Крупин в дымковской слободе краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Всякий может взять глину, краски, мел, молоко. Но ничего не выйдет, если нет умения. А когда наблюдаешь за работой дымковской мастерицы, кажется всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой, оказалось — это юбочка. Сверху приделала голову, руку, колбаску изогнула коромыслом, вылепила крохотные ведёрки. Стоит водоноска влажная, коричневая, сохнет, светлеет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь — совсем другая: кокошник по-другому, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном. А берёшься сам — глина мнётся легко, готова тебе помочь, но ни во что не превращается, как говорят: "Одна мучка, да разные ручки".

Мастерство дымковских мастериц идёт из глубины веков. Ведь это не просто игрушки эти свистульки, эти коровки, лошадки, всадники, няньки — это начало знания для ребёнка о жизни. Он и играл и входил в мир, который его окружает. И мир этот был прекрасен: высокие гордые шеи коней оплетали чёрные витые гривы, русские печи расцветали розами, нарядные деточки прижимались к расписным подолам матерей, отцы шли за сохой по золотой пашне, ручные медведи плясали под игру своей балалайки, на поросятах ехали весёлые музыканты, Крошечка-Хаврошечка стояла под яблоней с наливными яблочками, храбрые богатыри стояли на страже сказочных городов, индюки вздымали разноцветные хвосты.

Одна дымковская вятская игрушка в состоянии преобразить, сделать праздничной квартиру, может быть, именно оттого, что в ней и огромный труд, и его многовековость.

Её называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Здесь хранилось, передавалось мастерство создания игрушки.

Сидит бабушка, рядом внучки, именно внучки, почему-то мальчики не перенимали глиняное мастерство. Терпения у них не хватало. Им бы всё побыстрей.

А тут дело неторопливое, доскональное, скрупулёзное. Кладёт бабушка свою шершавую морщинистую руку на ладошку внучке, направляет её пальчики. Где не справляются пальчики, им на помощь приходит лопатка — прихлопывать глиняную лепёшку. Рядом стоит чашка с водой, в воду то и дело окунаются пальцы, чтоб глина не приставала к рукам. Или мокрая тряпка. Тряпкой на ночь прикрывают глину, чтоб глина не пересохла.

Игрушки стоят на лавке, ждут обжигания в печи. Сейчас в мастерских специальные печи обжига, а раньше игрушки закаляли в русских печах. Топили жаркими берёзовыми дровами, чисто подметали, ставили на под налепленные фигурки.

Выходили они из печи закалённые, звонкие. Остывали. Разведённым на молоке мелом белили игрушки.

И уже после этого наступала пора росписи.

Если посмотреть на узор дымковских игрушек, он необычайно ярок, праздничен, весел. Кажется, что это достигнуто сочетаниями многих линий, а начинаешь вглядываться и поражаешься, насколько просты, экономны средства росписи: точки, клеточки, линии прямые и волнистые, кружочки, пятна. Но всё дело в их сочетании

Может быть, главное волшебство дымковского чуда в том, что его красота не повторяется никогда.

Взять крохотных козликов в модных штанишках — и ни один не похож на другого. Уж что говорить о медведях — у них не только роспись, не только лепка разные, но у каждого свой характер. И ни одного злого. Все добрые и весёлые. Один похитрей, другой простоват, третий себе на уме.

Самое последнее, что делает мастерица с игрушкой, это украшает её золотыми лепестками.

Операция называется "сажать золото". Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда "сажают золото", то от сквозняков закрывают форточки, чтоб лепесточки не улетели. Вот мастерица легонько коснулась кисточкой, смоченной в сыром яйце, золотого квадратика, поднесла его к игрушке и посадила на своё место: водоноске и барыням на шляпы, на кокошники, петухам на гребни, оленям на рога, гребцам на вёсла, волшебным деревьям на ствол и яблоки. и игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными.

И впрямь, на них не наглядеться. Смотришь, и на душе становится радостно, а на сердце спокойно.

И всё из глины. А глядишь на глину — ничего на ней, кроме крапивы, не растёт.


Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки.

Приходила зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так каждый год. Много, много лет. Сто. Сто пятьдесят. А может, и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Своё умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, – художественные мастерские дымковской игрушки.


Давайте зайдём туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками, коробки с яйцами. Молоко. Вот почти и всё, что нужно для создания глиняных коников, сказочных, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках. Нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок. Диковинных оленей, козу и семерых козлят. А то и дрессировщиц с собачками, весёлую карусель.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой – оказалась это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведёрки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала и… поставила фигурку сушиться.

На лавке уже много глиняных влажных водоносок сохнет. Ждут обжигания в печи.

Из печи они выходят закалённые, крепкие, звонкие.

Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. И потому пёстро, весело от такого хоровода красок!

Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барыням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это всё из глины.

• 1. Расскажи, почему дымковская игрушка так называется.

• 2. Найди и прочитай, как мастерица делает водоносок.

• 3. Расскажи, каким бывает узор на дымковских игрушках. В какие цвета они раскрашены?

Вопросы и задания для повторения

• 1. Что ты знаешь о хохломе?

• 2. Какие народные игрушки ты знаешь?

• 3. Расскажи о дымковской игрушке.

• 4. Подумай, почему хохлома, русская матрёшка, дымковская игрушка так нравятся людям разных стран. Какие игрушки изображены на иллюстрациях?

Все в ней чудесно, в этой небольшой книжке - иллюстрации А. Аземши, и напевное повествование, расцвеченное вкусными словечками: водополица, вприщурку, тряпица. И природа вятского края с такой любовью выписана, что просто в горле щемит и хочется про свой родной край тоже вот такими же словами бегом написать - ведь и у нас не хуже!

Герои все тут живые, настоящие: Федя, мать его Надежда, археолог Алексей Иванович, смешной напыщенный гимназист.

Небольшое личное. Эта книжка была у нас дома, в Ленинграде, о чем я начисто забыла - и когда покупала ее у букиниста, ничего мне не "звякнуло", покупала как просто очередную книжку из серии, которую я собираю.

И вот приехала книжка ко мне домой, стала я ее смотреть. И как в ванночке с проявителем, со страниц книги стали появляться туманно будто бы знакомые откуда-то строки. Что-то смутно вспоминалось - будто читала я ее когда-то давно. И когда дошла до места, где Федя отпрашивается у матери в сосновый бор сходить, а она ему отвечает:

"- Иди, куда хочешь.
- Ты не так отпускай, - сердито сказал Федя, - ты говори так: иди, Федюшка, я ждать буду. Да хлеба отрежь, сколь не жалко.
Мама засмеялась, радуясь строгости сына и похожести его на отца, отрезала толстый ломоть от каравая и поцеловала Федю на дорогу".

И вот тут оно "выстрелило", откликнулись эти слова через почти что 30 лет - вспомнила я книжку, была она у нас дома.

Повесть "В Дымковской слободе" - о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена. В слободе Дымково, близ города Кирова (раньше он назывался Вяткой), глиняные свистульки лепились на протяжении многих веков, лепят и теперь. Повесть Рассказывает о дымковской игрушке конца XIX века, когда "коник", "собачка" или "барыня" были копеечным творением, ярким и зазывистым, первою красою детства.
Русская изба не терпела пустого украшательства. Вот и дымковская игрушка, эта цветная глиняная лепнина, была для игра, для забавы, для сердечного восхищения. Она назначалась ребенку, ее не жалко было, покрутивши в руках, и облизать, а особо полюбившуюся лелеять в своем углу, нянчить и тетешкать.
Владимир Крупин - выходец из Вятки, все тамошнее ему родное и близко знакомое. Он про вятские земли пишет всю жизнь, и пишет хорошо. Может, и не игрывал он в детстве "коником" и "собачкой", но сейчас у него богатейшая коллекция "дымки", и этот праздничный хоровод, мне думается, очень помогал писателю сочинять столько нехитрое, но чистое признание в любви к вятской игрушке.


Музыкальный момент: R.E.M. - Losing My R 09.09.2017 --> Смотрели: 8 (2)

-Музыка

-Стена

-Рубрики

  • Андерсен Ганс Христиан (всё) (19)
  • Русалочка (3)
  • Снежная королева (5)
  • Новый год,всё сразу (2)
  • Афоризмы и цитаты (29)
  • Библиотеки (5)
  • Библия (7)
  • Богословие (254)
  • Великий пост (12)
  • Евангельское чтение и толкование (56)
  • Иисус Христос (86)
  • ПАСХА и пасхальный период (18)
  • Святоотеческое наследие (64)
  • Страстная Седмица (19)
  • Страшный Суд (17)
  • Винтаж (3)
  • Дети (172)
  • Детская литература (83)
  • Детское творчество (6)
  • Евреи (59)
  • Женщина и ее мир (333)
  • Знаменитости современности (36)
  • Интернет (49)
  • сайты интересные и полезные (15)
  • Искусство (1308)
  • Акварель (106)
  • Песни, история создания (9)
  • Архитектура и скульптура (49)
  • Батик и роспись по шёлку (11)
  • Блейк Уильям (2)
  • Графика (133)
  • декоративно-прикладное (96)
  • Живопись (717)
  • Зарубежные художники (568)
  • Импрессионизм (31)
  • История одной картины (13)
  • Кино и театр,актеры (16)
  • Книжная иллюстрация (275)
  • Компьютерное искусство (25)
  • Народные промыслы России (14)
  • орнаменты разных стран и эпох (9)
  • Открытки разные (24)
  • Прерафаэлиты (5)
  • Религиозное искусство (217)
  • Русские художники (473)
  • Сальвадор Дали (4)
  • Фотографии (116)
  • Музыка (114)
  • История (205)
  • Личности (125)
  • Хазары и Хазарский Каганат (2)
  • Мировая Закулиса (5)
  • Николай II (14)
  • Советский Союз (29)
  • Книги (261)
  • "Маленький принц" (6)
  • "Капитан Немо" и другие романы Ж.Верна (5)
  • "Мастер и Маргарита" (15)
  • "Робинзон Крузо" Д.Дефо (2)
  • Алиса в стране чудес (11)
  • Д.Свифт.Приключения Гулливера (2)
  • Король Артур и рыцари Круглого стола (6)
  • Красная Шапочка (3)
  • Поэзия и поэты (113)
  • Приключения и фантастика (17)
  • Проза (47)
  • Толкиен "Властелин колец" (2)
  • Коллекционерам разных собраний (18)
  • Кошачий мир (35)
  • Куклы (15)
  • Кулинария простая и вкусная (26)
  • Вкусняшки(рецепты блюд) (11)
  • Лисицы,зайцы и прочие (18)
  • Литература (74)
  • Булгаков Михаил (11)
  • Жюль Верн (4)
  • Волошин Максимилиан (2)
  • Достоевский Фёдор Михайлович (7)
  • Лермонтов Михаил Юрьевич (1)
  • Поэзия Серебряного века (2)
  • Пушкин Александр Сергеевич (8)
  • любовь и романтика (35)
  • мир Бабочек (4)
  • мир Волка (7)
  • мир Лошадей (2)
  • Мир птиц (11)
  • мир Собак (5)
  • Моё избранное (162)
  • Монастыри православные (40)
  • Афон и святогорцы (11)
  • Дивное Дивеево (6)
  • Москва ( и всё о ней ) (4)
  • Наука (38)
  • Ученые (25)
  • Непознанное и таинственное (32)
  • Нравственность и Этика (67)
  • письма и дневники великих и знменитых (7)
  • Под водой (7)
  • Политика и Экономика (87)
  • Православие (490)
  • Ангелы,Архангелы и иные Бесплотные силы (20)
  • Протоиерей Олег Стеняев (2)
  • Бесы и дьявол (18)
  • Богородица (49)
  • Икона православная (144)
  • Проповедники православные (33)
  • Протоирей Артемий Владимиров (4)
  • Святые и праведники (167)
  • Христианская этика (православная) (137)
  • Чудеса и мистика (128)
  • Природа (167)
  • Притчи самые разные (15)
  • Психология (44)
  • Размышления вслух (63)
  • Рассказы (14)
  • Рождество Христово.Всё по теме (10)
  • Рукоделие разных видов (18)
  • Сказки (94)
  • Алиса в стране чудес.Льюис Кэрролл (9)
  • Красная Шапочка (3)
  • Страны и народы (1348)
  • Азия (70)
  • Америка (46)
  • Англия (73)
  • Африка (1)
  • Ватикан (3)
  • Все прочие страны (25)
  • Германия (25)
  • Греция (14)
  • Европа (129)
  • Израиль (35)
  • Индия (4)
  • Италия (22)
  • Китай (37)
  • Корея (обе) (14)
  • Россия (749)
  • СССР (103)
  • США (77)
  • Традиции и обычаи (31)
  • Украина (24)
  • Франция (58)
  • Япония (41)
  • Творчество моё и друзей (31)
  • Стихи Вероники (18)
  • Философия (5)
  • Цветы (12)
  • Церкви ( храмы ) православные (14)
  • Чай и Кофе (6)
  • Юмор добрый (15)
  • Языкознание занимательное (5)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Все в ней чудесно, в этой небольшой книжке - иллюстрации А. Аземши, и напевное повествование, расцвеченное вкусными словечками: водополица, вприщурку, тряпица.

И природа вятского края с такой любовью выписана, что просто в горле щемит и хочется про свой родной край тоже вот такими же словами бегом написать - ведь и у нас не хуже!

Герои все тут живые, настоящие: Федя, мать его Надежда, археолог Алексей Иванович, смешной напыщенный гимназист.

Небольшое личное. Эта книжка была у нас дома, в Ленинграде, о чем я начисто забыла - и когда покупала ее у букиниста, ничего мне не "звякнуло", покупала как просто очередную книжку из серии, которую я собираю.

И вот приехала книжка ко мне домой, стала я ее смотреть. И как в ванночке с проявителем, со страниц книги стали появляться туманно будто бы знакомые откуда-то строки. Что-то смутно вспоминалось - будто читала я ее когда-то давно. И когда дошла до места, где Федя отпрашивается у матери в сосновый бор сходить, а она ему отвечает:

"- Иди, куда хочешь.
- Ты не так отпускай, - сердито сказал Федя, - ты говори так: иди, Федюшка, я ждать буду. Да хлеба отрежь, сколь не жалко.
Мама засмеялась, радуясь строгости сына и похожести его на отца, отрезала толстый ломоть от каравая и поцеловала Федю на дорогу".

И вот тут оно "выстрелило", откликнулись эти слова через почти что 30 лет - вспомнила я книжку, была она у нас дома.

Повесть "В Дымковской слободе" - о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена. В слободе Дымково, близ города Кирова (раньше он назывался Вяткой), глиняные свистульки лепились на протяжении многих веков, лепят и теперь. Повесть Рассказывает о дымковской игрушке конца XIX века, когда "коник", "собачка" или "барыня" были копеечным творением, ярким и зазывистым, первою красою детства.


Русская изба не терпела пустого украшательства. Вот и дымковская игрушка, эта цветная глиняная лепнина, была для игра, для забавы, для сердечного восхищения. Она назначалась ребенку, ее не жалко было, покрутивши в руках, и облизать, а особо полюбившуюся лелеять в своем углу, нянчить и тетешкать.
Владимир Крупин - выходец из Вятки, все тамошнее ему родное и близко знакомое.

Он про вятские земли пишет всю жизнь, и пишет хорошо. Может, и не игрывал он в детстве "коником" и "собачкой", но сейчас у него богатейшая коллекция "дымки", и этот праздничный хоровод, мне думается, очень помогал писателю сочинять столько нехитрое, но чистое признание в любви к вятской игрушке.

Читайте также: