Круглый стол профилактика правонарушений в школе

Обновлено: 05.07.2024

Формирование системы правовых знаний, правовой культуры у подростков.

Систематизировать знания обучающихся об ответственности подростков.

Обучить основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Ход классного часа

Во время нашего заседания мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях, об ответственности какую несут подростки, и узнаем легко ли быть законопослушным. Все мы прекрасно знаем, кого называют гражданином, знаем, что каждый гражданин обладает правами и обязанностями и знаем, что такое права и обязанности. Давайте вспомним, что права и обязанности граждан нашего государства закреплены в Конституции РФ. А вы знаете, в каких еще документах говорится о правах и ответственности граждан?

Примерные ответы учеников:

Всемирная декларация прав человека

Конвенция о правах ребенка

Уголовный Кодекс РФ

Семейный Кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Гражданский Кодекс РФ

Земельный Кодекс РФ

Жилищный Кодекс РФ

Учитель: Ребята, у вас сейчас сложный и одновременно интересный возраст 14-16 лет. Вокруг много соблазнов. Но вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Именно об этом говорится в статье 19 Конституции России. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ и Закон Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае". Что же вы обязаны знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?

Учитель: Давайте посмотрим на презентацию. Итак, существует 4 вида юридической ответственности в зависимости от вида нарушений:

Административная

Дисциплинарная

Гражданско-правовая

1.Административная ответственность несовершеннолетних.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

К административным правонарушениям относятся:

- появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- распитие спиртных напитков в общественных местах;

- совершение мелкого хулиганства;

- нарушение правил дорожного движения;

- нарушение противопожарной безопасности и др.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:

Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,

предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

– лишение права заниматься определённой деятельностью;

– лишение свободы на определённый срок.

Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.

Срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях общего режима.

3. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность .

Регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:

Учитель: А теперь давайте рассмотрим понятие видов нарушений:

Правонарушения бывают преступные – это преступления и непреступные – это проступки.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, согласно ст.14 УК РФ.

Проступки – это все непреступные правонарушения, классифицированные относительно отраслям права: административные, гражданские, правонарушения в сфере трудового законодательства, нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

Учитель: Рассмотрим несколько примеров:

Пятиклассник Дима не приступил к занятиям в школе после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответ учеников: Это проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил .

Учитель: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы , в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса ( администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны :

выполнять задания по теме занятий;

не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания;

не опаздывать на занятия;

бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его

порчи восстанавливать за счет средств родителей;

уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учитель: Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Ответ учеников: Проступком.

Попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно расценить их поведение?

( В данном примере имеют место 2 административных правонарушения )

1. Административную ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся (несовершеннолетним) спиртного,

2. Сами учащиеся – за приобретение и распитие спиртного.

Учитель: А сейчас мы проведем блиц-опрос и определим, группа экспертов, какого класса лучше разбирается в правовом аспекте. Вопросы будут заданы экспертным группам по очереди. Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет. У вас минута на размышление.

Грабеж, разбой (14 лет)

Похищение человека (14 лет)

Хулиганство (14 лет)

Угон автотранспорта (14 лет)

Нарушение изобретательских и патентных прав (16 лет)

Неоказание помощи больному (16 лет)

Нарушение требований пожарной безопасности (16 лет)

Вандализм (14 лет)

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (14 лет)

Жестокое обращение с животными (16 лет)

Учитель: Да, лучшей оказалась группа экспертов … класса.

Учитель: Переходим к следующему заданию. Каждой группе мы раздадим по карточке с ситуациями. Наши эксперты должны будут проанализировать ситуации, и сказать, какие меры наказания понесут ребята. А потом мы попросим нашего инспектора … прокомментировать ответы ребят. Правы ли они были в своей оценке.

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Ситуация 3.

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Ситуация 4.

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения . (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Инспектор ОДН: (делает свой комментарий)

Учитель: Ребята, у кого есть вопросы к инспектору … по каким-нибудь статьям Кодекса Административных правонарушений или проступкам, пожалуйста, задавайте. Она у нас настоящий эксперт по этим вопросам.

Ученик 1: Какое наказание предусмотрено для несовершеннолетних за нарушение комендантского часа в Ставропольском крае?

Ученик 2: С какого возраста и за какие правонарушения наступает административная ответственность несовершеннолетних?

Ученик 3:С какого возраста и за какие правонарушения наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?

Ученик 4:Какое наказание предусмотрено за кражу для подростка?

Ученик 5:Какое наказание предусмотрено для подростка за причинение телесных повреждений другим людям?

Ученик 1: Легко, если соблюдаешь законы и не ущемляешь права другого человека.

Ученик 2: Если мы не будем отступать от требований правовых норм и уважать права других людей, не только свои, мы будем законопослушными гражданами.

Учитель: Вы правы. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда надо помнить о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Круглый стол

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Цели проведения:

профилактика правонарушений несовершеннолетних;

пропаганда правовых знаний;

формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;

развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Ход круглого стола:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме: о правонарушениях, которые совершают подростки, о видах ответственности и об их последствиях.

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы с вами провели анкетирование по проблеме профилактики правонарушений в молодёжной среде. Результаты данного анкетирования мы узнаем в течении сегодняшнего мероприятия.

1. Совершал ли ты правонарушения?

2. Совершал ли ты преступления?

По первым двум вопросам выяснилось, что в 8 классе законопослушных обучающихся 6 из 11, в 9 классе - 5 из 12

3. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?

4. Случалось ли, чтобы ты пытался оскорблять, унижать кого-то?

5. Случалось ли, чтобы ты отбирал вещи, деньги, требовал

принести что-либо из дома?

(например, на первый вопрос отвечали нет, а при ответе на вопросы 3 - 5 давали положительный ответ) .

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это такой поступок человека, который является очень опасным для других людей, общества, государства и обязательно записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

СЛАЙД 4-6 (СИТУАЦИИ)

Наше мероприятие я хочу продолжить со слов Л.Н. Толстого:

- Я думаю, что каждый из вас применял когда-либо к себе данные слова: не выучу сегодня урок, ну и что – все так делают; обману родителей – все так делают; выпью пиво – все так делают. Это можно продолжать до бесконечности.

По результатам анкетирования в нашей школе распространены следующие правонарушения:

Распитие спиртных напитков – 2

Порча имущества – 1

Порча имущества – 5

- Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, добиваться своих целей, при этом нередко отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях. Или же вступить на путь преступления в поисках легкой и быстрой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем не менее, почему же количество малолетних преступников не уменьшается? Может они не понимают и не осознают всю серьёзность поступка, а может быть они и не знают, что бывает за совершённое правонарушение?

Какие виды ответственности существуют применительно к несовершеннолетним?

Ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.

Оказывается, что уже в школьных стенах ученики начинают совершать преступления. Юные помощники полиции города Вольска приготовили для вас фильм, чтобы вы увидели какие преступления вы совершаете в школе. (просмотр видеоролика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Ход круглого стола:

Видеофрагмент №1 (девочки 10 класса)

Что такое, правонарушение?

Как вы думаете, совершали ли вы когда-нибудь правонарушение?

Какие поступки совершённые подростком можно охарактеризовать как преступление?

Совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение, если бы знали, что за этим не последует никакого наказания?

Хорошо ли вы знаете виды ответственности за совершённое правонарушение или преступление?

- Итак, вы увидели и услышали ответы ваших сверстников. Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить, какую проблему обсуждать? (Ответ участников).

Верно – о правонарушениях, которые совершают подростки, о видах ответственности и об их последствиях. В нашей школе был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Итоги представлены на слайде. (соц. опрос)

К результатам опроса мы ещё обязательно вернёмся, а сейчас продолжим.

- Итак, просмотрев видеофрагмент и результаты социологического опроса, вы, думаю, поняли, что, к сожалению и вы, и многие несовершеннолетние не имеют полного представления о правонарушениях и недостаточно серьёзно относятся к этой проблеме.

- Эпиграфом к мероприятию я взяла слова Л.Н. Толстого:

- Я думаю, что каждый из вас применял когда-либо к себе данные слова: не выучу сегодня урок, ну и что – все так делают; обману родителей – все так делают; выпью пиво – все так делают. Это можно продолжать до бесконечности.

- Почему подростки совершают преступления? Как этого избежать? На эти и другие вопросы нам помогут ответить гости, которые будут полноправными участниками сегодняшней беседы.

- Мне хочется представить наших гостей:

- Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, добиваться своих целей, при этом нередко отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях. Или же вступить на путь преступления в поисках легкой и быстрой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее, почему же количество малолетних преступников не уменьшается? Может они не понимают и не осознают всю серьёзность поступка, а может быть они и не знают, что бывает за совершённое правонарушение?

Разобраться в этом нам поможет правовая основа: Что такое правонарушение, проступок? Чем они отличаются? Какие виды ответственности существуют применительно к несовершеннолетним?

- А сейчас, я вам предлагаю выполнить следующее задание. (работа в группах)

- У вас на столе лежат юридические термины и их пояснения. Ваша задача подобрать к термину правильное пояснение. Самим понять его и объяснить другим.

СЛАЙД (на слайде термины + пояснение)

Преступление – это такой поступок человека, который является очень опасным для других людей, общества, государства и обязательно записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание.

Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое за-коном и влекущее наказании.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодек-сом. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность – применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законода-тельства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность – регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: воз-мещение вреда, уплата ущерба.

- К сожалению, не всегда молодые люди осознают, насколько тонка грань между беспечностью, безответственностью и совершением противоправного действия. Юность – самая прекрасная пора в жизни, но и самые безрассудные поступки совершаются именно в этот период. Как вы думаете, какие правонарушения и проступки, совершаемые школьниками, могут привести к неприятным последствиям.

1.Мальчик витрину разбил в магазине,

Утюг подарить он хотел тёте Зине.

Но тетя не рада подарку такому

В милицию мальчик поедет из дома

(Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества)- преступление

2. Мальчик Иван кататься любил,

Старую бабушку на улице сбил.

Теперь не придется Ивану гонять,

Будет свой срок в тюрьме отбывать

( Причина смерти по неосторожности) - преступление

3.Маленький мальчик снежками игрался.

Прохожих пугал он и матом ругался.

Но мальчика дядя поймает за шарф

И папа заплатит внушительный штраф.

( Мелкое хулиганство или нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) – административное правонарушение

4.Ограбить сберкассу два друга решили:

Из шапок они себе масок нашили.

Но хоть деревянным и был пистолет,

Срок будет реальным, сомнения нет.

(Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья).- преступление

5.Решили ребята машину угнать,

Выкуп хотели с владельца содрать.

Водить не умели – столкнулись с забором:

Теперь в милиции угонщики – воры.

( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)

6. Свастику выбил Артем на ремне,

Вышел гулять и был счастлив вполне.

Ему дядя в форме вдруг путь преградил,

Ремень отобрал и штраф наложил.

( Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутик) – административное правонарушение

7.Маленький мальчик шестнадцати лет

У деда стащил наградной пистолет.

В соседа попал он, хоть метился в галку …

Приехала быстро машина с мигалкой.

( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) – преступление

За хвост их таскала, пинала и била.

Теперь издеваться не над кем Оле –

Оля теперь на особом контроле.

( Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье) – преступление

9.Маленький мальчик с приятелем Мишей

Хотели костер развести, где потише.

Огонь разгорелся – и мальчиков ищут.

От леса осталось одно пепелище.

( Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности)-правонарушение

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана –

Штраф две тысячи баксов – вот шутки цена.

11.Света и Катя чай вместе пили

И что – то подружки не поделили:

Быстро накрыло лицо кипятком,

Дружба ли это – решит все закон.

(Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека) – преступление

12. Подарили Женечке фотоаппарат

Стать папарацци мальчик будет очень рад.

Но творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

( Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких)

13. Ребята решили водки попить

Поймали бойцов по - горячим следам,

Теперь затаскают их по судам.

(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека) – преступление

И в туалет во дворе сходить он решил.

Но следит за порядком староста дома –

Выплатит штраф нарушитель закона.

( Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) - правонарушение

15. Не нравился мальчику дядя один,

Мальчик в еду ему сыпал стрихнин.

И хоть не довел того дядю до гроба –

Ждет мальчика камера, шконка и роба.

(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха) - преступленье.

16. Быть парикмахером Дима привык

В автобусах деньги из сумочек стриг.

Не избежать теперь ему приговора -

Подстригли в колонии нашего вора.

( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)

17. С детствам скейтбордом Степан увлекался ,

По улицам лихо на скейте катался.

Бабушку Маню сбил он случайно,

Но штраф за аварию будет реальным.

( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) – правонарушение

18. Федору нравились с детства петарды,

Он запускал их с огромным азартом.

Звонко сыпались стекла балкона,

Теперь он ответит перед законом.

( Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) – правонарушение

19. Маленький мальчик травку любил

С друзьями в подвале ее он курил.

Теперь у ребят другая забота:

Сажают травку на штраф работах.

(Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление , переработка наркотических средств, психотропных средств или их налогов) - преступление

20. Терпеть соседей Андрюша не мог

И вечером дверь им в квартиру поджег.

Из – за пожара пол дома сгорело,

Теперь заведут уголовное дело.

( Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества) - преступление

- Слово предоставляется_____________________________________________________

- А какие же виды ответственности существую за правонарушения в нашей стране. На этот вопрос нам поможет ответить_____________________________________________

- А теперь давайте подробно рассмотрим и обсудим несколько правонарушений. В ходе обсуждения я предлагаю участвовать всем.

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девушек. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду, и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл быстро.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.

- Прокомментировать мы попросим____________________________________________

Статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- Внимание на сцену

Инсценировка

На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они же всё пропивают. Вот кручусь – как могу.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны.

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница. Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушай, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался. И потом, мы же в другой район города поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали.

1-я девочка: Ужас! А ты в полицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет полиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же полиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама неделю назад подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама. А может ты и украла.

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может, мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе.

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, честное слово.

2-я девочка: Ага, что-то очень они похожи на мои.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, мы вон в том доме на 6 этаже живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с моим дорогим кольцом удрать – мы тебя из-под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, ну и дурра нам попалась.

2-я девочка: Теперь в скупку, рублей 800 дадут за сережку.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает…

- Как вы думаете, о каком правонарушении шла речь в этой сценке? (мошенничество) Какое должно последовать наказание?

- Прокомментировать это правонарушение мы попросим _________________________

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

исправительными работами.
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

- А сейчас внимание на экран (ролик об алкоголизме)

- Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: широкое распространение наркомании, алкоголизма и употребления табачных изделий – проблема номер один в молодежной среде не только в Челябинской области, но и во всем мире.

- Слово предоставляется наркологу____________________________________________

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

- Слово предоставляется _____________________________________________________

- В вашей жизни у многих людей бывают ситуации, когда им предлагают выпить какой-нибудь алкогольный напиток и у них не получается отказаться, несмотря на то, что они знают о последствиях. То есть нужно правильно уметь отказаться, сказать НЕТ.

- А сейчас, внимание на экран (просмотр до паузы)

- А теперь мы рассмотрим ещё один из видов правонарушения – это нарушение правил дорожного движения.

- Ребята, скажите мне пожалуйста, что мы можем нарушать на дорогах.

- Слово предоставляется _____________________________________________________

Просмотр окончания ролика.

- А теперь вернёмся к результатам нашего социологического опроса.

- Что проводится в нашем городе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

- Слово предоставляется _____________________________________________________

- как не стать жертвой преступника из интернета

- как не стать жертвой употребления ПАВ (алкоголь, табакокурения, наркотики и др.)

- как не стать жертвой ДТП

Рефлексия (остался при своём мнении, задумался, изменил свою точку зрения)

- Закончить наше мероприятие я хотела бы притчей.

Все ли делают так? Как в жизни поступить: сопротивляясь бурному потоку плыть к своей цели, или же повинуясь течению реки, встретится с бездной. Решать вам.

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать развитию связной речи учащихся.

«Помните, что совершая правонарушение,

вы не только нарушаете Закон,

но и причиняете боль родным и

Вступительное слово. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего занятия.

И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Учитель: Я не случайно попросила вас назвать свой возраст. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.

Подросток. Ещё говорят – несовершеннолетний. Это – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности . Это когда детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно даётся каждому человеку.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье невыносимой, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу.

Право и закон - тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуациях.

Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции Российской Федерации – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?

Ответы детей (ответственным, законопослушным)

Быть ответственным – отвечать за свои действия

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

- Представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное УК РФ

Учитель: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса.Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблеме.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Проступок или преступление

  1. Порвал учебник одноклассника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одноклассника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в школе
  6. Переходил дорогу в неположенном месте
  7. Разбил мячом окно
  8. Нецензурно выражался в общественном месте
  9. Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
  10. 16-летние ребята сломали дерево в парке
  11. 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить

Вид ответственности: административная или уголовная

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Данный вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. В качестве примера можно отметить следующие: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией (при этом организация проституции – это уголовная ответственность), мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. При этом, если несовершеннолетний, не достигший 16 летнего возраста, распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, то административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие спиртные напитки или иные одурманивающие вещества несовершеннолетнему, будут привлечены к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность. За совершение обучающимися дисциплинарного проступкаустанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление. Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено за: Длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин) на учебных занятиях в течение учебного года.

  1. Василий, 14 лет, в школе разбил стекло.
  2. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
  3. 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда.
  4. Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
  5. Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
  6. Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
  7. 15 летние подростки в парке разожгли костер.
  8. Петр, 16 лет, сорвал цветы с клумбы.
  9. Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников

Определить является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать . (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение)

3. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

4. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и в парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража 14 лет)

7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул,

говорит, что не хочет посещать уроки и учиться в школе. Я считаю, что это проступок.

(Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).

Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ)

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Учитель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.)

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(Проступок. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности)

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это преступление.

(Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ)

Ситуация № 5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Я считаю, что это проступок.

(Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

6. Памятка школьнику

Во-первых , не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых , школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых , ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв.


Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"

Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ.


Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"


Круглый стол "Законы Истока"

Детская организация "Исток" это добровольная организация, объединяющая творческих, активных, инициативных учащихся 1-11 классов. По каким законам, заповедям живет и работает наша организация и основны.


Беседа за круглым столом: закон для подростка

С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением р.

Читайте также: