень важно дать педагогические навыки. Окончательное решение принимается после финального экзамена, который также проходит в формате открытого урока для методистов. Там кандидаты должны продемонстрировать, насколько хорошо они освоили педагогические навыки, полученные на тренингах.


Сергей Шедов:

О предрасположенности к программированию

Сергей Шедов:

— Я не встречал детей, у которых были бы противопоказания к программированию. Но для успешного обучения ребенку нужно любить и понимать математику. При поступлении мы не требуем начальных знаний по программированию, но проверяем именно математические знания.

Если говорить про личные качества, главное для ребенка, который занимается программированием, — целеустремленность. Он должен не бояться ошибок, относиться к ним спокойно и уметь их исправлять.

Не все хотят быть программистами. Бывает такое, что родители приводят ребенка и говорят, что он будет, например, стоматологом. Но при этом они хотят, чтобы у него были навыки программирования, потому что это пригодится в профессии. В школе готовят не только программистов, выпускники могут работать на стыке наук. Есть примеры, когда дети пришли учиться на программиста, а в итоге пошли в Институт Останкино, потому что им понравился видеомонтаж. Среди наших выпускников есть человек, который увлекся монтажом, уехал в Голливуд и выкладывает фотографии со Спилбергом.

Обучение разбито по семестрам, одновременно в одном семестре у ребёнка, в зависимости от возраста, может идти от одного до трёх предметов. По каждому предмету предусмотрено два контрольных мероприятия — в середине семестра и в конце семестра. Это, в основном, практические работы — нужно написать задачи на программирование или сдать проект. Но бывают и предметы с более сложной, вузовской, системой. Где сначала нужно написать практические задачи, а потом ты сдаешь устную часть. Такого мало, это предметы, связанные с олимпиадным программированием, алгоритмами и структурами данных. Олимпиады не привязаны к предметам и являются отдельным состязанием, независимой проверкой знаний. Они идут, обычно, во второй половине марта — первой половине апреля.

Если ребенок не сдал со второго раза, его могут отчислить. Также ученик может быть отчислен за непосещаемость. Меняются обстоятельства или интересы, он больше не может или не хочет ходить — это нормальная ситуация для дополнительного образования. Но в школе хороший показатель детей, которые остаются — 91%.


Семен Обухов:

— Вступительные экзамены различаются по возрасту. Для маленьких детей они проходят в форме открытого урока, когда нужно отвечать на вопросы на компьютере. Начиная с пятого класса — это классический письменный экзамен по математике, у старшеклассников мы проверяем знания школьной программы. Много нестандартных заданий, чтобы проверить умение логически мыслить. Все тесты разрабатываются преподавателями школы. Но многие дети боятся написать что-то нестандартное, что-то, чему их не учили. На собраниях им объясняют, что не надо бояться писать самые нестандартные решения, ведь этому, к сожалению, не часто учат в общеобразовательной школе.

Если ребенок не прошел по баллам, но мы видим, что он хочет заниматься, предложим пройти вступительные испытания еще раз. На каждом экзамене мы раздаем значки как свидетельство того, что ребенок сдавал экзамен. Был мальчик, который ездил по всем нашим отделениям и с четвертого раза все-таки поступил.

В каждом отделении школы кабинеты называются по-разному. Это сделано для того, чтобы мотивировать детей к большим достижениям. Школа должна создавать сказочную атмосферу, куда хочется вернуться. Мы хотим, чтобы дети шли к нам, предвкушая что-то интересное.

О реальной практике в Яндексе

Сергей Шедов:

— У нас есть завершающий обучение курс — промышленное программирование, аналог производственной практики. Реальное программирование, работа в команде, и мы учим этому ребят. Они выбирают проект и распределяют роли: кто-то будет программистом, кто-то — дизайнером, тимлидом и так далее.

Все наши ученики делают выпускные проекты за рамками школы, чтобы можно было попробовать применить навыки в реальной жизни. Например, они придумали пауэрбанкшеринг: когда человек на одной станции метро берет пауэрбанк и заряжает по дороге телефон, а потом на другой станции сдает устройство. Это был не просто проект на бумаге: была станция, которая выдавала пауэрбанки, и база, считавшая минуты, виртуальные деньги. Этот и подобные проекты — фактически ИТ-стартап, которые старшеклассники делают в течение года и защищают в офисе Яндекса.

Об олимпиадах и соревновательном духе

Семен Обухов:

— Все ученики школы участвуют в олимпиадах по программированию. У нас два типа олимпиад: личные и командные. На командных детям специально дают один компьютер на троих, чтобы они учились договариваться и распределять работу.

В информатике, кроме программирования и робототехники, есть олимпиады по информационной безопасности, которые очень популярны среди студентов. В 2014 году ее первый раз провели для школьников в Москве, до этого были такие соревнования в Екатеринбурге. В первый год анонсировали за месяц до мероприятия и все поехали с теми знаниями, которые были, потому что никто не знал, как готовиться. Наша команда ее выиграла, и потом в течение четырех лет занимала первые места, при этом вчерашние победители возвращались в качестве тренеров и готовили новых участников. Через четыре года организаторы отказались от проведения этих соревнований. Но за это время сложилось сообщество учащихся, которые хотели заниматься именно этим направлением. И мы на базе технопарка провели новую олимпиаду, которая сейчас — самая большая в московском регионе по информационной безопасности.


Наше последнее достижение — победа во Всемирной олимпиаде по робототехнике. В этом году там было более 70 стран, и команда учеников из нашей школы завоевала для России золотую медаль в самой престижной старшей возрастной группе.

Проходные баллы в 2019 году в крупные вузы на ИТ-специальности*:

  • МГУ: информатика — 440, фундаментальная информатика и информационные технологии — 438;
  • ВШЭ: информатика и вычислительная техника — 275, программная инженерия — 300;
  • МГТУ имени Баумана: информатика и вычислительная техника — 280, прикладная информатика — 279;
  • МФТИ: информатика и вычислительная техника — 389.

*В вузах сдают разное количество предметов, от трех до пяти.

О школьном ИТ-образовании

Сергей Шедов:

— Мировая тенденция — дети начинают программировать всё раньше. Когда я начинал программировать, это делали только старшие школьники, а сейчас уже в начальных классах используют планшет. Со временем базовые навыки написания скриптов станут такими же обычными, как и умение читать и писать. Обучаясь программированию, ребенок развивает алгоритмическое мышление — учится планировать деятельность, разбивать задачу на подзадачи — и получает навыки работы с информацией. Сейчас проблема в мире в том, что информации много, и непонятно, как найти нужные данные и проанализировать их. Поэтому, например, во ВШЭ навыкам работы с данными студентов учат независимо от специальности.

Несколько лет назад появилось много школ программирования. Конкуренция выросла, но для нас это стало только плюсом. Когда много школ, уже не надо объяснять, почему это хорошо — обучаться программированию, достаточно продемонстрировать хорошее качество.

Читайте также: