Крупник струна краткое содержание
Обновлено: 21.07.2024
Повести и рассказы
© И. Н. Крупник, 2015
– Знаешь… мой дорогой, жизнь, как струна. Коли ты ищешь, пока ты мыслишь, действуешь, она напрягается – натянутая твоя струна.
Леле – всегда
Из путевых записных книжек
Наш корабль английской постройки. Кроме кубриков три каюты в трюме на носу. В двух четверо инженеров ПИНРО (Полярного института рыбного хозяйства и океанографии). Моя – на одного. Всё это целая история. Матросы называют: научно-фантастический рейс.
На корабль в экипаж я зачислен гидрологом, потому не в кубрике, в каюте. Но сейчас для гидролога работы нет, инженеры испытывают разноглубинные тралы. Капитан предложил мне вакантное: первого помощника (т. е. замполита), по-здешнему помпа. Я отказался, понятно. А тут сошел с ума матрос перед отходом, выводили его, буйного, двое на берег. Я предложил вместо него себя.
Ночная вахта. В рулевой рубке тепло, душно, качает. А воды не видно. Всё черно. Ночь. Лишь наверху, над полубаком, подскакивает луна, узенький лунный серп, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. И над головой всё качается ковш Большой Медведицы.
В рубке отсвечивает картушка компаса и еле-еле аксиометр, да еще медь машинного телеграфа. Мы идем строго по курсу.
Капитан рядом спрашивает удивленно:
– Вы когда-нибудь раньше стояли на руле?
Что ему отвечать…
– Да-а. А у нас матрос Неклюдов два года плавает, а стоять на руле не может.
(Что отвечать… Никто на корабле не знает, что моложавость выручает – что мне не 23, а 33, шесть дней назад исполнилось, что у меня в войну военно-морское училище, канонерка, действующий флот, что и в прокладке штурманской разбираюсь. Никто не знает, как захотелось через столько лет быть снова в море, что больше ни за что не буду я инвалидом, что и в тайге до этого, в 56-м, с геологами работал, а это очень многому еще научило. Якутские похождения перевернули мою сидячую жизнь после войны.)
Прожектор с мостика соскользнул в воду, и засверкал ваер – траловый трос. Белая лента ваера окунулась в голубое пятно на черной воде – след прожектора.
А на горизонте всплыли вдруг и тоже закачались огни. Шли траулеры. Много, много огней. Каждая кучка светлячков – это корабль. И в промежутках черная вода, черное небо.
Однако светлеет постепенно. Отделяется постепенно вода от неба. Показались темные полосы облаков. И над горизонтом заря: розовая и золотая полосы.
Подняли трал. Но не с рыбой, увы. Весь куток забит губкой. Отсюда, сверху, видно. Губки большие беловато-зеленые, словно тыква. И маленькие желтые, как репа.
Музыка плывет по кораблю, и каждые четыре минуты позывные радиомаяков.
Боцман выдал прорезиненную куртку, по-рыбацки – рокон, и такие же штаны – буксы.
Приборка на крыльях мостика, бешеный шланг, драйка квачем и щеткой стен рубки, соленые брызги из шланга, вспоминаю молодость.
«В редакцию нашей газеты поступила заметка от рыбмастера Братанова на боцмана. В этой заметке указывается на то, что якобы боцман выбросил за борт электрические моторы и два стопорных гака.
Наш боцман, как армейский старшина, прижимист, ватник, вместо порванного, не выпросишь.
А Братанов солидный, кряжистый мужичок, для него боцман мальчишка, хотя большой, грузный (но всего-то в действительности на год меня старше – узнал, ему 34, а никогда не скажешь). И еще: у нас кок-повар вовсе не похож на разжиревшего и важного от обеденных проб, он худенький, деликатный и всегда в кепочке, в ней даже еще не вынута магазинная картонка.
Илья Крупник - Струна (сборник) краткое содержание
Струна (сборник) - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Темнеет теперь к 13 часам. А до того такое праздничное зеленоватое море. Разве что около Печорской губы, где глубина 23 метра, цвет воды совсем другой – коричневатый, и волны мелкие. Будто идем по реке.
А в каюте тепло. Слышно, как работает вентилятор, беспрерывно. Когда замолкает, просыпаешься ночью от тишины.
– Ты гуманист, Илья?
– Гуманист… Ну… как все нормальные люди.
– Не-ет, не как все. Тебе в жизни, думаю, немало обид пришлось перенести. И очень тебя, наверно, больно задевало. Ты переживал, конечно.
– Ну всё это не совсем так. Нет.
– А всё равно считаешь, что почти все люди хорошие? Да? Добрая душа…
Нас прерывает, мы слышим тоскливый гудок. Это значит, идет опять снежный заряд. И снова наши разговоры, и снова гудок, как рефрен.
Коля обвязывает меня длинным куском запасного троса, закрепляет конец в гидролабораторной будке. Лезу через борт, одной рукой держусь, другой, нагнувшись, шарю в воде, дергаю, дергаю. Вот, вот, наконец, – где застряло. Нагибаюсь все ниже, ниже. Сейчас свалюсь… Качка. Брызги. Ну. Отцепляю, фу-ух, господи…
Уже декабрь. 1958 год.
Рыбы в тралах всё меньше. Вместо рыбы вытянули акулу.
Она лежала на палубе на боку, огромная, шершавая, серая туша, длиной метра три. Ее кожа, как наждак, жесткая, крепкая, вся в пупырышках. Акула издыхала, тело ее становилось рыхлым. Вчетвером мы так и не смогли ее перевернуть.
Когда она затихла, надо разделывать и избавляться от нее. Даже странно, такое чудовище можно запросто рубить, как простую рыбу. В ее желудке почти непереваренный тюлень-детеныш, камбала и вся наша другая, знакомая рыба.
Ну вот, только-только разрешено войти в зону после испытаний на Новой Земле. Мы входим в зону первыми. Капитан приказал кормить пока команду из консервов, выловленную рыбу ни в коем случае не есть.
Наш кок-повар в кепочке приготовил – чтобы не одни консервы – еду из креветок, божился, что их еще до зоны выловили. Привирает, конечно.
А мы все с удовольствием едим этих креветок, красноватых, скрюченных сейчас рачков, мясо точно у крабов, только сладковатое чуть-чуть.
Гера назвал по латыни Pandalus borealis (если точно передаю) и еще другой вид. Рачки длинноногие, с тонкими длинными усами, тепловодные, но заходят и до Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена.
И всё это обрывается гудками: сплошной снежный заряд. Выбегаем, закрываем лица: с огромной скоростью параллельно палубе летят не нити уже, а снег. И – шторм. Сила ветра, выходит, 10 баллов, а волны… Море покрыто пеной… Траловые доски обледенели, на бобинцах и кухтылях наплывы льда, свисают, раскачиваются, обламываются сосульки под полубаком, сосульки на всех тросах.
И вокруг всё уже стало белым: весь корабль обледенел.
Волны всё выше, всё сильнее и – наконец удар! Прямо в скулу траулера. С такой силой, что вот сейчас, сейчас мы… корабль перевернется, и все мы в воде, в ледяной воде, и на мгновение слова старпома: почти все погибли тогда в снежный заряд.
Очень трудно ходить по неподвижной земле, болят ноги, особенно голени. В порту белый дым, в двух шагах ничего не видно.
Я попрощался со всеми ребятами на судне, мне было с ними хорошо, попрощался с капитаном Василием Денисовичем и со старпомом Николаем Владимировичем.
(Ко мне домой потом приходил даже боцман, он, оказывается, тоже москвич, приходил наш старший гидрологической группы; в общем, те, кто из Москвы. Через какое-то время я вдруг получаю извещение, что на почте мне лежит денежная премия из Мурманска, от тралфлота. Первая в моей жизни такая вот премия.)
Книгу Струна - Илья Крупник читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!
Струна - Илья Крупник краткое содержание
Струна - Илья Крупник читать онлайн бесплатно
Наш корабль английской постройки. Кроме кубриков три каюты в трюме на носу. В двух четверо инженеров ПИНРО (Полярного института рыбного хозяйства и океанографии). Моя – на одного. Всё это целая история. Матросы называют: научно-фантастический рейс.
На корабль в экипаж я зачислен гидрологом, потому не в кубрике, в каюте. Но сейчас для гидролога работы нет, инженеры испытывают разноглубинные тралы. Капитан предложил мне вакантное: первого помощника (т. е. замполита), по-здешнему помпа. Я отказался, понятно. А тут сошел с ума матрос перед отходом, выводили его, буйного, двое на берег. Я предложил вместо него себя.
Рыбачья банка
Ночная вахта. В рулевой рубке тепло, душно, качает. А воды не видно. Всё черно. Ночь. Лишь наверху, над полубаком, подскакивает луна, узенький лунный серп, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. И над головой всё качается ковш Большой Медведицы.
В рубке отсвечивает картушка компаса и еле-еле аксиометр, да еще медь машинного телеграфа. Мы идем строго по курсу.
Капитан рядом спрашивает удивленно:
– Вы когда-нибудь раньше стояли на руле?
Что ему отвечать…
– Да-а. А у нас матрос Неклюдов два года плавает, а стоять на руле не может.
(Что отвечать… Никто на корабле не знает, что моложавость выручает – что мне не 23, а 33, шесть дней назад исполнилось, что у меня в войну военно-морское училище, канонерка, действующий флот, что и в прокладке штурманской разбираюсь. Никто не знает, как захотелось через столько лет быть снова в море, что больше ни за что не буду я инвалидом, что и в тайге до этого, в 56-м, с геологами работал, а это очень многому еще научило. Якутские похождения перевернули мою сидячую жизнь после войны.)
Прожектор с мостика соскользнул в воду, и засверкал ваер – траловый трос. Белая лента ваера окунулась в голубое пятно на черной воде – след прожектора.
А на горизонте всплыли вдруг и тоже закачались огни. Шли траулеры. Много, много огней. Каждая кучка светлячков – это корабль. И в промежутках черная вода, черное небо.
Однако светлеет постепенно. Отделяется постепенно вода от неба. Показались темные полосы облаков. И над горизонтом заря: розовая и золотая полосы.
Подняли трал. Но не с рыбой, увы. Весь куток забит губкой. Отсюда, сверху, видно. Губки большие беловато-зеленые, словно тыква. И маленькие желтые, как репа.
Музыка плывет по кораблю, и каждые четыре минуты позывные радиомаяков.
Боцман выдал прорезиненную куртку, по-рыбацки – рокон, и такие же штаны – буксы.
Приборка на крыльях мостика, бешеный шланг, драйка квачем и щеткой стен рубки, соленые брызги из шланга, вспоминаю молодость.
«В редакцию нашей газеты поступила заметка от рыбмастера Братанова на боцмана. В этой заметке указывается на то, что якобы боцман выбросил за борт электрические моторы и два стопорных гака.
Наш боцман, как армейский старшина, прижимист, ватник, вместо порванного, не выпросишь.
А Братанов солидный, кряжистый мужичок, для него боцман мальчишка, хотя большой, грузный (но всего-то в действительности на год меня старше – узнал, ему 34, а никогда не скажешь). И еще: у нас кок-повар вовсе не похож на разжиревшего и важного от обеденных проб, он худенький, деликатный и всегда в кепочке, в ней даже еще не вынута магазинная картонка.
Ночь. Качка. Спуск трала. На плече тяжелый груз мессенджера, ржавый гак свисает на грудь. Тащу на нос по колено в рыбе. Ноги скользят, в лицо брызги и чешуя, рыбья слизь. Дотягиваюсь на четвереньках до решетки, цепляю гак.
А вокруг всё движется, скрежещет, и надо быть начеку, чтоб не обрушилось на тебя это железо, не стянуло сетями в море, да еще качка, и главное, знать, какая последует вот сейчас, сейчас операция спуска, знать, что делать.
В первую ночь ни черта понять не мог, тянул и тащил что говорили, пока не разобрался, да и они, как писал уже, вовремя оберегали. Потом освоился.
До подъема трала шкерим рыбу прошлого улова. У рыбодела – доска, где ее казнят, прокалываю пикой тресковые морды, цепляю камбалу за белое брюхо, кидаю на рыбодел, следующий отрубает голову, третий взрезает брюхо, вытягивая кровавые кишки и коричневую мокрую печень. Кишки в сторону, печень в открытый трюм.
И опять: согнуться, пикой в оскаленные морды, вскинуть на пику, швырнуть на рыбодел. И опять стук, хряк – рубит голову.
Наконец, тащим шланг, и – бешеный напор: смывает вода с палубы и досок кровавое наше дело.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: литература
Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор - составитель: Лебедев Ю.В.. – Москва: Просвещение, 2010 г
Цель: формирование УУД
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И.Н.Крупника к старшему поколению, прививать у детей чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст, раздаточный материал.
Межпредметные связи: русский язык, МХК, обществознание.
Ход урока:1. ученик выразительно читает стихотворение:
Я вспоминаю детство… Как во сне
Воздушные шары и мягкие игрушки,
Портрет, висящий на стене,
Старинные часы с кукушкой,
И голос мамы, ласковый и теплый,
Зовущий рано поутру –
Все это было только в детстве,
И не вернуться в ту пору.
А через много – много лет
Я одиночество узнала…
Вдруг стало горько от того,
Что жить дается очень мало…
Как крикнуть хочется порой:
А что такое детство, мама?
2. Учитель: (вступительное слово). - Ребята, наш урок мы начали с приятного момента, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (одетстве).
- А что для вас означает детство? (было дано домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о вашем детстве)
Ученик. Для меня, например, детство ассоциируется с родителями, с бабушкой и дедушкой, с теплой семейной обстановкой.
Ученик. А для меня детство – это беззаботнейшее время. Было так просто и легко. Не нужно было задумываться о будущем, переживать.
3. Учитель. Я рада, что ваши воспоминания о детстве очень светлые и теплые. Но, к глубокому сожалению, они бывают и другими. И сегодня на уроке мы с вами убедимся в этом.
А эпиграфом к уроку я взяла следующие слова (Все мы родом из детства. ) Антуан де Сент - Экзюпери.
В конце урока мы снова вернемся к эпиграфу и вы приведете аргументы того, почему именно эти слова выбраны в качестве эпиграфа .
Ребята, тема нашего урока какая будет?- Как назовем наш урок? Запишем все в тетрадь.
Почему детство считается счастливой порой? (Неужели нет памяти у людей?)
- Ребята, какие цели поставим перед собой? (Ответить на вопрос: почему? и неужели? проанализировать рассказ, познакомиться с автором, развивать уважение к близким и родным людям, научиться сопереживать…)
Перед тем, как мы приступим к обсуждению рассказа, давайте проведем словарную работу (готовят дома) парадокс, деликатный, универсал, керамика, керамистка, пюпитр. Обратите внимание на эти слова, так как они встречаются в части А тестов ЕГЭ.
Учитель. Сегодня мы работаем по группам.
Ученик. В 1,7 раза увеличилось умертвление младенцев матерями. Ежегодно около 14 тысяч женщин погибают от руки мужа, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством и более 50 тысяч детей убегают из дома, не выдерживая жестокого отношения к себе.
Учитель.
2 гр. Именно из-за домашнего насилия многие дети бегут из дома, пополняют бесчисленную армию беспризорников. А многие родители, не дожидаясь этого, сами сдают своих малюток в детские дома. Вторая группа должна была подготовить материал о беспризорниках и о детях в детских домах и презентацию.
По статистике 83% детей в детских домах – это социальные сироты, лишь 17% - настоящие, т.е. у которых нет ни матери, ни отца.
Учитель. Можем ли мы назвать причины этой жестокости, этой несправедливости?
Заданием для 3 гр. было найти материал о причинах семейных трагедий.
Я думаю, что основной причиной семейных трагедий, является алкоголь, пристрастие к спиртному, непонимание родителями подростков, просто из интереса, т.е. причин множество.
Ученики: Женщины и дети составляют более 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершённых в семье.
Краткая биография Ильи Наумовича Крупника.
Что же ждет героя в этом городе, где он родился и откуда так давно уехал? (почти ничего, только могилы родителей на городском кладбище).
С какой целью приехал он в родной город после длительного отсутствия? (Навестить могилки родителей, покрасить оградку, прибраться. нанять человека, который бы ухаживал за могилками).
Есть ли имя у нашего героя? (нет).
Как вы думаете, почему? (это образ собирательный, таких случаев бывает много).
С кем первым встречается герой в городе?
Ученик. Герой встречается с Левкой и учителем.
Учитель. Давайте сначала остановимся на встрече с Левкой. Кто такой Левка? Было ли в их встрече что – то необычное?
Ученик. Левка – это одноклассник героя. Они не встречались 25 лет. Лирический герой сначала даже не узнал Левку. А встреча была какой – то сухой, натянутой
1 группа находит и читает:
«-привет, - сказал идущий мне навстречу незнакомый человек. – Здравствуй. Давно ты приехал? Я остановился. Он тоже. Я никогда его раньше не видел.
- смотришь? – не то улыбаясь, не то усмехаясь, сказал он. – что ж, смотри, а я тебя сразу узнал.
Я посмотрел… что за черт, я его не знаю.
Учитель. Рад этой встрече герой? (нет) Верно, ребята, мы видим, что герой совсем не тронут этой встречей. Левка же рад его видеть, везет его к учителю химии, который некогда обучал их. Подумайте и ответьте, для чего они едут к учителю?
Ученик. Недаром мы говорили о прошлом лирического героя. Мне кажется, что этот старик является символом прошлого. В рассказе много элементов – символов того времени: это и старый дом, в котором жил рассказчик, это и краеведческий музей, который он посещал вместе с классом, это и сам Левка, его одноклассник.
Учитель: От прошлого, ребята, никуда не деться, оно всегда будет с нами.
Учитель. Сейчас 2 группа
находит, выразительно читает разговор Левки и рассказчика Ваша задача – вычленить главные слова. Потом мы вернемся к ним.
Ученик. (читает) : « - знаешь, тут есть один старик, он был тоже тебя знаком. Так он мне говорил: Лева, мой дорогой, жизнь, как резинка. Понимаешь?
- нет, ты темнишь. Не понимаю.
Учитель. Проанализируйте, какие слова вы вычленили? Что вам показалось необычным?
Ученик. В данном отрывке автор использовал как художественное очень необычное средство. Сравнивает жизнь с резинкой и струной.
Учитель. А можете ли вы предложить свои сравнения? С чем можно сравнить жизнь?
Ученик. Мне кажется, что нашу жизнь можно сравнить с бурным потоком реки: никогда не знаешь, куда еще прибьет тебя течением.
Ученик. Чем старше становишься, тем больше начинаешь задумываться о своей жизни, о целях, о стремлениях. Понимаешь, что жизнь прожить – не поле перейти.
Ученик. По мысли автора, если человек не имеет высокой цели в жизни, то теряет ее смысл, она становится ничтожной.
Скажите, а можно ли как – то по - другому назвать этот рассказ, как бы его назвали вы?
Учитель. Да, это произведение можно назвать по-разному. Всё будет зависеть от того, какая тема для вас станет главной, ведь это произведение многопроблемное. Еще раз назовите проблемы, о которых автор говорит в своем рассказе.
Что за причина была, что наш герой уходит из дома?
Ученик . А еще здесь поднимается проблема репрессий 30- х годов .
Учитель: Почему герой с чувством тревоги поехал к учителю химии?
Ученик: Это история с учителем истории и запрещенной книгой (зачитайте)
Учитель. Вы верно назвали основные проблемы рассказа. Но идем дальше.
В начале урока мы с вами говорили о том, какими должны быть родители, но ни слова не сказали о поведении и долге самих детей перед родителями. Именно благодаря им, мы получили возможность жить, смотреть на этот мир, слышать звуки, любить, радоваться.
(Работает 3 группа) Какие еще герои появляются в рассказе? Какими они предстают перед нами?
Учитель. Ребята, с помощью какого тропа (средства художественной выразительности) Илья Крупник показывает нам различие этих двух образов?
А вот как автор пишет об Инне:
Какими вам представляются эти женщины?
В чем парадокс этих слов?
Ученик. Сейчас эта проблема стоит как нельзя остро. Материальное преобладает над духовным.
Учитель. Ребята, что же дальше происходит с героем?
Ученик. Он начинает дружить с Инной. Но их романтическая история обрывается. Автор предоставляет читателям возможность самим завершить эту историю.
Ученик. А в конце произведения мы читаем о том, что рассказчик в сопровождении Маруси – уборщицы идет к могиле родителей. Финал символичен: свой долг перед родителями он все - таки выполнил.
- «Какую жизнь вы выбираете для себя: счастливую, радостную, светлую или серую, полную лишений, унижений?)
Учащиеся. Только счастливую.
Ребята, а почему в скобках к теме урока у нас есть слова – неужели памяти нет у людей?
Наверное, потому, что некоторым и вспомнить – то нечего, а именно бывшим беспризорникам и воспитанникам детских домов.
13. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Ответили ли мы на ваши вопросы?
- Какие уроки вы получили для себя?
Домашнее задание на выбор:
Прект – (рисунок, кроссворд), связанный с рассказом.
Сочинение – рассуждение по теме: Действительно ли детство считается счастливой порой?
.Правовой момент. У нас сейчас идет месячник по правовому воспитанию. Найдите в Конвенции о Правах ребенка момент, соответствующий сегодняшнему разговору.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Струна [сборник]: краткое содержание, описание и аннотация
Илья Крупник: другие книги автора
Кто написал Струна [сборник]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Струна [сборник] — читать онлайн ознакомительный отрывок
Илья Наумович Крупник
Повести и рассказы
© И. Н. Крупник, 2015
– Знаешь… мой дорогой, жизнь, как струна. Коли ты ищешь, пока ты мыслишь, действуешь, она напрягается – натянутая твоя струна.
Из путевых записных книжек
Наш корабль английской постройки. Кроме кубриков три каюты в трюме на носу. В двух четверо инженеров ПИНРО (Полярного института рыбного хозяйства и океанографии). Моя – на одного. Всё это целая история. Матросы называют: научно-фантастический рейс.
На корабль в экипаж я зачислен гидрологом, потому не в кубрике, в каюте. Но сейчас для гидролога работы нет, инженеры испытывают разноглубинные тралы. Капитан предложил мне вакантное: первого помощника (т. е. замполита), по-здешнему помпа. Я отказался, понятно. А тут сошел с ума матрос перед отходом, выводили его, буйного, двое на берег. Я предложил вместо него себя.
Рыбачья банка10/Х – 58 г.
Ночная вахта. В рулевой рубке тепло, душно, качает. А воды не видно. Всё черно. Ночь. Лишь наверху, над полубаком, подскакивает луна, узенький лунный серп, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. И над головой всё качается ковш Большой Медведицы.
В рубке отсвечивает картушка компаса и еле-еле аксиометр, да еще медь машинного телеграфа. Мы идем строго по курсу.
Капитан рядом спрашивает удивленно:
– Вы когда-нибудь раньше стояли на руле?
Что ему отвечать…
– Да-а. А у нас матрос Неклюдов два года плавает, а стоять на руле не может.
(Что отвечать… Никто на корабле не знает, что моложавость выручает – что мне не 23, а 33, шесть дней назад исполнилось, что у меня в войну военно-морское училище, канонерка, действующий флот, что и в прокладке штурманской разбираюсь. Никто не знает, как захотелось через столько лет быть снова в море, что больше ни за что не буду я инвалидом, что и в тайге до этого, в 56-м, с геологами работал, а это очень многому еще научило. Якутские похождения перевернули мою сидячую жизнь после войны.)
Прожектор с мостика соскользнул в воду, и засверкал ваер – траловый трос. Белая лента ваера окунулась в голубое пятно на черной воде – след прожектора.
А на горизонте всплыли вдруг и тоже закачались огни. Шли траулеры. Много, много огней. Каждая кучка светлячков – это корабль. И в промежутках черная вода, черное небо.
Однако светлеет постепенно. Отделяется постепенно вода от неба. Показались темные полосы облаков. И над горизонтом заря: розовая и золотая полосы.
Подняли трал. Но не с рыбой, увы. Весь куток забит губкой. Отсюда, сверху, видно. Губки большие беловато-зеленые, словно тыква. И маленькие желтые, как репа.
Музыка плывет по кораблю, и каждые четыре минуты позывные радиомаяков.
Боцман выдал прорезиненную куртку, по-рыбацки – рокон, и такие же штаны – буксы.
Приборка на крыльях мостика, бешеный шланг, драйка квачем и щеткой стен рубки, соленые брызги из шланга, вспоминаю молодость.
«В редакцию нашей газеты поступила заметка от рыбмастера Братанова на боцмана. В этой заметке указывается на то, что якобы боцман выбросил за борт электрические моторы и два стопорных гака.
Наш боцман, как армейский старшина, прижимист, ватник, вместо порванного, не выпросишь.
А Братанов солидный, кряжистый мужичок, для него боцман мальчишка, хотя большой, грузный (но всего-то в действительности на год меня старше – узнал, ему 34, а никогда не скажешь). И еще: у нас кок-повар вовсе не похож на разжиревшего и важного от обеденных проб, он худенький, деликатный и всегда в кепочке, в ней даже еще не вынута магазинная картонка.
Читайте также: